Суббота, 03.12.2016, 07:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

РОЛЬ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В НАЦИОНАЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Ю.В.Ерошенко. Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

РОЛЬ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В НАЦИОНАЛЬНОМ ХУДОЖЕСТВЕННО-КУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается процесс развития народного декоративно-прикладного искусства, его специфики, традиций. Уделяется вниманию процессу и результатам народного декоративно- прикладного искусства, связи с представлениями народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений. Автор говорит о роли народного декоративно-прикладного искусства в повышении интеллектуального потенциала государства, об усилении влияния гуманистических идей, престижа государства и духовных ценностей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: декоративно-прикладное искусство, духовные ценности, художественная культура, национально-культурные традиции, народные художественные промыслы, народный мастер, этническая история.

 

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально- художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.

Народная художественная культура - древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни уходят в традиции и обычаи восточнославянских племен, проживавших на территории нашей страны. Главной частью этой культуры являются произведения народного декоративно-прикладного искусства.

Народное декоративно-прикладное искусство складывалось на Руси как культура быта, развивалось во всех слоях общества, имея много общего в крестьянской, купеческой, боярской и княжеской среде. В изучение и распространение традиций народного декоративно-прикладного искусства важный вклад внесли в XIX - начале XX в. представители творческой интеллигенции, русского дворянства и других сословий.

Наряду с русской народной художественной культурой в России с давних пор существуют художественные культуры многих других народов. В нашем многонациональном государстве каждый регион имеет равные права на сохранение и развитие своих национально-культурных традиций и обычаев. Народное декоративно-прикладное искусство включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Процесс и результаты народного декоративно-прикладного искусства неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений.
Таким образом, народное декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление, которое включает в себя систему воплощенных в художественных образах базовых духовно- нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание. Народное декоративно-прикладное искусство включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.

Различные подходы к изучению народного декоративно-прикладного искусства содержатся в трудах отечественных ученых, посвященных разработке теоретических основ народного искусства, истории и современному состоянию народных художественных промыслов.

Разнообразный жанрово-видовой состав народного декоративно-прикладного искусства (НДПИ) включает в себя различные виды художественного творчества и различные формы его организации. Полифункциональность НДПИ заключается в его неразрывной связи с мировоззрением и нравственно эстетическими нормами различных социальных слоев населения. В народном декоративно- прикладном искусстве можно обнаружить наличие общечеловеческих и национальных проявлений. Развитие НДПИ осуществляется на основе принципов общности и преемственности традиций [3; 4].

Традиции оказывают большое влияние на психологию людей, они являются средством воспитания, развития личностных качеств. Особенности традиции - это преемственность и повторяемость. Преемственность позволяет передавать знания и умения новым поколениям, предоставляя людям возможность пользоваться уже накопленными знаниями. Повторяемость позволяет традиции стать потребностью, привычкой определенного количества людей, социальных групп, народностей. Несомненно, хорошее знание народного художественного искусства своего края - это составной элемент целостной картины мира, формирование которой является одной из главных образовательных задач современной школы.

В связи с этим народное декоративно- прикладное искусство как особый вид изобразительной деятельности является весьма эффективным средством художественного образования, эстетического воспитания и развития художественно- педагогических способностей студентов.

В произведениях народного искусства отражается духовно-ценностное постижение мира, в них всегда первичен образ, духовная функция. Познавая бесценность кладезя народной художественной культуры, подрастающее поколение постигнет традиции, являющиеся неотъемлемой частью этнического сознания, его коллективной исторической памятью. Такой памятью выступают, прежде всего, духовные, материальные ценности этноса, устные, письменные произведения народного творчества, декоративно-прикладное искусство.

На определенном этапе исторического развития (в процессе разложения натурального хозяйства и зарождения товарного уклада) за крестьянскими ремеслами закрепляется термин «промысел», т.е. занятие, ремесло, производство, дело, дающее пропитание и доход. Именно в этом значении понятие «промысел» связывается с крестьянскими ремеслами, поскольку их роль была определена необходимостью дополнительного заработка, а основным занятием было сельское хозяйство. Практически во всех «художественных промыслах» мы имеем дело с ремеслом - мелким индивидуальным ручным производством изделий на основе личного мастерства с применением простых орудий труда». Домашнее ремесленное производство было прочной стороной земледелия, и вся последующая история развития ремесел и промыслов - это история их выделения из сельского хозяйства и превращения в самостоятельный вид деятельности.

К моменту создания славянского государства - Киевской Руси - художественные ремесла достигли высокого уровня развития. К ним относились различные виды резьбы по кости, дереву, художественная обработка металла, гончарное дело и ткачество. Уже в X-XI веках у восточных славян возникали мастерские, поселки ремесленников, создавались товарищества - «братчины», объединявшие людей, занимавшихся одним видом ремесла.

Переход в XVI веке от домашнего ремесла к товарному производству привел к выделению целых областей, городов, занимающихся одним видом ремесла. Связь с источником сырья определила возникновение всех видов народных промыслов в Воронежской области. Помимо сел и городов, крупными центрами художественных ремесел становились монастыри, при которых создавались производственные и учебные мастерские.

Крестьянские ремесла и промыслы рано сложились в важную отрасль экономики, отвечавшую потребностям страны. Они представляли собой сложную разветвленную структуру, концентрировавшую традиционные ремесленные навыки, этико- эстетические взгляды народа, художественный опыт в изготовлении определенного вида изделий. Передача этого художественного опыта, трудовых умений и мастерства, воспитательное воздействие являлись важными и решающими для сохранения и дальнейшего развития любого вида народного творчества. Большинство промыслов имеет многовековую историю и уходящие в глубь веков традиции, другие же - возникли сравнительно недавно, в начале XX века.

В историю изучения народного прикладного творчества вошли непревзойденные работы С.А. Давыдовой - по кружеву, Н.Н, Соболева - по набойке, А.А. Бобринского - по деревянным изделиям. Указанному вопросу были посвящены труды А.И. Некрасова, Н. Аристона, А. Бломквиста и других авторов.

Со временем в описательные работы все более и более включаются исследовательские элементы, начинают появляться научные работы, как например труды Т.М. Разиной «Русское народное искусство и проблемы народного творчества», «О некоторых закономерностях развития современного народного искусства и художественных промыслов», «О профессионализме народного искусства»; Т.А. Семеновой «Народное искусство и его проблемы», «Проблемы народного искусства», «Народное искусство как часть культуры»; А.С. Канцедикаса «Народное искусство: традиции и стиль»; статьи Н.Н. Мамонтовой «Закономерности развития народных ремесел в России XVIII - начала XX века»; Т.А. Бадяевой «Искусство и ремесло»; С.Б. Рождественской «Русская народная художественная культура в современном обществе»; Н.М. Ведерниковой «Особенности развития современного народного искусства»; Л.Я. Супрун «Роль профессионального художника и искусствоведа в развитии художественных промыслов», где авторы выделяют многие важные моменты, в том числе проблемы и специфику народного творчества, эстетического осмысления природы, соотношение коллективного и индивидуального в народном творчестве, перспективы развития народного искусства.

Все вышеуказанные работы интересны тем, что содержат много конкретного материала и открывают перспективу для углубленного анализа такого направления в декоративно-прикладном искусстве, как народные художественные промыслы.

В 70-е годы все большее внимание уделяется частным исследованиям. Основное внимание педагогов и искусствоведов в то время привлекал главный для них вопрос: нужно ли вообще образование в сфере народного искусства. Затем этот вопрос конкретизировался, - «каким должно быть это образование?», «какие уровни оно должно в себя включать?» и т.д.

Целенаправленный анализ положения дел в области подготовки мастеров-исполнителей и художников для народных художественных промыслов осуществляется в научном исследовании, выполненном В.Ф. Максимович [1]. Имея большой практический опыт и проделав обширный научный поиск, она впервые проанализировала современное состояние художественного образования в области народного декоративно-прикладного искусства, четко выделила особенности подготовки специалистов различного уровня квалификации и определила перспективы его развития.

Происходящая сегодня реформа содержания образования преследует цель создать условия для достижения личностью высокого интеллектуального, нравственного, эстетического и физического уровня. Именно это сможет увеличить интеллектуальный потенциал государства, позволит усилить влияние гуманистических идей и повысить престиж государства и духовных ценностей. В содержании образования важно отразить традиции и социально- культурные ценности народа. Изучение истории, литературы, родного языка, занятия различными видами искусства должны помочь молодому поколению глубоко проникнуть в духовный мир своего народа, понять истоки культуры, истории, образа жизни, стать продолжателем прогрессивных национальных традиций.

На промыслах профессию, избранную отцом или матерью, нередко продолжали сын или дочь, а позднее - внуки и правнуки. Секреты мастерства передавались по наследству. Ученичество по родству жило во все времена и эпохи. Обучение в семье с полным правом можно назвать древнейшей формой ученичества в народных художественных промыслах. В течение многих веков оно было основной системой воспитания смены мастеров на художественных промыслах.

Искусствовед М.А. Некрасова пишет: «В понятие школы мы вкладываем культурную преемственность, утверждающую народное искусство как художественную систему, формируемую традицией в изустно-зрительной передаче от мастера к мастеру и функционирующей на различных уровнях общности: национальной, региональной и общности исторически сложившегося промысла. На этих общностях основывается коллективное творчество в народном искусстве» [2, с. 17].

При рассмотрении отдельных изделий народных мастеров нас поражает необычайная пластика формы, ясность узора, образность, гармоничное сочетание цветов, красота пропорций, ритмов, которые сформировались в результате творческой деятельности. Художественное совершенство предметов народного искусства - это результат понимания творцом пластических и художественных свойств материалов. Удивительно выверенная композиция орнаментов и узоров в вышивке, ткачестве, керамике, домовой резьбе говорит о высоком художественном вкусе и эмоциональном отношении мастеров к миру. Но красота предметов не только в украшении, форма, даже самая простая, которая хорошо отвечает своему практическому назначению, имеет свое художественное содержание. Изделия, которые использовались в праздничных обрядах и для подарков, конечно, особенно отличались нарядностью и красочностью, в них проявлялась фантазия и ум, вкус, изобретательность и наблюдательность мастеров. Работы народных мастеров всегда несут радость, пожелание благополучия.

Различными приемами мастерства владели многие жители сельской местности, но среди них всегда выделялись особо одаренные и талантливые личности, которые не только повторяли или варьировали типичные для той или иной местности традиционные изделия, но и более активно проявляли свои творческие способности. Такие мастера выступали с новыми предложениями, которые затем осваивались и становились нормой для других мастеров.

Создавая и воспринимая произведения искусства, человек передает, получает и хранит художественную информацию. Жизнь человека проходит в общении с другими людьми, среди природы, вещей, и все многообразное окружение в той или иной мере закрепляется в нашем сознании не только как знание о мире, но и как эмоциональное переживание, как наш чувственный опыт.

Идея использования уникальной способности искусства выражать целостное отношение к действительности реализуется в теоретической и практической деятельности ведущего специалиста в области народного искусства Т.Я. Шпикаловой. Она напрямую связывает процесс освоения народного искусства в системе обучения с формирующимся при этом мировоззрением. Готовность и способность личности усваивать, сохранять и развивать народные традиции непрерывно связаны с мировоззрением, с выработкой эстетического вкуса, эмоционально-ценностного отношения к миру. Обращение к народному искусству позволяет формировать у школьников историческую память, представления об исторической преемственности в развитии материальной и духовной культуры, способствует превращению художественных образов и идей произведений народного искусства в духовное достояние личности [5]. Таким образом, народное художественное искусство формирует интеллектуально- ценностные качества личности.

Являясь специфической стороной деятельности человека, культура и как ее часть народное и декоративно-прикладное искусство служат основой формирования личности, обеспечивая зрелость и стабильность, они являются тем звеном, с помощью которого складывается представление о народе и себе как его части. Чем выше культурный потенциал педагога, включающий интеллект, этику и глубокое мировоззрение, тем больше возможности у личности не только в восприятии мира, но и в его творческом преобразовании.

Народное декоративно-прикладное искусство играет очень важную роль, предполагая погружение в родную культуру через ее художественные образы и осознание ее в российском и мировом художественно-культурном пространстве. Народное искусство несет выражение национального характера. Наиболее стабильным в этнической истории всегда был и остается дух народа, проявляющийся в любви к родному языку, обычаям, искусству. Обращение к традиционным художественным и культурным ценностям многократно умножает духовные способности человека. Народное декоративно- прикладное искусство способствует формированию духовной личности, системы ее ценностей, того стержня, вокруг которого складывается неповторимая человеческая сущность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Максимович, В.Ф. Пути совершенствования системы подготовки кадров в учебных заведениях народных художественных промыслов : дис. ... канд. пед. наук [Текст] / В.Ф. Максимович. — М., 1989. — 163 с.
2. Некрасова, М.А. Современное народное искусство [Текст] / М.А. Некрасова. — Л., 1980. — С. 17.
3. Разина, Т.М. О профессионализме народного искусства : специфика прикладного искусства. Эстетическая природа ремесла. Народное искусство и художественные промыслы. Самодеятельное творчество [Текст] / Т.М. Разина. — М. : Советский художник, 1985. — 191 с.
4. Разина, Т.М. Русское народное творчество. Проблемы декоративного искусства [Текст] / Т.М. Разина. — М., 1970. - С. 66.
5. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования : пособие для учителей [Текст] / Т.Я. Шпикалова. - М. : Просвещение. 1979. - 192 с.

Известия ВГПУ. Педагогические науки № 4 (269), 2015

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (24.10.2016)
Просмотров: 52 | Теги: декоративно-прикладное искусство | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016