Четверг, 19.10.2017, 23:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ СОБСТВЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ ОБЩЕГО БЮДЖЕТА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

РЯБЦЕВ C.В.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент» ФГБОУ ВПО БГАРФ

 

РОЛЬ ТРАДИЦИОННЫХ СОБСТВЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРИ ФИНАНСИРОВАНИИ
ОБЩЕГО БЮДЖЕТА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

 


Общий бюджет Европейского Союза
представляет  собой  централизованный
фонд  денежных  средств  для  покрытия
расходов  данной  организации.  Принципы
формирования  и  расходования  средств
общего  бюджета  ЕС  значительно  отли-
чаются  от  принципов  функционирования
национальных  бюджетов.  Настоящая  ста-
тья посвящена исследованию роли тради-
ционных  собственников  источников  при
формировании  доходной  части  общего
бюджета ЕС.
Прежде всего, необходимо отметить,
что доходная часть общего бюджета ЕС на
99%  состоит  из  собственных  источников.
На  данный  момент  существует  три  основ-
ных собственных источника: традиционные
собственные  источники  (ТСИ),  налог  на






























































добавленную стоимость, и прямые взносы
стран ЕС [3].
Формирование доходной части общего
бюджета  ЕС  прошло  длительный  эволюци-
онный путь. Начиная с 1970 г. было принято
шесть  решений  Евросоюза  о  собственных
источниках. В этот период появились новые
собственные  источники,  другие  же  потеря-
ли  своё  значение.  Как  можно  заметить  из
рис. 1, в первые годы существование Евро-
пейского  Экономического  Сообщества  обе-
спечивалось  финансированием  с  помощью
специальных взносов каждой страны. В по-
следующем данные взносы были заменены
собственными источниками.
Традиционные  собственные  источники
впервые появились в 1968 г. и являлись ос-
новой  доходной  части  общего  бюджета  ЕС
вплоть до начала 1990-х гг. В последующие
годы их роль заметно уменьшилась, так как
возросло значение поступлений от НДС и от
прямых  взносов  стран  Евросоюза,  основан-
ных на ВНД [2]. Тем не менее, в 2011 г. доля
бюджета  ЕС  равна  13,4%  от  общего  дохода
бюджета  ЕС  и  составляет  16,8  млрд.  евро
(для сравнения в 1988 г. доля ТСИ в общем
бюджете  равнялась  29%  и  составляла  11,9
млрд. экю, в 2000 г. 17% при 15,3 млрд. евро).
Данный источник формирования обще-
го бюджета ЕС включает в себя таможенные
пошлины,  пошлины  на  сельскохозяйствен-
ные продукты и сахарные сборы. Особенно-
стью традиционных собственных источников
явилось то, что они имели конкретную базу
для начисления и взимались государствами-
членами  от  лица  Европейского  Союза.  При
этом страны ЕС имеют право на 25% от со-
бранных  сумм  традиционных  собственных
источников для покрытия затрат, связанных
с  их  сбором  (до  2001г.  доля  затрат  по  сбо-
рам традиционных собственных источников
составляла 10%).
Пошлины  на  сельскохозяйственные
продукты взимались при импорте этих про-
дуктов  из  третьих  стран,  в  соответствии  с
организацией рынка этой отрасли в ЕС. Они
пришли на смену используемым до 30 июня
1995  г.  компенсационным  сборам,  приме-
нявшимся  к  импортируемым  из  третьих
стран  сельскохозяйственным  продуктам,  в
соответствии  с  организацией  общего  рын-
ка.  Целью  данных  сборов  было  компенси-
рование разницы между мировыми ценами
и  относительно  более  высокими  ценами,
имевшими  место  в  Сообществе  в  рамках
общей  сельскохозяйственной  политики.
Сумма платежа определялась как разница
между  ценой  мирового  рынка  и  ценой,  со-
гласованной  в  пределах  ЕС.  В  среднем  за
исследуемый  период  данный  источник  до-
ходов общего бюджета составлял около 1,8
млрд. евро.



































С  1  июля  1995  г.,  в  силу  достигнуто-
го  соглашения  в  рамках  GATT  (ныне  ВТО),
компенсационные  сборы  были  заменены
импортными  пошлинами  на  сельскохозяй-
ственные продукты. 26 января 2009 г. Совет
принял  изменения  в  системе  собственных
источников  (2007/436/EC,    Euratom).  В  свя-
зи с этим, с 1 января 2009 г. было отменено
формальное различие между сельскохозяй-
ственными  платежами  и  таможенными  по-
шлинами.
Сахарные сборы являются неотъемле-
мой  частью  организации  общего  сахарного
рынка ЕС и распространяются на сахарную
свеклу,  сахарный  тростник,  тростниковый
сахар, сахар свеклы и сахар другого проис-
хождения,  сироп,  включая  сахарный  сироп,
кленовый сироп, сироп инулина и сироп изо-
глюкозы и патоку.
Производство  сахара  в  странах  Ев-
росоюза  составляет  около  19-20  млн.  тонн
в год. Сахар производится во всех государ-
ствах-членах  ЕС,  кроме  Кипра,  Эстонии,
Люксембурга и Мальты. Франция, Германия,
Великобритания  и  Польша  являются  круп-
нейшими его производителями. Они же яв-
ляются  и  крупнейшими  плательщиками  са-
харных сборов (рис. 3) [3].
Необходимо  отметить,  что  данный  вид
доходов  общего  бюджета  ЕС  достаточно  не-
велик и составляет 123,4 млн. евро в 2011 г.,
которые в полном объёме предназначены для:
-  финансирования  экспорта  этих  про-
дуктов в случае, если их производство в стра-
нах ЕС превысит спрос на них в Евросоюзе;
- покрытия расходов на различные ме-
роприятие, проводимые в рамках регулиро-
вания рынка этих продуктов, в особенности
для поддержания запасов, необходимых для
обеспечения  непрерывных  поставок  на  ры-
нок [1].
В связи с этим, наряду с самими сбо-
рами с производителей сахара, существуют
также и другие связанные с ними источники
пополнения общего бюджета ЕС.
Это,  прежде  всего,  сборы  от  запасов
сахара. К ним относятся суммы сборов, взи-
маемых в новых государствах-членах ЕС и в
случае, если в них имеются запасы сахара,
превышающие  установленные  квоты,  в  со-
ответствии с Распоряжением Комиссии (EC)
№ 60/2004 от 14 января 2004 г., в переход-
ный период после вступления для Чешской
Республики, Эстонии, Кипра, Латвии, Литвы,
Венгрии, Мальты, Польши, Словении и Сло-
вакии [8].
Кроме того, к данным сборам относит-
ся  задолженность  по  сборам  прошлых  лет,
несмотря  на  то,  что  в  соответствии  с  Рас-
поряжением Совета (ЕС) №1260/2001 от 19
июня 2001 г. сборы от запасов сахара были
отменены [5].
Данный  сбор  включает  в  себя  также
выплаты,  возникающие  в  соответствии  со
ст.5 Распоряжения Комиссии (ЕЭС) №65/82
от 13 января 1982 г., устанавливающего де-
тальные  правила  для  пересчёта  объёмов
сахара на следующий бюджетный год [6], а
также  в  случае  превышения  объёмов  запа-
сов сахара, в соответствии с Распоряжением
Совета (ЕЭС) № 1789/81 от 30 июня 1981 г.,
устанавливающим  общие  правила  относи-
тельно системы минимальных запасов в са-
харной промышленности [4].
Следует  также  упомянуть  сборы  за
неэкспортированные  продукты  из  сахара,
изоглюкозы,  инулинового  сиропа,  а  также
заменителей  сахара  и  изоглюкозы,  едино-
временные оплаты за дополнительные объ-
ёмы  производства  сахара  и  изоглюкозы,  а
также штрафы за перепроизводство.
Роль  таможенных  пошлин  для  доходов
общего бюджета ЕС является достаточно зна-
чительной (рис. 2). В 1971 г., благодаря этим
пошлинам,  было  получено  12,3%  всех  до-
ходов,  а  в  доходной  части  бюджета  1974  г.
их  доля  составила  55,6%.  В  дальнейшем,
несмотря  на  фактический  рост  доходов  из
этого источника, его значения для бюджета
Евросоюза снижалось и составило в 2009 г.
16,3% (11,1 млрд. евро).
Данные тенденции были обусловлены
снижением  размеров  пошлин,  которое  про-
изошло  в  результате  заключения  между-
народных  соглашений  в  рамках  ГАТТ/ВТО.
Существенные  последствия  для  общего
бюджета имело также предоставление Евро-
союзом  торговых  преференций  различным
группам  стран.  Предоставление  торговых
преференций  предусматривало  снижение
импортных пошлин на товары из этих стран,
а временами и их полную отмену в отноше-
нии промышленных товаров (это имело ме-
сто, например, при реализации соглашений
о  сотрудничестве  Сообщества  со  странами
Центральной и Восточной Европы). Относи-
тельное  значение  таможенных  пошлин  как
источника  доходов  общего  бюджета  также
снизилось из-за того, что институты Евросо-
юза обратились к другим источникам попол-
нения бюджета.
Структура  поступлений  от  таможен-
ных  пошлин  в  общий  бюджет  ЕС  в  2011  г.
показывает, что основными плательщиками
этого вида доходов являются Германия, Ве-
ликобритания,  Нидерланды,  Италия,  Бель-

































гия,  Франция  и  Испания  на  долю  которых
приходится 83,56% (рис. 4).
В  заключение  необходимо  отметить,
что  появление  традиционных  собственных
источников  явилось  попыткой  придать  фи-
нансам  Евросоюза  самостоятельный,  неза-
висимый от государств - членов ЕС характер.
К  сожалению,  традиционные  собственные
источники не смогли полностью обеспечить
функционирование  Европейского  Союза,  и
данной  организации  пришлось  изыскивать
новые  источники  доходов  общего  бюджета
- отчисления от НДС и прямые взносы на ос-
нове  ВНД.  Однако  с  их  введением  следует
признать  снижение  самостоятельности  об-
щего бюджета Евросоюза.
Библиографический список:
1. Рябцев С.В. Эволюция доходной части общего бюджета Европейского Союза Финансы
и кредит. 2012. №2. С.51-61.
2. EU budget 2010 - Financial Report. Luxembourg: Publications Office of the European Union.
2011.
3. European Union Public Finance - Fourth edition. Luxembourg: Office for Official Publications
of the European Communities. 2008.
4. The Official Journal of the European Communities L. 177, 01.07.1981.
5. The Official Journal of the European Communities L. 178, 30.06.2001.
6. The Official Journal of the European Communities L. 9, 14.01.1982.
7. The Official Journal of the European Union L. 9, 15.01.2004.




















 

 

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443x (14.12.2012)
Просмотров: 453 | Теги: Таможенные пошлины, традиционные собственные источники, Собственные источники, сельскохозяйственные платежи, сахарные сборы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь