Пятница, 22.09.2017, 09:05
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Правоохранительная деятельность

РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

С.М.Колотушкин

РОЛЬ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

В настоящее время образовательные учреждения МВД России пе­рестраивают процесс подготовки специалистов в соответствии с многоуровневой сис­темой профессионального образования. Однако решение этих задач пока осуществляется на основе прежних (порой устаревших) механизмов, да и обучение слушателей и курсантов чаще проводится с использованием традиционных методик. Данные обстоятельства не способствуют внедрению новых технологий    в педагогический процесс, что снижа­ет результативность подготовки специалистов высшей квалификации, тормозит перевод новых образовательных систем в режим развития.

Установлено, что обучение без рационального набора обучающих технологий огра­ничивает педагогические возможности преподавателей; снижает поз­навательный интерес слушателей; повышает их утомляемость; зат­рудняет развитие самостоятельности и активности каждого в усвое­нии программного материала. В то же время те пре­подаватели, которые дидактически грамотно используют разновид­ности технологий каждой формы обучения и умело выбирают эффективные методы для их реализации, значительно шире раскрывают свой творческий потенциал в учебно-воспитательном процессе; осознанно уходят от шаблонов в обучении и воспитании; правильно выбирают рациональ­ные приемы и средства обучения, адекватные возможностям различных категорий обучающихся.

Исходя из этого, технология обучения должна формировать нового человека, в котором бы гармонично сочетались: гражданственность, патриотизм, трудолюбие, духовное богатс­тво, моральная чистота, человечность, уважение к законам, делови­тость и физическое совершенство. Иными словами, главная цель предусматривает формирование человека с активной жизненной позици­ей, способного творчески проявлять себя в процессе всей жизни и быть полезным членом нашего общества.

Что понимается под технологией обучения? Появление самых разнообразных информационно-коммуникационных технологий заставляет образование критически пересмотреть свои концепции, т. к. технологии развиваются быстрее, чем воз­можности их использования, которыми располагает образование. По­этому возникает необходимость проанализировать общие тенденции и накопившийся опыт внедрения и использования в системе образова­ния новых информационных технологий.

Педагогическая технология (технология обучения и воспитания) представляет собой совокупность психолого-педагогических устано­вок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, приемов и средств обучения и воспитания слушателей. Технология не существует в педагогическом процессе в отрыве от его общей методологии, целей и содержания. Технология есть инструментарий педагогического процесса.

К частным технологиям обучения можно отнести: технологию проблемного обучения; технологию программированного обучения; компьютерную технологию; технологию рейтингового контроля (проверки) и другие технологии обучения.

 Особенностью педагогической технологии является то, что каждому технологическому звену, системе, цепочке, приему нужно найти свое целесообразное место в целостном педагогическом процессе, не забывая о том, что никакая технология не может заме­нить живого, эмоционального человеческого общения. Например, одни технологичес­кие средства, которые связаны с наглядностью, основываются на особенностях развития профессионального мышления чело­века. И это обеспечивает наиболее полное восприятие учебного ма­териала. В основании других лежат психологические законы запоми­нания по сходству, ассоциации и силе эмоционального возбуждения. Третьи базируются на способности нервной системы к бессознатель­ному усвоению информации или навыка в процессе игровой деятель­ности. Важно понимать, что нет ни одной педагогической технологической системы, в основе которой не лежали бы психологические законы. Любая педагогическая технология, ее разработка и применение требуют высочайшей твор­ческой активности педагога и обучающихся. Преподаватель привле­кает слушателей к творческому участию в разработке технологичес­кого инструментария: составлению опорных схем, организации чет­ких форм воспитания и обучения.

Активность педагога проявляется тогда, когда он хорошо знает психологические и личностные особенности своих слушателей и на этой основе вносит индивидуальные коррективы в ход технологичес­ких процессов.

Сегодня суть педагогической технологии при проведении любого занятия состоит в том, что     в процессе пе­редачи знаний она ориентирует слушателей не на память, а на мыш­ление, т. е. учит их думать, мыслить научно, делать выводы аргументированно. Профессия сотрудника органов внутренних дел требует высокого развития интеллектуальных качеств, способности глубоко проникать в суть событий, приходить к обоснованным выводам. Сегодня от каждого руководителя и специалиста требуются умения мыслить творчески, т. е. глубоко, обоснованно, доказательно, системно.

Изучение основ любой дисциплины создает возможности для развития мышления, обострения чувства нового, проявления интереса к науке, творческих способностей у обучающихся. Однако все это в значительной степени зависит от того, какие и как преподаются научные знания, в частности ка­ково содержание каждого занятия и как оно проводится. Логическое, доказа­тельное расположение материала, стремление преподавателя не просто из­ложить сведения, а доказать их истинность, привести слушателей к обоснованным выводам, всем стилем занятия учить и думать, искать ответы на сложные проблемы, показывать приемы такого поиска ¾ все это отличает современные технологии в педагогике.

Не проводя анализ различных педагогических технологий, в качестве примера прокомментируем одну из них ¾ технологию так называемого проблемного обучения.

Проблемное обучение ¾ это метод, позволяющий направить деятельность педагога и обучающих­ся на совместное решение проблемно-поисковых за­дач, в основе которых лежат реальные противоречия. Эти противоречия должны быть обусловлены характером и содер­жанием изучаемой науки с учетом уровня интеллектуального разви­тия обучающихся и специфики их познавательной деятельности. Это означает, что возникающие противоречия являются, как правило, противоречиями для слушателей, а не для преподавателей и науки. Данные противоречия выступают исходными (побудительными) для соз­дания учебных проблемных ситуаций.

Проблемной ситуацией называется такая, которая вначале вы­зывает у обучающихся удивление, затем интерес к факту противо­речия,       а далее и потребность в его разрешении. Технологией решения проблемных ситуаций может быть:

1) постановка преподавателем учебной проблемной ситуации и возникновение у обучающихся побудительных стимулов к ее решению;

2) глубокое понимание проблемы, т. е. формирование у слушателей внутренней установки на необходимость поиска ответа;

3) процесс поиска решения проблемы, который включает в себя:

4) ана­лиз проблемной ситуации, актуализацию имеющихся знаний, умений и навыков для поиска ответа;

¾ выдвижение гипотез, их обсуждение и проверка вариантов решения проблемной ситуации.

Дидактическими признаками проблемного обучения, отличающими его от иных методов, выступают:

¾    наличие учебных проблемных ситуаций (или задач), вызывающих интерес у слушателей и желание найти их решение;

¾    процесс разрешения проблемных си­туаций в форме диалога.

Вот почему данный технологический метод не просто восприятие того, что излагает преподаватель. Это процесс постоянного осмысления, непрерывного поиска ответа на вопросы: «Почему?», «Откуда это следует?», «Как применить полученные выводы на практике?». Указанный метод, как правило, создает доверительную атмосферу, обеспечивает деловой настрой на учебу каждого слушате­ля. В группе возникает своего рода «культ учебы».

Другой пример использования современных технологий при подготовке экспертов-криминалис-тов. Восемь лет назад на всех трех кафедрах факультета экспертов-криминалистов на оптические средства экспертных исследований, т. е. обычные и сравнительные микроскопы, были установлены цифровые телекамеры с индивидуальным наблюдением каждым курсантом изображения на мониторе. При этом преподаватель может наблюдать на собственном мониторе объекты и процесс работы любого курсанта дистанционно. Это позволило не только экономить время и средства по сравнению с традиционным процессом ¾ интенсивность занятий увеличилась многократно. Если раньше возникали такие ситуации, когда курсант не мог выделить диагностические или идентификационные признаки того или иного объекта (те же первичные или вторичные следы на пуле, стреляной из нарезного ствола), то указать их преподавателем было проблематично. Преподаватель видит ¾ курсант не видит. Приходилось рисовать на доске, играть светом. Теперь же объект с любого микроскопа выводится на монитор преподавателя, и здесь уже можно показать, как говорится, «пальцем». Если раньше за двухчасовое занятие курсант проводил визуальное исследование одного объекта, то сегодня, благодаря новым технологиям, может исследовать до 10 объектов.

И это не все. Появилась возможность иллюстрировать интересные редкие признаки одного объекта (печати, срез пломбы и т. п.) другим курсантам. Имеются в виду такие признаки, которые являются ключевыми в экспертизе, в них лежит решение экспертной задачи. Если раньше приходилось выстраивать курсантов в очередь, чтобы они рассмотрели такой признак в микроскоп, на что уходило много времени, то сегодня любой интересный объект в группе можно посмотреть всем на индивидуальных мониторах ¾ через пульт преподавателя. Это, в свою очередь, позволило реализовать важнейшее качество при подготовке экспертов — формирование навыков.

основные ступени обучения ¾ это знания — умения — навыки. Знания — это лекции, семинары, самостоятельная работа. Умения — это практические занятия, учебные экспертизы.        А вот навыки ¾ это опыт, многократно проведенные операции, исследование типовых объектов.

Учебный процесс составлен так, что курсант в процессе обучения в рамках учебной экспертизы исследует только один типовой объект — один замок, одну пломбу, одну пулу, гильзу и т. д. Таких объектов десятки, но в рамках предметной экспертизы (например, трасологической экспертизы замка) объект только один.

В этих условиях говорить о навыках, по меньшей мере, несерьезно. О них уместно говорить при исследовании не менее 20¾30 типовых объектов. Как правило, это наступает через 2—3 года работы на практике.

Что и произошло с внедрением цифровых технологий. Теперь за счет интенсификации занятий, быстроты процесса наблюдения, фиксации изображения, его сохранения, обработки       с помощью компьютера курсанты «набивают руку» на серии разных типовых объектов, а это уже навыки. Значит, наши выпускники лучше подготовлены для будущей самостоятельной работы. Это подтверждают положительные отзывы о наших выпускниках (даже о стажерах на выпускных курсах) из разных регионов страны.

В этом учебном году происходит дальнейшая модернизация технологий обучения. Такие учебные дисциплины, как «Судебная фотография»     и «Криминалистическая видеозапись», переходят с традиционного «мокрого» процесса на цифровой. Оборудование смонтировано в 4-х классах на кафедре криминалистической техники. Это новый этап в истории подготовки экспертов-криминалистов, образуется новая культура образования. Если раньше слушатели носили      в своих папках негативы, фотографии, пленки, то сегодня это дискеты, лазерные диски, флеш-карты. Уже к концу первого курса они должны самостоятельно работать на компьютере с текстами, иллюстрациями, видеоизображениями.

Это, в свою очередь, потребовало коррекции программы по информатике, читаемой кафедрой информатики. В свое время мы проводили совместное заседание кафедр ФЭКа и информатики, где формировалась стратегия программы подготовки по курсу информатики и математики для специальности «Судебная экспертиза». Решалось, чему учить курсантов для реализации знаний компьютерных технологий в криминалистических экспертизах.

Следует отметить, что в практической реализации новых технологий по подготовке экспертов наша академия выступает лидером. По нашим стопам идут Саратов и Москва, где тоже готовят экспертов. Причем эти вузы полностью копируют все элементы наших технологий, выбирают в качестве исполнителей-подрядчиков те организации, которых мы в свое время определили по тендеру.

Тем не мене следует критически относиться к некоторым псевдоновым технологиям обучения, которые носят оттенок субъективизма. Это могут быть своего рода компьютерные обучающие программы, различные методы дистанционного обучения и т. п. Вызывает критические заме­чания невысокий развивающий эффект программированного обучения. Всякая автоматизированная система работает по программе, зало­женной в нее человеком. Как бы ни была продумана эта программа, она всегда пригодна для решения лишь ограниченного круга задач и условий.

Любая наперед заданная жесткая программа предполагаемой мыслительной деятельности слушателя не может быть лучше и бога­че, чем мысль опытного преподавателя и его речь. Всякая обучаю­щая программа носит определенный схематизм, упрощенность, огра­ниченность. Такие технологии применяют для достижения так называемого ускоренного усвоения учебного материа­ла. Как это скажется на развитии будущих специалистов? Чтобы ответить на такой вопрос, нужна серьезная научная проверка, а не субъективные утверждения.

Далее приведем некоторый комментарий к технологии выставления оценок на экзаменах. Полгода назад мы говорили о рейтинговой системе оценки знаний, которая учитывает: посещаемость, качество учебы в течение семестра, своевременность выполнения заданий, прилежание и другие показатели. На экзаменах и зачетах в значительной мере проявляется вос­питательная функция. Она заключается в том, что экзамен и зачет, будучи правильно организованными, развивают у слушателей чувство уважения к науке, учебному заведению и преподавателю, стимули­руют их на дальнейшую учебу.

Экзамен в значительной мере спо­собствует   и нравственному воспитанию слушателей, повышению тре­бовательности к себе, формированию самокритичной оценки своих действий, от­ветственности за свою профессиональную подготовку. Вот почему важно повысить воспитательную роль оценки на экзамене.

При этом необходимо помнить, что завышение преподавателем оценки безнравственно, т. к. приучает обучающихся думать, что можно учиться без трудовых усилий. Заниженная оценка знаний слушателя может убить в нем желание учиться, вызывает переживание несправедли­вости. Здесь нет конфликта с совестью ¾ сама совесть перестает работать. Поэтому каждому преподавателю следует помнить, что главная цель конкретной оценки ¾ вознаградить слушателя за его трудолюбие, а не наказывать за слабые знания. Этого требует золотое правило любого контроля. Оно гласит: «В процессе контроля важно не поставить человека на колени, а поднять его на ноги».

Современные подходы к экзаменационной оценке обосновывают следующую мысль: на экзамене преподаватель должен проверять не уровень запоминания материала обучающимися, а степень развития его мышления. Подобная расстановка приоритетов повлечет за собой изменение всего педагогического процесса.

На самом деле ничего менять не надо: все новое — это давно забытое старое. На такой посылке обратимся к Положению для определения оценки успехов в нау­ках, датированному 8 декабря 1834 г. В нем точно определено, какую оценку и за что может ставить учитель своему ученику. Следует по­лагать, что этот документ будет поучительным, когда мы выступаем про­водниками государственной политики в области образования. Обращают на себя внимание нравственный аспект этого трактата, его педагогический такт и глубина пере­данных в нем мыслей.

 «1-я степень (по-нашему единица). Ученик едва прикоснулся к нау­ке, по недостатку природных способностей, требуемых для успехов     в ней, или потому, что совершенно не ра­дел при наклонности к чему-либо.

2-я степень (двойка). Ученик знает некоторые отрывки из преподанной науки, но и те присвоил одной памятью. Он не проник в основание и в связь частей, составляющих полное целое. Посредственность, может быть, происходит по некоторой слабости природных способностей, особливо от слабости того само­мышления, которого он не смог заменить трудом или постоянным уп­ражнением.

3-я степень (удовлетворительно). Ученик знает науку в том виде, как она ему преподана, он постигает даже отношение всех частей к целому в изложенном ему порядке, но он ограничива­ется только словами учителя, приходит в замешательство от вопросов, даже выученное применя­ет он не иначе как с трудом и напряжением. На сей-то степени ос­танавливаются одаренные гораздо более памятью, нежели самомышле­нием.

4-я степень (успехи хорошие). Ученик отлично знает преподанное учение, он умеет изъяснить все части, постигает взаимную связь их       и легко применяет усвоенные истины к обычным случаям. Тут действующий разум ученика не уступает памя­ти, и он почитает невозможным выучить что-либо не понимая. Один недостаток прилежания и упражнения препятствует такому ученику подняться выше. С другой стороны, и то правда, самомышление в каждом человеке имеет известную степень силы, за которую черту при всех напряжениях перейти невозможно.

5-я степень (успехи отличные). Ученик владеет наукою: сближает самые отдаленные точки учения, с проница­тельностью и довольно изощренно разбирает новые сложные случаи, знает слабые стороны учения, места, где можно сомневаться, и что можно выразить против теории. Только необыкновенный ум, при помощи хорошей памяти, в соедине­нии с пламенной любовью к наукам, а следовательно, и с неутоми­мым прилежанием, может подняться на такую высоту в области зна­ния».

В заключение ¾ о преподавателе, который является ключевой фигурой педагогического процесса, т. к. от него всецело зависит, как будут подготовлены его питомцы, какую моральную и физическую закалку они получат, с каким жизненным и профессиональным опытом начнут свою новую деятельность. Наша работа — это выполнение социального заказа государства на подготовку специалистов высшей квалификации для органов внутренних дел. Из разных требований, предъявляемых к преподавателю, главное из них состоит в том, чтобы каждый преподаватель был прежде все­го личностью, так как он повторяет себя в учениках, т. е. «творит себе подобных».

Уместно напомнить студенческую молву: все преподаватели делятся на три категории: одних невозможно слушать, других можно слушать,      а третьих — невозможно не слушать.

Преподаватель ¾ это ключевой элемент в технологии обучения и воспитания. Обучение и воспитание — неотделимые части одного целого. Невоспитанного человека сложно представить грамотным. По этому поводу писал К. Д. Ушинский: «В воспитании все должно основы­ваться на личности воспитателя... Только личность может действо­вать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер».

Сегодня преподаватели вузов МВД России решают две главные задачи ¾ развитие личностно-коллективистских и профессионально-деловых качеств, с одной стороны, — воспитание, а с другой ¾ обучение и через них ¾ воспитание любви к своей профессии.

Именно эти слагаемые отвечают на два извечных вопроса дидактики, которые стоят перед каждым преподавателем: чему учить и как учить? Сказанное подтверждает народная мудрость, ко­торая гласит: «Знать свой предмет, любить его до самозабвения для учителя не самое главное. Для него не менее важным является умение передать свои знания другим. Вот тогда ты настоящий педагог!»

 

 

© С.М.Колотушкин, 2009

Категория: Правоохранительная деятельность | Добавил: x5443x (26.12.2012)
Просмотров: 510 | Теги: сотрудники правоохранительных орган, образование, информация, коммуникация, педагогические технологии | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь