Пятница, 20.07.2018, 06:08
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Рынок. Предпринимательство. Бизнес

РОЛЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ

А.О.Шапоренко

РОЛЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ

Статья посвящена вопросам совершенствования оценки эффективности реализации муниципальных программ. Раскрыта роль оценки эффективности реализации муниципальной программы в процессе управления муниципальным образованием для достижения целей стратегического планирования. Вопрос взаимосвязи показателей реализации муниципальной программы и их влияния на достижение целей стратегического планирования рассмотрен на примере муниципальной программы «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения города Челябинска на 2014 — 2017 годы».

Ключевые слова: муниципальная программа, оценка эффективности реализации муниципальных программ, стратегическое планирование.

 
В соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стратегическое планирование на муниципальном уровне представляет собой деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития муниципальных образований, отраслей экономики и сфер муниципального управления, направленную на решение задач устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований. По сложившейся в России практике, как отмечают И. Д. Колмакова, Е. М. Колмакова, В. С. Силинцев, Р. И. Гарипов, главным документом развития населенных мест, вплоть до сегодняшнего дня выступает генеральный (стратегический) план [1].

Стратегический план — это прогнозный документ, интегрирующий в единое целое взаимообусловленные главные цели и задачи развития муниципального образования, его внутренние ресурсы, политику, определяющую поле деятельности и основные организационные шаги, направленные на достижение поставленных целей .

Процесс достижения поставленных целей и задач стратегического планирования осуществляется посредством реализации целевых программ развития муниципального образования.

Муниципальная программа — это документ стратегического планирования, содержащий комплекс мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития.

Анализ качества реализации муниципальных программ позволяет оперативно принимать управленческие решения, изменяя параметры реализации программы и объемы финансирования, корректировать показатели и добиваться наиболее эффективного достижения поставленных целей [2; 3].

Таким образом, для российских муниципальных образований все более актуальной становится задача совершенствования важнейшего инструмента управления — оценки муниципальных программ и проектов, проводимой на основе мониторинга их реализации.

Оценка — это экспертиза программ и проектов, направленная на анализ их качества, произведенного ими эффекта и сравнение этих результатов с определенными критериями [4; 5]. В задачи оценки программы входит не только суждение о программе, но и определение критериев суждения, по которым оцениваются достоинства, ценность, качество, эффективность, значение программы и ее применимость на практике. Как отмечают И. Д. Колмакова, Н. А. Дегтярева, Е. М. Колмако- ва, на практике все больший интерес возникает к статистическим методам, в частности к корреляционно-регрессионному анализу при оценке результатов реализации муниципальных программ в социальной сфере [6].

Предназначение оценки состоит в том, чтобы выяснить, насколько успешна оцениваемая программа. Критерии успешности программы зависят от того, кто заинтересован в проведении оценки, какие результаты хочет получить заказчик и как он будет их использовать. Таким образом, цели и задачи, которые ставятся перед оценщиками в каждом конкретном случае, тоже разные.

Общую же цель проведения оценки муниципальных программ можно определить как содействие эффективному социально-экономическому развитию муниципальных образований через совершенствование процедур планирования и управления процессами социально-экономического развития.

На территории города Челябинска в настоящее время действует «Стратегия развития города Челябинска до 2020 года», утвержденная решением Челябинской городской Думы от 26.11.2009 № 8/1. Ниже предпринята попытка проведения оценки ее эффективности.

Стратегия развития Челябинска до 2020 г. направлена:
1) на повышение качества жизни населения города;
2) формирование городской социальной среды, обеспечивающей развитие человека, рост человеческого капитала города;
3) создание условий для развития городской экономики и повышения ее конкурентоспо- собности .

В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» и «Стратегией социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года» конечной целью Стратегии города Челябинска является рост благосостояния и качества жизни населения за счет устойчивого развития и повышения конкурентоспособности экономики города.

Целевые ориентиры стратегии развития города Челябинска представлены в табл. 1.

Таблица 1
Индикаторы качества жизни

В рамках выполнения «Стратегии развития города Челябинска до 2020 года» в настоящее время в городе Челябинске реализуется муниципальная программа «Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения города Челябинска на 2014 — 2017 годы».

Цель Программы: повышение безопасности жизнедеятельности населения города Челябинска при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера  [8].

Задачи Программы:
1. Содержание в постоянной готовности системы оповещения города и обеспечение 100-процентного охвата оповещением населения города в случае угрозы или возникновения чрезвычайных
ситуаций.
2. Снижение гибели людей и материальных потерь на территории и акваториях города, обеспечение всего комплекса услуг физическим и юридическим лицам на территории муниципального образования «город Челябинск» по предупреждению чрезвычайных ситуаций и оказанию своевременной помощи.
3. Увеличение количества населения, обученного в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, особенно неработающего населения, за счет расширения сети учебно-консультационных пунктов, улучшения их оснащенности.
4. Обеспечение координации сил и средств Челябинского городского звена Челябинской областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в целях предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, готовности к осуществлению мероприятий по гражданской обороне.
5. Снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций:
1) обеспечение готовности к осуществлению мероприятий по защите населения и территории города Челябинска (Ленинский район) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (подтопление);
2) снижение вероятности заражения населения города Челябинска клещевыми инфекциями;
3) обеспечение организации пропаганды в области пожарной безопасности на территории города Челябинска.

Целевые индикаторы и показатели:
1. Количество поступивших звонков, сообщений от населения и организаций города Челябинска (единиц).
2. Количество выездов (единиц).
3. Количество лиц, которым была оказана помощь (человек).
4. Количество лиц, получивших дополнительное профессиональное образование (человек).
5. Количество лиц, получивших основное профессиональное образование (человек).
6. Количество разработанных нормативных правовых актов в сфере гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (штук).
7. Количество проверок подведомственных учреждений (единиц).

8. Количество юридически значимых действий (единиц).
9. Содержание и обслуживание насосных станций (месяцев).
10. Акарицидная обработка территории площадью (га).
11. Изготовление листовок на противопожарную тематику (штук).
12. Установка аншлагов (штук).
13. Выполнение работ по демонтажу столба, переносу питающей линии 0,4 кВ, расположенных по адресу: г. Челябинск, Ленинский район, пос. Плановый, Эстонские болота (штук).
14. Количество лиц, получивших дополнительное общеобразовательное общеразвивающее образование (человек).

Таким образом, при сравнительном анализе целей Стратегии развития города Челябинска и представленной муниципальной программы выявлено отсутствие возможности определить четкую взаимосвязь между показателями реализации муниципальной программы и их влиянием на достижение целей стратегического планирования.

Следовательно, оценка эффективности реализации данной муниципальной программы не позволяет определить степень достижения целей стратегического планирования в силу отсутствия взаимосвязанных целевых показателей и индикаторов.

Оценка эффективности реализации муниципальной программы должна служить индикатором достижения целей стратегии развития
муниципального образования. Должен соблюдаться принцип сопоставимости аналитической информации для сравнения.
Построение правильной системы оценки эффективности реализации муниципальных программ играет очень важную роль в реализации стратегии развития муниципального образования, поскольку ее результаты напрямую связаны с достижением целевых показателей стратегического планирования.

Список литературы

1. Территориальное планирование сбалансированного социо-эколого-экономического развития / И. Д. Колмакова, Е. М. Колмакова, В. С. Силинцев, Р. И. Гарипов // Управление сбалансированным развитием территориальных систем: вопросы теории и практики. — Челябинск, 2016. — С. 250—291.
2. Колмакова, И. Д. Планирование уровня жизни населения республики Казахстан / И. Д. Колмакова, Е. И. Байкова // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 4-1 (69-1). — С. 401—403.
3. Колмакова, И. Д. Государственное регулирование экономики : учеб. пособие / И. Д. Колмакова — Челябинск, 2012.
4. Визгалов, Д. В. Методы оценки муниципальных программ / Д. В. Визгалов. — М. : Ин-т экономики города, 2004. — 108 с.
5. Научно-методические основы обеспечения самодостаточности малых городов / Н. А. Берг, Т. А. Верещагина, Е. А. Колесник и др. — Екатерибург, 2009.
6. Колмакова, И. Д. К вопросу о применении эконометрических методов исследования в социальных процессах / И. Д. Колмакова, Н. А. Дегтярева, Е. М. Колмакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. — 2016. — № 14 (396). — С. 51—57.

Научный журнал "Вестник факультета управления Челябинского государственного университета"
2017. № 1

Категория: Рынок. Предпринимательство. Бизнес | Добавил: x5443 (07.07.2018)
Просмотров: 13 | Теги: Стратегическое планирование, муниципальная программа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь