Воскресенье, 11.12.2016, 16:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

РОЛЬ ОРГАНОВ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

С.Р. Ли, Т.В. Долгина
Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

РОЛЬ ОРГАНОВ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Рассмотрены вопросы, связанные с повышением качества учебного процесса через развитие студенческих инициатив в различных сферах вузовской жизни: творчестве, научно-исследовательской, инновационной, общественной деятельности.

Ключевые слова: система воспитания, студенческое самоуправление, качество учебного процесса, уполномоченный по качеству.

 

Важной составляющей системы воспитания в вузе является деятельность органов студенческого самоуправления, цель которых заключается в развитии студенческих инициатив в различных сферах вузовской жизни: стимулировании творчества, защите прав и интересов студенчества, решении социальных вопросов, развитии научно-исследовательской работы студентов, совместной реализации программ инновационного развития различных компаний, - тем самым и определяется вектор на повышение качества учебного процесса.

Развитие студенческого самоуправления позволяет значительно повысить эффективность воспитательного процесса в вузе, занимая важное место в формировании контингента социально активных молодых бакалавров и специалистов. Профессиональная подготовка направлена в данном случае на человека как на цель, на формирование его социальных качеств [1]. Личная и коллективная ответственность за принимаемые решения и их выполнение реализуется наиболее успешно, если учитываются возможности, мотивы и потребности участия студентов в самоуправлении, уровень их готовности к выполнению управленческих функций.

На экономическом факультете сформирован студенческий совет, в составе которого входят: культурно-массовый, социальный, спортивный, информационный, учебно-воспитательный и научный сектор. В состав студенческого совета включён уполномоченный по качеству от студентов факультета. Назначены кураторы академических групп 1-го курса, а также избраны старосты групп.

Наибольший вклад в повышение качества учебного процесса ведётся учебно- воспитательным и научным секторами в тесном взаимодействии с уполномоченным по качеству. В 2013-2014 уч. г. на факультете были проведены следующие мероприятия:
- круглый стол экономического факультета «Молодёжные инновации - бизнесу и региону»;
- составление рейтинга групп по итогам внутрисеместровой аттестации (совместно с деканатом);
- семинар в рамках федеральной программы «Ты - предприниматель»;
- семинар «Мировая экономика»;
- привлечение и организация участия студентов в Апрельской научно- практической конференции, Румянцевских чтениях с последующим представлением статей в студенческий сборник;
- участие в конкурсах на лучшую научную работу, лучшую курсовую работу;
- подача заявок на конкурсы социальных грантов;
- помощь в организации и привлечение студентов к заседаниям клубов «Ин- форматик», «Финансист», «Профессионал-бухгалтер», «Магистр», «Эхо планеты»;
- посвящение студентов в первокурсников, способствующее более успешной адаптации студентов к учебному процессу.

Задачи ответственного за СМК от студентов экономического факультета включали:
- участие в разработке Положения об уполномоченном по качеству от студентов института;
- участие в заседаниях Совета по качеству института;
- проведение семинаров для кураторов и старост академических групп по ознакомлению с их обязанностями и функциями, а также знакомство студентов 1 - го курса со структурой и функциями студенческих советов факультета и института;
- анкетирование студентов по определению удовлетворённости работой кураторов академических групп (100 студентов).

Результаты анкетирования «Удовлетворённость работой куратора» показали, что большинство студентов (80 %) удовлетворены работой кураторов, при этом 75 % отметили, что им уделяется достаточно времени со стороны кураторов.

Проанализировав данные анкеты «Удовлетворённость выбором вуза» было выявлено, что студенты выбрали вуз по следующим причинам: «друзья учатся в этом же институте» (40 %), «так как родители заставили» (23 %), «из-за престижа» (37 %). Из опрошенных 100 % не хотели бы переводиться в другой вуз, следовательно, довольны выбором.

Выявлены объективные факторы, позволяющие повысить качество учебного процесса:
- регулярное проведение старостатов, на которых старосты академических групп предоставляют данные о посещаемости студентов; со студентами, которые плохо посещают занятия, проводится разъяснительная работа кураторами, старостами и представителями студенческого совета;
- на основе действующей в институте рейтинговой оценки знаний студентов проведение как внутрисеместровой, так и промежуточной аттестация студентов; данные после аттестации позволяют своевременно реагировать на уровень подготовленности студентов, недобравших определённое количество баллов;
- проведение активной работы совместно с учебно-методическим отделом: подача заявлений о времени проведения экзаменов, о переносах занятий;
- создание в социальной сети «Вконтакте» объединяющих групп, например: учебной академической группы по номеру, группы «Студенческий совет экономического факультета»; благодаря такому участию максимальное количество студентов получают актуальную информацию о проводимых научных мероприятиях, изменениях в учебном процессе, ведётся форум по определённым тематикам.
- наличие на сайте института доступной информации о расписании занятий, консультациях преподавателей, календарном учебном графике, наличие виртуального читального зала, электронных каталогов, электронных библиотечных систем позволяют быстро находить необходимую информацию по изучаемым дисциплинам.

Активность и самостоятельность реализуются студентами экономического факультета и при участии в программах инновационного развития компаний, с которыми заключены соглашения о стратегическом партнёрстве. Усилия студенческого самоуправления направлены на вовлечение студентов в такую деятельность уже с первых курсов.
Студенты экономического факультета активно участвуют в реализации крупных молодёжных проектов, таких как городской молодёжный форум «Город нового поколения. Кемерово - территория возможностей» (совместно с Управлением культуры, спорта и молодёжной политики Администрации г. Кемерово) и Областной молодёжный форум «СТАРТ» (совместно с Департаментом молодёжной политики и спорта Кемеровской области).

Результатом развития студенческого самоуправления стало получение студентами института областных грантов на развитие своих инициатив, что является лучшим доказательством высокого качества учебного процесса.

Список литературы

1. Ли С Р., Долина Т.В. Инновационные информационные технологии как фактор успешной социализации будущих выпускников экономического факультета // Теория и практика инновационной стратегии региона: международный межвузовский сборник научных трудов. Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ,2013. Вып. 9. 176 с.
2. Ли СР., Назимов А.С. Информационные технологии в образовании и проблемы его методического обеспечения // Социогуманитарный вестник. Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2013. № 3 (12). 100 с.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(13). 2014

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (05.03.2016)
Просмотров: 215 | Теги: самоуправление, студенческое | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016