Вторник, 23.04.2019, 23:40
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

РОССИЯ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

РОССИЯ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ

(материалы круглого стола по проблемам этноконфессионалъной (безопасности)

К участию в круглом столе по проблемам этноконфессиональной безопасности были приглашены ученые, преподаватели и религиозные деятели. Редакционная коллегия представляет их мнения по основным вопросам, которые требуют единого подхода, что позволит прийти к согласию и единству социального действия.

Ключевые слова: безопасность, этноконфессионалъная и духовная безопасность, национальная безопасность, межэтнические конфликты, нация.

УЧАСТНИКИ:

Невелев Анатолий Борисович — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии факультета Евразии и Востока Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия.

Шестаков Игорь — протоиерей, секретарь Челябинской епархии.

Ринат Хаджи Раев — главный муфтий Уральокого региона, председатель Регионального духовного управления мусульман Челябинской и Клрганской обладтей, Россия.

Хайруллин Шомиль Шамильевич — кандидат педагогических наук, доцент, заведующий 4-й кафедрой гуманитарныо и социально-экономических дисциплин филиала Военного учебно-научного центра Военно- воздушных сил «Военно-ьоздушная академия» в ЧеляГинске, Россия.

Барышоников Седгей Геннадьевич — доктор философских наук, Челобинск, Россия.

Камалетдинова Альфия Янаховна — кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры философии факультета Евразии и Востока Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия.

 
Как выы трактуете понятие «безопаснлснь»?

Раев Р. А Проблема безопасности чрезвычайно сложна и важна и становиися все более актуальной как в связи с усложнением внешнеполитической обстановкг. так и в связи а растущим количеством угроз человеческой жизнедеятельности.
Безопасность — это inирокос понятие. Эго обеспечение защищенносли жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и вношнихуороз. Если говврить кратко, то безопасность — это основа жизни человека и прасильного сущьетвовения в этом мире. Безопасность — это естестеенное право человека на безопасную жизнь в мире, совударстве, общестле, семье. Челооск — наместник Бога на Земле. Он является наивысшим творением Всевышнего. Это великая честь, достоинотво и верность выполнения божественной миссии. это ответственность человека, являющаяся опорной силой развития человеческой цивилизации.

Шестаков И. В рамках современных иссле - дований по вопросам безопосньоти можно выие- лить несколько основных подходов к истолкованию смысла понятия «бесопасность»г. Оно может рассматривоться как комплекс представлений, в которых просутствует момент сравненио характеристик, отражающих реальное и желаемое состояние человека, общества или государства. С точки зрения данного подхода понятие «безопасность» может пониматься как процесс и результат данного процесса. Состояние безопасности ассоциируется с осуществлением функции защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства или с ее результатами. При этом безопасность рассматривается как результат сложного процесса обеспечения безопасности, как непрерывно реализуемая задача, связанная с поддержанием оптимальных параметров жизнедеятельности объекта, предвосхищением и противодействием различным угрозам. В рамках процессуального подхода к безопасности выделяют меняющиеся условия, алгоритмы и стадии (этапы) реализации мер по обеспечению безопасности в любых обстоятельствах. Кроме этого, данный подход позволяет рассматривать понятие «безопасность» как комплекс представлений, возникающих на основе определенных социальных отношений, которые характеризуются взаимным доверием, отсутствием у сторон агрессивных и злонамеренных устремлений. Чтобы закрепить отношения безопасности, гарантировать себя от их нарушения, между людьми, народами, государствами устанавливаются нормы и принципы безопасных взаимоотношений, заключаются договоры о мире, ненападении, коллективной безопасности.

Хайруллин Ш. Ш.Наше понимание «безопасности» — это прежде всего отсутствие опасности, то есть отсутствие факторов (условий), негативно влияющих на существование и прогрессивное развитие природы, общества, человека. Под негативным влиянием нами понимается все то, что уничтожает и разрушает природу, человека, общество, мешает их существованию и устойчивому развитию. Здесь хотелось бы вспомнить слова одной настоятельницы монастыря, это на первый взгляд, внешне простейшая формула жизни, но которая имеет огромный внутренний смысл. Сколько существует человечество, столько идет борьба добра и зла. Чаша весов постоянно колеблется то в одну, то в другую сторону, от победы зависит будущее человечества. Или это будет рай на земле, или ад. Каждый человек своими мыслями и делами вносит свой вклад в эту борьбу, беспрерывно дополняя то одну, то другую чашу. По аналогии можно сказать, что опасность — это условия, которые усиливают зло в нашей жизни, а безопасность — это условия, которые способствуют добру.

Барышников С. Г. Подавляющее большинство исследователей раскрывают понятие «безопасность» через состояние некой защищенности индивида, социальных слоев, государства, общества, и затем переходят к перечислению видов безопасности. В отдельных исследованиях авторы насчитывают уже более двух десятков таких видов безопасностей, которые, естественно, влекут за собой еще большее количество угроз.

Поэтому, если вести речь о научной формулировке понятия «безопасность», представляется, что социально-философское осмысление этого феномена должно быть осуществлено как на единичном (безопасность личности), так и на общем (безопасность государства, общества) уровнях социального познания.

При уяснении безопасности личности необходимо, на наш взгляд, исходить из теории социального действия. То есть любая человеческая деятельность в обществе складывается из вполне определенных и осуществляемых им социальных действий. Любые социальные события, явления, обстоятельства есть действия (как материальные, так и нематериальные) социальных индивидов либо их результат. Поэтому и безопасность индивида будет складываться из позитивных для него или негативных таких действий либо их результата, но и из собственно своих действий, позволяющих повысить (понизить) степень своей (личной) безопасности.

На единичном уровне социального познания безопасность личности — это совокупность определенных социально-политических, социально-экономических, исторических, культурных, нравственных, духовных и других, в том числе материальных, условий общественной жизни, существования индивида в конкретных пространстве и времени, позволяющих ему воспроизводить свои ценности (самовоспроизводиться) как на духовном, так и на материальном уровнях своего социального развития.

Такое определение, по нашему мнению, не только позволит расширить социально-философские рамки феномена безопасности на единичном уровне познания, но и создает социально-философскую базу для определения понятия «безопасность» на уровне «общее». То есть полученные данные исследования позволяют проникнуть в социально-философскую сущность дефиниции «государственная безопасность», что, несомненно, наполняется более глубоким научным и прагматичным смыслом, на уяснении сущности которого предлагается остановиться более подробно.

Невелев А. Б. В основе существования живых объектов лежит производство и воспроизводство их жизнеобеспечивающих параметров, что, на мой взгляд, и есть безопасность. Опасность живому, а именно о ней прежде всего идет речь, заключается в тенденциях, снижающих эти параметры. Жизнь человека, жизнь рода, нации, государства опирается на некоторый необходимый и достаточный их набор. Задача теоретического осмысления в этой связи заключается в фиксации того, без чего не существует каждый из названных защищаемых феноменов. Для человека как индивида ключевые параметры жизни связаны с его рождением, здоровьем, полноценной семьей, здоровьем родителей, материальной обеспеченностью семьи, перспективами образования, возможностями карьерного роста и т. д. Процветание рода выражается в расширенном воспроизводстве живого бытия людей, процветание нации обеспечивается уверенным экономическим ростом, обеспеченностью правовых механизмов регуляции жизни, развитием языка и языковой культуры. Государственная жизнь обеспечивается конструктивными выборными механизмами, представленностью разнообразных коренных интересов народа в партийно-политической структуре государства. Все попытки дестабилизации названных ключевых параметров жизни общества и человека несут угрозу и должны стать предметом пристального внимания именно с точки зрения безопасности.

Шестаков И. В условиях нарастающей глобализации, взаимозависимости государств и народов, наличия значительных арсеналов оружия массового поражения безопасность в системе социальных отношений становится неделимой. Все актуальнее принцип равенства безопасности в отношении всех членов общества и мирового сообщества. В силу этого возрастает необходимость как отдельным индивидам, так и более значительным социальным группам сдерживать свои инстинкты, ограничивать эгоистические и враждебные устремления, поддерживать правила мирного общежития.

Понятие «безопасность» может рассматриваться как ценность и цель, для реализации которой человек, общество или государство предпринимают определенные действия. В рамках данного подхода понятие «безопасность» выводится из анализа естественных потребностей человека, удовлетворение которых выступает в качестве цели его жизнедеятельности. Людям свойственно ощущать свою безопасность или небезопасность на основе тревожных сигналов и восприятий органов чувств, инстинктивных реакций организма, интуиции, то есть безопасность (небезопасность) в этом плане имеет значение субъективного представления индивидов об отсутствии (наличии) угроз своему существованию. Оно помогает корректировать линию своего поведения и избегать опасностей.

Возможность жить, не подвергая себя различным рискам и опасностям, высоко ценится в человеческом обществе. Это означает, что безопасность приобретает форму внутренней ценности и реализует себя в индивидуальном и общественном сознании. Характерно, что эта ценность имеет универсальный характер и признается в качестве фундаментальной всеми людьми, вне зависимости от их расы, национальности, пола, возраста, социального положения, хотя, естественно, существует определенный разброс мнений, отражающих степень предпочтений различных категорий людей. Часто он обусловлен влиянием той или иной ситуации. В мирных условиях, в достатке, в размеренной и спокойной жизни ценность безопасности отходит на второй план и не актуализируется. Социальные потрясения, бедствия, войны, террористические акты обостряют ее значение, выводят в число наиболее востребованных людьми и обществом.

Каковы пути (направления) обеспечения безопасности?

Барышников С. Г. Основные пути (направления) обеспечения безопасности напрямую зависят от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности государства, указанных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. И их дополнительное перечисление, на наш взгляд, не увеличит объема и качества предмета поставленной проблемы.

Шестаков И. К такими направлениями можно отнести следующие:

— своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз безопасности РФ, реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации;

— создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

— управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;

— осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

— участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ.

— подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

— совершенствование системы государственной власти, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

— обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями.

Хайруллин Ш. Ш. Путей обеспечения безопасности достаточно много исходя из оснований для классификации. В целом можно обозначить существующие угрозы и проблемы, связанные с природой, человеком и обществом. Эти проблемы всем известны, но наиболее острые сейчас экологические, угроза войны, в том числе ядерной, терроризм, болезни, голод и многие другие. К сожалению, те, от кого зависит судьба людей, вместо того чтобы объединиться для решения этих проблем, выбрали иной путь и тем самым двигают человечество к катастрофе.

Раев Р. А. Вопросами обеспечения безопасности, на наш взгляд, должны заниматься государство и институты гражданского общества. Это прежде всего система мер, направленных на профилактику, предотвращение и разрешение конфликтов (межэтнических, социальных, политических, межконфессиональных, внутриконфессиональных). И здесь на первое место выходит разработка законодательно-правовой базы и защита жизненно важных интересов, процессов и институтов этнополитического развития страны от деструктивного воздействия.

Используя комплексный подход к обеспечению безопасности (исторический, научный, духовный, религиозный, патриотический и т. д.), мы сможем сделать мир стабильным и безопасным, а также поднимем потенциал ислама. И в этом направлении наиважнейшей является духовно-просветительская работа в сфере изучения основ веры и различных культур народов России, в приобщении их к истинным духовным ценностям.

Барышников С. Г. В общественной жизни нет явлений, так или иначе не связанных с внутригосударственной и межгосударственной политикой, которая «творится через государственную власть», а потому с государственной политикой. Следовательно, государственная политика по своему содержанию есть отношение, в центре которого стоит вопрос о сохранении и укреплении государства. Внутригосударственные и межгосударственные противоречия по поводу сохранения и укрепления государства составляют непосредственный источник существования государственной политики.

Поскольку государства в политике реализуют свои коренные потребности и интересы в системе всех общественных отношений во всех формах внутригосударственного и межгосударственного взаимодействия (борьбы и сотрудничества), постольку государственная политика по поводу обеспечения безопасности, будучи центральной частью политики в целом:

— во-первых, должна быть направлена на сохранение и упрочение государственной власти;

— во-вторых, осуществляться во всех формах борьбы за выживание (экономической, политической, духовной, социальной);

— в-третьих, обеспечивать возможность решения государственной властью материально- экономических, политических, духовных и социальных задач.

Касаясь проблем безопасности личности, необходимо обеспечение также позитивных условий для ее самореализации (самовоспроизводства), путей (направлений) обеспечения безопасности личности, то есть реализации ее интересов, в основе которых лежат ее жизненные ценности и которые позволят ей достичь общественно-политических целей в определенном пространстве и во времени в соответствии с имеющимися правами и свободами ее социального развития.

Обеспечение безопасности, в свою очередь, есть процесс создания благоприятных процессов, овладения индивидом необходимыми условиями собственного существования. Обеспечение безопасности субъекта есть создание условий, при которых реализовывались бы его личностные интересы, осуществлялись бы поставленные им цели, в основании которых лежат его ценности. Это, в свою очередь, значит, что безопасность есть такие условия, в которых субъекты сохраняют и воспроизводят свои ценности.

Невелев А. Б. Путь обеспечения безопасности — это прежде всего осознание необходимых и достаточных параметров процветания индивида и общества; они конституируют жизнеутверждающие цели деятельности и подбор средств их реализации. Развертывание целей в средствах и предметах соответствующей деятельности реализуется в продуктах и результатах. Методологически ясно, что разница между продуктами и результатами возвращает исследовательское внимание к исходным целям и позволяет их предметно корректировать. Эта логика должна быть ключевой в сознании руководителей. Интересная практика обратной связи с людьми на местах при реализации управленческих целевых установок должна стать нормой социально-политической деятельности. Проблемы реальной жизни, систематически включаемые в поле рассмотрения, позволяют относительно обезопасить индивидуальную и общественную жизнь от деструктивных элементов.
Каковы сущностные элементы этноконфес- сиональной безопасности?

Раев Р. А. Этноконфессиональная безопасность — это составная часть национальной безопасности. Увеличение количества внутренних угроз, которое наблюдается в последнее время, связано прежде всего с этнополитическими и конфессиональными проблемами. Причин здесь много: разнообразие культур, языков, миграционные процессы на постсоветском пространстве, нежелание народов интегрироваться в другие культуры и языки. Все это создает сложную этническую и конфессиональную картину России. От решения вопросов в полиэтнической и многоконфессиональной среде зависит безопасность государства в целом. Если говорить о конфессиональной безопасности отдельно, то мы понимаем ее не только как предотвращение конфликтов на религиозной почве, но и как создание условий для полноценного развития различных конфессий, их равноправия, сохранения религиозной идентичности как целых народов, так и отдельной личности. Кстати, такие благоприятные условия созданы в Челябинской области, поэтому Южный Урал — это регион без конфликтов на национальной и религиозной почве.

Еще одним важным фактором обеспечения эт- ноконфессиональной безопасности является образование и просвещение. Ведь не секрет, что отсутствие элементарных знаний и представлений о другой культуре и религии, и тем более о своей, приводит не только к элементарному непониманию, но и к враждебности, агрессии и насильственным действиям. Умный, образованный и просвещенный человек никогда не будет националистом, просвещение и национализм — вещи несовместимые. Невежество в религиозной среде является особо опасным явлением, так как религиозное чувство — это наиболее тонкая и болезненная сфера в жизни человека. Невежество порождает зло, в его основе лежит непонимание и неуважение других людей, наций и народов.

Шестаков И. Под элементами этноконфес- сиональной безопасности следует понимать совокупность угроз в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений и методов (способов) противодействия таким угрозам.

К таким угрозам относятся прежде всего наличие политико-экономических (в частности, громадное и все нарастающее социальное неравенство), социально-психологических (нарастание аномии и т. д.), этнических (в частности, критическая недооценка роли русского народа как государствообразующего и т. д.), религиозных (наличие деструктивных религиозных культов и маргинальных деструктивных групп внутри традиционных конфессий), медико-биологических (инструментальные исследования в этой сфере совершенно не ведутся) предпосылок формирования конфликтов в этноконфессиональной сфере и недостаточные (а часто просто неадекватные), запаздывающие меры реагирования со стороны государства и общества.

Хайруллин Ш. Ш. Этноконфессиональная безопасность, по нашему мнению, — это отсутствие угроз, влияющих на существование и развитие этносов и конфессий. Исторически сложилось, что наша страна многонациональная и многоконфессиональная. Все наши нации и народности имеют возможности для сохранения и развития своей культуры, языка, традиций. Причем живем мы вместе, основываясь не на терпимости (толерантности), а на дружбе и взаимопонимании и потому, что не разделяем людей на своих и чужих, мы — одно неразделимое целое. У нас не вызывают удивление смешанные браки, мы с удовольствием отмечаем как православные, так и мусульманские праздники, едим блюда кухонь разных народов, и это для нас нормально. Несомненно, в этом сила нашего общества и государства. Враги понимают, чтобы уничтожить нас, россиян, и Россию, сделать ее слабой и зависимой, необходимо прежде всего разрушить это единство, вбить клин, вызвать вражду между представителями различных наций, народностей и вероисповеданий.

Невелев А. Б. Этноконфессиональная безопасность предполагает некоторое предметное ядро, которое составляет совокупность ценностей этноса или религиозной общности. Я бы назвал это ядро «свято место». Категория святого, думаю, здесь более чем уместна. И этноконфес- сиональная безопасность — это прежде всего система защиты святого для данного народа или религиозной общности. Существуют различные теоретически осмысливаемые системы ценностей. В частности, интересна система ценностей М. Шелера — «ордо аморис».

Камалетдинова А. Я. Безопасность этноса — это избегание конфликтов, которые раздирают целостность и отдельной личности, и нации в целом. Каково понятие нации в современном мире? П. Сорокин, отец-основатель американской социологии, заложил современное понимание категории «нация». «Нация является многосвязной (многофункциональной), солидарной, организационной, полузакрытой социокультурной группой, по крайней мере отчасти осознающей факт своего существования и единства. Эта группа состоит из индивидов, которые:

1) являются гражданами одного государства;

2) имеют общий или похожий язык и общую совокупность культурных ценностей, происходящих из общей прошлой истории этих индивидов и их предшественников;

3) занимают общую территорию, на которой живут они или жили их предки» .

П. Сорокин утверждал, что нация возникает вместе с развитием буржуазных отношений и национальных государств. В таком прочтении нация понимается как социально-политическая, а не этническая категория, существенным признаком является не ДНК и кровь, а общность социокультурных ценностей. Граждане, образующие нацию, имеют разные политические, религиозные, экономические и другие интересы. Его подход предпочтительнее в нашем понимании, потому что объединяющим началом нации являются не конфессиональные и экономические интересы (в противовес культурно-исторической концепции Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, выделяющих в качестве объединяющих социальных признаков четыре вида деятельности: религиозную, культурную, политическую и общественно-экономическую). Согласно культурно-исторической концепции начала XX в., различия в культурных и конфессиональных предпочтениях могут разрушить единство общества. В то же время П. Сорокин утверждал, что на целостность и стабильность нации эти различия повлиять не могут (примером устойчивости может служить российская нация). Единство нации проявляется в общности интересов, выражением которых является национальное государство, его процветание, безопасность и развитие. Таким образом, без государства нет нации.

В международных отношениях каждое государство преследует свои национальные интересы, желая защитить свой суверенитет. Понятие «национализм» окрашено негативно, когда речь заходит о чувстве национального превосходства (в недавнем прошлом арийцы над славянами, в наши дни американцы над европейцами) или о чувстве ненависти между этносами, порой уходящем далеко вглубь веков. Когда же речь заходит о сохранении национального суверенитета, понятие «национализм» трактуется позитивно. Среди различных видов «национализма» П. Сорокин особо выделяет этнический национализм, характеризующий борьбу этноса за создание собственного государственного образования (удавшийся пример с Абхазией, продолжающаяся борьба Северной Ирландии и т. д.). Из характеристики этого вида национализма мы делаем важнейший вывод: без государства нет нации. Не случайно Г. В. Ф. Гегель писал, что народ без государственного образования не может рассматриваться как политический народ. Поэтому национальные конфликты и национально-освободительные войны всегда преследуют цель создания единого национального государства, в котором народы живут в согласии.

Что вы понимаете под духовной безопасностью?

Раев Р. А. Я понимаю духовную безопасность как возможность человека свободно проявлять свои идеалы, ценности, интересы, в том числе и в религии, как защиту духовных ценностей отдельного человека от любых вредных и деструктивных воздействий, способных нанести вред человеку и обществу. Яркий пример такого воздействия — зомбированные молодые люди, которые под ложной идеей всемирного халифата, внушенной извне, без оглядки отдают свои молодые жизни, унося с собой и жизни ни в чем неповинных людей. Здесь налицо угроза не только самим молодым людям, но и обществу, и государству в целом. Поэтому духовная безопасность — это не личное дело каждого отдельного гражданина страны, это дело всего государства и основа для безопасности вообще.

Духовная безопасность подразумевает обеспечение безопасного духовно-нравственного развития человека и гражданина, сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей общества, народов и последователей традиционных конфессий (мировых религий), являющихся базисными ориентирами в развитии любого цивилизованными общества.

Шестаков И. Духовная безопасность — это система условий и мер, которая позволяет обществу сохранить свою цивилизационную, культурную идентичность и транслировать ее следующим поколениям.

Хайруллин Ш. Ш. Соглашаясь с позицией отдельных авторов, определяющих духовную сферу жизнедеятельности общества как сферу, в которой реализуются духовные потребности человека, можно очертить круг проблем, связанных с духовной безопасностью, иначе говоря, с наличием опасностей, угроз в духовной сфере и их влиянием на условия существования и развития страны. О каких опасностях идет речь? Их достаточно много, но их можно объединить одной фразой — «духовный кризис общества». И речь не об отношении к религии, не о культурном уровне наших граждан, а о духовном здоровье российской нации. Посмотрите, какие сейчас насаждаются ценности в обществе через СМИ, через моду, через кинофильмы и прочее, ценности общества потребителей, материальная (предметная) сторона стала определяющей. Качество жизни, успех в жизни связывается только с наличием (или отсутствием) материальных благ. Причем цель оправдывает средства, и как стать успешным, значения не имеет. Перекосы в сознании, мировоззрении людей, особенно молодых, привели к чудовищным результатам. Человек труда, тот, кто честным трудом зарабатывает на жизнь, стал «неудачником» и изгоем. О нем не пишут в газетах и журналах, он не популярен в Интернете, о нем не снимают кино. Зато активно рекламируется «красивая жизнь», на первое место в СМИ вышли «мальчики-мажоры», «светские львицы» и остальные «прожигатели жизни». Капитализм проник во все сферы жизни общества, коммерциализации подверглись даже те отрасли, где формируется духовность человека (образование, культура).

Другая очень опасная проблема — воздействие на сознание наших граждан извне. Начиная с конца XX в. и по настоящее время в мире борьба в духовной сфере усиливается и приобретает одно из решающих значений. Все наблюдаемые нами «цветные революции», современная Украина — яркий пример результативности психологических, информационных и разных других «войн», а по сути достижения нужных (политических, военных, экономических и др.) целей и нужного поведения людей через воздействие как на индивидуальное сознание гражданина, так и на общественное сознание в целом. И удар наносится в самое слабое место — по неокрепшему, не- сформированному мировоззрению, по молодежи, чье становление проходило и проходит в условиях «дикого капитализма», социального расслоения общества и поиска новых жизненных ориентиров. Что может духовно нас обезопасить? Предложений достаточно много, это и вера, и культура, и история страны. Были предложения духовно объединить россиян на основе национальной идеи. Какой? В качестве варианта — на основе патриотизма. Идея хорошая и правильная, любовь к Родине была и должна остаться объединяющей силой нашего государства, основой для становления новых поколений россиян. Но патриотизм предполагает не только идеи, но и практические действия, причем на всех уровнях. И здесь важно, чтобы «верхи» стали примером для нации и не скомпрометировали национальную идею своими делами (вывоз и размещение капитала за границей, организация производств, покупка спортивных клубов, недвижимости, обучение и лечение за рубежом и т. д.).

Камалетдинова А. Я. Духовный (культурный) национализм стоит на защите культурных традиций и ценностей. Духовное производство — это постоянное воспроизводство национальных ценностей, получивших одобрение всех граждан государства. В современных условиях это защита традиционных социокультурных ценностей, в противовес либеральным ценностям, насильно навязываемым нации мировым сообществом, отстаивание национальной уникальности российского общества в глобализирующемся мире вопреки усредненности и унификации.

По каждому из видов национализма может развернуться борьба. Опираясь на учение П. Сорокина, попытаемся описать причины межэтнических конфликтов, имеющих комплексный характер (единство экономических, духовных, политических и др.). Анализируя современное состояние межэтнических конфликтов на Западе, можем констатировать, что при наличии всех факторов на первый план очень часто выдвигаются проблемы языка (утверждение украинского как национального в ущерб русскому языку); традиционных и нетрадиционных ценностей (вопросы семьи и брака); религиозные противостояния; несовпадение культурного образа жизни коренного населения и иммигрантов и т. д.

Казалось бы, перечень причин не просто выявлен, но и выработан механизм их ликвидации. Почему же межэтнические конфликты, переходящие очень часто в открытое противостояние, являющиеся подчас основой экстремизма, продолжаются?

Во-первых, неравномерное развитие национальных окраин, что влечет за собой различия в социальных структурах (окраина не только государства, но и области, края).

Во-вторых, забываются традиционные отрасли производства, что приводит к перепрофилированию производства, а тем самым изменению традиционного образа жизни (осознанию второсортно- сти этноса). Традиционные отрасли производства очень часто поддерживались национальными традициями, языком, одеждой и др.

В-третьих, рост уровня жизни граждан государства приводит и к росту национального самосознания этноса («маленькие» по численности народы хотели бы, чтобы их голос был услышан и их интересы были учтены).

В-четвертых, бюрократизация социальных институтов подчас вызывает у этнического меньшинства недовольство (на этом очень часто играют поджигатели цветных революций, организаторы террористических актов и переворотов).

В-пятых, глобализация средств массовой коммуникации неизбежно приводит к закрытию ин- формструктур, носящих узкую, как ошибочно представляется, направленность, отражающих особенное какой-то национальности.

В-шестых, обезличивание представителей этноса, не знающих порой родной язык, особенности традиций, обычаев и культуры своей национальности. На территории России это произошло с евреями, немцами, татарами и другими носителями разных национальностей.

В чем суть национальной безопасности?

Барышников С. Г. Считается, что термин «национальная безопасность» был введен Т. Рузвельтом. В Российском законодательстве «национальная безопасность» — как термин — была употреблена в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г., и в 1996 г. его определение использовано в первом послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности».

Как представляется многим исследователям проблем безопасности, понятие «государственная безопасность» чаще всего связывается с приоритетом государства, а понятие «национальная безопасность» — личности.

Содержание понятия «выживание государств» определяется понятием «социальная (общественная) безопасность» — отношениями сохранения и укрепления жизнедеятельности конкретно- исторического организма, которые возникают и существуют во взаимодействии природы и общества, диалектическом единстве природного и социальных факторов, а также во взаимодействии (взаимном воздействии) внутренних социальных сил (внутригосударственном взаимодействии) и взаимодействии государств на международной арене (межгосударственном взаимодействии).

Отсюда следует, что содержание проблемы выживания государств раскрывается выяснением сущности социальной (общественной) безопасности в неразрывном единстве ее двух составных частей — социально-природной и социально-политической, а решение проблемы выживания государств осуществляется в государственной политике, результатом которой является безопасность государства как важнейший, необходимый фактор безопасности социального организма в целом.
Государство осуществлением своих функций обеспечивает социальную, общественную безопасность, сохранение и укрепление жизнедеятельности как отдельных субъектов и общественных отношений (связей), так и социального организма в целом на внутригосударственном и межгосударственном уровнях современного исторического процесса. Отсюда следует вывод о том, что для выполнения своих функций в социальном организме государство должно прежде всего осуществлять функции своей собственной безопасности, и вывод о том, что безопасность личности (человека), нации, страны и безопасность социального организма (общества) в целом находятся во взаимной обусловленности и определяются безопасностью функций государства во всех сферах жизнедеятельности социального организма.

Национальная политика есть отношение между нациями по всем вопросам их бытия, но прежде всего по вопросу равноправия наций, от решения которого зависит решение всех других национальных вопросов. Национальные отношения — это те же самые внутригосударственные и межгосударственные отношения, но имеющие национальную оболочку.

Отсюда следует, что национальная безопасность государств характеризуется установлением таких национальных отношений, которые находились бы в соответствии с природой и национальным характером данных государств, следовательно, национальная безопасность обусловлена состоянием государственной власти, ее укреплением или ослаблением. В этом обстоятельстве заключается структурная связь национальной безопасности и политики государственной безопасности.

Суть этой связи заключается в том, что ослабление или укрепление национальной безопасности государств осуществляется в той мере, в какой происходит ослабление или укрепление их политической, экономической и идеологической безопасности в зависимости от осуществляемой политики государственной безопасности.

Хайруллин Ш. Ш. Содержание понятия «национальная безопасность» и условия, ее обеспечивающие, раскрыты в документе, утвержденном Указом Президента от 31 декабря 2015 г. № 683 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации». В нем отмечается: «Национальная безопасность Российской Федерации — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности».

Раев Р. А. Все виды безопасности — и эт- ноконфессиональная, и духовная — являются составной частью национальной безопасности. Нацию составляет народ, который имеет право быть защищенным от всех угроз, который имеет конституционное право на свободу, достойный уровень жизни, суверенитет, свою защищенную территорию и возможность развития как единая нация. Безопасность народа — это и есть безопасность государства и его жизнедеятельности в целом. Невозможно говорить отдельно о том или ином виде безопасности. Человек, общество, государство — это единый организм. И обеспечение его безопасности позволяет нашему обществу и государству устойчиво развиваться и идти вперед.

Камалетдинова А. Я. Государственный национализм предполагает приоритетную защиту национальных интересов (экономических, духовных, политических) в условиях глобализирующегося мира при объявлении России санкций. Экономические интересы предполагают защиту национальной экономики. Внешняя политика стоит на защите национальных политических интересов (определение Россией стратегических партнеров для того, чтобы избежать однополяр- ности в мире). Философское сообщество России, думаю, все-таки приоритетной считает защиту духовных интересов граждан. Надо сохранять то особенное, что отличает российский народ в его единстве многообразия национальных культур, языка, конфессий.

Представляют ли угрозу нетрадиционные религиозные организации?

Шестаков И. Да, представляют. Эти угрозы могут быть обозначены по крайней мере в трех сферах:

— духовной, поскольку духовно дезориентируют людей;

— психологической, поскольку, как правило, ломают психику людей с целью их психологической и материальной эксплуатации, служат триггерами психических расстройств;

— являются филиалами разведок, агентами влияния или инструментами мягкой силы иностранных государств.

Раев Р. А. Да, представляют, и опыт последних постсоветских лет этому доказательство. Эт- ноконфессиональные факторы являются важной составляющей внутриполитической и социальной стабильности государства. Притом что все конфессии в стране имеют равные права, опыт показал, что только традиционные для России конфессии лежат в основе ее истории и культуры и являются действительно ее частью. Учения, привнесенные искусственно извне, являющиеся чуждыми нашим народам, приносят вред людям, обществу и государству. Они опасны и деструктивны, так как несут с собой чуждую идеологию, насилие и агрессию. Любое искусственное навязывание чего-либо, а тем более если речь идет о духовных ценностях, губительно для народа. Более того, культура и религия народов России тысячелетиями складывалась и развивалась вместе, сообща, взаимообогащая и дополняя друг друга. Поэтому любое чуждое влияние либо вмешательство извне в культурные и этноконфессиональные процессы разрушают сложившиеся веками гармонию и согласие. За примерами далеко ходить не надо. Это, вновь повторюсь, события постсоветской эпохи развития нашей страны, когда зарубежные эмиссары массово начали воздействовать на умы наших граждан своими фундаментальными и агрессивными идеологиями, ничего общего не имеющими с ценностями традиционного ислама.

Хайруллин Ш. Ш. В соответствии с российским законодательством деятельность любых организаций, наносящих вред физическому и психическому здоровью человека, запрещена. Здесь можно было бы добавить — и духовному здоровью человека и общества. Поэтому те организации, в том числе религиозные, которые такую угрозу создают, не должны существовать в нашей стране.

Источник: Вестник Челябинского государственного университета. 2017. № 7 (403). Философские науки. Вып. 45. С. 78—87.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (25.03.2019)
Просмотров: 26 | Теги: межэтнические | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь