Пятница, 14.12.2018, 22:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РОЛЬ ПСИХОДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

М.В.Попова

РОЛЬ ПСИХОДИНАМИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена проблеме поиска субъективных факторов вузовской адаптации. Представлены результаты диагностики аспектов темперамента в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сфере личности и интегральные показатели социально-психологической адаптации. Раскрываются особенности влияния психодинамических свойств личности на адаптированность студентов кВУз.

Ключевые слова: психологическая адаптация студентов к ВУЗу, формально-динамические свойства индивидуальности, интегральные показатели социально- психологической адаптации.

 

Анализ литературных источников позволил нам сделать вывод, что процесс адаптации затрагивает все уровни функционирования человека: нейрофизиологический, соматический, социально-психологический и психологический. Однако психическая сторона в структуре адаптации является ведущей, определяющей, опосредуя характер и особенности протекания других аспектов. Именно она, позволяет индивиду не только противостоять различным факторам социальной среды, но и активно воздействовать на них. В качестве процесса управления со свою очередь выступает выбор функциональной стратегии, обеспечивающей успешность индивида в занимающейся деятельности.

Следовательно, психологическая адаптация не только даёт возможность личности приспособиться к новым условиям, но и сформировать новые способы поведения для преодоления имеющихся трудностей и успешной деятельности, которые имеют индивидуальный характер и складываются по мере накопления и совершенствования опыта. Адаптация компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях, благодаря ней создаются возможности оптимального функционирования личности в новой обстановке. Если же адаптация не наступает, личность испытывает дополнительные затруднения в освоении предмета и условий деятельности.

Известно, что в институтах физической культуры одной из проблем выступает адаптация не только ко всему укладу высшей школы, но и учебно-тренировочной деятельности. В данном ракурсе, остаются недостаточно изученными вопросы, касающиеся выявления взаимосвязи между успешностью в этих деятельностях и индивидуальными психофизиологическими особенностями студентов, что и послужило предпосылкой для проведения настоящего исследования.

Методы и результаты исследования.
Для изучения психодинамических свойств личности, нами был использована методика В.М. Русалова «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности» (ОФДСИ). Были получены следующие показатели (см. рис. 1) у студентов 2-го курса очного отделения ФГБОУ ВО Чурапчинского института физической культуры и спорта, по направлению подготовки «Физическая культура». Срезы проводились в середине второго семестра 2016-2017 учебного года.

Рис. 1

На основании данной методики вычислялись такие психодинамические свойства личности как эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сфере. Далее выводились индексы, отражающие различную степень интеграции формально-динамических свойств индивидуальности. Они варьирует от 36 до 144. Средние значения, которых (норма) равно 90 ± 12, т. е. от 78 до 102.

Для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации, нами был отобран опросник социально-психологической адаптированности (СПА), в оригинале разработанная известным американским психологом К. Роджерсом и Р. Даймонд и адаптированная Снегиревой Т.В. На основании первичных шкал вычислялись интегральные показатели: адаптация, интернальность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию. По итогам исследования, нами были выявлены следующие результаты (см. рис 2).

Рис. 2

Интегральные показатели отражают процентное отношение противоположных тенденций. Среднее значение интегральных оценок - 50. В данной методике приняты следующие критерии интерпретации: до 40 - низкие значения; от 40 до 60 средние; и более 60 - высокие.

С целью изучения влияния психодинамических свойств личности на социально-психологическую адаптацию студентов физкультурного ВУЗа, нами был использован критерий корреляции Пирсона. На основании корреляционного анализа, мы выявили следующие результаты (см. таблицу 1).

На принятие социальной роли студента, усвоение норм и традиций сложившихся в физкультурном ВУЗе, формирование самосознания, ролевого поведения, способности к самоконтролю, самообслуживанию, адекватных связей с окружающими и степень удовлетворённости личности своими характеристиками, степень определённости в своём эмоциональном отношении к происходящей действительности, окружающим предметам и явлениям, внутренний контроль за происходящими событиями влияют:

- чувствительность по поводу расхождения между ожидаемым и реальным результатами, как в учебной деятельности, так и в тренировочном процессе; ощущение неполноценности продукта физической и умственной деятельности; эмоциональное переживание в случае неудач в общении; чувствительность к оттенкам межличностных отношений, выраженная радость в процессе социального взаимодействия;
- к негативно влияющим на процесс социально-психологической адаптации можно отнести излишний рационализм в

поведении и взаимодействии студентов, излишняя уверенность в себе в процессе социального взаимодействия; вовлеченность преимущественно в умственные процессы и постоянный переход с одной формы интеллектуальной деятельности на другую;

- также барьерами в степени удовлетворённости личности своими и формировании адекватных связей с окружающими характеристиками выступили импульсивность в общении, повышенная речевая активность и выраженная вербализация; стремление к постоянному физическому напряжению, мышечной работоспособности, выраженная потребность в психомоторной активности и склонность к разнообразным формам двигательной активности.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (03.04.2018)
Просмотров: 76 | Теги: адаптация, психологическая | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь