Понедельник, 22.01.2018, 01:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Роль образовательной системы в повышении уровня безопасности детских игровых площадок

Б.Саввинов, М.С.Бодня

Роль образовательной системы в повышении уровня безопасности детских игровых площадок

Детские игровые площадки являются важной составной частью современной городской жизни, необходимым элементом благоустройства жилых территорий. Развитие ребенка во многом зависит от предметно-пространственной среды, окружающей его и различными способами влияющей на различные аспекты взросления. Культурного. Предметно-пространственная среда, развивающая среда для детей реализуется в игровых пространствах. Игровые пространства — это детские игровые площадки расположены на открытом воздухе. В игровых пространствах ребенок многому учится — общаться с окружающим миром, развивается его крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения. Безусловно, значимость развития комфортного игрового пространства в населенных пунктах не вызывает сомнений. Однако необходимо отметить, что в настоящее время, существует острая проблема обеспечения безопасности этого пространства. Несмотря на существование разнообразной нормативно-технической документации регламентирующей эту сферу, проблема травматизма детей на детских игровых площадках остается, по-прежнему, достаточной острой. По некоторым статистически оценкам частота травм приближается к показателям травматизма при дорожно-транспортных происшествиях [1].

Данная работа посвящена попыткам определить причины этого явления и предложить решения проблемы травматизма на детских игровых площадках в рамках образовательного поля.

Оборудование детской площадки подразделяется на 3 вида в зависимости о возрастных особенностей детей. Условно можно выделить оборудование для возраста до 3 лет, с 3-х до 7-ми лет, от 7-ми до 12-ти. Соответственно оборудование на детских игровых площадках имеет разные характеристики по технической сложности, функциональному назначению и уровню безопасности. В большей степени они зависят от степени самостоятельности игровой деятельности детей, участия взрослых. Очевидно, что требования к прочности и надежности конструкций для третьей возрастной группы значительно выше, чем для первых двух. Это связано не только с возрастающими физиологическими возможностями, но и высокой степени самостоятельности детей и как следствие, более низкого контроля со стороны взрослых.

Нормативные требования к безопасности игрового оборудования на детских площадках определены в 14 государственных стандартах, основных из которых является ГОСТ Р 51267-2012 [2]. Действует добровольная система сертификации оборудования, однако эффективность этой системы остается на достаточно низком уровне. Большая часть оборудования детских игровых площадок находится во дворах и на придомовых территориях, затем в детских садах, парках и других объектах для развлечения и рекреации. Проведенный анализ качества и уровня состояния этого оборудования показал удручающую картину. Она проявляется, в основном, на двух этапах его жизненного цикла: стадия изготовления оборудования и его последующая эксплуатация. Примерно 80% всего оборудования, как отечественного, так и зарубежного производства, изготовлено с нарушением требований национальных стандартов в сфере безопасности такого оборудования. Новое импортное оборудование также часто не укомплектовано эксплуатационными документами (паспорта, руководства). Таким образом, получается, что большая часть игрового оборудования, априори, имеет весьма сомнительное качество, отклонения от требований стандартов безопасности, как в части конструктивных особенностей, так и в части экологичности применяемых материалов. Поэтому даже абсолютное новое оборудование часто имеет повышенный уровень травмоопасности. Например, встречается оборудование: горки с использованием скатов из черного металла, стоек из необработанного дерева, качели с жесткими подвесами и тяжелыми сидениями, элементы конструкций, выкрашенные токсичными для детей красками и тд. Очевидно, что принятие на баланс такого оборудования чревато для управляющей компании или образовательной организации появление в будущем проблем при прохождении государственного или муниципального контроля и штрафными санкциями.

Второй аспект проблемы связан с процессом эксплуатации оборудования, контролем и периодическим ремонтом. Даже на участках, с установленным правом собственности, и как следствие, сравнительно более частым уровнем контроля (например, детские сады) отмечается низкий уровень компетенции представителей эксплуатирующей организации. Отсутствие специалистов, владеющих необходимой квалификацией приводит к тому, что в этих организациях нарушаются правила установки оборудования и его безопасной эксплуатации. Так, проведенная в 2013 году проверка более 30 детских садов в Краснодарском крае показала, что около 90% оборудования не имело эксплуатационных документов и находилось в аварийном состоянии (коррозия конструкций, разрушение подшипников, износ элементов цепи, отсутствие антиударного покрытия) [3]. Отдельно стоит отметить, вопрос о применении стандарта по состоянию так называемого защитного покрытия зоны приземления игрового оборудования. В ней запрещено использовать жесткие материалы (асфальт и бетон) и материалы с плохими ударопоглащающими свойствами (щебень, битумные материалы, естественные природные покрытия). Применение сыпучих материалов (песка, опилок или гравия) накладывает обязательства по поддержанию постоянной толщины покрытия (для песка до 500 мм) и постоянного обновления покрытия. Поэтому данное решение в ряде случаев уступает использованию сплошных ударопоглощающих покрытий.

Наиболее остро вышеперечисленные проблемы, а также ряд специфических, стоят на придомовых и дворовых территориях в городах. Дополнительными нарушениями здесь являются: отсутствие информационных табличек об эксплуатации детской площадки, сокращение расстояния от площадок до проезжей части или мусорных контейнеров, отсутствует освещение, не проводится плановый осмотр и ремонт элементов оборудования.

Осуществление контроля за состоянием детского игрового оборудования возложено на органы исполнительной власти субъекта федерации, сотрудников Роспотребнадзора. Однако проведение проверок возможно только в отношении объектов, которые имеют зарегистрированного собственника. В этом отношении еще возможно побудить собственника к частичному выполнению нормативно- технических требований администрации образовательных учреждений, собственников туристических и рекреационных объектов, муниципалитеты. Однако они составляют небольшую часть в общем объеме детских игровых площадок, так как большинство их установлено на придомовых территориях. А вот в данном случае проведение проверки не всегда невозможно в силу отсутствия прав собственности на площадки (не узаконены земельные участки, отсутствуют акты передачи в собственности от застройщика и тд.). Так, например, только в Брянске в ходе мониторинга 2012 году было выявлено, что более 400 дворовых площадок расположенных на территории муниципального образования, которые не имеют собственника [4].

Поэтому получается, что весь риск принимают на себя взрослые, которые должны уметь самостоятельно оценивать уровень отклонения норм безопасности на детских игровых зонах.

Частично острота этой проблемы будет снята после принятия технического регламента о "Безопасности комплекса детских площадок" или вступления в силу технического регламента "О безопасности аттракционов". Тем не менее, весь спектр проблем будет снят только после проведения масштабной работы по повышению уровня осведомленности о состоянии проблемы и путях решения, всех заинтересованных сторон.

Необходимо более полно использовать потенциал образовательной системы и в частности педагогов по безопасности жизнедеятельности. Необходимо включить в план внеклассных мероприятий уроки, посвященные безопасному поведению на детских игровых зонах, проводить разъяснительную работу с родителями. Также целесообразно совместно с детьми и их родителями, в рамках внеклассной работы, провести анализ состояния проблемы в своем районе и с помощью компьютерных технологий создать интерактивную карту проблемных участков. Это поможет также создать реестр детских игровых площадок и информировать общественность о динамике изменения уровня безопасности детских игровых зон.

Для системы высшего образования есть возможность разработать программу повышения квалификации или дополнительного образования для специалистов управляющих компаний, образовательных учреждений, туркластеров по безопасной эксплуатации оборудования детских игровых площадок. Вовлеченность учащихся школ, учителей, родителей, представителей экспертного сообщества, преподавателей и других заинтересованных сторон позволит существенно снизить уровень детского травматизма и повысить комфортность и безопасность городской среды.

Литература:

1. В. Меркулов. И скрипучие качели начинают свой разбег// Комсомольская правда. 06.12.2010 г.
2. ГОСТ Р 52169-2012 Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования//Ссылка на nHTepHeT:http://docs.cntd.ru/document/1200100100
3. А.Н. Петренко. Безопасность на детских площадках// Ссылка на Интернет: http://vtorio.com/articles/topic/157
4. Активисты ОНФ оценили состояние детских игровых и спортивных площадок в Брянской области// Ссылка на Интернет: https://onf.ru/2016/07/12/aktivisty-onf-ocenili-sostoyanie-detskih-igrovyh-i- sportivnyh-ploshchadok-v-bryanskoy/

Современные проблемы физической культуры, спорта и молодежи: материалы III региональной научной конференции молодых ученых, 28 февраля 2017 года / под ред. А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017. - 363 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (22.12.2017)
Просмотров: 24 | Теги: игровая площадка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь