Воскресенье, 15.12.2019, 22:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ

Половников М.Ю.

РОЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ У СТУДЕНТОВ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ СПОРТОМ

В статье представлены результаты исследования заинтересованности студентов в совершенствовании своей спортивной подготовки на тренировочных занятиях в учебном заведении и на дополнительных - в школах по видам спорта. Изучено количество студентов, постоянно посещающих тренировочные занятия и количество студентов, занимающихся дополнительно в специализированных секциях. Показано, что тренировочная работа, а также работа по привлечению студентов к занятиям избранным видом спорта на постоянной основе в специализированных секциях велась в течение всего учебного года. Проведенные исследования показали, что посещаемость тренировочных занятий студентов учебного заведения осталась на прежнем уровне, что говорит о качественной тренировочной работе тренеров-преподавателей, а также увеличилось количество студентов, дополнительно посещающих специализированные секции.

Ключевые слова: профессиональная подготовка кадров, профессионально- едагогическая деятельность, мотивация к занятиям спортом, специализация в спорте, студенты.


Введение. Одной из актуальных проблем современного образовательного процесса является подготовка выпускников, способных к самореализации в многофункциональной профессиональной деятельности.

В условиях модернизации образования роль педагогического мастерства преподавателя в формировании разносторонности педагогических кадров значительно возрастает и должна соответствовать современному уровню развития образования в обществе.

Одним из приоритетных направлений развития науки в области физической культуры и спорта являются теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения и переподготовки кадров.

Профессиональная подготовка педагогических кадров является необходимым условием для повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни общества [1].

Именно профессионально-педагогические кадры смогут обеспечить комплексное решение проблем физического воспитания и оздоровления общества, направленное на физическое и духовное совершенствование и формирование в обществе осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом, сумеют сформировать в массовом сознании понимание жизненно необходимой двигательной деятельности с использованием средств физической культуры, повысят интерес к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом с использованием их средств [2].

Профессиональная подготовка кадров по физическому воспитанию определяется уровнем педагогического мастерства в области физической культуры и спорта. Педагогическое мастерство компетентного специалиста основывается на знаниях, умениях и навыках как в спортивной подготовке, так и в сфере образования и воспитания в целом. Специалист, не владеющий профессиональными знаниями, умениями и навыками в спортивной подготовке, не сумеет качественно реализовать свои замыслы в учебно-тренировочном процессе и квалифицированно выполнять функции в педагогической системе.

Профессиональное образование предусматривает формирование личности, способной к эффективной самореализации в сфере будущей профессиональной деятельности, к осуществлению и выполнению полного спектра профессиональных функций [3].

Цель исследования: изучить заинтересованность студентов Екатеринбургского колледжа физической культуры в совершенствовании своей спортивной подготовки.

Успешность профессионально-педагогической деятельности выпускников будет зависеть от того, насколько уровень спортивной подготовленности (умения и навыки) будущих специалистов будет гармонично сочетаться с теоретическими знаниями в области физической культуры и спорта.

В процессе обучения специалиста по физическому воспитанию ведущим звеном является формирование профессиональных умений и навыков в области физической культуры и спорта, пополнение теоретического багажа знаний происходит в основном за счет развития специальных умений, так как знания являются основой умений.

Следовательно, для качественного осуществления профессионально-педагогической деятельности необходимо, чтобы подготовка специалистов по физическому воспитанию соответствовала современным требованиям спортивных дисциплин. Специалисту в области физической культуры и спорта необходимо совершенно владеть спортивными знаниями и умениями по специализированным дисциплинам [3].

Организация и методы исследования.

Исследовательская работа проводились на базе Екатеринбургского института физической культуры ЕФ «УралГУФК-ЕКФК», г. Екатеринбург в период с 10 сентября 2018 года по 18 апреля 2019 года. В исследовании принимали участие студенты Екатеринбургского колледжа физической культуры (ЕКФК) следующих специализаций: футбол, легкая атлетика, греко-римская борьба, спортивная гимнастика, плавание. Всего для проведения исследования мы вели наблюдение за 358 студентами учебного заведения.

В исследовании были использованы следующие методы:

1. Анализ научно-методической литературы. Изучено состояние исследуемых вопросов, обобщены имеющиеся данные, а также мнения специалистов, дающих достаточно подробный научно-обоснованный анализ двигательной деятельности студентов.

2. Педагогическое наблюдение. Осуществлялось в течение периода тренировочной работы с сентября 2018г. по апрель 2019 г. В нашей работе применялось открытое педагогическое наблюдение, т.е. испытуемым был известен тот факт, что они находятся под наблюдением, а деятельность исследователя они воспринимали визуально.

3. Математическая обработка результатов. Определены различия изучаемых показателей в абсолютных величинах и процентном соотношении.

Мы посмотрели, какое количество студентов в начале учебного года посещало на постоянной основе тренировочные занятия в учебном заведении, а также определили количество студентов, занимающихся дополнительно в специализированных секциях.

Рассмотрено 5 специализаций ЕКФК:

1. На специализации футбола на начало учебного года обучалось 87 студентов, из них 1 месяц учебно-тренировочных занятий не более 1 пропуска имели 81%; дополнительно в специализированных секциях занималось 18% студентов.

2. На специализации легкой атлетики на начало учебного года обучалось 108 студентов, из них 1 месяц учебно-тренировочных занятий не более 1 пропуска имели 82%; дополнительно в специализированных секциях занималось 14% студентов.

3. На специализации греко-римской борьбы на начало учебного года обучалось 88 студентов, из них 1 месяц учебно-тренировочных занятий не более 1 пропуска имели 83%; дополнительно в специализированных секциях занималось 21% студентов.

4. На специализации гимнастики на начало учебного года обучалось 47 студентов, из них 1 месяц учебно-тренировочных занятий не более 1 пропуска имели 80%; дополнительно в специализированных секциях занималось 12% студентов.

5. На специализации плавания на начало учебного года обучалось 28 студентов, из них 1 месяц учебно-тренировочных занятий не более 1 пропуска имели 79%; дополнительно в специализированных секциях занималось 11% студентов.

Таким образом, в начале учебного года на 5 специализациях (спортивные игры, легкая атлетика, греко-римская борьба, гимнастика, плавание) в ЕКФК занимались 358 студентов, посещаемость тренировочных занятий в учебном заведении которых составила 81%, а 15,2% студентов из этого числа дополнительно посещают специализированные секции.

В течение учебного года тренеры-преподаватели работали со студентами на тренировочных занятиях, повышали их спортивное мастерство. Помимо этого, с целью заинтересовать студентов в дополнительных тренировочных занятиях, проводили встречи с выдающимися представителями избранных видов спорта, организовывали просмотр соревнований высокого ранга (Чемпионаты России, Европы, Мира, Олимпийских Игр). Также преподаватели информировали студентов о возможностях совершенствования спортивной подготовки в специализированных школах, проводили соревнования как внутри учебного заведения, так и за его пределами, где соперничали с коллективами разного уровня спортивного мастерства.

Вся тренировочная работа и работа по привлечению студентов к занятиям избранным видом спорта на постоянной основе в специализированных секциях велась в течение всего учебного года. Всем студентам ЕКФК тренеры-преподаватели создали полноценное представление о спортивной тренировке, спортивных достижениях, кропотливой учебно- тренировочной работе, тем самым повысив мотивацию к спортивной деятельности.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенная широкомасштабная работа тренеров-преподавателей в течение года позволила выявить следующие показатели посещения студентами тренировочных занятий в учебном заведении, а также дополнительных занятий в специализированных секциях по видам спорта.

К окончанию учебного года выявлены следующие показатели в посещении студентами избранного вида спорта и дополнительных специализированных секций:

1. На специализации футбола к окончанию учебного года обучалось 75 студентов, из них в последний месяц учебно-тренировочных занятий не более 1 пропуска по ИВС имеют 79%; дополнительно в специализированных секциях занималось 24 % студентов.

2. На специализации легкой атлетики к окончанию учебного года обучалось 94 студента, из них в последний месяц учебно-тренировочных занятий не более 1 пропуска по ИВС имеют 78%; дополнительно в специализированных секциях занималось 19% студентов.

3. На специализации греко-римская борьба к окончанию учебного года обучалось 75 студентов, из них в последний месяц учебно-тренировочных занятий не более 1 пропуска по ИВС имеют 85%; дополнительно в специализированных секциях занималось 23% студентов.

4. На специализации гимнастики к окончанию учебного года обучалось 38 студентов, из них в последний месяц учебно-тренировочных занятий не более 1 пропуска по ИВС имеют 82%; дополнительно в специализированных секциях занималось 20% студентов.

5. На специализации плавания к окончанию учебного года обучалось 23 студента, из них в последний месяц учебно-тренировочных занятий не более 1 пропуска по ИВС имеют 80%; дополнительно в специализированных секциях занималось 22% студентов.

Таким образом, к окончанию учебного года на 5 специализациях (спортивные игры, легкая атлетика, греко-римская борьба, гимнастика, плавание) в ЕКФК обучалось 305 студентов, их посещаемость тренировочных занятий в учебном заведении составила 80,8%, а 21,6% из этого числа студентов дополнительно посещало специализированные секции.

Выводы: Исходя из произошедших изменений, можно говорить, что посещаемость тренировочных занятий в учебном заведении осталась на прежнем уровне. Это говорит о качественной учебно-тренировочной работе тренеров-преподавателей, кроме этого на 6,4% увеличилось количество студентов дополнительно посещающих специализированные секции. Такие изменения стали возможны благодаря творческому подходу наставников в тренировочном процессе, их умению заинтересовать воспитанников любимым видом спорта. Они сумели создать мотивацию к регулярной спортивной деятельности у будущих специалистов по физическому воспитанию, тем самым обеспечив студентам разностороннюю подготовку к своей будущей профессии.

Литература

1. Вавилов С.П. Физиологические основы двигательной активности.- М.: ФиС, 1991. - 230 с.
2. Кузьмин А.М., Федосимов Е.Г. Воспитание будущего профессионала в современном вузе: монография. - Курган: КГУ, 2005. - 129 с.
3. Леготкин А.Н., Лопатина А.Б. Роль педагога-тренера в методике преподавания физической культуры.- М.: Современные наукоемкие технологии, 2016. - № 5-2. 363-367с.

Источник: Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 3(29) - 2019


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (18.11.2019)
Просмотров: 41 | Теги: профессиональная подготовка кадров, мотивация к занятиям | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь