Вторник, 28.02.2017, 03:52
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

РОЛЬ КОГНИТАРИАТА В ФОРМИРОВАНИИ СРЕДНЕГО КЛАССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Г.Е. Логинова, А.С. Морозов

Кузбасский государственный технический университет им. Т.Ф. Горбачёва,

Кемеровский институт (филиал)

Российского государственного торгово-экономического университета

РОЛЬ КОГНИТАРИАТА В ФОРМИРОВАНИИ СРЕДНЕГО КЛАССА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Исторически проблематика среднего класса возникла ещё в трудах Платона, Аристотеля, А. Смита и др. Среди исследователей выделяются фундаменталь­ные теории К. Маркса и М. Вебера. Первый определял современный ему средний класс как многочисленный класс крестьян и ремесленников, которые в равной мере зависят как от своей собственности, так и от своего труда. Средний класс

 

ассоциировался с представителями мелких предпринимателей, владельцев мага-зинов, ресторанов, ремесленников, людей свободных профессий, мелких и средних крестьян и др. О том, что средний класс является не случайным и по­бочным явлением экономического развития, а его фундаментальным и важным результатом, можно судить по тому факту, что в ходе дальнейшего исторического развития происходит его массовый рост. Как отмечал К. Маркс, с развитием капитализма происходит постоянное увеличение среднего класса, который находится между рабочими, с одной стороны, и капиталистами и землевла-дельцами - с другой [3, т. 26, ч. 2, с. 63].

М. Вебер сформулировал и подчеркнул значение социальных критериев и характеристик среднего класса [2], которые показали, что средний класс имеет сложную природу и является синтезом множества экономических и социальных предпосылок.

Начиная с середины XX в. экономический фундамент общества приобре­тает постиндустриальное содержание. Развитие всё в большей степени опреде­ляется состоянием науки, способностью осваивать новые и новейшие техноло-гии, внедрять достижения научных исследований в производство, т.е. наличием нового сегмента экономики – экономики знаний. Основой этих знаний является производство новой научной информации и технологий, т.е. система «образо-вание - наука - инновационная реальная экономика». Эти изменения модифи-цировали представления о среднем классе. Появляется понятие «нового» сред-него класса. Новый класс образуется на основе появления новой собственности, новых форм капитала - человеческого, интеллектуального, культурного. Соот-ветственно в состав «нового» среднего класса входят специалисты умственного труда, учёные, менеджеры и т.д.

Реформы последних десятилетий в сочетании с процессами глобализации, интеграции России в мировую экономическую систему и информатизации об-щества привели к существенному сдвигу в социально-профессиональной стратификации населения (повысился уровень образования и квалификации населения, изменилась структура занятий).

Особый интерес представляет формирование среднего класса, дискуссии вокруг которого ведутся достаточно интенсивно, поскольку его создание было целью реформ, а наличие и количественные параметры являются показателем их эффективности. Попытка преобразования российского общества по запад-ной модели предполагала появление социальной группы, которая своими разме-рами, уровнем доходов, имущественным положением, стандартами потребле­ния, политическими предпочтениями соответствовала бы среднему классу за-падного общества, обеспечивая устойчивость всей общественной системы.

Если применять критерии выделения среднего класса в соответствии с международными стандартами, то основными признаками принадлежности к нему являются:

определённый уровень доходов;

-   владение движимым и недвижимым имуществом;

-   профессиональная квалификация;

-   уровень образования;

-   успешность поведения в условиях рыночной экономики. Раз–меется, среди названных критериев стержневым считается уровень

доходов он должен позволять вести достаточно комфортный образ жизни. Количественные оценки масштабов среднего класса в России существенно варь-

 

ируются. По данным Бюро экономического анализа, если учитывать все пять названных признаков, то к с–еднему классу можно отнести не более 2,5 % се-мей, при четырёх признаках    8-12 %, при трёх - 20-25 %.

Условно принято считать, что средний класс в России составляет примерно 10-12 % населения страны, 8-10 % приходится на «богатых» и около 80 % -«бедные». При этом отмечается, что границы между этими группами населения размыты. Например, только 5-7 % могут реально соответствовать всем призна-кам среднего класса и являются его ядром [5, с. 49].

Между тем средний класс - основной хранитель общественных отношений, носитель господствующей идеологии, всей системы ценностей. Представляя собой экономическую и социально-политическую медиану общества, средний класс стратегически нацелен на сохранение сложившегося статус-кво и поэтому служит основой общественного и политического консенсуса.

В развитом обществе западного типа социальная структура напоминает овал с развитой центральной частью и относительно невысокими полюсами высшего и беднейшего класса; в слаборазвитом обществе - это треугольник с вогнутыми сторонами, имеющий широкое основание; в тоталитарных обще­ствах - сплющенная пирамида с многочисленным слоем трудящихся и незначи-тельным - политических деятелей.

Основанием для выделения группы в отдельный общественный класс служит уровень дохода и экономического достатка. Именно по этому критерию возникают вопросы.

Существуют разные методы определения среднего класса. В США и Евро-пе - он основан на оценке годового дохода (существуют методики оценки по имуществу, накоплениям, собственности) и составляет 60-70 % населения.

Имеют место попытки определения среднего класса в России. Однако об-щего мнения по критериям среднего класса в России нет. Так, во Всероссий-ском центре уровня жизни предлагают считать нормальным доход примерно в 2,5 прожиточных минимума на человека. Эта величина составляет 5,5 тыс. руб., и на этом уровне в России живет 38,8 % населения. Если ориентироваться на мировые критерии, то благосостояние среднего класса должно быть выше. Так, в целом по России доходы должны составлять от 12 до 27 тыс. руб. в месяц, а для Москвы - от 35 до 70 тыс. рублей. У таких семей должны быть соответ-ствующие квартиры, дома, машины, значительные сбережения, возможности комфортабельного отдыха с лечением, в том числе за границей. Такие лица составляют только 13 млн человек (9 % от общей численности населения) [6, с. 237]. На наш взгляд, средний класс в России составляет не менее 25 % от чис-ленности населения. Просто уровень его дохода временно и исторически отстаёт от западного стандарта. Зато другие критерии – уровень образования, инфор­мационная культура и т.д. - весьма высоки и растут опережающими темпами. В этой связи одним из основных источников роста среднего класса в России является формирование и развитие нового социального слоя - когнитариата (от слов «cognition» - познание и пролетариат). Буквально - познающий наём-ный класс, основной класс информационного общества.

Впе…вые термин «когнитариат» появляется в «Метаморфозах власти» Э. Тоф-флера: «Чисто физический труд постепенно исчезает. С малым количеством занятых физическим трудом в экономике «пролетариат» сейчас находится в меньшинстве и больше заменяется «когнитариатом». По мере становления супер­символической экономики пролетарий становится когнитаристом» [5, с. 3].

 

На деле в когнитариат входит множество профессиональных групп, свя-занных принадлежностью к различным видам информационной деятельности. К нему относятся: прог–аммисты, преподаватели, учёные, менеджеры, инже-неры и т.д. Часть из них создатели и собственники нового интеллектуального или информационного капитала, другие - наёмные работники в этой сфере. Однако границы между ними весьма условны. Безусловно, другое, - это весьма широкий и быстро растущий слой современного российского общества. И самое главное, по своей экономической природе и большинству крите–иев он, несо-мненно, относится к среднему классу. Таким образом, когнитариат это социаль­ная группа, возникающая на основе развития информационной сферы обще­ства. Её типологические черты состоят в следующем.

Во-первых, когнитариат - это совокупность индивидов, обладающих зна-ниями, полученными в престижных образовательных учреждениях, т.е. име-ющих «хорошее» образование, что позволяет им быстро адаптироваться к по­стоянно изменяющимся современным технологиям и инновациям [1, с. 31].

Во-вторых, представителям когнитариата присуща высокая вертикальная и горизонтальная мобильность.

В-третьих, когнитариат отличается универсальностью, т.е. способностью к творческому труду в самых широких областях. В отличие от специалистов индустриального этапа развития, представители когниториата стремятся к ос-воению смежных областей знания.

В-четвертых, для когнитариата характерна сетевая укоренённость. Пред-почтение членов своего сетевого сообщества ведёт к установлению особых отношений доверия внутри сети и сетевой солидарности между членами сооб-щества. Как пишет Р. Коллинз, «...читающий или пишущий интеллектуал оди-нок, но ментально он не является одиноким. Его идеи нагружены социальной значимостью, поскольку они символизируют членство в существующих и предполагаемых в будущем коалициях интеллектуальной сети» [2, с. 106].

Постоянный информационный обмен, встроенность во множество сетевых сообществ позволяет представителям когнитариата получать определённые преимущества в экономической, культурной, социальной деятельности. Этому способствует и дискретная занятость когнитариата. Поскольку в информа-ционном обществе нельзя рассчитывать на пожизненную занятость, так как под воздействием внешних и внутренних факторов экономическая структура подвержена перманентным изменениям, всё большее распространение получает занятость на короткий срок для выполнения работы над конкретным проектом.

Несмотря на ведущую роль когнитариата в создании современной эко­номики, т.е. экономики знания, его значимость в социально-политической жиз-ни общества пока невелика. Однако, учитывая быстрый рост удельного веса когнитариата в социальной стратификации, можно смело утверждать, что в ближайшем будущем именно эта социальная группа обеспечит формирование и качественное развитие «нового» среднего класса в современной России.

Список литературы

1. Бард А., Зодерквист Я. NetoKpaTM. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2004.

2.     Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуаль­ного изменения / Пер. с англ. Н.С. Розова и Ю.Б. Вертгейм. – Новосибирск: Си-бирский хронограф, 2002.

 

3.  Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1991.

4.    Маркс К. Теории прибавочной стоимости // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд.

5.    Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. - М.: ООО «Издательство ACT», 2003. – 669 с.

6.    Симонян Р.Х. Средний класс в современной России: миф или реальность? // Обществ. науки и современность. - 2008. - № 1. - С. 37-49.

7.  Ступин СВ. Есть ли средний класс в России? // Соц.-гуман. знания. -
2011. -№ 2. - С. 236-246.

 

 

 

 

 

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (03.01.2013)
Просмотров: 577 | Теги: России, информационного, современной, КОГНИТАРИАТ, СРЕДНЕГО КЛАССА, дохода, населения, роль, формировании | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017