Четверг, 23.11.2017, 14:22
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

И.С.Лилякова
Институт сервиса, туризма и дизайна, филиал Северо-Кавказского федерального университета,
Пятигорск, Россия

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Приобщение студенческой молодёжи к физической культуре — важное слагаемое в формировании здорового образа жизни. Наряду с широким развитием и дальнейшим совершенствованием организованных форм занятий физической культурой решающее значение имеют самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, студенты, здоровье, субъективные факторы, мотивация, потребности.

 
Здоровье и учёба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность [3]. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.

Физические нагрузки представляют собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, а также организованных или самодеятельных занятий физической культурой и спортом, объединённых термином «двигательная активность». У большого числа людей, занимающихся умственной деятельностью, наблюдается ограничение двигательной активности [5].

Специалист, завершивший обучение по дисциплине «Физическая культура», должен обнаружить мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, сформированную потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом, в физическом самосовершенствовании [1]. Известно, что высшая школа получает на каждом этапе своего развития новый социальный заказ по повышению качества знаний специалистов и улучшению общей работоспособности. Достижение цели во многом зависит от объёма и содержания двигательной активности, использования различных форм и средств физической культуры [2].

Известно, что интенсификация обучения приводит студентов-первокурсников к повышенной утомляемости, что и определяет поиск новых форм и методов работы по физической культуре. Отношение студентов к физической культуре и спорту — одна из актуальных социально-педагогических проблем. Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двуединой позиции — как личностно значимая и как общественно необходимая. Многочисленные данные науки и практики свидетельствуют о том, что физкультурно- спортивная деятельность ещё не стала для студентов насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное внедрение среди студентов самостоятельных занятий физическими упражнениями недостаточно [4]. Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность.

С целью определения различных форм самостоятельных занятий физическими упражнения
ми среди студентов Института сервиса, туризма и дизайна (филиал Северо-Кавказского федерального университета в г. Пятигорске) нами изучалось их субъективное отношение к физической культуре, определялись место и роль занятий в структуре интересов личности. У 46,8 % опрошенных занятия физическими упражнениями повышают общий уровень здоровья, у 34,0 % — улучшают общее настроение и самочувствие. Спортивное мастерство повышается у 12,5 % студентов, у 6,7 % совершенствуется техническое мастерство. Определено, что 31,8 % первокурсников и 40,6 % второкурсников (в обоих случаях юноши) предпочитают в свободное время дополнительно заниматься самостоятельно. Для проверки содержания самостоятельных форм занятий мы провели эксперимент на двух группах. Первая группа занималась самостоятельно игровыми видами спорта без контроля преподавателя, вторая группа — под контролем преподавателя по заранее подготовленным заданиям. Обе группы занимались по 1 ч 3 раза в неделю. При сравнении полученных данных нами выявлено, что двигательная активность участников первой группы оказалась значительно ниже, моторная плотность составила 20-26 % при 50-55 % плотности занятий, проведённых во второй группе. За время эксперимента посещаемость занятий студентами в первой группе составила 57-62 %, во второй — 90-94 %. Проведённое собеседование со студентами первой группы выявило, что многие не знают, чем заниматься, в каком объёме и какие упражнения использовать на занятии для развития физических качеств, овладения основами техники избранного вида спорта и как построить занятия, чем и объясняется низкая посещаемость и плотность занятий.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. У студентов сформировано убеждение в положительном воздействии занятий физической культурой. Внимание специальных кафедр необходимо направить на воспитание привычки, навыка и потребности к реализации этого убеждения у вновь поступающих студентов.

2. Желание заниматься самостоятельно физической культурой и спортом не подкрепляется уровнем теоретико-методической подготовленности студентов.

3. Эффективнее проводить самостоятельные занятия студентов под контролем преподавателя по заранее подготовленным домашним заданиям.

Наши выводы подтверждаются и данными опроса студентов разных лет о влиянии субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих их к самостоятельным занятиям и активной физкультурно-спортивной деятельности.

Влияние субъективных факторов на формирование мотивов, побуждающих студентов к самостоятельной деятельности, %

Приведённые данные свидетельствуют о закономерном снижении влияния всех факторов- побудителей в мотивационной сфере студентов от младших курсов к старшим. Значимой причиной психологической переориентации студентов является повышение требовательности к физкультурно-спортивной деятельности.

Студенты старших курсов более критично, по сравнению с младшими курсами, оценивают содержательный и функциональный аспекты занятий, их связь с профессиональной подготовкой. Тревожным выводом из данных таблицы является недооценка студентами таких субъективных факторов, воздействующих на ценностно- мотивационные установки личности, как духовное обогащение и развитие познавательных возможностей. В определённой степени это связано со снижением образовательно-воспитательного потенциала занятий и мероприятий, смещением акцента внимания на нормативные показатели, физкультурно-спортивной деятельности, ограниченностью диапазона педагогических воздействий. На наш взгляд, задачу формирования мотивов, переходящих в потребность физических упражнений, призваны решать лекции по физической культуре, практические занятия, массовые оздоровительно-спортивные мероприятия.

Список литературы

1. Алексеева, Е. Н. Здоровьесбережение — основное направление в самостоятельной работе студентов / Е. Н. Алексеева, М. В. Астахова // Актуальные вопросы образования и науки : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., 30 дек. 2013 г. — Тамбов, 2014. — С. 12—15.
2. Бабченко, А. П. Формирование требований к уровню профессиональной подготовки выпускников вузов на основе системного подхода / А. П. Бабченко // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. — Пятигорск, 2015. — С. 39—42.
3. Виленский, М. Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей / М. Я. Виленский, Р. С. Сафин. — М. : Просвещение, 2009. — 305 с.
4. Лубышева, Л. И. Теоретико-методологические и организационные основы формирования физической культуры студентов : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Л. И. Лубышева. — М., 1992. — 58 с.
5. Лубышева, Л. И. Анализ развития студенческого спорта: состояние и перспективы / Л. И. Лубышева, Н. В. Пешкова // Теория и практика физ. культуры. — 2014. — № 1. — С. 39—41.

Для цитирования: Лилякова, И. С. Исследование эффективности самостоятельных занятий студентов физической культурой и спортом / И. С. Лилякова // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2016. — Т. 1, № 2. — С. 105—108.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (04.09.2017)
Просмотров: 43 | Теги: спорт, физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь