Четверг, 20.02.2020, 06:11
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

РОЛЬ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЛИКТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

А.А.БЕЖЕНЦЕВ

РОЛЬ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЛИКТНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

На основе типологизации несовершеннолетних лиц по группам с учетом особенностей их психофизического развития автором рассмотрены виды возраста несовершеннолетних, раскрыто значение возрастного развития личности для привлечения несовершеннолетнего к административной ответственности, при котором важно учитывать его способность во время совершения административного правонарушения осознавать свои противоправные действия или руководить ими. Делается вывод о ом, что возрастная периодизация имеет существенное значение для юриспруденции при решения вопроса о возможности лица быть субъектом административной ответственности, социально-психологическими предпосылками которой является способность несовершеннолетнего осознавать социальную значимость своих поступков и прогнозировать их опасность.

Ключевые слова: Административные правонарушения несовершеннолетних, возраст административной ответственности, административная ответственность несовершеннолетних, профилактика правонарушений несовершеннолетних, асоциальное поведение несовершеннолетних, преступления несовершеннолетних.

 

Возрастная психология рассматривает развитие человека как сложный и долгий диалектический процесс, который происходит в течение всей жизни. Наиболее существенные изменения как биологического, так и психологического плана происходят с несовершеннолетними. Следует отметить и то, что в современной психологии проблема возраста и возрастной периодизации развития и формирования личности является дискуссионной. Согласимся с В.С. Орловым и Л.И. Божови- чем, которые выделяют: младший подростковый возраст (одиннадцать-двенадцать лет); старший подростковый возраст (тринадцать-пятнадцать лет; этот возраст называют иногда периодом отрочества); младший юношеский возраст, который начинается примерно в шестнадцать лет и заканчивается к восемнадцати годам [4, 6].

Некоторые ученые предлагали типизировать не достигших восемнадцатилетнего возраста лиц по группам с учетом особенностей психофизического развития, которое имеет большое значение для решения вопроса о возможности привлечения их к юридической, в том числе административной, ответственности. Так, Т.П. Куд- лай дифференцирует их на три группы: не больные психически и физически молодые люди, над которыми имеется контроль отцов и матерей и которые не очутились под воздействием дурной микросреды; молодые люди с аномалиями нервной системы, легко возбудимые, которые зачастую подвержены отрицательному воздействию, обделенные необходимым воспитанием в семье, не получившие соответствующего положительного внимания в образовательной организации неполного среднего образования; лица, не достигшие социальной зрелости с сопредельным состоянием, которых нельзя назвать психически- и нервнобольными, однако одновременно их невозможно причислить и к числу здоровых молодых людей [3].

С возрастным признаком неразрывно связаны основные элементы, составляющие правовой статус гражданина Российской Федерации, - правоспособность и дееспособность. Возрастная периодизация, которая достаточно последовательно изучена в педагогике и психологии, имеет существенное значение и в юриспруденции для решения сложного вопроса о возможности лица быть субъектом юридической, в том числе административной, ответственности, социально-психологическими предпосылками которой является способность несовершеннолетнего осознавать социальную значимость своих поступков и прогнозировать их опасность. Правовой статус несовершеннолетних регулируется правовыми нормами различных отраслей права: административного, гражданского, семейного, уголовного. Они определяют правовое положение не достигших восемнадцатилетнего возраста лиц как участников тех или иных регламентированных правом взаимоотношений в социуме. В частности, в административном праве группа не достигших совершеннолетия лиц как участников административно-правовых отношений вычленяется единственно для фиксирования самого низкого возраста, по достижении которого возможно привлечение лица к административной ответственности.

Поскольку законодатель не дает определения понятия «возраст ответственности», в юридической литературе разными авторами в этот терминвкладываетсяразныйсмысл. Так,М.М. Ко- ченов под возрастом понимает количество прожитого лицом времени [2, с. 34]. Р.И. Михеев считает, что возраст - это зафиксированный этап психофизического состояния в жизнедеятельности конкретного субъекта, в котором взаимодействуют множественные как медико- биологические, общественно-нравственные, так и юридические трансформации [5, с. 17].

Отталкиваясь от всевозможных критериев (биологических, психологических, социальных, хронологических), очертим четыре вида возраста:

1. Биологический, характеризующий комплекс индикаторов состояния организма обследуемого по сопоставлению с идентичными сведениями о состоянии здоровых лиц сходной возрастной группы, национальности, географических, финансовых обстоятельств жизнедеятельности. Он обрисовывает функциональное состояние организма и может не быть идентичным с хронологическим возрастом, так как организм биологически может быть старше или моложе возраста, закрепленного в документах.

2. Календарный (хронологический) возраст субъекта определяется количеством времени (в годах, месяцах, днях), которое прошло с момента рождения до иной возрастной даты в его жизни.

3. Общественно-юридический возраст характеризуется общественно-психологическими трансформациями, величиной социализации персоны, правосознанием.

4. Психологический возраст, под которым понимаются разнообразные возрастные стадии психической эволюции личности, которые по собственным критериям могут быть идентичными или неидентичными хронологическому возрасту. Потребность уточнения психологического возраста появляется в ситуациях, когда психическая эволюция лица, не достигшего совершеннолетнего возраста, отходит в сторону от возрастных закономерностей (зачастую здесь диагностируется психическое (умственное) отставание).

По нашему мнению, хронологический возраст является недостаточным основанием для определения способности несовершеннолетнего критически относиться к совершенному им противозаконному действию/бездействию. Особенно это касается умственно отсталых несовершеннолетних и подростков с задержкой психического развития. В этом случае должен решаться вопрос о способности лица быть субъектом административного правонарушения.

В гносеологическом и социально-психологическом смысле вменяемость отражает качественно новый уровень возрастного развития личности, когда субъект в состоянии усвоить моральные и правовые нормы, запреты и требования закона, общепринятые правила человеческого общежития, способен осознавать свои действия и руководить ими. Поскольку психика несовершеннолетних, не достигших возраста административной ответственности и при этом значительно отстающих в развитии от своих сверстников, находится на уровне несовершеннолетних более младшего возраста, они могут не осознавать значение своего поведения, оценивать его не адекватно обстановке, не контролировать свои поступки.

Поэтому считаем целесообразным предусмотреть в КоАП РФ статью под названием «Обстоятельства, подлежащие выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним» следующего содержания: «При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, кроме обстоятельств, указанных в статье 26.1 «Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении» КоАП РФ, необходимо также выяснить:

1. Состояние здоровья и общего развития несовершеннолетнего.

2. Характеристику личности несовершеннолетнего.

3. Условия жизнедеятельности и воспитания несовершеннолетнего.

4. Обстоятельства, которые отрицательно влияли на воспитание несовершеннолетнего».

Полагаем, что введение этой статьи в КоАП РФ будет соответствовать и положениям международных актов в области охраны прав несовершеннолетних, в частности Пекинским правилам, где в п. 16.1 говорится о необходимости в каждом случае в деле о совершении несовершеннолетним правонарушения проводить социальное исследование его общего развития и социального окружения .

Для установления указанных обстоятельств необходимо отобрать объяснения у родителей несовершеннолетнего, его соседей, учителей, друзей и других лиц, которые могут предоставить нужную информацию. Конечно, выяснение всех этих обстоятельств в рамках некоторых административных дел о правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, будет, возможно, нецелесообразным, излишним, неоправданным, поскольку будет занимать много времени и создавать излишнюю «бумажную волокиту». Однако установление таких обстоятельств является одной из мер по защите прав несовершеннолетних.

Возрастная периодизация является условным разделением жизненного цикла на возрастные периоды, которые измеряются годами. Она наиболее подробно рассмотрена в психологии и педагогике. Следует согласиться с мнением Б.Г. Ананьева о том, что психология, если она не отталкивается исключительно от физиологии высшей нервной деятельности индивида, но опирается на общественные процессы становления личности, может с высокой долей вероятности помочь в ходе разрешения проблемных вопросов вменяемости и юридической ответственности не достигших социальной зрелости лиц [1, с. 238]. На сегодняшней ступени эволюции науки педагогики имеют место быть многочисленные трактовки понятий возрастной периодизации. Основная из них осуществляет такую периодизацию по психолого-педагогическим признакам, анализирует присущий каждому этапу эволюции индивида масштаб интеллектуального развития, сущность и методы учебы и воспитания, базовую деятельность, соразмерную ей ступень сознания и самосознания индивидуальности личности.

Не достигшие совершеннолетия лица в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет имеют более широкий кругозор, более сложные социальные связи по сравнению с детьми в возрасте до шестнадцати лет, что способствует процессу формирования их личности. Именно в этом возрасте происходит важный переход от усвоения элементарных моральных норм к более глубокому осмыслению нравственных отношений между людьми, к оценочному отношению не только к своему поведению, но и к поведению окружающих. В этот период происходит активный процесс формирования правосознания.

Интенсивный рост несовершеннолетнего, как отмечали В.П. Петрунек и Л.Н. Таран, приводит к дисгармонии между ростом тела и развитием легочного аппарата и сердечно-сосудистой системы. Недостаточное развитие кровеносной системы создает временное малокровие мозга, в результате чего у несовершеннолетних часто замечаются повышенная утомляемость и снижение работоспособности [7, с. 7].

Молодые люди в этом возрастном периоде не только стараются без помощи иных лиц, особенно взрослых, достигать поставленных перед собой целей, но и делают попытки при этом демонстрировать социуму вокруг них свои профессиональные, культурные, до- суговые навыки, акцентировать внимание окружающих на собственных преимуществах, добиться уважения в своем округе общения. Необходимость сберегать хорошие взаимоотношения с окружающими людьми, но отсутствие при этом у «трудного» подростка соразмерных потребностям молодой личности материальных и иных средств для достижения этой цели приводят к негативным методам деятельности, отрицательным способам поведения вплоть до утверждения собственной индивидуальности при помощи асоциальных или даже противозаконных деяний. В данном контексте девушку или молодого человека, к величайшему сожалению, не интересует, какие необратимые последствия могут наступить. Единственное, чего вожделеет подросток, - добиться роста уважения в коллективе.

Несовершеннолетние в этом возрасте хотят быть похожими на свой идеал. Объектом для подражания могут быть известные спортсмены, актеры, любимые киногерои. Но наряду с положительными качествами и поступками в подростковом возрасте особенно легко и охотно копируются асоциальные формы поведения, вредные привычки. Немаловажным фактором, способствующим росту административной делинквентности среди несовершеннолетних, является культ насилия, жестокости, возвеличивание удачного преступника- супермена в зарубежных кинофильмах. Такие псевдогерои воспринимаются многими подростками как образец для подражания, которому иногда они успешно следуют в собственной жизни.

Однако в связи с отсутствием правильного и всестороннего представления о моральных категориях и понятиях несовершеннолетние зачастую ошибочно оценивают действия и поведение людей. Неслучайно они часто желают быть похожими на отрицательных персонажей. По этому поводу целесообразно привести мнение С.А. Тарарухина, который отмечал, что в правонарушении несовершеннолетний иногда видит проявление мужества, героизма и ловкости [8, с. 202].

В возрасте шестнадцати-восемнадцати лет несовершеннолетние вступают в период зрелости. До истечения этого периода в их физическом развитии происходят значительные изменения, все органы и их функции (за исключением полового созревания у отдельных юношей, которое иногда запаздывает и происходит в последующие годы) приходят к такому же состоянию, как и у взрослых. Завершается формирование нервных клеток головного мозга. Уровень умственных способностей достаточен для решения различных социальных задач. Несовершеннолетним в этом возрасте присуща способность логически оперировать осознанными суждениями, они способны осуществлять более полный анализ явлений.

Достижение физиологической зрелости - явление бесспорное как для самого молодого человека, так и для его окружения. Оно исключает возможность сохранить детский статус и содействует вырабатыванию основного психологического новообразования подросткового возраста - ощущения взрослости. Мысля себя взрослым, молодой человек протестует против незначительной опеки, надзора, безоговорочного повиновения. Конфигурациями протеста могут быть неповиновение, дерзость, настырность, некоммуникабельность. Трудности взаимоотношений между молодым человеком и взрослыми связаны еще и с тем, что, с одной стороны, он опротестовывает опеку и недоверие, старается быть самостоятельным, а с другой - сталкивается со сложностями, ощущает беспокойство, ищет помощи и поддержки у взрослых, но зачатую не может этого признать.

Совсем другое значение в этом возрасте приобретают взаимоотношения со сверстниками. Приверженность к коллективу молодых людей умножает веру в себя и приносит факультативные потенциалы для самоутверждения. Смотря на ровесников и имитируя их деятельность, в том числе асоциальную и противоправную, молодой субъект выковывает в себе индивидуальные качества, которыми дорожат товарищи. В подростковом коллективе происходит своеобразная переоценка ценностей, вырабатывается новая иерархия нравственно-этических запросов. Принятые среди приятелей нормы и мерила весьма часто становятся более существенными для девушки или молодого человека, чем те, которые присутствуют в кругу достигших совершеннолетия людей. Место подростка в жизни очерчивается уже не столько успехами в обучении, как это было в младших классах, сколько многими чертами его персоны, взглядами, способностями, характером.

Несовершеннолетний, не получив признания в формальном коллективе, часто стремится реализовать себя в неформальных группах, которые могут иметь антисоциальный, делинквентный характер. Иногда неблагоприятная жизненная ситуация, которая затрудняет установление нормальных социальных контактов, ставит несовершеннолетнего перед необходимостью искать выход, и он видит его в коллективе противоправной направленности, а склонность к асоциальному поведению вполне четко определяет характер коллектива, в котором несовершеннолетний надеется утвердиться.

В этом возрасте несовершеннолетние часто проявляют критическое отношение к взрослым, которое нередко переходит в критиканство, отсутствие скромности и выдержки в отношениях с окружающими, болезненное отношение к замечаниям или наказаниям и другим попыткам влияния на поведение несовершеннолетнего, в непереносимость к недостаткам других людей, желание все делать самому, все опробовать на собственном, пусть даже и отрицательном опыте. Эти черты закономерно проявляются в поступках и действиях молодого человека. Причем нередко целью таких поступков становится желание доказать окружающим свое право поступать так, как поступают они, и жить по собственным правилам.

Для этого возраста характерными могут быть акселерация, то есть ускоренный физический рост, и ретардация - противоположный акселерации процесс. Вопрос об их причинах сегодня остается дискуссионным, но все же ученые придерживаются мнения об их социальных истоках. Дело в том, что дальнейшее развитие научно-технического прогресса, усложнение общественных и социальных процессов требует от молодого человека больше внимания и большей глубины анализа, чем раньше. Результатом этого нередко становятся случаи дисгармонии между физическим и социально-психологическим развитием личности. Это и является причиной акселерации. Сущность ретардации е проявляется в замедленном физическом и психическом развитии индивида, в нарушении нормального соотношения развития физической и психической сфер личности при отсутствии признаков акселерации. Обычно это явление связывается с неблагоприятными условиями жизни и воспитания ребенка.

Подводя итог, сделаем следующие выводы:

1. Принимая во внимание то, что достижения психофизиологической зрелости предусматривает наступление цепи юридических результатов, ясное отграничение несовершеннолетних от малолетних, с одной стороны, и совершеннолетних - с другой, является отчетливо необходимым. В противном случае органы, уполномоченные разбирать дела об административных правонарушениях лиц, не достигших восемнадцатилетия, были бы вынуждены в каждом отдельном случае самостоятельно давать оценку их зрелости, что, безусловно, приводило бы к субъективизму.

2. Для привлечения несовершеннолетнего к административной ответственности имеет значение как достижение возраста этого вида юридической ответственности, так и способность несовершеннолетнего во время совершения административного правонарушения осознавать свои действия или руководить ими.

3. Особенностью развития несовершеннолетних является то, что их нервная система все время находится в процессе становления и совершенствования, тогда как у взрослых она уже сформирована. Поэтому требуется более глубокое рассмотрение особенностей психологического и возрастного развития несовершеннолетних.

4. Психологический и возрастной элементы эволюции личности не достигших совершеннолетнего возраста лиц обнаруживаются теми мерилами, которые, с одной стороны, устанавливают способность лица быть участником определенных правоотношений, в нашем случае тех, которые появляются в связи с совершением административного деликта, с другой - свидетельствуют об индивидуальных (личностных) особенностях его характеристики.

5. Психологические качества личности несовершеннолетнего правонарушителя можно рассматривать как основу внутренних психических процессов, связанных с выбором стереотипов противоправного поведения, с различными вариантами мотивационных программ. В то же время социально-демографические и правовые признаки, а также социальные проявления создают иногда благоприятные условия для реализации этих тенденций.

6. Возрастная периодизация, которая достаточно последовательно изучена в педагогике и психологии, имеет существенное значение для юриспруденции при решения вопроса о возможности лица быть субъектом административной ответственности, социально-психологической предпосылкой которой является способность несовершеннолетнего осознавать социальную значимость своих поступков и прогнозировать их опасность.

Библиографический список:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.
2. Коченов М.М. Теоретические основы судебно-психологической экспертизы: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1991.
3. Кудлай Т.П. Специализированные субъекты профилактики правонарушений несовершеннолетних: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Правоведение». М.: УМК ВО, 1991. 116 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологические исследования. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
5. Михеев Р.И. Проблемы вменяемости, вины и уголовной ответственности: теория и практика: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1993.
6. Орлов В.С. Подросток и преступление: основные пути предупреждения преступлений несовершеннолетних. М.: МГУ, 1969. 202 с.
7. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Возраст тревог (заметки врачей-психоневрологов). М.: Знание, 1973.
8. Тарарухин С. А. Преступное поведение. Социальные и психологические черты. М.: Юридическая литература, 1974.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 3 (57) 2019.


Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443 (29.01.2020)
Просмотров: 21 | Теги: правонарушения, несовершеннолетние | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь