Понедельник, 11.12.2017, 22:00
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

РОЛЬ СТУДЕНТОВ В КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ И РОССИИ

А.В.Гугелев, доктор экономических наук, профессор, А.А.Семченко, кандидат экономических наук, доцент

РОЛЬ СТУДЕНТОВ В КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ И РОССИИ

В научной статье рассмотрены основные характерные черты китайского образования на фоне сложных современных экономических и политических реалий, в частности, растущей во всем мире безработицы. Авторы сосредоточили исследование на анализе ретроспективного развития китайской системы высшего образования, приведена современная официальная статистика. Целью явилось объективное исследование роли студентов как основного потребителя, а, следовательно, и контролера качества высшего образования в Китае для определения возможностей применения данного опыта в отечественной практике. Авторы анализируют преимущества и недостатки государственного регулирования системы высшего образования. Кроме этого, в научной статье проанализированы основные тенденции развития образования в современном Китае и роль студента в этом процессе.

Ключевые слова: высшее образование, Китай, студент, вуз.

 

Сегодня в сложных современных экономических и политических условиях просматривается тенденция к повышению меры ответственности, возложенной на вузы, что особенно ярко проявляется в части возрастания роли потребителя образовательной услуги как основного заказчика, а, следовательно, и контролера ее исполнения.

Хорошим примером здесь выступает высшее образование Китая, которое иллюстрирует разные формы участия студентов в контроле качества оказания образовательных услуг в условиях тотального государственного регулирования самого процесса высшего образования. Следует отметить, что на этом фоне существенно возрастает конкуренция между вузами как хозяйствующими единицами, а исследование инновационной составляющей в обеспечении конкурентоспособности позволяет сформулировать несколько значимых аспектов, среди которых особо выделяется необходимость укрепления сотрудничества с зарубежными и ведущими отечественными образовательными организациями с целью использования опыта внедрения лучших инновационных практик [1]. По нашему мнению, нельзя сделать общего вывода без учета противоположной точки зрения, основанной на важности поддержки и контроля таких социально значимых направлений развития страны, как высшее образование.

Обратимся к зарубежному опыту контроля качества высшего образования со стороны потребителя, которым может выступать одновременно и студент, и его родители в случае их заинтересованности и материальной поддержки, и государство, и общество в целом. В этой связи интересным представляется опыт Китая, как образца жесткого контроля и обеспечения со стороны государства, иллюстрирующего преимущества и выявляет недостатки закрытости и отсутствия свободы образовательной системы в крупном развитом государстве. В данной научной статьи мы ставим целью исследование роли студентов как основного потребителя, а, следовательно, и контролера качества высшего образования в Китае для определения возможностей применения данного опыта в отечественной практике с учетом исторического развития и основных характерных черт системы высшего образования.

Рассмотрим основные черты системы ВПО Китая, который в настоящее время является не просто экономическим стратегическим партнером нашей страны, но и ее верным союзником на мировой политической арене. Главной отличительной чертой китайского высшего образования является то, что все вузы, которых сегодня насчитывается более двух тысяч, являются государственными или частично финансируемыми государством, несмотря на то, что профиль и направления их подготовки весьма различны. Китайские университеты, в отличие от отечественных, имеют жесткую специализацию, контролируемую государственными чиновниками. И в этой области студенты не имеют возможности контроля, однако можно возразить, что количество абитуриентов показывает перспективы развития того или иного вуза, но, следует отметить, что целевой набор и финансирование в целом определяется государственной политикой.

Если обратиться к истории развития китайского образования с целью более глубокого анализа первопричин качества и успеха китайских вузов на международном рынке образовательных услуг, то следует отметить, что в результате шестидесятилетнего изменения высшее образование и сейчас продолжает активно реформироваться [4]. На фоне общей тенденции стремительного роста грамотности населения высшее образование получило особенно устойчивое развитие. Так в 1949 г. в Китае было 205 вузов, а в 1999 г. их число составило уже 1942, при этом в них обучалось 7,2 млн. студентов. В 2007 г. в КНР был уже 2321 вуз. На начало 2008 г. в китайских вузах обучалось 222,5 тыс. будущих докторов наук и 972,5 тыс. будущих магистров, в 2008 году — 10,5 млн., в 2012 году — 9,15 млн. В 2002—2009 гг. число выпускников китайских вузов возросло с 1,5 млн. до 6,1 млн. человек, но затем рост замедлился и в 2012 году было выпущено 6,9 млн. человек [5]. Отметим, что только с 1997 года введен общий порядок приёма в китайские вузы, а с 1999 года внедрено льготное кредитование для обучающихся — 50 % кредита погашается из бюджета: в 2008 году за такого рода займами обратились 13 % обучающихся в вузах (общая сумма долга превысила 3 млн. юаней).

Другой важной, по нашему мнению, отличительной чертой китайского образования является поддержка государством частных образовательных организаций, ведь такая практика отсутствует во многих развитых странах, например, в США. Данное направление государственной политики работает с 2003 года и помогает контролировать частный образовательный сектор, защищать его от таких негативных последствий свободной конкуренции как «торговля дипломами», низкое качество образования и несоблюдение санитарно- эпидемиологических норм в погоне за низкой ценой.

Важной чертой является то, что ведущие вузы КНР регулярно попадают в ведущие международные рейтинги. По оценке международных рейтинговых агентств 23 китайских университета входят в рейтинг 500 лучших вузов мира, что выгодно отличает Китай от российских результатов [7]. В этом, по нашему мнению, немаловажная роль принадлежит политике привлечения иностранцев: с 1989 по 2009 гг. количество зарубежных преподавателей в вузах КНР увеличилось с 686 до 11 тыс. человек. По состоянию на начало 2010-х гг. все студенты вузов КНР были должны платить за учёбу, а выпускники не подлежали распределению, т.е. только те, кто заключил трудовой контракт на работу после выпуска не могли самостоятельно выбирать место работы. Также большую роль играет выезд граждан для обучения за рубежом — в 2011 году за границей учились 1,44 млн. китайских студентов. Численность иностранных студентов в КНР в последние годы очень быстро росла: в 1998 году их было около 43 тыс., в 2005 году уже 140 тыс., а в 2010 году их число превысило 290 тыс. человек.

Важным фактором для иностранных студентов является низкая по сравнению с вузами Англии и США стоимость обучения и проживания, а также культура и традиции страны. Отметим, что в 80 странах мира функционируют 305 институтов Конфуция и китайских школ, которые популяризируют изучение китайского языка и культуры за рубежом и таким образом способствуют привлечению иностранных студентов для обучения и проведения исследований в Китае. Иностранные студенты, покидая Китай, оставляют отзывы, результаты которых оценивает Министерство с целью контроля качества предоставляемых образовательных услуг. Равно как и китайские студенты по возвращению из учебной поездки должны представить в Министерство помимо отзыва от научного руководителя программы или гранта, собственный развернутый отчет. Отметим, что китайские исследователи, работающие за рубежом полгода и более по возвращении должны 5 лет не покидать страну. Подобным образом государство борется с «утечкой мозгов», что в купе с распределительной системой занятости по окончании бюджетного вуза может послужить надежной основой оздоровления экономики в современных сложных условиях.

В настоящее время Китай принимает менее 10% всех иностранных студентов в мире. По данным Министерства образования Китая, число иностранных студентов в Китае в 2015 году увеличилось на 5,7% по сравнению с 2013 годом. Всего в КНР обучается 377 тыс. иностранных студента из 203 стран мира. Особенно выросло число студентов из Африки - 41 677 человек (рост 24,93% за год) и Океании - 6272 человека (рост составил 32,24% за год), в то время как студентов из Северной и Южной Америки стало меньше на 2,45%. Большинство иностранных студентов в Китае обучаются на краткосрочных курсах по изучению китайского языка, это около 60% всех иностранных студентов в Китае. В вузах Китая на программах высшего и послевузовского образования обучаются 40% всех иностранных студентов, и этот процент постоянно растет, при этом на бакалаврских программах обучаются 80% иностранных студентов. Самые популярные университетские программы среди иностранных студентов - китайский язык, изобразительное искусство и медицина. В то же время растет популярность естественных наук, бизнеса и менеджмента. Сегодня большинство иностранных студентов в Китае находятся не на долгосрочных программах, а в основном на языковых и культурных.

В 2012 году Китай увеличил число стипендий для иностранных студентов, в результате стипендиальный фонд 238 млн. долл. В период между 2010 и 2020 годами планируется выделить 10 тыс. государственных стипендий студентам из стран Юго-Восточной Азии для обучения в Китае. По нашему мнению, именно стипендиальная поддержка иностранных студентов оказывает существенное влияние на привлекательность обучения в Китае. В то же время стоимость обучения в китайских университетах относительно невысока для иностранных студентов и колеблется в диапазоне от 1600 евро до 2900 евро для программ бакалавриата, от 2000 евро до 3400 евро за магистерские программы и от 2500 евро до 3800 евро за программы докторантуры. Цены на обучение для иностранных студентов в Китае не устанавливаются централизованно, поэтому стоимость различается между вузами и программами. С учетом вышесказанного число студентов, обучающихся на условиях самофинансирования, также увеличивается ежегодно. Однако, по нашему мнению, несмотря на то, что китайское правительство предоставляет стипендии, необходимо создать систему стимулов в виде стипендий и финансовых фондов университетов для привлечения большего числа иностранных студентов.

Таким образом, проведенное исследование позволяет нам выделить три основные стратегии, используемые в Китае для привлечения иностранных студентов, которые могут быть применимы в отечественной практике: рост числа стипендий для обучения иностранных граждан; рост числа соглашений с зарубежными странами о признании образования, квалификаций, ученых степеней и развитие системы перезачета кредитов, а также рост числа курсов на английском языке. У правительства КНР нет утвержденного перечня зарубежных стран целевого набора, но Министерство образования Китая на своем официальном сайте заявляет, что Китай «принимает основные страны (США, Россия и Индия); соседние страны - как страны первостепенного значения; развивающиеся страны - как базу». Цель Китая - к 2020 году принять по академическому обмену 100 тыс. студентов из стран АСЕАН и столько же отправить в страны АСЕАН китайских студентов.

В Китае также создан широкий спектр программ по обмену студентами из африканских стран, что является частью более широкой программы экономического сотрудничества со странами Африки. Официально Китай поощряет обучение африканских студентов по тем специальностям, которые больше всего нужны в Африке. Это в то же время способствует укреплению Китая на Африканском континенте. В 2012 году Китай принял более 27 тыс. студентов из Африки, к концу 2015 года в Китае их насчитывалось уже более 55 тыс. Таким образом, нельзя не отметить мировую социальную направленность китайского образования, целью которого является не только оказание гуманитарной помощи, но и оздоровление экономик развивающихся стран.

Текущий план реформы образования Китая направлен на интернационализацию образования, стимулирование сотрудничества с университетами мирового класса и научно-исследовательскими организациями. Поощряется открытие престижными зарубежными университетами своих кампусов в Китае в сотрудничестве с китайскими университетами. Совместные учреждения - новое явление в Китае, они жестко контролируются национальными, провинциальными и местными органами власти. Они предоставляют в основном обучение по программам высшего образования для китайских студентов на месте, чтобы китайская молодежь имела шанс получить международно-признанный диплом без необходимости покидать страну. Для иностранных студентов, обучающихся в подобных университетах, важным фактором является и то, что получение международно-признанного диплома в Китае стоит намного дешевле, чем в Великобритании и других странах Европы.

Один из успешных примеров совместных учреждений - кампус Ноттингемского университета в Нинбо, в котором в настоящее время обучается более 8 тыс. студентов из России, Казахстана и Индонезии, а также из большинства европейских, южноамериканских и североамериканских стран. С учетом обменного курса стоимости проживания и обучения в Китае студенты тратят значительно меньше финансовых средств по сравнению с обучением в Великобритании, что крайне привлекательно. В числе причин выбора кампуса Ноттингемского университета в Китае иностранные студенты указывают следующие: получение британской степени и диплома, возможность провести время в Китае, высокое качество обучения. Лучшие китайские университеты, как Чжэцзян, Пекинский университет и Цинхуа, принимают около 3 тыс. иностранных студентов ежегодно. Хотя все три университета ведут преподавание по отдельным программам на английском языке, большинство иностранных студентов в них обучаются на китайском языке, и число их растет.

Пекинскому университету было предоставлено государственное финансирование на открытие летней школы в сотрудничестве с Лондонской школой экономики, Оксфордским университетом, Кембриджским университетом, Австралийским национальным университетом, Университетом Калифорнии и, до этого года, с Йельским университетом. Летняя школа работает два месяца в году - в июле и августе - и позволяет привлечь студентов из ведущих университетов мира в Пекинский университет на летний семестр.

В 2015 году Стэндфордский университет открыл новый исследовательский центр в Пекине как новую площадку для дальнейшего сотрудничества и академических обменов между Пекинским и Стэндфордским университетами. Благодаря контролю качества образования со стороны студентов в рамках студенческой мобильности (социальные сети, интернет и другие виды коммуникаций) не все проекты имеют возможность развиваться. Так совместная программа бакалавриата Пекинского и Йельского университетов, стартовавшая в 2008 году, была приостановлена в 2014 году в связи с тем, что необходимое количество студентов из Йельского университета не набралось.

Реализация национальной политики в области контроля качества образования возложена на Министерство образования Китая. Каждая провинция или муниципалитет имеют комиссию образования, которая подчиняется министерству. У каждого из городов и провинций есть собственные бюро или комиссии, которые реализуют региональную политику и являются ответственными за школы и вузы. Каждый уровень управления может иметь свою собственную интерпретацию национальных правил, которые могут отличаться друг от друга, в том числе по рекрутингу иностранных студентов.

Примечательно, что каждая провинция Китая имеет контрольные цифры приема иностранных студентов, и в соответствии с ними распределяется финансирование и планирование приема иностранных студентов. Например, муниципалитет Шанхая ожидает, что количество иностранных студентов в городе возрастет до 75 тыс. в 2016 году, там создана комплексная система стипендий для поощрения выдающихся студентов, переезжающих на учебу в Шанхай, в соответствии с планом Комиссии по развитию образования в Шанхае на период 2011-2015 гг.

В Шанхае была создана Международная студенческая деревня Tohee (от англ. - Tohee International Student Village), которая объединила несколько университетов Шанхая и стала одним из крупнейших международных студенческих общежитий. Здесь был создан Международный фонд сервиса для иностранных студентов. Он покрывает аренду квартир студентами на период четырехгодичного обучения, помогает обучающимся из малоимущих семей и поощряет имеющих высокие академические результаты. Первыми студентами, получившими стипендию городских властей Шанхая для учебы в Университете Фу- дань, стали три гражданина Непала. Стипендия покрыла их обучение, а Международный фонд сервиса для иностранных студентов предоставил им проживание на общую сумму 31,5 тыс. долл. на четыре года обучения. Власти Шанхая в рамках своей политики поощряют развитие международных программ обмена для привлечения иностранных студентов, проведение летних школ в городе, приглашение иностранных лекторов в университеты Шанхая. Таким образом, стоит отметить адресный подход китайской образовательной политики в отношении студенческой мобильности.

В качестве оказания помощи иностранным студентам в адаптации к жизни и обучении в Китае город планирует учредить подготовительную школу, где у обучающихся будет возможность начать учить китайский язык и приобрести навыки работы на компьютере. Согласно плану, в Шанхае создадут несколько сервисных центров для иностранных студентов, которые будут помогать находить жилье иностранным студентам, изучать китайский язык и организовывать образовательные туры. Кроме того, в городе появятся 10 центров китайской культуры для иностранных студентов, чтобы помочь им лучше изучить страну.

Интересным, на наш взгляд, являются множественные интеграционные процессы, происходящие в высшем образовании Китая и оказывающие существенное влияние на повышение качества образования, остановимся подробнее на самых значимых объединениях: Проект 211 и Лига C9. Проект 211 был создан Министерством образования КНР в 1995 году и заключался в выделении ста ключевых вузов с целью подготовки ими специалистов высочайшего класса, которые могут быть задействованы на государственной службе [6]. Благодаря проекту сегодня на эти вузы приходится 85 процентов ведущих специальностей, на них приходится 70 процентов бюджетного финансирования. Для примера отметим, что на первом этапе программы — с 1996 по 2000 гг. государство выделило для реализации программы около 2,2 млрд.долл.

Другой проект Лига С9 представляет собой альянс из девяти элитных вузов КНР, аналогичный Группе «Рассел» в Великобритании, Группе восьми в Австралии и Лиге Плюща в США. Лига С9 была создана по инициативе китайского правительства в 1998 году с целью продвижения китайской системы высшего образования. В Лигу С9 входят Фуданьский университет, Харбинский политехнический университет, Нанкинский университет, Пекинский университет, Шанхайский университет транспорта, Университет Цинхуа, Научно- технический университет Китая, Сианьский транспортный университет и Чжэцзянский университет. На их долю приходится 3 % исследователей страны, 10 % государственных исследовательских расходов и 20 % академических публикаций.

Длительное время важной чертой системы высшего образования Китая является доминирование естественно-технических и прикладных курсов в вузовской программе. В Китае учится достаточно малый процент гуманитариев, что объясняется спецификой национальной экономики [3].

Интересным, на наш взгляд, является то, что при поступлении конкурсы в ведущие вузы достигают 200-300 человек на место. Талантливые абитуриенты в Китае получают различные возможности использования государственных стипендий и субсидий организаций. На платное образование абитуриенты поступают на общих основаниях.

С начала политики реформ и открытости в Китае произошло много изменений в качестве высшего образования. С 1970 г. задачей государства было увеличить количество студентов, пренебрегая при этом качеством образования. Вследствие этого увеличилось число студентов: в 1978 г. их было 2,3 млн., а в 2004 г. уже 21 млн. Однако при сохранении сегодня уровня количества студентов в стране назрела проблема трудоустройства. Так согласно официальной статистике, уровень безработицы в Китае остается стабильным на протяжении последних четырех лет, удерживаясь на уровне около 4%. Экономический рост Китая существенно замедлился, показав в 2014 г. самые низкие результаты за последние шесть лет. Уровень безработицы не превышает 4,5%, что значительно ниже уровня безработицы в странах Еврозоны (11,3%), но выше, чем в Японии (3,4%). Однако на этом фоне важным остается вопрос обеспечения работой всех выпускников.

С точки зрения обеспечения качества и управления качеством стоит подчеркнуть, что политически образовательный инструментарий, прежде всего, ориентирован на процесс. В первую очередь все внимание отдается входным факторам таким как аккредитация, стандартизированные учебные программы и учебные материалы, квалификация преподавателей, соотношение преподаватель-учащийся и т.д. А так же важными являются количественные факторы такие как количество выпускников в год, число опубликованных научных статей, диссертаций и дипломных работ. Слишком мало, по нашему мнению, внимания уделяется результату образования: успехам выпускников на рынке труда.

По результатам исследования системы высшего образования в Китае можно сделать вывод, что эта отрасль целиком контролируется и финансируется государством. Вследствие глобализации у КНР появилась возможность изучить опыт других стран и использовать его в интересах реформирования и развития отечественной системы образования. В последнее время качество высшего образования динамично развивалось и улучшалось. Оно постоянно являлось важным аспектом в реформах высшего образования.

Контроль качества образования Китая контролируется агентствами оценки качества. Например, центр оценки высшего образования при Министерстве образования КНР является независимой организацией по контролю за соблюдением исполнения руководств, положений и критериев оценки Министерства образования и других образовательных учреждений. В настоящее время создано более 20 подобных агентств регионального уровня [2].

Проведенное научное исследование позволяет сделать вывод о наличии связи между контролируемой государством системой качества в сфере высшего образования, основанной на аккредитации и непрерывной оценке со стороны органов власти и успехом китайского высшего образования на мировой рынке образовательных услуг. Немаловажную роль в этой системе играют студенты, которые хоть и не могут напрямую определять направления развития высшего образования, но посредством государственной статистики и отлаженной системы контроля студенческой и академической мобильности, а также благодаря ежегодно растущему конкурсу при поступлении в вузы страны, по сути, контролируют качество образования.

По нашему мнению, если в отрасли нет эффективного механизма контроля со основного стороны потребителя, то действующие законы и правила часто теряют свою эффективность. Однако в целях объективности сделанных выводов отметим, что сам по себе образовательный процесс очень сложный, а его оценка должна быть основана на многофакторном анализе. Он регулируется социальной, политической и экономической сферами развития страны, а не только конечным потребителем. Опосредованно можно отметить, что каждый из нас является потребителем предоставленной образовательной услуги даже стороннему человеку, поскольку его квалификация и востребованность на рынке труда напрямую оказывает влияние на развитие страны в целом и экономической системы в частности.

Литература

1. Гугелев А.В., Семченко А.А. Инновационная составляющая в обеспечении конкурентоспособности современной организации// Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 1 (55). С. 34-39.
2. Бонюшко Н.А., Семченко А.А. Стратегические основы управления качеством в вузах: монография для аспирантов всех форм. - СПб.: Изд-во «Культ-информ-пресс», 2015. - С. 160.
3. Гугелев А.В., Семченко А.А. Бенчмаркинг конкурентоспособности отечественных вузов в контексте современных интеграционных процессов: монография. - Саратов.: Изд-во СГСЭУ, 2015. - С. 148.
4. Гугелев А.В., Семченко А.А. Опыт участия отечественных вузов в международных рейтингах как стимул к повышению конкурентоспособности // Саратов.: Изд-во СГСЭУ, ж. «Вестник СГСЭУ» № 2(56) 2015 г., С. 29-35.
5. Семченко А.А. Организационно-экономические механизмы управления качеством в образовательных учреждениях: монография. - СПб.: Изд-во «Культ-информ-пресс», 2014. - С. 160.
6. URL: http://www.edu.cn/20010101/21852.shtml
7. URL: http://5top100.ru/news/20053/.

Известия Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова № 1 (23) 2016

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (20.06.2017)
Просмотров: 70 | Теги: китай, Высшее образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь