Пятница, 09.12.2016, 10:41
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

РОССИЯ И ВТО: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ

РОССИЯ И ВТО: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ

Общие положения. Всемирная торговая организация (ВТО) (World Trade Organization - WTO) была создана в 1995 г. (Марракешское соглашение о создании Всемирной торговой организации <1>, подписанное в г. Марракеше 15 апреля 1994 г. и вступившее в силу 1 января 1995 г.) на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанного в 1947 г. и вступившего в силу с 1948 г. Первые 40 - 50 лет своего существования организация (не являвшаяся таковой в юридическом смысле) в рамках ГАТТ в основном занималась разрешением конфликтов по поводу раздела рынков в группе экономически развитых стран. После распада государств социалистического лагеря приоритеты ГАТТ были существенно изменены: транснациональные корпорации стали использовать организацию для распределения товарных рынков бывших социалистических государств и уничтожения их национальных предприятий как своих конкурентов. В 1995 г. на основе ГАТТ была образована ВТО. Создание ВТО юридически оформлено специальным Соглашением о ее учреждении. Официально ВТО функционирует с 1 января 1995 г.

--------------------------------

<1> СПС "КонсультантПлюс".

 

Структуру ВТО составляют Сессия договаривающихся сторон, Совет представителей ВТО, комитеты, рабочие группы, органы по урегулированию споров, Секретариат ВТО (находится в г. Женеве). Руководящим органом ВТО является Конференция на уровне министров (Министерская конференция), собирающаяся один раз в два года. В период между конференциями высшим органом Организации является Генеральный совет, курирующий советы по торговле товарами, услугами, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, а также ряд комитетов и рабочих групп по разным аспектам соглашений и договоренностей, составляющих правовую основу ВТО. Во Всемирную торговую организацию входят 155 государств, и около 30 государств находятся в процессе присоединения к ней. На долю ее членов приходится 97% мирового торгового оборота. История многолетнего процесса присоединения России к Всемирной торговой организации охватывается значительным объемом литературы <1>.

--------------------------------

<1> См.: Покровская В.В. Россия и Всемирная торговая организация // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. N 12. С. 15 - 17; Медведков М.Ю. Россия на пути в ВТО // Деньги и кредит. 2006. N 12. С. 5 - 7; Рогатых Е.Б. Россия и проблемы ее присоединения к ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. N 12. С. 26 - 29; Портанский А. Россия и ВТО: заключительный этап? // Экономист. 2011. N 4. С. 48 - 56; Гумеров Р. Всемирная торговая организация - источник угроз глобальной продовольственной безопасности (по следам мирового продовольственного кризиса) // Российский экономический журнал. 2010. N 5. С. 34 - 43; Он же. Позиция России на переговорах о присоединении к Соглашению ВТО по сельскому хозяйству // Российский экономический журнал. 2002. N 2; Фасхиев Х.А. Российский авторынок: Чего ждать после вступления России в ВТО? // Маркетинг в России и за рубежом. 2012. N 3. С. 92 - 105; Трусенев А.В. Россия на пути в ВТО: проблемы, перспективы. СПб.: С.-Петербур. им. В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, 2006; Россия готова долго вступать в ВТО и намерена договориться об этом до лета 2006 г. // Коммерсант. 2006. 17 мая; Когда Россия вступит в ВТО? // Радио "Маяк". 2006. 22 апреля.

 

Россия была близка к присоединению к ВТО дважды - в 2006 и 2008 гг. В июне 2009 г. Россия объявила, что будет вступать в ВТО в составе Таможенного союза, в который кроме нее входят Белоруссия и Казахстан. К сожалению, намерение вступить в ВТО всем трем государствам в качестве Таможенного союза было заведомо неосуществимым, поскольку оно противоречило правилам этой организации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Оболенский В.П. Переговоры о присоединении России к ВТО: новый формат, новые проблемы // Мировая экономика и международные отношения. 2010. N 6. С. 48.

 

Протокол о вступлении России в ВТО <1> был подписан 16 декабря 2011 г. Однако эксперты-экономисты по поводу полезности такой интеграции для российской экономики высказываются неоднозначно. Авторами проанализированы работы об условиях членства и возможных последствиях вхождения России в ВТО <2>.

--------------------------------

<1> Протокол от 16 декабря 2011 г. "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." // СЗ РФ. 2012. N 37. Ст. 4986. Ратифицирован Федеральным законом от 21 июля 2012 г. N 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." // СЗ РФ. 2012. N 30. Ст. 4177.

<2> См.: Шумилов В.М. Россия в ВТО и укрепление международной торговой системой: возможности, риски и прогнозы // Российский внешнеэкономический вестник. 2007. N 9. С. 30 - 39; Загашвили В.С. Возможные последствия присоединения России к ВТО // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. N 5. С. 10; Переговоры о вступлении в ВТО не должны становиться инструментом торга // РИА Новости. 2006. 10 мая; Макаров А.В. Государственная поддержка промышленности в условиях циклического развития экономики / А.В. Макаров, О.Б. Веретенникова. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012; Полуэктов А.Б. ВТО как инструмент экономической политики стран-членов // Внешнеэкономический бюллетень. 2005. N 12; 2006. N 1; Глазьев С.Ю. Перспективы высокотехнологичных отраслей в условиях присоединения России к ВТО // Интеллектуальная собственность: Промышленная собственность. 2002. N 9; Всемирная торговая организация: документы и комментарии (многосторонние торговые соглашения). Т.П.М.: АНО "Издательский дом налоговой полиции", 2001; Russian Trade Policy Reform for WTO Accession. World Bank Publications, 1998. N 401; Проблемы и перспективы присоединения России к Всемирной торговой организации. М.: ВАВТ, 2003; Всемирная торговая организация и национальные экономические интересы. М.: Наука, 2003; Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО. М.: РАН, 2002; Россия на пути к ВТО: Отраслевой анализ. М.: ИМЭМО РАН, 2001; Новиков Ю.И. Место и роль банков при вступлении в ВТО // Вступление России в ВТО: проблемы и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции / Под ред. С.Ф. Сутырина. СПб.: ОЦЭиМ, 2003. С. 92; Сабельников Л.В. Влияние ВТО на внешнюю торговлю России инновационными товарами и услугами // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. N 6. С. 50 - 58; Сурко Е. ВТО: введение в правовую систему. М., 2003; Проблемы и перспективы присоединения России к Всемирной торговой организации / Рук. авт. кол. С.И. Долгов; официальный сайт ВТО // http://www.wto.ru/chto.asp?f=about&t=8; Резерфорд Т., Тарр Д. Вступление России в ВТО: влияние на макроэкономику, отрасли, рынок труда и домохозяйства // http://siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE/Resources/Topics/Accession/RussiaWTOAccession.pdf.

 

Общие выводы независимых экспертов, придерживающихся позитивного мнения о вступлении России в ВТО, показывают, что больших системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. У сторонников вступления России в ВТО имеются свои экономические аргументы. Страна, торгуя без членства в этой международной организации, ежегодно недополучает около 2 млрд. долл. США, которые она теряет на иностранных таможенных пошлинах и тарифах. Но в конечном счете реальный баланс потерь и приобретений от включения в свободную торговлю будет зависеть исключительно от профессионализма в экономической политике российского правительства. По оценкам Всемирного банка, вступление России в ВТО добавит 3,7% к ВВП страны в период с 2012 по 2016 г. и 11% - в период с 2012 по 2021 г.

Выступая на форуме "Россия-2012", организованном Сбербанком России и инвестиционной компанией "Тройка Диалог", В. Путин отметил, что предстоящее десятилетие - это время вызовов, рисков и трансформаций: "Появятся новые центры силы, и мы надеемся, что Россия станет одним из них. Мы вступили в ВТО, заработало ЕЭП на постсоветском пространстве. Мы движемся и к более глубокой интеграции - Евразийскому союзу. ВВП ЕЭП по паритету покупательной способности - 3,3 трлн. долларов - уступает только Китаю, США, Японии и Германии. Россия сейчас на 6-м месте по ВВП и имеет реальный шанс войти в пятерку. У нас высокая норма сбережений. Наша задача - конвертировать наши сбережения в инвестиции" <1>.

--------------------------------

<1> Ильин А. Бедная реализация богатого потенциала - это постоянная проблема России // Союзное вече. 2012. N 5.

 

Политическое руководство было уверено в положительном решении вопроса о приеме в ВТО, так как российское законодательство, по словам главы департамента торговых переговоров Минэкономразвития России (МЭРТ) М. Медведкова, на 99% было приведено в соответствие с требованиями членства в ВТО <1>. Таможенный кодекс РФ того времени фактически был "подогнан" под требования ВТО. В результате российские рынки оказались чрезмерно открытыми для продвижения западных товаров и услуг, а рынки западноевропейских стран оставались для нас полузакрытыми до официального решения о принятии России в данную организацию.

--------------------------------

<1> Коммерсант. 2006. 18 мая.

 

Переговоры о вступлении в ВТО велись 18 лет, и приходилось шаг за шагом преодолевать сопротивление многих стран, настроенных по отношению к России враждебно. В условиях консенсусного приема в ВТО, требующего согласия всех членов организации, а их до вступления России было 155, приходилось маневрировать, проводить долгие серьезные переговоры, осуществлять политические шаги в разных направлениях.

Присоединение к Всемирной торговой организации, пожалуй, самое серьезное за последние годы испытание нашей экономики на прочность. В то же время это шанс модернизировать ее с помощью ВТО, повысить конкурентоспособность, занять подобающее место в мировом экономическом пространстве. Проблема состоит в том, как это сделать с максимально полным учетом национальных интересов Российской Федерации. На октябрьском заседании "Меркурий-клуба" его президент, академик РАН Е. Примаков, отметил, что альтернативы вступлению России в ВТО нет: "Экономика России стала частью мировой. Возвращение к изоляционизму невозможно... Рост внешней торговли обгоняет рост ВВП. Это общая тенденция. Следовательно, Россия не может абстрагироваться или игнорировать ВТО, через страны - члены которой проходит 95 процентов мировой торговли и которая определяет правила поведения на мировых рынках" <1>.

--------------------------------

<1> Клин Б. Евгений Примаков: Вступление России в ВТО - не окончание, а начало процесса // Союзное государство. 2012. Ноябрь. С. 26.

 

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. <1> для устойчивого развития нашей страны необходимо в полной мере реализовывать ее национальные интересы. Вступая в ВТО, Россия преследовала следующие цели: получение лучших по сравнению с существующими недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки; доступ к международному механизму разрешения торговых споров; создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы РФ в соответствие с нормами ВТО; участие в разработке правил международной торговли с учетом национальных интересов России; упрочение рыночной экономики, развитие конкурентной среды и совершенствование законодательных основ хозяйствования на российском рынке, адекватных мировой практике; активизация структурных реформ и усилий российских предприятий по повышению конкурентоспособности в крайне монополизированной российской экономике, что важно для инвестиционной мотивации реконструкции устаревшего производства и повышения его технического уровня; улучшение имиджа России как полноправного участника международной торговли, который должен способствовать не только увеличению притока иностранных капиталов и услуг на российский рынок, но и формированию российских ТНК, расширению возможностей их инвестирования за рубежом и как результат - упрочению конкурентных преимуществ российской экономики.

--------------------------------

<1> Указ Президента РФ от 12 мая N 537 г. "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" // СЗ РФ. 2009. N 20. Ст. 2444.

 

Вступление в ВТО должно позволить России использовать развитую информационную структуру данной организации для получения информации от всех участников рынка о товарах, ценах и бизнес-партнерах. Первоначально нам предлагали обеспечить доступ иностранных компаний к добыче природных ресурсов и транспортировке нефти и газа по трубопроводам. Но в конечном счете была достигнута договоренность, что доступ к ресурсам и их освоению будет определяться, как и сейчас, российскими властями. От России требовали обнуления импортных пошлин на ввоз самолетов и автомобилей. "Но Россия взяла обязательства не на обнуление, а на снижение пошлин в течение 7 лет. Обязательства России в сельском хозяйстве значительно лучше стандартов, предъявляемых другим странам, присоединяющимся к ВТО" <1>, - подчеркнул Е. Примаков. По его словам, выгоды будут получены и от снятия зарубежными странами около сотни ограничительных мер на российские экспортные товары, в том числе на сталь, алкогольную продукцию, спутниковые услуги, страхование.

--------------------------------

<1> Клин Б. Указ. соч. С. 26.

 

Важное, а иногда и решающее значение в подготовительном процессе имела его правовая составляющая. Уже в ходе обсуждения вопроса о целесообразности вступления России в ВТО вносились предложения о проведении в стране всероссийского референдума. Центризбирком РФ, как известно, не счел возможным проводить это дорогостоящее мероприятие на том основании, что согласно Конституции РФ данный вопрос является компетенцией федеральных органов государственной власти <1>. Кроме того, проведение референдума отодвинуло бы вопрос о вступлении страны в ВТО на долгие годы и привело бы к потере возможных выгод от сотрудничества с этой организацией. 131 депутат подписался под обращением в Конституционный Суд РФ о проверке законности шага, который может повлечь за собой "утрату экономической безопасности и суверенитета страны". Суд несоответствия между вступлением в ВТО и Конституцией не выявил <2>.

--------------------------------

<1> Постановление Центральной избирательной комиссии РФ от 13 апреля 2012 г. N 118/917-6 // Российская газета. N 84. 2012. 17 апреля.

<2> На голосовании в Государственной Думе РФ 238 голосов "за" и 208 "против" - по важнейшим вопросам, такого не случалось больше 10 лет.

 

Вступление России в ВТО даст следующие "плюсы": вырастет занятость населения, снизятся цены на лекарства и значительную группу товаров повседневного спроса. Жизнь в стране, возможно, станет дешевле, поскольку рынок будет конкурентен. Для России принципиально важным является развитие конкурентной среды, стимулирование рыночных преобразований, совершенствование законодательства с учетом международного права, гармонизация отечественных стандартов с мировыми, приток инвестиций вследствие улучшения инвестиционного климата, улучшение международного имиджа страны, создание условий для прекращения оттока капитала за рубеж. Во многих исследованиях отмечается, что участие России в ВТО дает нашей стране ряд преимуществ стратегического, политического и экономического характера. Их достижение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.

М. Медведков уверен, что потребитель, частные хозяйства в России от присоединения к ВТО выиграют <1>. По его мнению, вступление России в ВТО дает следующие "плюсы":

--------------------------------

<1> Медведков М.Ю. Частные хозяйства от присоединения к ВТО выиграют // Финансовые известия. 2006. 27 апреля.

 

- для простого населения вырастет занятость, снизятся цены на лекарства, большую группу товаров повседневного спроса. То же самое произойдет с электротехникой, которая в России не производится, со многими другими товарами. То есть жизнь в стране станет просто дешевле в силу того, что рынок будет конкурентен;

- по средневзвешенным оценкам, наш суммарный выигрыш при сохранении существующей переговорной позиции составит порядка 8 - 10 млрд. долл. США в год;

- значительная часть нашего валового продукта связана непосредственно с внешней торговлей. Как раз именно поэтому присоединение к ВТО даст нам возможность защищать наши интересы на внешних рынках и участвовать в выработке правил международной торговли. Это для нас принципиально важно, поскольку сейчас наши интересы нигде не учитываются;

- улучшение имиджа России как полноправного участника международной торговли будет способствовать не только увеличению притока иностранных капиталов и услуг на российский рынок, но и формированию российских ТНК, расширению возможностей их инвестирования за рубежом и как результат - упрочению конкурентных преимуществ российской экономики;

- вступление в ВТО позволит России использовать развитую информационную структуру данной организации для получения информации от всех участников рынка о товарах, ценах, бизнес-партнерах;

- нормы ВТО не являются фактором, серьезно сдерживающим разработку мер государственного стимулирования и защиты отечественных высокотехнологичных секторов <1>. Главное здесь - желание и готовность правительственных структур действовать в данном направлении. Если они действительно являются сторонниками перевода России на инновационный путь развития, нормы ВТО никоим образом не являются препятствием для разработки и проведения соответствующей экономической политики.

--------------------------------

<1> См.: Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: Экономика, 2003. С. 22.

 

В.В. Ивантер, академик РАН, считает: "Нельзя сказать, что без ВТО отечественных производителей нельзя дисциплинировать, но внутри ВТО это сделать будет проще. В этом смысле ВТО - отличный внешний стимул и раздражитель" <1>.

--------------------------------

<1> Ивантер В.В. Достаточно сильны для ВТО // Эксперт. 2011. 21 - 27 ноября. N 46.

 

18 лет обсуждения вступления России во Всемирную торговую организацию не прошли даром. Почти все опрошенные предприниматели считают себя готовыми к работе на открытом рынке <1>.

--------------------------------

<1> См.: Там же. С. 18 - 26.

 

Следует подчеркнуть, что от вступления России в ВТО выигрывает и Запад. Бывший глава ВТО П. Лами сказал по поводу официального присоединения России к ВТО: "Реальная хорошая новость заключается в том, что Россия будет делать взносы в бюджет ВТО, из-за чего другим придется платить меньше" <1>. Академик РАН С.Ю. Глазьев приводит в одной из своих статей расчеты, согласно которым после вступления России в ВТО иностранцы получат примерно 15% нашего внутреннего рынка в дополнение к нынешним 15%.

--------------------------------

<1> Аргументы недели. 2013. 21 марта. N 11. С. 9.

 

Разумеется, надо видеть у организации, куда мы вступаем, и слабые места. Нуждается в пересмотре содержание основополагающих принципов ВТО, например принципа справедливости. В рамках Организации существуют глубокие противоречия между странами-участницами. Развивающиеся страны нередко рассматривают ВТО как инструмент вмешательства крупных стран в их внутренние дела. ВТО чрезвычайно политизированная организация и в настоящее время находится в состоянии серьезного кризиса, выход из которого требует изменения принципиальных основ ее деятельности. Уже есть прецеденты противоречий между странами - членами ВТО: Испания, Китай, Киргизия, Украина и др.

Нам также следует учитывать, что в случае быстрого открытия российского рынка, без переходного периода, требуемого предприятиям для инвестиционной реконструкции и повышения своей конкурентоспособности, ряд отраслей может утратить перспективу развития. Прежде всего речь идет о таких "чувствительных" секторах, как сельское хозяйство, финансовые и страховые услуги, авиационная промышленность.

За каких-то полгода после вступления в ВТО Украина понесла убытков на 8 млрд. гривен. Разрушение высокотехнологичных производств привело к стремительной деградации социального капитала. Десятки тысяч высококвалифицированных рабочих, инженеров, научных сотрудников были сведены до статуса нищих маргиналов. Потеряв работу и средства к существованию, они вынуждены были пополнить армию трудовых мигрантов в Европе, США, России. Началась четвертая волна эмиграции <1>.

--------------------------------

<1> См.: Симоненко П. Украина и кризис глобального капитализма // Коммунист. 2008. 12 декабря. N 100; Крючков Г. Жить или выживать? // Киевский вестник. 2010. 26 января; Ященко Н. Економiка Украiни 1999 - 2009: втрачене десятилiття (изложения основных положений Национального доклада, подготовленного коллективом научных сотрудников трех отделений Секции общественных и гуманитарных наук НАН Украины под руководством академика В. Гееца) // Зеркало недели. 2009. 26 декабря. N 51 - 52; Грущенко И. Об итогах всемирно-экономического форума - 2009 и угроза экономической катастрофы в Украине // Киевский вестник. 2009. 21 февраля.

 

Опыт многих стран - членов ВТО, в том числе ряда развивающихся стран, свидетельствует о том, что именно членство ВТО и максимальная либерализация внешнеэкономических связей позволили им эффективно решать проблемы создания и развития новых высокотехнологичных производств, а также повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Так, в странах Юго-Восточной Азии одним из основных факторов бурного экономического роста в 60 - 70-х годах прошлого века стала их быстрая интеграция в мировую экономику. Открытая торговая и инвестиционная политика этих государств облегчила доступ к техническому и научному потенциалу наиболее развитых стран мира, содействовала повышению конкурентоспособности их национальных компаний.

Минусами присоединения к ВТО являются также неконкурентоспособность российской промышленности и торговли на мировом рынке, необходимость снижения таможенных барьеров. Для минимизации этих рисков принимаются соответствующие меры. Вот уже несколько лет внешняя торговля России опирается на новое внешнеторговое законодательство (новые законы о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, о защитных мерах, Таможенный кодекс и многие другие), которое существенно улучшило конкурентные позиции российского бизнеса и дало возможность защищать национальных производителей. "Некоторые наши производители будут поначалу в нелегком положении. В тяжелом положении могут оказаться некоторые регионы. Пострадают системообразующие для города или района предприятия", - предупредил Е. Примаков <1>. К этому нужно готовиться и властям, и бизнесу. От первых требуется продуманная промышленная и аграрная политика с учетом вступления страны в ВТО, от второго - повышение производительности труда.

--------------------------------

<1> Клин Б. Указ. соч. С. 26.

 

Не отрицая преимуществ участия в ВТО, обращается внимание на ряд важных и серьезных проблем для эффективного участия в этой международной организации. Проведенный анализ показывает, что национальную конкурентоспособность определяют на основе изучения конкурентных преимуществ и слабостей той или иной страны.

К конкурентным слабостям российской экономики относятся: огромный износ основных фондов; резкая неравномерность в экономическом и социальном развитии российских регионов; чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность производства; преобладание в большинстве отраслей народного хозяйства отсталых, неконкурентоспособных по современным стандартам технологий, концентрация основной массы передовых технологий в ВПК; засилье бюрократии и криминализация экономики; довольно ограниченные возможности внутреннего накопления, что влечет за собой сильную зависимость модернизации экономики от притока иностранного капитала; значительная экономическая и социальная нестабильность <1>.

--------------------------------

<1> См.: Захаров А.Н., Трусенев А.В. Россия почти в ВТО: преимущества и некоторые важные проблемы для эффективного участия // Российский внешнеэкономический вестник. 2006. N 10. С. 2 - 7.

 

По мнению доктора экономических наук, профессора В. Попова существующие оценки выгод, которые должна получить Россия от вступления в ВТО (3% ВВП в среднесрочном плане и почти 10% в долгосрочном), не просто завышены, а возможно, и совсем не имеют под собой оснований <1>.

--------------------------------

<1> См.: Ивантер В.В. Указ. соч. С. 24.

 

Необходимо научиться работать согласно правовым нормам ВТО. Вступление России в ВТО - не окончание, а начало процесса. Поэтому представляется целесообразным обозначить некоторые риски, связанные с обязательствами России при вступлении в ВТО и предполагаемыми последствиями их выполнения.

1. Сфера экономики, финансов, налогообложения и таможенных отношений. Из-за отмены или значительного снижения импортных пошлин на российский рынок придут транснациональные корпорации с дешевой продукцией. Бюджет России может потерять около 240 млрд. руб. из-за понижения таможенных пошлин в связи со вступлением в ВТО. Такие потери возможны, если будут сохранены нынешние объемы торговли в течение семилетнего переходного периода. Дополнительный удар будет нанесен российским предприятиям из-за запрета ВТО на государственную поддержку предприятий в виде субсидий, налоговых льгот, дотаций, льготных цен и т.д. По подсчетам отечественных экономистов, вступление России в ВТО грозит закрытием 40 тыс. предприятий. По данным Торгово-промышленной палаты РФ, лишь 10% российских предприятий готовы работать по правилам ВТО.

Особенно может пострадать агропромышленный комплекс: растениеводство, животноводство, пищевая промышленность. Начиная переговоры о присоединении к ВТО, Россия определила уровень поддержки сельского хозяйства в 89 млрд. долл. США (среднегодовой уровень субсидий в 1989 - 1991 гг.). Затем последовательно "сдавались" первоначальные позиции: сначала - до 36 млрд. долл., позднее - до 16 млрд. долл. На момент вступления России в ВТО уровень допустимых субсидий определен в 9 млрд. долл., а к 2017 г. он должен быть снижен до 4,4 млрд. долл. В 2011 г., по официальным данным, у нас на поддержку сельского хозяйства из бюджета было выделено 125 млрд. руб. (чуть более 4 млрд. долл. США). При этом, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), государственные субсидии сельскому хозяйству в США возросли со 100 млрд. долл. в 2007 г. до 120 млрд. долл. в 2009 г., в Японии - с 55 млрд. до 57 млрд. долл., а в странах Европейского союза (27 государств) несколько понизились - с 160 млрд. до 140 млрд. долл. США <1>. В итоге на один га пашни в России выделяется в 40 раз меньше средств, чем в Евросоюзе, и в 15 - 17 раз меньше, чем в США. Специалисты признают, что российская сельскохозяйственная конкуренция на открытом рынке на таких условиях невозможна <2>. В развитых государствах сельское хозяйство играет менее важную экономическую роль. Так, в Евросоюзе на этот сектор приходится 2% ВВП и 4,4% занятых, в США - лишь 0,6% и 0,9% соответственно. Но мощнейшее аграрное лобби апеллирует к необходимости сохранить традиционный сельский уклад. Разделяющие идею "защитить отечественных фермеров" партии проходят в парламенты развитых стран и успешно лоббируют выделение огромных субсидий местным производителям. Так, на аграрные субсидии в Евросоюзе ежегодно тратится 44% общеевропейского бюджета (по текущему обменному курсу - 68 млрд. долл. США); в США - около 16 млрд. долл.

--------------------------------

<1> http://stats.oecd.org

<2> Условия и риски присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО): Аналитический доклад - главные факты и цифры // Международный общественный фонд "Экспериментальный творческий центр" (Центр Кургиняна) // http://eot.su/node/12571.

 

Однако добиться от США, Японии и Евросоюза отмены субсидий фермерам на переговорах в ВТО так и не удалось, так же как и снижения тарифов на импорт продовольствия в развивающихся странах.

По мнению директора Института проблем глобализации М. Делягина, "мы дожили до того, что перед нами встает вопрос продовольственной безопасности" <1>. "Снижение импортных пошлин, связанное со вступлением в ВТО, сделает российский агросектор непривлекательным для инвестиций, а продукцию - неконкурентоспособной", - сказано в докладе Минсельхоза России Правительству РФ. Единственный выход: увеличивать государственные субсидии для села на 96 млрд. руб. ежегодно <2>.

--------------------------------

<1> ВТО угрожает продовольственной безопасности России // ИА "Маркетинг и консалтинг". 2004. 21 октября.

<2> Компании и рынки. 2012. Февраль; Обзор российской прессы. 2012. 1 марта.

 

По мнению министра сельского хозяйства Н. Федорова, России "нужно усилить экспортный агропродовольственный потенциал страны и одновременно продолжить импортное замещение - особенно на рынке животноводства и овощеводства". Министр отметил, что новые госпрограммы, учитывающие адаптацию к ВТО, стимулируют качество конечного продукта, а не торговлю "сырьем" (например, зерна) - основное внимание уделяется поддержке института переработки. Переориентируется субсидирование сельхозпроизводителей со стороны государства: если по старым программам почти 70% денежных ресурсов "закачивалось" кредитованием, то сегодня начался переход к прямому финансированию <1>.

--------------------------------

<1> Парламентская газета. 2013. Март; Обзор российской прессы // Пресс-служба посольства Республики Беларусь в России. Москва. 2013. 3 апреля. С. 5.

 

На заседании Временной комиссии Совета Федерации РФ по мониторингу участия Российской Федерации в ВТО и Таможенном союзе, проведенном В. Матвиенко в г. Пятигорске, отмечалось: "Крайне эмоциональный характер обсуждения проблем АПК России провоцирует неполная государственная поддержка сельского хозяйства на фоне падения многих его показателей из-за конкуренции не только со странами ВТО, но и с партнерами - конкурентами по Таможенному союзу (например, Белоруссией)" <1>.

--------------------------------

<1> Парламентская газета. 2013. Июль; Обзор российской прессы // Пресс-служба посольства Республики Беларусь в России. Москва.

 

Из отраслей обрабатывающей промышленности под ударом окажутся: автомобильная, авиационная, производство медицинской техники, фармацевтическая, электроника, шинная, текстильная и другие отрасли с высокой степенью добавленной стоимости.

Следующая страница

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (06.04.2014)
Просмотров: 611 | Теги: ВТО | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016