Вторник, 22.01.2019, 10:08
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Роль тайского бокса в системе воспитания личности студента

Черкашин И. А., Охлопков П. П.

Роль тайского бокса в системе воспитания личности студента

Аннотация. Тайский бокс дает возможность развить всестороннюю подготовленность спортсменов, а также комплексно вырабатывает их физические и психические качества, способствует формированию в экстремальных условиях поединка как физический, так и психический потенциала. В этом виде спорта ярко проявляется сопряжение физических и психических элементов: тактическая деятельность реализуется через активную моторную деятельность, связанную с физическим преодолением практически всегда равного по силам соперника. В статье рассматриваются роль тайского бокса в воспитании личностных качеств студентов.

Ключевые слова: тайский бокс, личностные свойства, индивидуальный стиль деятельности, сензитивность, тревожность, активность в преодолении препятствий, мотивации деятельности.

 

В тайском боксе, как и в классическом боксе, взаимовлияние физических и психических факторов особенно значимо: оно определяется двигательной сложностью, тактической непредсказуемостью и высоким эмоциональным напряжением специфической деятельности спортсменов. Подобного рода физическое и психическое сопряжение проявляется в специфических особенностях спортивного мастерства, которое отличает лучших представителей тайского бокса. Одной из наиболее характерных сторон личности является ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание свойств личности («структура»).

Свойства личности формируются в ходе жизни человека. В работе, учении, спорте и в других видах деятельности вырабатываются способности, формируется и закаляется характер, складывается типичный образ мыслей и устремлений, создается определенный психический облик человека как личности. В реальной жизни каждой личности различные стороны ее психического облика тесно переплетены между собой.

Понимание и учет индивидуальных особенностей имеют большое значение в практической жизни. Например, без этого невозможна правильная организация процесса обучения и воспитания спортсмена высокого класса. Только зная и учитывая индивидуальные особенности личности спортсмена, можно обеспечить наиболее полное развитие и эффективное применение всех его возможностей.

Отмечены и некоторые характерные для советских спортсменов соотношения личностных свойств. Наиболее существенными из них оказались:

1. преобладание в структуре мотивации нравственных, коллективистических мотивировок над стремлениями индивидуалистического характера;

2. преобладание волевых качеств, мобилизующих спортсмена на преодоление возникающих препятствий и трудностей, над тревожностью и неуверенностью в себе;

3. преобладание психической устойчивости и самоконтроля над эмоциональной возбудимостью.

Большинство спортсменов относится к сильному типу нервной системы и его разновидностям. Для них характерны уравновешенность и подвижность нервных процессов. Эти основные типологические особенности нервной системы обусловливают целый ряд психических качеств спортсмена, необходимых для достижения успехов в «большом» спорте: легкость и скорость возникновения интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, их динамику и устойчивость; сопротивление сбивающим факторам; активность деятельности, ее пластичность; способность переносить физические нагрузки и восстанавливать работоспособность и т.п. (Б. А. Вяткин, А. П. Кашин, А. В. Родионов, Б. Н. Смирнов и др.).

Role of thai boxing in the system of student personality education
Эти факты говорят о том, что данные свойства нервной системы можно рассматривать как основу общих способностей к спортивной деятельности, имея в виду наиболее высокие достижения. Однако было бы неверным думать, что, только обладая силой, уравновешенностью и подвижностью нервных процессов, спортсмен сможет добиться выдающихся результатов в спорте.

В ряде исследований показана возможность компенсации типологических свойств и приспособления темперамента к требованиям спортивной деятельности (В. П. Мерлинкин, В. М. Шадрин, Б. И. Якубчик и др.). Среди спортсменов высокого спорта встречаются лица со слабостью, неуравновешенностью, инертностью нервных процессов, чрезмерно возбудимые и психически неустойчивые. Но такие свойства нервной системы и темперамента не мешают добиваться значительных успехов в спорте. Этому во многом способствует формирование и индивидуального стиля деятельности, под которым понимают обусловленную типологическими свойствами нервной системы совокупность приемов и способов деятельности и форм реагирования, позволяющих добиваться успеха в ее выполнении.

Формирование индивидуального стиля деятельности преимущественно происходит не за счет преодоления или исправления отрицательных сторон темперамента и свойств нервной системы, а за счет эффективного использования их положительных сторон для данной деятельности. У представителей различных видов спорта в ходе этого процесса вырабатываются неодинаковые формы реагирования, приемы и способы деятельности.

Большой экспериментальный материал указывает также на зависимость ряда динамических особенностей деятельности спортсменов от свойств нервной системы и темперамента. Установлено, что спортсмены с различными свойствами нервной системы приходят к одному и тому же результату своеобразным путем, с разной степенью затрат сил и энергии.

Под влиянием различных психологических условий деятельности происходит ослабление воздействия одних и усиление других свойств темперамента. Так, показатели успешности деятельности в тренировочных занятиях не обнаруживают достоверных связей ни с одним свойством темперамента, тогда как результативность выступлений на соревнованиях отрицательно коррелирует с тревожностью и эмоциональной возбудимостью. Эти свойства темперамента в соревнованиях иначе, чем в тренировках, влияют и на другие стороны деятельности: изменяется длительность сосредоточения внимания перед выполнением упражнений, уровень притязаний и т.д. В частности, в условиях стресса мотивы одной и той же активности вызывают неодинаковую степень нервно-психического напряжения у спортсменов с сильной и слабой нервной системой.

У первых при большой активности мотива, как правило, уровень психического напряжения оптимален, и это способствует улучшению их деятельности. Напротив, вторые при активной мотивации обычно испытывают чрезмерное психическое напряжение, приводящее к ухудшению деятельности. Под влиянием стрессовых факторов возбуждение суммируется и образуется доминанта с различной степенью лабильности нервных процессов. У «сильных» доминанта более устойчива, а у «слабых» она неустойчива и легко переходит в торможение, сопровождающееся ухудшением двигательных возможностей (Б. А. Вяткин).

Большое место в исследованиях личности занимают работы о значении для спортсменов высокой квалификации таких свойств темперамента, как сензитивность (эмоциональная чувствительность и возбудимость), тревожность, активность в преодолении препятствий.

Сензитивность в широком смысле слова является показателем эффективности адаптации личности к напряженным условиям деятельности. Под высокой сензитивностью понимается качество, противоположное стабильности и устойчивости психического состояния. При повышенной сензитивности легче и быстрее происходит рассогласование отдельных функций, которые в обычных условиях тесно взаимосвязаны.

Исследование влияния этого свойства на деятельность спортсменов высокого класса показывает, что с повышением сензитивности ухудшается результативность их деятельности, особенно в наиболее ответственных соревнованиях.

Выявлено также, что большинство победителей первенств Европы, мира и олимпийских игр обладает пониженной сензитивностью. Однако и среди выдающихся спортсменов встречаются такие (примерно 15%), у которых показатели сензитивности значительно превышают средний уровень. Следовательно, повышенная сензитивность не является абсолютно отрицательным критерием в прогнозе эффективности спортивной деятельности. Ее можно компенсировать оптимизацией тренировочного процесса, повышением технико-тактического мастерства и улучшением функциональной подготовки спортсмена, проведением психопрофилактической работы.

Сходное влияние на состояние и деятельность спортсменов оказывает такое свойство темперамента, как тревожность, под которой понимают склонность человека преувеличивать физическую или социальную опасность ситуации и испытывать при этом отрицательные эмоциональные состояния (страх, тревогу, беспокойство и т.п.). Эта особенность личности в значительной степени обусловливает интенсивность реакции тревоги у спортсменов в предсоревновательный период. Конечно, это не означает, что состояние тревоги всегда нежелательно для спортсмена.

Реакцию тревоги следует рассматривать как естественный процесс приспособления организма к напряженной ситуации. До определенной степени интенсивности эта реакция положительна и лишь чрезмерная тревога является нежелательной, приводит к ухудшению деятельности. Поэтому очень важен регулярный контроль за динамикой психического состояния спортсменов с сильно выраженной тенденцией к тревожности.

Исследования активности в преодолении препятствий показывают, что воздействие этого свойства темперамента на состояние и деятельность спортсменов высокой квалификации прямо противоположно влиянию сензитивиости и тревожности. Выраженность активности в преодолении внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели чаще всего способствует возникновению состояния мобилизации, психической готовности к деятельности в напряженных условиях, улучшению ее результативности. Однако один этот фактор не может определять результативность выступлений в соревнованиях, как и любое другое отдельно взятое свойство личности.

До недавнего времени значение темперамента и способностей для успеха в спортивной деятельности часто переоценивалось по сравнению со значением мотивации. Однако сама спортивная практика неоднократно доказывала несостоятельность такой переоценки. Поэтому изучение структуры мотивации деятельности спортсмена является столь же важным, как и изучение структуры его способностей и темперамента. В целом ряде экспериментальных исследований показана зависимость различных компонентов психического состояния и деятельности спортсменов от особенностей их мотивационной сферы (Ю. Ю. Палайма, А. П. Поварницын, А. Ц. Пуни и др.).

Особенно важную роль в деятельности и поведении спортсмена играют нравственные мотивы, характеризующие направленность его личности. Благодаря нравственной мотивировке отношение спортсмена к тренировочным занятиям и участию в соревнованиях формируется как отношение к деятельности общественного характера, а не к способу удовлетворения своих эгоистических стремлений или азартной страсти. Такое отношение вызывает у спортсмена чувство ответственности и долга перед коллективом, общественную заинтересованность результатами деятельности, способствует реализации его творческих возможностей.

Целостное поведение спортсмена определяют мотивы, обусловленные актуальными потребностями или конкретными обстоятельствами деятельности. Одной из таких потребностей является потребность в достижении цели.

Большое внимание в работах специалистов уделяется изучению характерологических особенностей личности советских спортсменов (П. А. Рудик, Б. Н. Смирнов, Н. А. Худадов и др.). Среди этих особенностей наибольшее значение для достижения высоких результатов в спорте имеют такие черты характера, как сознательность, целеустремленность, самообладание, настойчивость, добросовестность, трудолюбие, стойкость, честолюбие, ответственность перед коллективом. Они позволяют советским спортсменам выдерживать многочасовые тренировочные нагрузки и добиваться выдающихся побед в соревнованиях самого высокого ранга, отстаивая спортивную честь страны.

Литература:

  1.  Психология: учеб. для техникумов физ. культуры / под общ. ред. А. Ц. Пуни. — М.: Физкультура и спорт, 1984.— 255 с.
  2.  Психология и современный спорт. Сб. науч. работ психологов спорта социалистических стран/ Под ред. П. А. Рудика, В. В. Медведева, А. В. Родионова. — М.: Физкультура и спорт, 1973.— 328 с.
  3.  Пуни А. Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте / А. Ц. Пуни // Психология и современный спорт: Сб. науч. работ психологов спорта социалистических стран. — М.: Физкультура и спорт, 1973. С.144-162.
  4.  Пуни А. Ц. Психологические основы волевой подготовки в спорте / А. Ц. Пуни. Л.: ГДОИФК, 1977.— С. 8-14.
  5.  Худадов Н. А. Психолого-педагогические основы спортивной деятельности единоборцев высокой квалификации: дис. ... д-ра пед. наук в виде науч. доклада / Н. А. Худадов.— М.: ВНИИФК, 1997.— 121 с.
  6.  Рудик П. А. Психология. М., «Физкультура и спорт», 1974
  7.  Смирнов Б. Н. Психологические механизмы эмоционально-волевой саморегуляции в спорте / Б. Н. Смирнов // Теория и практика физической культуры. — 1999.—№ 12.— С. 28-32.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (15.12.2018)
Просмотров: 24 | Теги: Тайский бокс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь