Четверг, 23.11.2017, 14:22
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

СПЕЦИАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СТУДЕНТОК С ИЗБЫТОЧНЫМ ВЕСОМ

И.В.Рубцова, кандидат педагогических наук, доцент, Т.В.Кубышкина, кандидат педагогических наук, доцент
Воронежский государственный университет, Воронеж, Россия

СПЕЦИАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СТУДЕНТОК С ИЗБЫТОЧНЫМ ВЕСОМ

Предложена экспериментальная специально-оздоровительная программа профилактики и коррекции избыточного веса студенток, включающая в себя этапы повышения двигательной активности и снижение калорийности пищевого рациона при минимальных временных и финансовых затратах и способствующая снижению избыточного веса, что подтверждается результатами исследований.

Ключевые слова: физическое воспитание студенток с избыточным весом, специально-оздоровительная программа, академические и самостоятельные занятия.

 
Несмотря на наличие специальных и научно- методических публикаций фундаментального плана и прикладного характера по проблемам совершенствования системы вузовского физического воспитания, вопросы оздоровления студенток, особенно с избыточным весом, пока являются наименее разработанными на уровне конкретных педагогических технологий. Всё более очевидной становится необходимость проведения исследований экспериментального плана, посвящённых разработке акцентированно-оздоровительных технологий в методике физического воспитания студенток с избыточным весом.

Часто встречающееся ошибочное восприятие студентов с избыточным весом как «больных» молодых людей порождает общеизвестную практику максимального снижения физических нагрузок на учебных занятиях по физической культуре с такими студентами, хотя известно, что 75 % всех случаев избыточного веса являются результатом алиментарного ожирения, вызванного постоянным привычным перееданием и малоподвижным образом жизни [1; 6]. В подавляющем большинстве случаев это практически здоровые юноши и девушки, живущие и работающие в общих со всеми студентами условиях и нуждающиеся лишь в особом подходе при организации учебных и самостоятельных занятий по физическому воспитанию.

Основной формой направленного использования физической культуры в общеобразовательной и высшей школах являются обязательные учебные занятия. Однако они не обеспечивают качественное решение задач физического воспитания, поэтому перспективным путём повышения эффективности оздоровительного воздействия являются самостоятельные занятия физическими упражнениями во внеурочное время [24; 6; 7].

Кроме этого, физическая подготовка должна базироваться на непрерывной системе физического воспитания на протяжении всего процесса обучения в вузе. Но добиться непрерывности этого процесса очень сложно, так как занятия по физическому воспитанию прерываются экзаменами, педагогической практикой, каникулами. Перерывы в занятиях часто достигают 15-17 недель в год и ведут к постепенному угасанию двигательных качеств, снижению уровня здоровья и росту заболеваемости. Особенно это актуально для студенток, имеющих избыточное жироотложение. При этом установлено, что более высоких результатов в улучшении собственного здоровья достигают студенты специальных медицинских групп, занимающиеся физическими упражнениями самостоятельно, в свободное от учёбы время [6; 7]. В связи с этим возрастает роль самостоятельных занятий по заданию преподавателя как неотъемлемого компонента физического воспитания учащихся с избыточным весом тела.

Правильно организованные самостоятельные занятия в совокупности с учебными обеспечивают оптимальную непрерывность и эффективность физического воспитания студентов.

Отсюда следует, что вузовские учебные программы по физической культуре без приложения к ним комплексов самостоятельно выполняемых заданий не могут обеспечивать необходимую степень оздоровительного воздействия на организм студентов с избыточным весом.

Разработанная экспериментальная специально-оздоровительная программа профилактики и коррекции избыточного веса студенток включала в себя академические и самостоятельные занятия. Академические занятия проводились в форме ритмической гимнастики, наиболее полно отвечающей всем требованиям, предъявляемым к занятию по физическому воспитанию для студенток с избыточным весом. Самостоятельные занятия проводились в соответствии с программой самостоятельных занятий студентов, составленной автором на основании примерной учебной программы по физической культуре для вузов; материалов отечественных и зарубежных литературных источников [5; 6; 8].

Наиболее доступным и полезным средством самостоятельных занятий является ходьба на открытом воздухе, не требующая дорогой экипировки и специальных спортивных сооружений, а нагрузка в ней легко дозируется самим занимающимся в зависимости от уровня подготовленности и состояния здоровья. Всё вышеуказанное учитывалось нами при разработке экспериментальной методики организации самостоятельных занятий оздоровительной ходьбой со студентками, имеющими избыточный вес.

В рекомендации по питанию вошли требования сбалансированности и разнообразности питания, соответствия калорийности рациона суточному расходу энергии, уменьшения количества жирной, сладкой пищи, алкоголя, соли, консервированных продуктов и увеличения потребления овощей, фруктов, высоковолокнистых продуктов, соблюдения режима питания.

Программа рассчитана на студентов, допущенных к занятиям физической культурой в вузе. Она состоит из пяти этапов. Продолжительность каждого из первых четырёх этапов составляет три недели, пятый — бессрочный. В содержании каждого периода — два раздела: подготовительный (далее «Подготовка») и основной (далее «Освоение»). В разделе «Подготовка» даются рекомендации по организации самостоятельных занятий физической культурой, питанию, приёмам и методам самоконтроля. В разделе «Освоение» даётся содержание самостоятельных занятий, рекомендации по питанию, формам и методам самоконтроля.

Содержание разделов и итоги выполнения заданий фиксировались занимающимися в дневниках самоконтроля. На всех пяти этапах предлагался следующий порядок работы: освоить раздел «Подготовка», изучить раздел «Освоение» и выполнить все задания; ежедневно на страницах дневника в разделе «Освоение» отмечать все сдвиги в лучшую сторону. Задания для самостоятельных занятий, по организации питания и самоконтролю студентки получали на трёхнедельный период. На первом занятии каждого из пяти этапов, на обязательных и факультативных занятиях, консультациях, во время бесед сообщались теоретические сведения по организации самостоятельных занятий, питания и контролю. Использовались разнообразные средства убеждения по организации здорового образа жизни.

Результаты исследования. Результаты педагогического эксперимента показали, что у студенток экспериментальной группы «А» после первого этапа исследований произошли существенные изменения в показателях морфоструктуры (табл. 1). Снизился вес на 2,4 кг (t = 4,77 при Р < 0,001). Уменьшились расчётные показатели средних значений по группе абсолютной и относительной жировой масс (в среднем на 3,2 кг, что составило 3,9 % от исходного уровня до начала эксперимента). В то же время отмечен положительный рост абсолютной и относительной мышечной массы (прирост составил 1,5 кг по средним значениям групп в значении «абсолютная мышечная масса» (АММ), или 4 % по показателям «относительная мышечная масса» (ОММ)). Достоверность изменений подтверждается высокими показателями t-критерия (Р < 0,001) при уровне вероятности 99,9 %.

Предложенная методика содействовала уменьшению кожно-жировых складок. Наибольшие изменения в величинах складок достигнуты на спине, животе, бедрах, груди, плечах (задняя поверхность) (Р < 0,001). Вместе с тем в контрольной группе «Б» (табл. 2), которая занималась по общепринятой методике сдвиги в характеристиках морфоструктуры оказались менее существенными. Так, после первого этапа исследований в расчётных показателях «абсолютная жировая масса» (АЖМ) и «относительная жировая масса» (ОЖМ) наблюдались достоверные различия между группами «А» и «Б» (АЖМ t = 4,12 при Р < 0,001; ОЖМ t = 4,03 при Р < 0,001). В то же время различий в абсолютной мышечной массе не наблюдалось, хотя исходный уровень АММ в экспериментальной группе «А» был меньше, чем в группе «Б». Он составил 27,1 кг в группе «А» против 25,9 кг в группе «Б», хотя t = 1,51 (Р > 0,05). В показателях ОММ разница существенная: 44,1 % в группе «А» и 39,8 % в группе «Б» в значениях t = 5,11 (Р < 0,001).

Таблица 1
Изменения в показателях морфоструктуры девушек экспериментальных групп «А» и «Б» после 1-го и 2-го этапов исследования

Таблица 2
Сходства и различия морфометрических показателей у девушек экспериментальных и контрольных групп после 1-го и 2-го этапов исследований

Этот факт характеризует положительное перераспределение в процентном отношении ОЖМ и ОММ в сторону увеличения мышечной массы и снижения жировой в экспериментальной группе «А» при практически стандартном исходном соотношении этих показателей в экспериментальной группе «Б». Последнее убедительно подчёркивает эффективность предложенной методики для экспериментальной группы «А». Главным результатом воздействия экспериментальной методики является снижение величины жировых складок у девушек по всем параметрам исследуемых признаков, что существенно отличается от таковых показателей у девушек контрольной группы. Самое существенное снижение в величинах жировых складок у девушек экспериментальной группы «А» произошло в показатели жировых складок на бедре (t = 4,73; Р < 0,001), задней поверхности плеча (t = 5,13; P < 0,001), передней поверхности плеча (t = 3,97; P < 0,001), груди (t = 3,24; P < 0,01). В остальных жировых складках уменьшение также существенно (P < 0,05). Обхватные размеры у девушек экспериментальной группы «А» и «Б» значительных отличий не имели (P > 0,05). Исходя из того, что обхватные размеры в целом определяют величины АММ и ОММ, а жировые складки влияют на показатели АЖМ и ОЖМ, следует, что предложенная методика в основном направлена на снижение веса, уменьшение жировых складок и проявления целлюлита.

Для подтверждения эффективности предлагаемой нами методики на втором этапе исследований сравнительный эксперимент поставлен был по типу перекрёстного, когда экспериментальная группа «А» стала контрольной, а группа «Б» — экспериментальной и ей были предложены занятия по экспериментальной методике. За период педагогического эксперимента на втором этапе исследования произошли существенные сдвиги в экспериментальной группе «Б» в показателях массы тела (табл. 1) (уменьшилась на 2,2 кг), АЖМ (уменьшилась на 3,4 кг), что в целом по показателям ОЖМ отразило снижение жировой массы на 4,4 %. Отмечено положительное снижение и среднегрупповых величин жировых складок: на передней поверхности плеча уменьшилось на 2,4 мм, на задней поверхности плеча — на 3,9 мм, предплечье — на 1,1 мм, груди — на 1,9 мм, спины — на 2,8 мм, живота — на 4,3 мм, бедра — на 4,6 мм, голени — на 2,1 мм. Изменения существенны при высоких значениях t-критерия и уровня вероятности 9999,9 % (P < 0,01-0,001). Исключение из экспериментальной программы группы «А» сравнительного контроля отразилось на показателях морфоструктуры у девушек в этой группе (табл. 2). Они стали набирать вес, жировые складки стали увеличиваться, что в целом отразило тенденцию возвращения исследуемых характеристик на исходный уровень. Это ещё раз подчёркивает то, что предлагаемая нами экспериментальная методика эффективна и приводит к существенным положительным результатам в сравнении с существующими традиционными методиками.

Список литературы

1. Беюл, Е. А. Ожирение / Е. А. Беюл, В. А. Оленева, В. А. Шатерников. - М. : Медицина, 1986. - 175 с.
2. Горелов, А. А. Двигательная активность и здоровье студенческой молодёжи России / А. А. Горелов, А. В. Лотоненко, О. Г. Румба // Культура физ. и здоровье. - 2010. - Вып. 2 (27). - С. 4-8.
3. Железняк, Ю. Д. Физическая активность и здоровье студентов вузов нефизкультурного профиля / Ю. Д. Железняк // Теория и практика физ. культуры. - 2006. - № 12. - С. 21-24.
4. Лотоненко, А. В. Физическая культура и здоровье : монография / А. В. Лотоненко, Г. Р. Гостев, С. Р. Гостева, О. А. Григорьев. - М. : Еврошкола, 2008. - 450 с.
5. Программа учебной дисциплины «Физическая культура» : учеб.-метод. пособие для студентов вузов всех направлений профилей подготовки квалификации «бакалавр» / сост. А. Э. Беланов и др. - Воронеж, ИПЦ, 2012. - 38 с.
6. Рубцова, И. В. Оздоровительные технологии на занятиях по физической культуре со студентками, имеющими избыточный вес : дис. ... канд. пед. наук / И. В. Рубцова. - Малаховка, 2004. - 264 с.
7. Усатов, А. Н. Дополнительные занятия физической культурой как фактор повышения двигательной активности студентов / А. Н. Усатов, В. Н. Усатов // Вестн. спорт. науки. - 2009. - № 1. - С. 45-50.
8. Физическая культура : пример. программа для вузов / сост. В. И. Ильинич, Ю. И. Евсеев. - М. : Информатика, 2000. - 72 с.

Для цитирования: Рубцова, И. В. Специально-оздоровительная программа для студенток с избыточным весом / И. В. Рубцова, Т. В. Кубышкина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 2. - С. 80-85.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (31.08.2017)
Просмотров: 44 | Теги: лишний вес | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь