Четверг, 26.04.2018, 22:29
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

САМОКОНТРОЛЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В МАС-РЕСТЛИНГЕ

Д.Ф.Палецкий
В.Н.Алексеев

САМОКОНТРОЛЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ В МАС-РЕСТЛИНГЕ

Мас-рестлинг динамичный, бесконтактный вид силового единоборства, который требует от спортсменов не только физическую, но и техническую, тактическую и психологическую подготовку. Совершенствование процесса управления подготовленностью спортсменов в данном виде спорта на основе метрологического обоснования различных видов педагогического контроля и самоконтроля является актуальной научной проблемой, которая является недостаточно разработанной.

В тоже время, совершенствование системы самоконтроля непосредственным образом связано и с теоретической разработкой и внедрением методологии программирования и управления тренировочным процессом как юных квалифицированных спортсменов [13,15,19], так и высококвалифицированных спортсменов различных видов спорта [5,6,7,8,9,18]. Поэтому мы сочли необходимым рассмотреть особенности самоконтроля как активной самостоятельной деятельности занимающихся при занятиях спортом и выявить основные средства самоконтроля, которые используют квалифицированные спортсмены и тренеры при занятиях мас-рестлином в учебно-тренировочном и соревновательном процессе, что, на наш взгляд, позволит замкнуть цепь управления «педагог-врач-занимающийся».

Возникает необходимость осветить экспериментальные подходы к изучению самоконтроля в спорте.

Проблеме самоконтроля, как это показало изучение специальной психолого- педагогической литературы, в последнее время уделяется довольно большое внимание. В теоретико-эмпирических подходах к проблеме исследователи отмечают, что эффективность самоконтроля у спортсменов во многом определяется его оперативностью и своевременностью.

Оперативность самоконтроля одно из основных условий эффективности действий спортсмена, ибо многие спортивные и профессиональные действия требуют быстроты и своевременного начала, например, своевременность проведения приема в спортивной борьбе, своевременное использование специальных и подручных средств т.п. Кроме того, реализация технико-тактических действий строго лимитирована по пространственно-временным н биодинамическим параметрам, осуществляется с учетом своевременного их согласования по времени, ритму, темпу. Причем исходная готовность спортсмена к реализации предстоящего действия предполагает использование различных образцов-эталонов, выполнение нормативных правил и ритуалов, использование идеомоторного тренинга и специального и всегда осознанного контроля за собственным тактическим планом ведения спортивной борьбы. Объем необходимой объективной и субъективной информации самоконтроля должен быть достаточным для принятия спортсменом и тренером-педагогом при необходимости и врачом определенных управленческих решений.

Все многообразие указанных выше контролируемых переменных в актах самоконтроля спортсмена в разные периоды его подготовки требует от него активной мыслительной работы и поиска ответа на многие вопросы, относящиеся к тому, что и как контролировать, ради чего и с какой целью осуществлять этот контроль? И, наконец, осознавать и осмысливать факторы, обуславливающие необходимость и потребность в самоконтроле.

Значимое и содержательное исследование самоконтроля у спортсменов- прыгунов в высоту, проведенное В.М. Дьячковым [8] показало, что прыгуны- мастера спорта чаще контролируют такие элементы техники, как стартовый подход, фазу «входа» и толчок, вход на планку, положение над планкой и акценты временного ритма. Интересно, что в ходе реализации автоматизированных действий-навыков мастера спорта контролируют более крупные элементы прыжка. Кроме того, результаты исследования позволили автору сделать следующие выводы:

1. Осознанный самоконтроль спортсмена по отношению к реализации двигательного действия является необходимым условием его соревновательной готовности

2. Непосредственным регулятором акта самоконтроля в каждой попытке является преимущественно сенсорно-прецептивные образцы-эталоны.

3. Самоконтроль - это важнейший показатель технической зрелости спортсмена и является важнейшим механизмом его резервной надежности, ибо в этом случае спортсмен способен на основе текущего самоконтроля и экстренной мобилизации к распознаванию допущенных ошибок и их корректировки в последующих попытках.

Необходимо отметить большое количество экспериментальных работ, выполненных с целью повышения надежности и эффективности функционирования субъекта в различных видах спорта при использовании методик психической саморегуляции, в том числе и в единоборствах.

