Воскресенье, 04.12.2016, 11:13
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Роль произведения художника в воспитании нравственных качеств у спортсмена

А.Н.Макарова

Роль произведения художника в воспитании нравственных качеств у спортсмена

Культурологический подход в нравственном развитии личности, существовал с древних времен. У каждого народа имеется своеобразная, специфическая, сложившая веками система воспитания подрастающего поколения. Такие общественные ценности отражающие качества личности, как уважение к родителям, старшим, женщине, к людям труда, любовь к детям, животному миру, гостеприимство, взаимопомощь, милосердие, скромность, вежливость, чувство ответственности толерантность и.т.д. являются главными и определяющими в характере любой нации.

Эти вопросы освещались в трудах великих педагогов и ученых К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Г.Н. Волкова и др. Известные якутские педагоги и ученые В.Ф. Афанасьев, К.С. Чиряев, Б.Н. Попов и другие также исследовали нравственно- воспитательные процессы, относительно своего народа.

Профессор ИФКиС СВФУ Шамаев В.П. в своем докладе «вопросы культорологического подхода в нравственном развитии личности студентов» по результатам своего исследования, обратил внимание на то, что иногда среди студентов наблюдается чрезмерная спортивная злость, низкая культура поведения и т.п. И среди недостатков поведения у студентов перечислено было нежелание помочь слабым, женщинам и старым людям. В конце им было сказано, что доминирующие нравственные качества у многих испытуемых были заложены еще в стенах общеобразовательных школ, когда они начали активно заниматься физической культурой и спортом , и нашли дальнейшее развитие и расширение в процессе обучения в высшем учебном заведении. В результате исследования им было выявлено, что лишь спортсмены высокого класса в различных ситуациях проявляют всестороннюю нравственную воспитанность.

Философом Ю.У. Фохт - Бабушкиным «впервые были получены экспериментальные данные о наличии тесной связи между приобщенностью человека к искусству и его всестороннему духовному развитию.

В век технического прогресса, телевидения, интернета и компьютеризации, радио искусство несущее подчас чуждые нам идеалы человеческих отношений, чуждые, враждебные нам духовные ценности, стремительно проникают и за пределы капиталистических стран. Такое искусство опасно, прежде всего, для подрастающего поколения, так как в раннем возрасте это происходит катастрофически быстро.

Подлинный барьер развращающему воздействию псевдоискусства в нравственном росте наших детей можно поставить, лишь приобщив каждого к подлинным ценностям мировой художественной культуры. С этой целью нами на уроке изо кроме ознакомление с произведениями применяется метод погружения в содержания картин художников при помощи проблемных вопросов, чтобы способствовать формированию у спортсменов нравственных качеств.

Эстетическое развитие - это не роскошь, а абсолютно необходимый компонент всестороннего, гармонического развития спортсмена, при отсутствии которого нет и не может быть полноценно развитого интеллекта и полноценного усвоения нравственных принципов отношения к людям и к природе, не может быть сформировано целостное и нужное нашему обществу отношение к миру. И в руках педагогики нет такой же мощной силы для этой работы, как искусство.
Мы знаем, что наши предки воспитывали своих детей на собственном примере. Так как, в нашей школе учатся дети из разных улусов и республик, родители которых находятся далеко от них, то такой возможности у них нет. Период, который приходится при стенах нашей школы с 5 по 11 классы считается самым уязвимым периодом, а именно периодом формирования нравственности и становления ученика как личность.

Факт, что человек воспринимает наглядные образы быстрее и лучше, чем устные. К тому же проблема оттачивает ум человека и откладывается в его памяти крепче, пришли к мысли, что применяя метод проблемных вопросов по наглядным образам, поможет лучше усвоить высказанное учителем. Не зря в советские времена известный педагог Шаталов создавал опорные конспекты, которые практикуются по сей день с успехом.

Чтобы убедиться в правильности выбранного метода, нами проведена проверочная работа сначала в форме письменного изложения о содержании увиденной картины. Задание было такое; « Что вы видите на этой картине» Из22 участвовавших в проверке учащихся наиболее развили тему 5 девочек. Ответы же остальных были лаконичными, в виде описания о действиях героев картины.

После этого ставилась задача, чтобы дети рассказали . какие внутренние чувства пробудились по поводу произошедшего с героем картины. То почти все дети выразили сочувствие по поводу гибели мальчика к его родным и пожалели собаку. Это показало, что у детей развиты чувство сочувствия и сопереживания. Потому что они знают, что если с детьми случается несчастье, то в первую очередь это приносит горе их родителям. Но они еще не могут толковать и развивать тему картины и разбираться в причинно - следственных связях с более глубоким погружением по поводу событий изображенных в картине с чужими людьми.

Учитывая специфику нашей школы проблема, поднятая В.П. Шамаевым, нас затронула. Ведь чувства соперничества и стремления к превосходству могут у некоторых в дальнейшем развивать такие пороки, как зависть, коварство эгоцентризм.
О том к чему может привести зависть можно рассказать, раскрывая содержание картины Васнецова к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Мы все знаем, что коварный и хитрый Черномор из-за зависти к тому, что его брат сильнее и больше ростом рассек ему голову. Но, даже воспитанный человек иногда может проявить некоторые негативные качества, и не только среди спортсменов могут иметь место негативные качества, о котором говорит профессор В.П. Шамаев.

В итоге хочется сказать, что произведения художников являются богатым источником, для применения их в воспитательных целях не только в школе, но и в ВУЗ.

Если мы хотим оградить нашу молодежь от чуждых нам представлений об истине, добре и красоте мы должны искать средства чтобы преградить пути к негативным факторам, применяя соответствующие способы и методы воспитания.

Современные проблемы физической культуры и спорта: материалы вузовской научно-практической конференции молодых ученых, студентов, аспирантов, соискателей и школьников (от 27 февраля 2013 года, с. Чурапча, Республика Саха (Якутия)). - Чурапча: ООП ФГБОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2013.-176 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (23.08.2016)
Просмотров: 22 | Теги: эстетическое | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016