Четверг, 08.12.2016, 10:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ

Т.М.Баринова

Проблемы создания и развития института семьи и семейного воспитания всегда привлекали внимание исследователей разных эпох и направлений. Еще в одной из первых книг человечества — Библии (Ветхий Завет) в определенной степени обобщен этнокультурный древнеиудейский опыт организации семьи и основ воспитания детей. Первое генеалогическое древо было представлено в теогонии — мифологических представлениях о родословии богов.

Семья — это многогранная система и поэтому имеет много аспектов анализа. Объективно надо отметить, что существует общая позиция, которая объединяет современные философские, социологические и психолого-педагогические исследования о семье и семейном воспитании. В обобщенном виде это утверждение о том, что в системе разнообразных социальных институтов и групп семья наиболее важна и необходима, очень специфична и достаточно закрыта и, в идеале, она выступает как эмоционально насыщенный и действенный компонент позитивного становления личности ребенка. Кроме этого, важной составляющей семьи является не только взаимодействие и взаимоотношения в диаде «родители — ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей, что и является важной основой «присвоения» ребенком разнообразнейших пластов культуры.

Также многочисленные психолого-педагогические исследования говорят и о разнообразии подходов к анализу процесса освоения ребенком культурного потенциала вообще и в семье в частности (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.А. Караковский, И.С. Кон, В.Т. Кудрявцев, Г.А. Ковалев, А.В. Мудрик, В.А. Петровский, Д.И. Фельдштейн и др.).

В контексте заявленной нами темы есть необходимость рассмотреть наиболее значимые из подходов.
Один из них связан с особенностями социализации ребенка. Ведь традиционно считается, что в социальном развитии ребенка ведущее место занимает процесс присвоения им нравственных ценностей своей семьи, своего народа и, позднее, присвоение нравственных общечеловеческих ценностей. При этом влияние семьи имеет решающее значение.

Конечно, общество заинтересовано в том, чтобы его члены овладели ролями мужчины или женщины (поло-ролевая социализация), могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности (профессиональная социализация), создали прочную семью (усвоили семейные роли), были законопослушными гражданами (политическая социализация) и т. д. Все это характеризует человека как объект социализации. Но сущность ее этим не исчерпывается. А.В. Петровский правомерно утверждает, что человек становится полноценным членом общества, будучи не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект человек не просто усваивает социальные нормы и культурные ценности общества. Это усвоение идет в неразрывном единстве активности человека, его саморазвития и самореализации в обществе. Важно, что в процессе социализации развивается личность человека.
От человека в соответствии с его возрастными возможностями ждут приобщенности к возможному уровню культуры, овладению некоторой суммой знаний, умений и навыков, определенного уровня сформированности, направленности личности. Социально-культурный ряд имеет как бы два слоя. С одной стороны, это задачи, предъявляемые человеку в вербализированной форме институтами общества, с другой — воспринимаемые им из общественной практики нравов, обычаев, традиций, психологических стереотипов непосредственного окружения. Эти два слоя могут совпадать, могут не совпадать между собой, нередко частично противоречат друг другу.

А.В. Петровский (1982) рассматривает процесс социального развития личности как диалектическое единство прерывности и непрерывности. Первая тенденция отражает качественные изменения, порождаемые особенностями включения ее в новые социально-исторические условия, вторая — закономерности развития в рамках данной референтной общности.

По мнению В.А. Петровского (1987) способность быть личностью можно определить как способность к осуществлению акта персонал изации, объединяющему три конституирующих момента: социально-типический, индивидуальный и всеобщий. Социально типическое означает соответствие активности индивида общепризнанным и необходимым образцам социальной жизни общества на данном этапе его развития. Индивидуальное указывает на своеобразие системных связей индивида с обществом в целом. Во всеобщем раскрывается его готовность к решению социальных задач, порождаемых движением общества вперед.

Для нашего исследования структуры и функций семейных традиций важно, что каждому из моментов персонализации соответствует особый процесс (фаза): адаптация — присвоение индивидом социальных норм и ценностей, становление социально-типического; индивидуализация — открытие или утверждение «Я», выявление своих склонностей и возможностей, становление индивидуальности; интеграция — изменение жизнедеятельности окружающих людей, осуществление «личностных» вкладов и их принятие окружающими и тем самым утверждение своего инобытия в других людях.

Сегодня не подлежит сомнению, что семья является универсальным фактором социализации человека, так как все члены семьи находятся в родственных, а потому в тесных контактах друг с другом. Задачи, объективно предъявляемые человеку в процессе социализации, в первую очередь формируются семьей. Практически весь набор механизмов социализации представлен в семье. Но для выявления более детальной картины развития личности ребенка-дошкольника в семье целесообразно рассмотреть данную проблему в русле концепции социоисторической характеристики мира человека, т. е. того, что присваивается личности и составляет содержание ее социальных системных качеств в данной культуре, к чему приобщается личность в системе общественных отношений. А.Г. Асмоловым в работе «Культурно-историческая психология и конструирование миров» (1996) обосновывается положение о том, что ключом к пониманию движения личности в социальной системе является категория «социально-исторический образ жизни». Данная категория, как и связанные с ней представления о «социальной ситуации развития», дает возможность снять оппозицию «личность-общество», рассмотреть закономерности движения «личности в обществе», а также провести анализ развития личности как бы на пересечении трех координат — исторического времени, социального пространства и жизненного пути личности в обществе.

Рассматривая эти направления в исследованиях значения семьи в становлении и развитии субкультуры детства, можно сказать, что все эти доказательства являются системообразующими, но не могут считаться завершающими, если не рассмотрена еще очень важная проблема: что может считаться позитивным в развитии ребенка дошкольного возраста.

Для этого мы должны обратиться к книге ВТ. Кудрявцева «Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка» (1997). Здесь мы находим важное утверждение о том, что в настоящее время «детство становится особым периодом жизни, специально отведенным для общей ориентации в сложно организованном мире человеческой деятельности» [Кудрявцев, 1997, с. 39]. Как далее утверждает автор, «перед детьми возникает новая социальная задача — интеграция во взрослое сообщество. Эта задача носит творческий характер, так как предполагает освоение детьми тех идеальных форм деятельности, которые им заданы взрослыми как общественные образцы» [Там же].

В.Т. Кудрявцев также называет следующее разграничение, с которым мы полностью согласны: социализация предполагает усвоение детьми норм предустановленного социального миропорядка и соответствующих ЗУНов, образующих как бы поверхностный слой культуры, ее утилитарную оболочку. «Врастание» (Л.С. Выготский) ребенка в культуру, в ее глубинные пласты — это процесс «подлинного освоения культуры, включающий в себя и элементы культуротворчества» [Кудрявцев, 1997, с. 44]. Далее мы читаем: «В этом процессе дети осваивают общечеловеческий потенциал, причем не только уже реализованных, но и не прояв¬ленные, скрытые возможности созидательной деятельности детей. Эти возможности так же, как и ЗУНы, воплощены в грандиозной системе вещей, созданных человеком для человека; в способах человеческих взаимоотношений по поводу этих вещей. Они, как и ЗУНы, исторически передаются от поколения к поколению и присваиваются детьми. Однако происходит это по другим законам».

Таким образом, общий анализ современных исследований по выделенной нами проблеме позволяет дать более объективную характеристику семьи как стимулирующей среды первоначального освоения мира культуры ребенком:
– семья — важнейший институт культуры, являющий собой персональную среду жизни и развития человека от рождения до смерти, особенности и качество которой определяется рядом параметров;
– семья в конкретном социальном пространстве (например, современная семья конца ХХI в. в северо-восточном регионе РФ) предметной действительности участвует в процессе приобщения ребенка через совместную деятельность к общественно-историческому опыту: к «полю значений», существующих в форме схем действий, ролей, понятий, различных социальных символов и норм, традиций, обычаев. Условие развития личности ребенка в семье определяется тем, что он включается в поток деятельности (а не только поток сознания), в процессе ее усваивает экстериоризованные в человеческом мире «значения». Это «поле» ребенок находит как «вне его существующее», им воспринимаемое, усваиваемое, как то, что входит в его образ мира (А.Н. Леонтьев). Организуя деятельность ребенка, взрослые непрерывно подтверждают реальность его существования, но истинным конструктором индивидуальной мотивации личности ребенка является деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений в семье;
– семья предоставляет ребенку потенциальное пространство выбора как объективно заданное. Именно в этом смысле появление ребенка в «мире человека» делает его членом семейной группы, в которой ему « заданы» принадлежность к ней и экономические условия, и социальная позиция и т. п. Эти социально-предметные особенности образа жизни семьи выступают как потенциальные возможности развития или неразвития личности ребенка и опосредуются следующими моментами: отношением к типам жизнедеятельности, социальным ценностям, нормам участников совместной деятельности; оценкой их совместной деятельности, индивидуальными свойствами и возможностями, мотивами и целями самой личности. Культурно-исторические, культурообразующие ценности и атмосфера семьи определяют, становится ли она средой саморазвития и ареной самореализации ребенка и его воспитания.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. — М.,1996.
2. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. — М., 1997.
3. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. — Ростов н/Д, 1996.

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (04.02.2016)
Просмотров: 153 | Теги: СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016