Воскресенье, 04.12.2016, 04:57
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

Самовоспитание в нравственном представлении народа Саха

Е.Г.Винокуров, П.П.Неустроев

Самовоспитание в нравственном представлении народа Саха

В отечественной философско - социологической и психолого - педагогической литературе существуют много точек зрения о структуре нравственных качеств личности, о субординации этих качеств, о путях и способах формирования. Они выражены в исследованиях и работах Л.М.Архангельского, Е.А. Ануфриева, В.Г. Алексеевой, В.А. Бакштановского, В.Н. Блюмкина, А.А. Гусейнова, О.Г.Дробницкого, Л.Н. Когана, Т.И. Лапиной, В.П. Коблякова и др. Мы солидарны с мнением Т.В.Пелевиной, которая исходит из следующей структурной типологии нравственных качеств:
1. Собственно - нравственные качества: чуткость, человечность, порядочность, нравственная чистота, вежливость, воспитанность, честность, справедливость, скромность, учтивость, благородство;
2. Нравственно - идеологические качества: принципиальность, убежденность, устойчивость жизненной позиции;
3. Нравственно - деловые качества: деловитость, верность слову, дисциплинированность, объективность в оценке дел людей:
4. Нравственно - психологические качества: сдержанность, спокойствие, сила характера, общительность, внимательность, глубокий внутренний такт;
5. Нравственно - поведенческие качества: умение понимать людей и разбираться в них, умение строить взаимоотношения с людьми, приятность в общении и поведении, форма и манера обращения, значение норм поведения, оказание помощи, готовность помочь, жизнерадостность;
6. Нравственно - гигиенические качества: аккуратность, опрятность, чистоплотность (1. 113 - 116).

Предметность самовоспитания - один из его краеугольных принципов, позволяющий преодолеть абстрактные призывы «стать лучше», «работать над собой». Самовоспитание, как и воспитание должно быть предметным, конкретно ориентированным. Однако наличие определенного нравственного идеала не гарантирует того, что человек сделает самовоспитание способом достижения этого идеала. Очень важно, чтобы человек «присвоил этот нравственный идеал, сам захотел стать лучше». Доктор философских наук, профессор В.Д. Михайлов подчеркивает: «Нравственная зрелость человека определяется его умением в коллективе. Отсюда следует основной принцип самовоспитания: всегда соотносить свои мысли, чувства, поступки, действия - словом, свою жизнь с жизнью общества, с его нравственным идеалом. Общество есть совокупность личностей и их взаимоотношений. Следовательно, чем образованнее и воспитаннее, нравственно целостней будет каждый, тем больший успех ждет это общество»(2,101).

Самовоспитание в народном представлении имеет большое значение в жизни человека. В нем выражается уверенность, что подрастающее поколение путем самовоспитания могло выработать в себе самые наилучшие человеческие качества: благородство, вежливость, правдивость, скромность, справедливость, честность.

Например, у народа саха в работе с мальчиками с раннего детства внушали им, что они должны стать настоящими мужчинами, что подразумевало прекрасное физическое развитие, уверенное мастерство в труде и деликатное, дипломатическое отношение в общении с окружающими людьми разных возрастов, любых поколений, должностей и среды воспитания.

Таким образом, процесс нравственного становления личности и опыт воспитания народа саха ориентирован на общечеловеческие ценности. Культура народа саха, да и других народностей Севера имеет родственные связи с самобытными традициями Востока в большей степени, чем к своеобразиям культуры Запада. Такой выбор сложился исторически, испокон веков.

Духовность это понятие объемное, чем обыденное наше восприятие. В системе культуры в предстоящем будущем духовная деятельность человека займет подобающее место. Раз внимание общества на государственном уровне будет обращено на индивида, то проблема формирования личности человека будет стоять в центре общественного обозрения. Реальный смысл приобретет философское обоснование человеческой деятельности. С одной стороны, человек рождается, становится и формируется в семье. С другой стороны, человек не только пожинает плоды воспитания, но и работает над сотворением своей личности. Притом, преобразование личности происходит в процессе постоянного самосознания, самоконтроля, в результате длительной работы над собой, над обогащением и совершенствованием духовной натуры.

В условиях Крайнего Севера, Республики Саха (Якутия), в проблемах выживания культур такой поворот является обусловленным историческим подходом. Быть духовным - значит быть человечным, нести людям добро и благо, постоянно стремиться к высотам культуры и знаний, гармонировать межличностные и межнациональные отношения, непосредственную связь с природой.

Таким образом, самовоспитание и самосознание своей природы , своих возможностей помогут каждому человеку и этносу найти свое историческое место, занять свою нишу в общей системе арктической, приполярной культуры народа саха и северных народностей.

Литература

1. Пелевина Т.В. К вопросу о нравственном авторитете в студенческой учебной группе / Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов. Л.,1978. - С. 113 - 116.
2. Михайлов В.Д. Поднимись над собой. Якутск, 1989.- С.101.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (26.07.2016)
Просмотров: 51 | Теги: саха | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016