Понедельник, 18.11.2019, 22:21
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

РОЛЬ КВЕСТ-ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

И.В.Пинаева

РОЛЬ КВЕСТ-ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни подростка, всегда находится в центре внимания исследователей детского развития, которые, определяя особенности развития ребёнка, выводят характер игры (Леонтьев А. Н., Усова А. П., Яновская М. Г., Ольвер Р., Гринфилд П., Брунер Д., Эльконин Д. Б., Пиаже Ж., Выготский Л. С., Урунтаева Г. А. и др.). По утверждению Г. В. Олениной, игра - многофункциональный феномен культуры, поэтому она может быть в культурно-досуговой деятельности и методом, и формой, и средством, и технологией [1]. Все зависит от того, с каких позиций характеризовать игру. Если игра используется как метод, то в таком случае под игрой понимается способ организации процесса коммуникации между её участниками, с акцентом на то, что игровая коммуникация - это не реальные, а предполагаемые, воображаемые, моделируемые обстоятельства, но в рамках, которых надо действовать также, как в реальных условиях. Если игра становиться формой культурно-досуговой деятельности, то в таком случае имеется ввиду, что игра является формой игровой программы, в которой игры используются в зависимости от их разновидности: подвижные; интеллектуальные (познавательные); тренинговые, деловые; развлекательные и т. д. Согласно данному определению квест- игра является многофункциональной и способна решать множественные задачи социализации подростков. Сюжетно-ролевая игра и квест-игра, эти игровая технология, наполненная сюжетами, она способна вовлекать подростка в мир фантазии, познания и открытия. Имея социально открытый характер и отличаясь динамизмом, эта технология соответствует потребностям современных подростков.

Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе появилась относительно недавно. Само английское слово quest можно трактовать как «поиск» или даже «приключение», именно на поиске решения конкретно поставленной задачи и основаны квест-технологии в образовании.

На данный момент существует большая проблема привлечения современных детей, воспитанных на новейших интернет-технологиях к образовательному процессу, который в большей степени основан на аудиальном восприятии информации [2]. Становится больше детей с игровой мотивацией, учебная мотивация формируется в некоторых случаях с большим трудом. Чтобы заинтересовать детей и подростков образовательными дисциплинами, и было предложено использовать игру, как один из методов обучения, ведь именно в процессе игры появляется восприятие того или иного материала, а также формируется мотивация к познанию. Также средствами квест-игры мы можем формировать, развивать социально значимые качества подростков с ОВЗ.

Для решения проблем социализации подростков с ОВЗ нами была разработана программа «Секреты мудреца», главной целью которой является необходимость увлечь подростков в разнообразие мира коммуникации, показать разносторонность социальных взаимодействий и сформировать мотивацию к самопознанию и самосовершенствованию.

Реализация программы рассчитана на три этапа:

- подготовительный этап (диагностика и анализ уровня сформиро- ванности нравственных ценностей подростков с ОВЗ).

- основной этап (приобретение подростками теоретических и практических навыков формирования нравственных ценностей (правила эффективной коммуникации, формирование осознанного выбора в различных жизненных ситуациях, развитие позитивного и творческого мышления, формирование жизнестойкости) средствами социально- культурной (культурно-досуговой) деятельности в процессе реализации программы через игровые формы СКД.

- заключительный этап (побуждение подростков с ОВЗ к дальнейшему совершенствованию нравственных ценностей, диагностика уровня сформированности нравственных ценностей подростков средствами социально-культурной деятельности на базе МБОУ «СОШ№ 31»). Особенность данного этапа заключается в осознании подростками значимости формирования персональной системы нравственных ценностей.

Содержание программы основано на формировании пяти основных направлений развития и социализации личности подростков с ОВЗ.

Новизна авторского подхода заключается в том, что в рамках реализации данной программы мы решаем профилактические, коррекци- онные, развивающие задачи и обеспечиваем информационное поле для решения социальных задач, таких как: снижение негативных проявлений взаимоотношений между различными социальными группами детей; укрепление эмоциональной взаимосвязи взрослого и ребёнка; моделирование определённых социальных ролей, включение и развитие необходимых эмоциональных реакций, развитие волевых и ценностных качеств. Все эти задачи решаются посредством включения в деятельность по реализации программы квест-игры «Секреты мудреца». Всем известен тот факт, что общение ребёнка со взрослым - основное и решающее условие становления личности ребёнка.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Квест-игра «Секреты мудреца» состоит из модулей, которые при желании можно увеличивать и уменьшать, также как количество заданий в каждом модуле и время их выполнения.

Основное содержание программы квест-игра «Секреты мудреца» представляет определённую сюжетную линию, где главный герой вводит детей в игровое пространство, мотивирует и направляет к следующему герою с комплексом заданий, упражнений и игр, направленных на достижение определённой цели. Передвигаясь от героя к герою, дети выполняют двойную цель: Первая цель-сбор кусочков карты для нахождения клада. Выполнение этого задания делает игру увлекательной, мотивирует и стимулирует активность детей. Вторая цель - получение баллов за выполнения заданий, предлагаемых героями. Достигая эту цель, дети выполняют ряд задач, которые являются профилактическими и развивающими. Уникальность квест-игры в том, что заполнять модули мы можем в зависимости от любой поставленной цели и задач, например, знакомство с миром профессий, задачи по основным образовательным программам. Игровая, коммуникативная, познавательная, корригирующая, формирующая тематика, любое направление будет эффективно осваиваться в рамках квест-игры. Получая положительные эмоции, дети закрепляют и формируют определённый психологический климат, который позволяет им чувствовать себя комфортно, эмоционально защищённо.

Ограничением для участия в программе могут быть следующие ОВЗ: наличие дефекта интеллектуального развития или грубые поведенческие расстройства.

Общее количество упражнений у каждого героя (модуль) не является фиксированным и зависит от участников и темпа их продвижения в выполнении игровых заданий. Встреча гостей, сбор диагностических данных, роли героев, распределение маршрутов команд, направляющая и регулирующая роль, сбор результатов обратной связи, ответственность и максимальное проявление лидерских качеств, все это реализует группа волонтёров среди родительской общественности «Школа активного родителя» и группой учащихся клуба «Сердолик». Материал для очередных вариантов игры можно подбирать в зависимости от задачи, что, однако, не исключает необходимости наличия у каждого героя заранее составленных игр по определённой тематике.

Практическая значимость программы заключается в том, что данное мероприятие решает многие воспитательные и адаптационные проблемы, учит взаимодействовать, находить выход из разных ситуаций. Игра является не только средством развлечения, но и средством общения, отдыха и развития. В игре участник получает удовольствие, снимает нервное напряжение.

Ролевая квест-игра, являющаяся активной познавательной деятельностью, становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспитания, формирования сплочённого, увлечённого, положительно настроенного коллектив.

Список литературы

1. Оленина Г. В. Технологии культурно-досуговых программ: технологии информационно-просветительных программ. Барнаул, 2016. 119 с.
2. Самоукова С. А. Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждении дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 46. С. 338-342.
3. Мацукевич О. Ю. Теоретико-методологические основы ресоциализации личности в условиях социально-культурной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. 13.00.05 / О. Ю. Мацукевич. Москва, 2013. 52 с.
4. Социально-культурная деятельность : учеб.-метод. комплекс / И. В. Воробьева. Минск, 2009. 106 с.

Источник: Инновационные технологии в гуманитарной сфере: материалы VII Международной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей (28 февраля 2019 г.) / редкол.: Е. А. Полякова [и др.]; Алт. гос. ин-т культуры. – Барнаул : Изд-во АГИК, 2019.


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (28.10.2019)
Просмотров: 50 | Теги: Квест | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь