Суббота, 19.08.2017, 03:01
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В.Е.Жабаков

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рассмотрена проблема исследования эффективности организации самостоятельной работы в процессе профессиональной подготовки. Предлагается решение данной проблемы через формирование самостоятельности как качества личности студентов в процессе решения творческих самостоятельных работ.

Ключевые слова: процесс обучения, профессиональная подготовка, самостоятельная работа, автономность.

 
Актуальность. Новые требования к подготовке специалистов в высшей школе предполагают выход за рамки традиционных академических структур с монофункциональной направленностью образовательного процесса и построение образовательного пространства педагогического вуза, интегрирующего ресурсные потенциалы различных социально-педагогических систем, благодаря чему актуализируется широкий спектр возможностей профессионализации специалиста. Всё это определяет необходимость разработки теоретико-методологических, научно-практических основ подготовки специалиста по физической культуре в образовательном пространстве педагогического вуза, моделирующего новый тип педагогической реальности и, соответственно, профессиональной деятельности педагога [2]. Обращение к проблемам оптимизации самостоятельной работы студентов и обозначение их в качестве важнейшего направления профессиональной подготовки явились результатом возрастающего значения в современном обществе «самостоятельности» как качества личности [1-5].

Цели и задачи исследования. Выявить критерии, определяющие эффективность организации самостоятельной работы в процессе профессиональной подготовки специалиста физической культуры. В качестве такого критерия мы выделили автономность учебной деятельности студентов. В психологии обучения понятие «автономность» тесно связано с понятием «самостоятельность личности». Автономность предполагает сознательную обоснованность действий, проявление самостоятельной воли. Поэтому к психологическим свойствам автономности в психологии принято относить самоконтроль, умение регулировать собственное поведение, умение сохранять собственное мнение, склонность брать на себя ответственность [2].

Материалы и методы исследования. Для диагностики «автономности—зависимости» в учебной деятельности мы использовали специальный тестовый опросник Г. С. Прыгина [3]. Методика диагностирует оба типа испытуемых: «автономных» и «зависимых», а также определяет группу «неопределённых». «Неопределённые»—это такие испытуемые, которых нельзя отнести с достаточной степенью уверенности ни к «автономным», ни к «зависимым».

В соответствии с логикой эксперимента мы отнесли «зависимых» к низкому уровню (7 и меньше баллов), «неопределённых» —к среднему уровню (8-10 баллов), «автономных» — к высокому уровню (11 баллов и больше). Выборку исследования составили студенты Высшей школы физической культуры ЮУрГГПУ в количестве 55 человек.

Результаты исследования показывают, что на этапе констатирующего эксперимента в выборке преобладает группа «зависимых» испытуемых (48,1 %). Диагностика «зависимости» в учебной деятельности у большинства испытуемых не является случайной. Традиционная система обучения ведёт к формированию психологически зависимого стиля учебной деятельности вследствие отсутствия вариативности и гибкости в процессе обучения.

«Автономные» испытуемые в ходе констатирующего эксперимента проявили, во-первых, сознательную мотивированность действий, наличие твёрдых убеждений, умение сохранять собственное мнение, умение регулировать собственное поведение. Следовательно, «автономность —зависимость» определяют не только решение познавательной задачи, но и совокупность качеств и отношений, направленных на саморегуляцию, мобилизацию и адаптацию к внешним условиям.

Результаты исследования и их обсуждение. Самостоятельная работа является особой формой учебной деятельности в процессе подготовки специалиста по физической культуре. П. И. Пидкасистый предлагает рассматривать самостоятельную работу как «средство включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство её логической и психологической организации» [1]. Использование системы самостоятельных работ позволяет формировать самостоятельность как качество личности специалиста по физической культуре. Самостоятельность как качество личности развивается только в активной творческой деятельности.

В ходе формирующего эксперимента нами использовались виды самостоятельных работ, описанные в классификации П. И. Пидкасистого: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу; реконструктивно-вариативные самостоятельные работы; эвристические самостоятельные работы; творческие самостоятельные работы [1]. Логика организации самостоятельных работ заключалась в постепенном переходе от репродуктивных видов работы к творческим. Например, от заполнения таблицы к решению психолого- педагогической задачи, от составления схемы к брейн-мэпу.

После проведения формирующего эксперимента наблюдается качественное изменение показателей по критерию «автономность». Так, в ЭГ-1 количество «зависимых» (низкий уровень) уменьшилось на 25,9 %, группа «неопределённых» увеличилась на 14,8 %, значительное увеличение отмечается в группе «автономные»—на 40,7 %.

Таким образом, дидактическая организация самостоятельных работ в процессе профессиональной подготовки специалиста физической культуры предполагает проведение условно-адекватного перевода, перекодирования информации, результат которого—появление в сознании студента условно-нового знания по отношению к исходной информации и теоретической модели в целом. Оно открыто обучающимся самостоятельно, что придаёт знанию личностный смысл.

Опыт формирования теоретического понятия в процессе выполнения творческих самостоятельных работ позволяет обрести образ действия, выработать собственную позицию, что проявляется в умении комбинировать варианты действия и находить новые решения, ориентации на целостное восприятие и осознанный результат деятельности.

Список литературы

1. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасисто- го.- М. : Пед. о-во России, 1998.- 640 с.
2. Психология : учеб. пособие для пед. ин-тов / под ред. А. А. Смирнова и др.- М. : Учпедгиз, 1956.575 с.
3. Реан, А. А. Практическая психодиагностика личности : учеб. пособие / А. А. Реан.- СПб., 2001.224 с.
4. Черкасов, И. Ф. Методологические аспекты физкультурного образования / И. Ф. Черкасов, Д. В. Викторов, С. А. Ярушин // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та.- 2015.- № 10.- С. 87-91.
5. Ярушин, С. А. Проектирование самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности студентов / С. А. Ярушин // Вестн. Челяб. гос. ун-та. Образование и здравоохранение. - 2014.- № 1.- С. 93-96.

 Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т.1, № 4

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (23.06.2017)
Просмотров: 26 | Теги: физкультура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь