Пятница, 09.12.2016, 02:55
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

РЫНКИ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК РЕГУЛЯТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

А.В.Карионов, Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

РЫНКИ ТРУДА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК РЕГУЛЯТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В статье предлагается рассмотреть и проанализировать взаимосвязь факторов экономического роста с показателями благосостояния населения на основе развития финансово-экономических аспектов и социальной безопасности страны и впоследствии их влияние на уровень безработицы, благосостояния и экономического роста. Цель — выявить взаимосвязь факторов экономического роста с показателями благосостояния населения, а также взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг как условие развития финансово-экономических аспектов и социальной безопасности. Тема актуальна, потому что в зависимости от того, каким образом будут скоординированы действия по урегулированию взаимоотношений между рынком труда и рынком образовательных услуг, зависит общее социально-экономическое благополучие страны.

Ключевые слова: рынок труда, рынок образовательных услуг, уровень безработицы, благосостояние, экономический рост.

 
Имущественное неравенство, неравенство доступа к общественным благам, а также неравенство доходов на сегодняшний день являются центральными вопросами экономических исследований. По убеждениям современной неолиберальной экономики, следует, что от экономического роста выигрывает все население, без исключения. Но цифры и данные разных исследований свидетельствуют, скорее, о том, что экономический рост поднимает только доходы богатых, тогда как бедные идут ко дну. Сейчас все чаще говорят, что глобализация приводит к росту неравенства в мире. Перед богатыми открываются новые возможности еще большего обогащения. Бедные же люди выиграли намного меньше. Некоторые страны пользуются всеми благами нового, пронизанного взаимными связями мира. Другим странам, не имеющим выхода к морю, с нездоровым и малообразованным населением, глобализация, по сути, не дала ничего [5].

Целью статьи является выявление взаимосвязи факторов экономического роста с показателями благосостояния населения, а также взаимодействие рынка труда и рынка образовательных услуг как условия развития финансово-экономических аспектов и социальной безопасности.

Глобализация открыла перед владельцами капитала новые возможности для инвестиций, поэтому с ростом богатства капиталистов и объединением рабочих неравенство доходов будет возрастать в богатых странах и снижаться в бедных.

Рассмотрим одну из важнейших макроэкономических характеристик страны: национальный капитал, или национальное богатство. Эту величину характеризуют в стоимостном выражении все имеющиеся в стране материальные и нематериальные ценности, включая произведенный, человеческий, социальный и природный капитал. Физический капитал и часть природного образуют материальные активы или осязаемый, то есть поддающийся прямым расчетам капитал. Социальный, человеческий капитал и часть природного не могут быть непосредственно рассчитаны, образуя нематериальные активы, или неосязаемый капитал. В данный момент односложного подхода к проблеме национального богатства и его оценке нет.

Остановимся на двух его составляющих: социальном и человеческом капитале. Социальный капитал характеризует уровень организации структур социумов, от которой зависит эффективность их функционирования. Выбор составляющих данного капитала имеет некоторые проблемы. Ряд ученых характеризует социальный капитал на основе определенных аспектов государственного управления: право голоса и подотчетность депутатов, политическая стабильность и отсутствие насилия, эффективность управления, качество государственного регулирования, законность, борьба с коррупцией. При этом для системной характеристики социального капитала вводятся «индикатор доверия» и «индекс законности», характеризующие отношение граждан к своему государству. Экономическая теория отождествляет человеческий капитал с инвестициями в образование, обучение, здравоохранение и др. При этом фактически оценивается лишь та составляющая человеческого капитала, которая характеризует его качество как работника. Данную часть человеческого капитала называют интеллектуальным капиталом. Как мы видим, одной из основных составляющих в человеческом капитале является образование [6].

Рост численности обучающейся молодежи привел к изменению возрастного и образовательного состава занятых. Если рассматривать распределение по уровню образования, работники, имеющие высшее профессиональное образование, составляют самую многочисленную группу в экономике. В структуре занятых на первом месте — население со средним профессиональным образованием. Однако за период с 2000 по 2015 г. доля имеющих высшее профессиональное образование на порядок увеличилась, и эта категория занятых стала более востребована, нежели население со средним специальным образованием. Следовательно, показатели доли занятых со средним профессиональным образованием претендуют на достаточно высокие позиции. Для большей части работников молодого возраста среднее профессиональное образование является лишь промежуточной ступенью и, как правило, не предполагает своего применения в дальнейшей профессиональной деятельности. Большинство получивших начальное и среднее профессиональное образование стремятся впоследствии достичь более высокого профессионального уровня [5].

Распределение численности занятых по видам экономической деятельности с учетом возрастных групп показывает, что молодое поколение россиян чутко реагирует на структурно-транс- формационные процессы в отечественной экономике и стремится соответствовать требованиям наиболее активно развивающихся направлений, в то время как занятость в стагнирующих и проблемных секторах народного хозяйства сохраняет преимущество за населением старших возрастов. Наибольшее число молодых специалистов, имеющих высшее профессиональное образование, находит себя не в высокотехнологичных сферах, где необходим серьезный уровень знаний, а в основном в тех областях, которые дают возможность получить высокую заработную плату и работу в качестве менеджера, юриста и экономиста. Высшее профессиональное образование служит не для использования его в сфере наукоемкого труда, а для закрепления в успешных видах экономической деятельности. Сфера образования проигрывает, потому что конкуренция за стабильные и высокооплачиваемые места приводит к высокой концентрации специалистов с высшим образованием в сфере финансов, государственного управления и операций с недвижимым имуществом. Сокращение уровня экономической активности молодежи происходит на фоне общего роста экономической активности, в том числе экономической активности занятых в старшей возрастной группе.

Крупные компании Российской Федерации, имеющие наибольший экономический рост, используют в качестве рабочей силы население с наибольшей экономической активностью, что приводит к увеличению уровня безработицы среди молодежи [3].

Экономическая активность — это стремление трудоспособного человека применить на практике имеющиеся у него способности к труду, знания и опыт за вознаграждение в денежной или иной форме. Самые высокие показатели экономической активности у населения в возрасте 30—50 лет, когда человек обладает большим запасом теоретических знаний и нарабатывает опыт для качественного и оперативного выполнения своих должностных обязанностей. Крупные компании в приоритете выбирают на вакантные места людей именно в этом возрастном промежутке [2].

В табл. 1 приведены данные рейтинга агентства «Эксперт РА» 14 наиболее прибыльных компаний России в 2014 г.
Далее рассмотрим численность экономически активного населения в возрасте 15—72 лет (занятые + безработные). В 2014 и 2015 гг. она составила 75,9 млн человек, или 52 % общей численности населения Российской Федерации. Среди экономически активного населения 71,8 млн человек относились к занятым экономической деятельностью и 4,2 млн — к безработным с применением критериев МОТ (то есть не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в исследуемом периоде) [7].

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности экономически активного населения) в 2014 г. составил 5,5 % (без исключения сезонного фактора).

 
Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения исследуемого возраста) в 2014 г. составил 64,8 %.

В среднем среди молодежи в возрасте 15— 24 лет уровень безработицы в 2015 г. составил 15,1 %, в том числе среди городского населения — 13,5 %, среди сельского — 19,7 %. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15—24 лет в сравнении с уровнем безработицы населения в возрасте 30—49 лет составляет 3,4 раза, в том числе среди городского населения — 3,7 раза, сельского — 2,8 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 33,5 % составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает трех месяцев. Один год и более ищут работу 27,4 % безработных (застойная безработица). Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 34 %, среди городских — 23,9 %.

Наличие опыта работы. В численности безработных 24,6 % составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. Согласно данным Росстата, в 2015 г. их численность составила 1 млн человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 11,9 % составляет молодежь от 15 до 19 лет, 48,4 % — от 20 до 24 лет, 22,3 % — от 25 до 29 лет.

Таблица 2
Экономическая активность населения (без корректировки сезонных колебаний)

Данные, приведенные в таблицах, наглядно свидетельствуют о том, что самые прибыльные компании России используют в качестве рабочей силы население с самой высокой экономической активностью возрастной категории от 30 до 50 лет, это приводит к увеличению уровня безработицы среди молодого населения.

Разработка механизма взаимодействия работодателя с системой профессионального образования сможет сбалансировать потребности рынка труда и рынка образовательных услуг, что является средством поддержания социально-трудового баланса как непременного условия социальной безопасности. Таким образом, необходимо готовить выпускников по специальностям, в которых существует наибольший дефицит. Однако, как показывает практика, готовится вполне достаточное число специалистов. Но вследствие высокой межсекторальной дифференциации оплаты труда возникает активная трудовая мобильность, в результате которой значительное число специалистов не доходят до точек спроса, резко сворачивая в сторону, занимая рабочие места в сфере услуг, торговли и управления.

Главной целью национальной экономики является накопление критической массы человеческого капитала высокого качества, который мог бы стать основным фактором экономического роста, компенсируя в том числе недостаток иных факторов, в первую очередь капитала. Человеческий капитал способен стать своеобразным локомотивом экономического роста, особенно для отстающих в технологическом отношении стран. Развитие глобальной экономики изменило тенденции накопления как физического, так и человеческого капитала. Если ранее ресурсы концентрировались в границах национальных экономик, то сегодня исследования трансграничного движения
капитала как финансового, так и человеческого становятся ключевыми для понимания экономического роста или его отсутствия. Глобальная экономика не в состоянии решить проблемы бедности и неравенства, а в ряде случаев, напротив, усугубляет их [1].

Для прогресса национальной экономики, а как следствие, и для экономического роста нужен уход от традиционной системы, основанной на устаревших принципах производства товаров, работ и услуг. То есть необходимо внедрение инновационных технологий, которые позволили бы значительно уменьшить использование природных ресурсов, применение ручной силы и сократили бы время от начала создания блага до получения его потребителем. Это явилось бы развитием национального курса России. Но данный курс не выполняется в связи с тем, что для создания инновационного процесса производства требуются специалисты инженерных специальностей и молодые ученые. Как показывает практика, данный вид деятельности является низкооплачиваемым по сравнению с теми секторами экономики, где не требуются высокотехнологичные знания. Поэтому индивид ставит в приоритет получение личного благосостояния и, соответственно, улучшение качества собственной жизни, поэтому происходит отток специалистов в области с более высокими заработными платами, но не стимулирующими инновационный процесс развития национального производства [7].

По инновационным технологиям происходит снижение, которое вызвано смещением вектора тенденции в сторону естественно-гуманитарных и экономических наук. Также уменьшение числа людей, получающих образование, обусловлено демографическими волнами, а именно вследствие так называемой демографической ямы 1990-х гг., которая, например, сказалась на том, что сейчас сократилось число поступающих в высшие учебные заведения.

Виды деятельности, ответственные за производство валового внутреннего продукта и, как следствие, развитие государства, остаются на плечах старшего поколения. Люди 35—49 лет поддерживают в работоспособном состоянии такие отрасли, как сельское хозяйство, рыболовство, добывающее и обрабатывающее производство, производство электроэнергии, газа и воды. А те, кому от 20 до 34 лет, занимают доминирующее положение в торговле, финансовой деятельности и государственном управлении. В связи с тем что нет достаточного притока молодого и квалифицированного работающего населения в сферы, ответственные за инновационное развитие, производство валового внутреннего продукта и экономическое развитие государства, по истечении 15-летнего периода может наступить резкий кризис нехватки специалистов данных отраслей, что пагубно скажется на экономике. Начало этого процесса ощущается уже сегодня. При недостатке рабочего персонала, такого как сварщики, слесари, токари, работодатель вынужден предлагать им более высокую заработную плату, чем специалистам с высшим профессиональным образованием. Средством выхода из сложившейся ситуации стали действия Министерства образования и науки РФ, которое начало регулировать выпуск специалистов, чтобы избежать избыточного предложения труда по «модным» специальностям.

Если население и Министерство образования и науки РФ будут своевременно реагировать на потребности бизнеса в кадрах, а министерство еще и проводить программу, направленную на трудоустройство молодого работоспособного населения и переподготовку граждан на востребованные специальности, то появится возможность снизить уровень безработицы. Еще одним способом добиться снижения безработицы и повышения экономического роста может стать уравнивание заработных плат по разным секторам экономики. Таким образом, не будет большого разрыва в заработных платах между «модными» направлениями и не пользующимися спросом в связи с большой трудоемкостью и невысокой престижностью. Также необходимо проводить политику, которая покажет достоинство и необходимость специалистов в разных направлениях. Как известно, труд и капитал — это два фактора, которые создают основной тренд и траекторию экономического роста. Человек, используя свои знания, может повысить рост производительности труда и способствовать накоплению капитала.

Сегодня, с наступлением кризиса, произошло снижение объемов производства, уменьшились инвестиции, как следствие, сокращается валовой внутренний продукт и, несомненно, повышается уровень безработицы, происходит ускорение инфляции и медленнее протекает внешнеэкономический оборот. Каждый из этих процессов усиливается в той или иной мере, так как помимо внутренних и внешних факторов на экономику России давят санкции, и это неизбежно отражается на социально-экономическом положении страны и темпах экономического роста. В связи с этим потребовалась быстрая перестройка экономики и производства товаров, работ и услуг, направленная на импортозамещение, и, как следствие, развитие спроса в тех отраслях, по которым наблюдается дефицит высококвалифицированных специалистов. В качестве поддерживающей меры государство выделяет дотации и субсидии для малого и среднего предпринимательства в целях его развития и создания новых рабочих мест.

Санкции дали своеобразный толчок для того, чтобы все сектора экономики и социально-экономического развития становились более независимыми. С одной стороны, это закрывает страну от процесса глобализации, с другой — данная ситуация помогает особенно ярко выявить проблемы в кадровой политике государства, социально-экономической сфере, сельском хозяйстве, производстве, образовании и инновационной сфере. Все рассмотренные факторы и проблемы, влияющие на благосостояние и экономический рост в Российской Федерации, заставляют искать новые векторы развития.

Важный показатель, отображающий состояние экономического роста, — это валовой национальный доход на душу населения. При увеличении численности населения и неправильном распределении в области занятости это может привести к безработице [4].

Быстрый экономический рост и глобализация повышают спрос на рабочую силу, что стимулирует доходы тех, кто находится в нижнем хвосте распределения, и общее неравенство снижается.

Чем быстрее экономический рост, тем богаче становится общество, и эти дополнительные ресурсы теоретически могут быть перераспределены в пользу бедных, что ведет к снижению неравенства. Но этого не происходит, потому что личностные цели индивида не всегда совпадают с национальным вектором экономики [8].

Анализ влияния факторов социального и экономического развития показывает нам, что преобразование всех сфер экономики, социальной системы и образования на основе научно-технических достижений и подготовки соответствующих кадров приведет к новой модели инновационного развития страны. Это сложная задача, так как модель должна будет отвечать современному состоянию социально-экономического развития страны, учитывать тенденции и изменения, происходящие в обществе. Моделирование инновационных процессов необходимо для разработки стратегии и выполнения прогнозов социально- экономического развития страны.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что факторы экономического роста во взаимосвязи с показателями благосостояния населения на основе развития финансово-экономических аспектов и социальной безопасности страны оказывают существенное влияние на уровень безработицы, благосостояние и экономический рост в стране. Следовательно, от того, насколько будут скоординированы действия по урегулированию взаимоотношений между рынком труда и рынком образовательных услуг, зависит общее социально-экономическое благополучие страны.

Благодарность

Авторы выражают благодарность своему научному руководителю Виктору Ивановичу Бархатову за ценные советы и идеи в ходе проведения исследования и написания статьи.

Список литературы

1. Экономическая безопасность российской экономики в условиях реализации политики импортоза- мещения / Н. В. Андреева [и др.] // Экономика региона. — 2015. — № 4. — С. 69—83.
2. Бархатов, В. И. Проблема развития производительных сил в национальной экономике / В. И. Бархатов, Д. И. Батманов, Ю. Ш. Капкаев // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2015. — № 18 (373). Экономика. Вып. 51. — С. 9—17.
3. Бирман, JI. А. Стратегия управления инновационными процессами / Л. А. Бирман, Т. Б. Кочурова. — М. : Дело АНХ, 2013. — 144 с.
4. Гимпельсон, В. Поляризация или улучшение? Эволюция структуры рабочих мест в России в 2000-е годы / В. Гимпельсон, Р. Капелюшников // Вопр. экономики. — 2015. — № 7. — С. 87—119.
5. Бархатов, В. И. Человек как активный субъект экономического роста: к проблеме человеческого капитала и роли элит / В. И. Бархатов // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2015. — № 8 (363). Экономика. Вып. 48. — С. 7—13.
6. Экономическая теория. Микроэкономика-1,2 : учебник / под. общ. ред. Г. П. Журавлевой. — 6-е изд. — М. : Дашков и Ко, 2014. — 934 с.
7. Карионов, А. В. Государственное регулирование благосостояния и экономического роста российской экономики в условиях кризиса / А. В. Карионов // Наука XXI века: проблемы, поиски, решения : сб. материалов XXXIX науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 70-летию Победы в Великой Отеч. войне (Миасс, 24 апр. 2015 г.). — Миасс : Геотур, 2015. — С. 124—127.
8. Орлова, Н. Структурные факторы замедления роста российской экономики / Н. Орлова, С. Егиев // Вопр. экономики. — 2015. — № 12. — С. 69—84.
9. Николаева, И. П. Экономическая теория : учебник / И. П. Николаева. — М.: Дашков и Ко, 2013. — 328 с.
10. Прогнозирование социально-экономического развития региона / под ред. В. А. Черешнева, А. И. Татаркина, С. Ю. Глазьева. — Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2011. — 1104 с.
11. Смирнов, С. Экономический рост и экономические кризисы в России: конец 1920-х годов — 2014 год / С. Смирнов // Вопр. экономики. — 2015. — № 5. — С. 28—47.
12. Журавлева, Т. Платит ли российское государство «справедливую» зарплату: обзор исследований / Т. Журавлева // Вопр. экономики. — 2015. — № 11. — С. 62—85.
13. Экономическая безопасность России: уроки кризиса и перспективы роста. Т. 1 / под ред. В. А. Черешнева, А. И. Татаркина, М. В. Федорова. — Екатеринбург : Ин-т экономики УрО РАН, 2012. — 1312 с.
14. Экономическая теория : учебник / под общ. ред. Г. П. Журавлевой, JI. С. Тарасевича. — М. : ИНФРА-М, 2011. — 714 с.
15. Экономическая теория : учебник / под ред. В. Д. Камаева, Е. И. Лобачевой. — М. : Юрайт-Издат, 2010. — 557 с.

Вестник ЧелГУ № 2 (384) 2016. Экономические науки. Выпуск 52

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (04.07.2016)
Просмотров: 60 | Теги: рынок труда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016