Наиболее продуктивной, в том числе и в контексте нашего исследования, нам представляются работы Ю.Б. Никифорова [14], Г.Б. Баймеева [1]. Методические рекомендации авторов по применению средств и методов психической саморегуляции в тренировке квалифицированных единоборцев опираются на необходимость овладения ими знаниями, умениями и навыками самоконтроля психического состояния. Ю.Б. Никифоров констатирует [14]: «... Можно ли говорить о психической саморегуляции, если спортсмен не умеет контролировать психические состояния? Конечно нет, поскольку самоконтроль психического состояния предполагает умение различать отдельные ощущения, выделять главные из них и правильно их оценивать». Как показывает практика, это умение далеко не у всех спортсменов развито в должной степени. Поэтому им следует овладевать знаниями, умениями н навыками самоконтроля психического состояния.

Экспериментально проверены и рекомендуются методики самоконтроля и саморегуляций психического состояния, а именно:
1. Психической работоспособности.
2. Нервно-психической активности.
3. Эффективности восстановления работоспособности при использовании различных методов восстановления.
4. При усвоении и закреплении технико-тактических действий.
5. Поведенческих реакций.
6. Степени устойчивости к стрессовым ситуациям.

Б.Д. Блюменталь, Н.А. Худадов, Е.Н. Логинова [4] исследовали особенности личности и психической саморегуляции легкоатлетов и выявили, что особенности самоконтроля у представителей различных видов легкой атлетики (спринтеров, стайеров, метателей, прыгунов, многоборцев) строго специфичны, вероятно это положение характерно и для других видов спорта.

В исследовании В.Э. Мильмана [12] изучавшего влияние соревновательных условий на структуру самоконтроля фигуристов, было обнаружено, что текущий самоконтроль у спортсменов проявляется по-разному. В условиях тренировки в сферу осознания и контроля попадает большее по объему количество технических элементов, в то время как в условиях соревнований под влиянием сильною эмоционального возбуждения самоконтроль нарушается: спортсмен озабочен контролем только за теми элементами, значение которых наиболее высоко - это сложные прыжку повороты и сложные связки. Несколько снижен уровень контроля за «осанкой», «скоростью скольжения». Далее автор рекомендует: «...в условиях эмоциональною возбуждения спортсмен должен пытаться сохранить активность самоконтроля, не стремясь снижать уровень оптимального возбуждения... При сохранении правильной системы самоконтроля эмоциональные переживания и физиологическое возбуждение должны исчезнуть как бы сами собой».
Однако автор не контролировал экспериментально уровень возбуждения у испытуемых и его рекомендации и выводы носят преимущественно декла¬ративный характер.

А. Бермудес Торрес [3] изучала, особенности самоконтроля в процессе соревновательной деятельности квалифицированных штангистов и боксеров. Результаты исследования позволили сделать следующие вывода:

1. Формы самоконтроля у спортсменов в процессе их соревновательной дея¬тельности многообразны, но основные - это объектный и субъектный само¬контроль.

2. В рамках изучения трех этапов соревновательной деятельности: контрольно- ориентировочного, этапа сосредоточения перед исполнением спортивных упражнений и оценочного этапа в связи с самооценкой успешно и неуспешно выполненных действий, имеются определенные, закономерности н специфичность самоконтроля у спортсменов:
а) на этапе контрольно-ориентировочных действий специфика направленности самоконтроля проявляется в том, что в сферу осознанного субъективного самоконтроля включается прежде всего различные сомато-вегетативные признаки (болевые, температурные, проприоцептивные и др.) Во-вторых, в актах самоконтроля спортсменов учитывается одновременно и признаки эмоционально- волевого настроя, направленные на организацию психической готовности к предстоящему выполнению спортивного действия. Основные функции на этом этапе проявляются в активном преодолении физического и психического дискомфорта;
б) на этапе сосредоточения акты самоконтроля организуются посредством временной организации (сосредоточения и переключения) внимания при опоре на специализированные идеомоторные программы. Обнаружено, что у спортсменов экстра-класса осознанный самоконтроль проявляется в устойчивой тенденции к уменьшению числа контролируемых параметров спортивного действия и в переносе актов самоконтроля на существенные параметры движений (темп, ритм, и силовую «окрашенность» действия);
в) в фазе практического опробования (захват штанги) спортсмены опираются на текущий самоконтроль реализуемый по типу сличения контролируемых переменных с эталонным образцом.

3. Обнаружено своеобразие самоконтроля у боксеров. Так выявлено, что в динамике спортивного поединка объем самоконтроля варьирует от первого раунда ко второму, а от второго к третьему. Динамичность самоконтроля у боксеров и тесная зависимость его от результатов каждого из раундов связан с быстротекущими изменениями соревновательной обстановки, изменчивостью поведения соперника. Так обнаружена корреляционная связь показателей самоконтроля с иейропсиходинамическими волевыми свойствами спортсменов.

4. У спортсменов-боксеров объем самоконтроля в большей степени зависит от выносливости к интенсивным воздействиям на различных стадиях поединка, а также от выраженности самостоятельности -инициативности, определяющих во многом индивидуальную манеру ведения боя. Показательно, что у штангистов особенности самоконтроля зависят преимущественно от природных свойств, а у боксеров - как от природных, так и приобретенных.

5. Обнаруженные различия у спортсменов различных специализаций по данным корреляционного анализа определяются не общими, а специфическими особенностями их соревновательной деятельности.

Это обстоятельство имеет решающее значение для определения и поиска обоснованных практических рекомендаций с учетом особенностей того или иного вида спорта, характера профессиональной деятельности.

В.П. Озеров [16] изучал особенности самоконтроля спортивных действий у легкоатлетов разных специализаций (десятиборцев, спринтеров, прыгунов, метателей копья). Автор также выявил, что:

1. Форма самоконтроля двигательных действий легкоатлетов перечисленных специализаций зависит от уровня их квалификации. Более квалифицированных спортсменов отличает более автоматизированный самоконтроль элементов техники.

2. Характер самоконтроля по основным переменным движения зависит от специализации спортсменов. Во всех исследуемых видах легкой атлетики у десятиборцев наблюдается доминирование динамического самоконтроля. У легкоатлетов узкой специализация (прыгунов в высоту и длину) доминирующее значение имеет пространственная переменная.

3. Выявлены индивидуальные особенности самоконтроля у легкоатлетов равной подготовленности.

В.Г. Папуша [17], С.М. Зверев [10] экспериментально доказали возможность направленного формирования у младших школьников системы специальных знаний и умений для самостоятельных занятий физическими упражнениями, при руководящей роли педагога и создания необходимых условий для такой деятельности в режиме учебного занятия, в семье и по месту жительства. Авторы конкретно не занимались вопросами самоконтроля, но в контексте нашего исследования представляют интерес следующие основные моменты:
- то, что самостоятельные умения два занятий физическими упражнениями освоили младшие школьники (8-10 лет);
- что процесс формирования самостоятельных умений проходил при руководящей и направляющей роли педагога и активном участии семьи;
- что обучение велось по заранее разработанной программе и уровень сформированности самостоятельных умений определялся на основании конкретных критериев.

Проводились исследования по определению эффективности использования самоконтроля в практике подготовки квалифицированных борцов.

Б.Б. Коссов, С А. Преображенский [11] экспериментально доказали, что обучение борцов самоконтролю двигательных действий при совершенствовании технических приемов на учебно-тренировочных занятиях способствует их более результативному выступлению на соревнованиях.

Б.Ц.Бачаев [2] разработал комплексную методику для более рационального обучения броскам в спортивной борьбе. Самоконтроль борца, наряду с педагогическим и инструментальным контролем, рассматривается как необходимый элемент для более качественного усвоения спортсменами технических действий. Определено, какие из элементов техники контролируются спортсменами, а какие нет. Установлено, что структура самоконтроля техники бросков имеет различия в зависимости от квалификации спортсменов. Исследования показали, что двигательное представление о технике выполнения бросков у борцов высокой квалификации сформировано более правильно, причем, они контролируют выполнение только начальной и заключительной фаз приемов, а борцы первого и второго разрядов - еще и выполнение основной фазы приема (подбив). Было определено, что в самоконтроле за техникой бросков борцы первого и второго разрядов ориентируются на собственные проприоцептивные мышечные ощущения. Так, в число контролируемых элементов техники входят: точность подворота под атакованного, сила подбива, перебрасывание атакованного через себя, поворот атакованного спиной к ковру, направление падения и положение атакованного борца в пространстве. Спортсмены же высокой квалификации перечисленные элементы техники выполняют автоматически.

Результаты анализа и обобщения специальной литературы представляются нам весьма значимыми в практике подготовки спортсменов различной квалификации занимающихся мас-рестлингом, а также потому, что они наталкивают на мысль о быстрейшей разработке учебно-методических материалов по проблеме формирования профессионально и спортивно важных умений самоконтроля в спортивной и профессиональной деятельности, подготовке единоборцев различной квалификации, возраста и пола, использовании инструментальных методик самоконтроля. Причём обучение должно идти по пути преемственности и в соответствии с принципами отечественной системы физического воспитания (от простого к сложному, сознательно и активно и т.д.) и затрагивать не только самоконтроль двигательных действий, но и все другие формы самоконтроля занимающихся в тренировочной, соревновательной и образовательной деятельности. Такой подход, на наш взгляд, позволит повысить не только технико-тактическое мастерство и физические кондиции, но и позволит придать учебно-тренировочному процессу действительно творческий характер, который будет способствовать гармоничному развитию занимающегося как личности.

Литература

1. Баймеев Г.Б. Индивидуализация подготовки квалифицированных борцов с учетом данных самоконтроля: автореф.. .дис. канд. пед. наук / Г.Б. Баймеев. - М., 1997.-24 с.
2. Бачаев Б.Ц. Педагогический контроль, самоконтроль и инструментальный контроль при обучении броскам в спортивной борьбе: метод, рекомендации / Б.Ц. Бачаев. - Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1983. - 21 с.
3. Бермудес Торрес А. Особенности самоконтроля в процессе спортивной деятельности (на материалах изучения спортсменов): Дисс.канд.пед.наук / А. Бермудес Торрес. - Л., 1983. - 212 с.
4. Блюменталь Б.Д., Худадов Н.А., Логинова ЕЛ. Особенности личности и психической сморегуляции легкоатлетов в связи с их спортивной специализацией / Б.Д. Блюменталь, Н.А. Худадов, ЕЛ. Логинова // Теор.и практ.физ.культ. - 1989. - №4,- С. 54-56.
5. Булкин В. А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью спортсменов: автореф...дис. д-ра пед.наук / В.А. Булкин. -М., 1987.-44 с.
6. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. / Ю.В. Верхошанский. -М.: ФиС, 1985. - 176 с.
7. Годик М.А. Комплексный педагогический контроль - основа управления тренировочным процессом / М.А. Годик // Вопросы управления тренировочным процессом спортсменов высших разрядов. - Л., 1972. - С.23-27.
8. Дьячков В.М. Самоконтроль действий у технических легкоатлетов разной специализации / В.М. Дьячков // Познавательные процессы у спортсменов. - М.: ФиС, 1976. - С. 26.
9. Запорожанов В.А. Контроль в спортивной тренировке / В.А. Запорожанов. - Киев: Здоровье, 1988. - 149 с.
10. Зверев С.М. Формирование у школьников умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями: автореф...дис.канд.пед.наук / С.М. Зверев. -М., 1980.-24 с.
11. Коссов Б.Б., Преображенский С.А. Самоконтроль и объективный контроль в тренровке борцов / Б.Б. Коссов, С.А. Преображенский // Практические аспекты психологической подготовки спортсменов: Материалы всес.симпозиума: 14-17 июня 1974. - М., 1975. - С.97-99.
12. Мильман В.Э. Влияние соревновательных условий на структуру самоконтроля у фигуристов / В.Э. Мильман // Познавательные процессы у спортсменов. -М.: ФиС, 19796. - С.94-99.
13. Набатникова М.Я. Особенности комплексного педагогического контроля в системе подготовки юных спортсменов // М.Я. Набатникова. - Киев, 1982. - С.129-136.
14. Никифоров Г.С. Психологические основы самоконтроля: Автореф.дис. ...д- ра психол. наук. - Л., 1978. - 52 с.
15. Никитушкин В.Г. Методология программно-нормативного обеспечения многолетней подготовки квалифицированных юных спортсменов: Автореф. дис...д-ра пед.наук/В.Г.Никитушкин. -М., 1995. -86 с.
16. Озеров В.П. Содержание и формы самоконтроля двигательной деятельности у легкоатлетов разной специализации / В.П. Озеров // Психомоторное развитие спортсменов. - Кишинев, 1983. - С.20-24.
17. Папуша В.Г. Методика формирования умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями у младших школьников: Дис...канд.пед.наук / В.Г. Папуша. - Тернополь, 1986. - 204 с.
18. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения: учебник (для тренеров): в 2 кн. / В.Н. Платонов. - К.:Олимп.лит., 2015. - кн.2. - 2015. - С.850-948.
19. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта / В.П. Филин, Н.А. Фомин. М.: ФиС, 1980-255 с.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (30.03.2018)
Просмотров: 43 | Теги: мас-рестлинг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь