Среда, 07.12.2016, 15:24
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

Роль индивида, социума и государства в создании единого информационного пространства

Роль индивида, социума и государства в создании единого информационного пространства

Т.Ф. Берестова

Построение информационного общества возможно только на основе единого информационного пространства. Сейчас понятие «информационное пространство» используется для обозначения современного состояния информационной сферы. Общепринятого определения этого явления пока нет.[1] Создание дефиниции данного понятия было проведено по классической формуле: «Род плюс видовые отличия» через восстановление генезиса изучаемого явления, использование философских определений исходных понятий «пространство» и «информация». Итак: Информационное пространство – это материально-духовный конструкт, обеспечивающий сосуществование и взаимодействие вербальной и документальной коммуникации. Центр информационного пространства – субъект, создающий (или присваивающий), кумулирующий и/или передающий (транслирующий) информацию. Генетически первой формой существования информационного пространства является информационный тезаурус индивида, который создан с помощью языка, выражающего семантические образы. Тезаурусы передаются с помощью речи и/или других средств коммуникации, а их совокупность вместе со средствами взаимообмена создает социальное информационное пространство. Сейчас информационные тезаурусы существуют: в исходной форме в виде интеллекта членов социума и в форме документов, которые закрепили информацию на материальном носителе. С появлением документов инфопроцесс стал существовать в вербальной и в документальной форме. Документы – это одновременно, и зафиксированный язык его автора, и зафиксированный индивидуальный/групповой информационный тезаурус. Сегодня в информационном пространстве функционируют все эволюционные формы документов: рукописные, печатные, электронные. Цель создания информационного пространства – формирование среды, наполненной информацией, доступной для человека в процессе его деятельности. Информационные тезаурусы индивидов и информационное пространство социума – единство противоположностей в процессе их развития. Информационные тезаурусы индивидов – это информационный ресурс социума, он входит в число обязательных элементов универсума человеческой деятельности.

Элементы информационного пространства: потребитель информации и информационные ресурсы, существующие в качестве нефиксированных и зафиксированных информационных тезаурусов; языки, естественные, в том числе, профессиональные (терминологические) и искусственные (в том числе программирования и информационно-поисковые языки), функционирующие как средство создания и бытования информации, речь как средство передачи информации и которую сегодня транслируют с помощью разных способов связи, в том числе и через телекоммуникационные и компьютерные системы; инфраструктура, включающая персонал информационных и документальных институтов, дифференцированный и специализирующийся по разным основаниям и материально-технические средства, обеспечивающие хранение и передачу документных ресурсов; управленческий элемент в виде ведомственных (корпоративных) и государственных органов, отвечающий за единство информационного пространства и за подчиненность его целям социума. Информационное пространство социума существует за счет реализации функций своих элементов. Функция индивидуального информационного тезауруса и/или содержания документов – ресурсная, функция речи (устной и записанной) – коммуникативная, функция инфраструктуры (персонал и средства связи и хранения информации) – технически-вспомогательная, функция управленческого элемента – организационная. Все исходные (родовые) элементы информационного пространства, с точки зрения их функционального назначения, сохраняются и в современном информационном пространстве, но теперь они существуют в трансформированном виде, и это иногда «затеняет» их неизменную первозданную функциональную сущность. Структура информационного пространства усложнялась из-за появления новых элементов, имеющих собственные специфические функции. Но функциональная сущность всех первородных и новых элементов, в конечном счете, и сегодня направлена на обеспечение наиболее благоприятных условий для коммуникационных процессов в социуме. Информационное пространство социума – это развернутое выражение сущности сложного явления через его внутреннюю форму, включающую компоненты, направленные на создание, сохранение, согласованную передачу и потребление информации, и одновременно, это – «…система отношений, представляющая собой органичное целое, расчлененное диалектически, т.е. единство противоположностей, в котором все взаимосвязано, причина переходит вследствие, и, наоборот»[2] .

Материальную основу информационного процесса составляют звуковые волны, передающие человеческую речь, и материальные носители, на которых закреплены результаты интеллектуальной деятельности людей, а также коммуникационная инфраструктура (средства связи, информатизации и тиражирования документов), описания информационных технологий, информационно-документальные услуги и мн. др. Но создано все это для обеспечения идеальной (духовной) составляющей информационного пространства, для движения и развития семантических образов, входящих в информационные тезаурусы членов социума. В процессе своего развития время от времени информационное пространство социума переживало очередной кризис, который выражался в неравномерности развития его компонентов и их рассогласовании. Кризис разрешался за счет технического перевооружения компонентов информационного пространства и/или за счет создания новых или преобразования уже имеющихся элементов, т.е. объективного усложнения структуры.

Свойства информационного пространства обусловлены родовыми свойствами его первоэлементов: от пространства оно наследует протяженность, как единство непрерывного и прерывного (дискретного) и обозначение через структурированные сосуществующие и взаимодействующие объекты, связанные с определенным местом; от информации – коммуникативность, модельность, оценочность, структурированность, организационность и т.д. Но у информационного пространства возникают и собственные характеристики: протяженность, объем, плотность. Протяженность – это расстояние, на котором информационные объекты доступны (достигаемы) для потребителя информации, его увеличение обеспечивается за счет транспортировки информационных ресурсов на все большие расстояния. Понятие «объем» характеризует количество информационных ресурсов, входящих в информационное пространство той или иной протяженности. Понятие «плотность» определяет насыщенность того или иного пространства информационными ресурсами по отношению к создателям информации или к ее потребителям. Увеличение объема и плотности информационного пространства индивида/социума происходит за счет его наполнения все большим количеством информационных объектов. Установление качественных характеристик информационного пространства через вышеприведенные понятия позволит выработать в дальнейшем их количественные показатели и вооружит работников информационной сферы инструментарием управления процессом функционирования информационным пространством. Ограничения современного информационного пространства кроются не столько в существовании физических барьеров на пути передачи информации, сколько в количестве и многообразии информационных объектов, которые иногда невозможно разыскать и/или «потребить» из-за ограниченности интеллектуальных и физических возможностей индивида, из-за сложности достижения соответствий между потребителем и информацией. Снятие различных информационных барьеров, обеспечение соответствия между информацией и потребителем – задача тех, кто профессионально занимается изучением и формированием информационного пространства.

Одни и те же условия существования людей, начиная с их первобытного состояния, определяли общность их индивидуальных информационных тезаурусов, и закладывали общее информационное пространство социума, которое было противоположно частным (индивидуальным и/или групповым) информационным пространствам и одновременно включало их в себя. Понятие «общее» несет в себе больше «собирательной» нагрузки и скорее отвечает состоянию определенной совокупности, сформированной силой обстоятельств. Общее информационное пространство может быть создано стихийно несколькими групповыми и/или индивидуальными субъектами, в качестве последних могут выступать и структуры социума. Первый шаг в достижении единого информационного пространства – стадия общего пространства социума. Понятие «единое» по отношению к информационному пространству социума может использоваться только условно. Абсолютное единство информационного пространства социума – это тождество информационных тезаурусов индивидов, но такое тождество невозможно по определению в силу их субъективности. Даже «исходное» информационное пространство первых социумов, которое ныне воспроизводится только в абстракции, можно считать относительно единым. Отсутствие тождества информационных тезаурусов индивидов объясняет неоднородность информационного пространства в разных социумах, и в этом заключаются потенции для его развития. Развитие информационного пространства обусловлено потребностью совместной деятельности людей по освоению среды обитания в целях «выживания»; эта же причина выдвигает задачу совместимости разных видов информационных пространств, объединения их в определенную целостность. Термин «единый» используется для обозначения целостности, системности информационного пространства.

Свойство целостности информационного пространства индивида вполне органично, т.к. создает его один субъект. Эта целостность трактуется как единство всех объектов и субъектов в личностном образе мира, корректируемом на основе модели мира, которая интерпретируется в языке той или иной культуры[3]. Субъект живет в предметном пространстве, это пространство в результате его отражения в сознании индивида рождает мыслительное пространство, которое при взаимообмене мыслями (информацией) формирует межличностное информационное пространство. Межличностное пространство при наличии управленческого элемента формирует новое явление – информационное пространство социума, для достижения его единства нужны специальные меры.

Материальные явления среды обитания в сознании человека могут быть представлены только через их информационные аналоги. Потому информационное пространство – обязательный инструмент любой деятельности и, одновременно ее часть, оно подчиняется целям и содержанию деятельности и подразделяется в соответствии с дифференциацией социума, развивающегося в процессе универсума человеческой деятельности. Социум по отношению к информационному пространству и его структурам – система более высокого ранга, и в соответствии с его делением и по мере его становления и дифференциации возникают разновидности отраслевого, ведомственного, корпоративного учрежденческого информационного пространства. В наше время функционирование информационного пространства обеспечивается совместной деятельностью всех информационных и документальных институтов. Но каждый из этих институтов может выступать и в качестве субъекта информационно-коммуникационной деятельности, т.е. может создавать собственное информационное пространство, и поэтому существуют специфические информационные пространства у архивов, библиотек, музеев, издательств и т.п. учреждений, и их появление привело к новой структуризации информационного пространства социума и усложнило его.

Социум структурируют не только на разграничении видов деятельности присущих его членам, но и на основе общего места их проживания, такой социум обычно называют «население». Территориальный признак организации социума – самое первое основание для объединения людей. Особенности общей территории, на которой жили древние люди, предопределяли набор видов их деятельности. И только потом одинаковая деятельность становилась еще одним основанием для организации новых сообществ, и вначале они существовали внутри территориальных социумов, и лишь затем они вышли за их рамки. Информационное пространство первобытного человеческого сообщества было иерархично и центрировано настолько, насколько существовала иерархия и централизация в самом социуме. Уже на стадии функционирования информационного пространства как элемента рода или племени, оно сохраняло свою общность только благодаря властной поддержке. Вожди родов и племен и система традиций, предписаний и «табу», осуществляли управление человеческим сообществом и, несомненно, влияли на формирование языка и информационных тезаурусов, на способы передачи информации, а значит на качество информационного пространства социума. Социум заинтересован в обеспечении единства своего информационного пространства, т.к. распад информационного пространства зачастую грозит существованию самого социума, поэтому вопрос единства и целостности информационного пространства всегда стоял остро. Информационная коммуникация является обязательным условием существования общественного сознания, а оно возникает как результат общественного бытия и, в свою очередь, влияет на общественное бытие, в том числе и на выбор социумом форм своей организации, которую невозможно осуществить без создания общего или единого информационного пространства. Так возникает органичная и взаимная связь между общественным сознанием и информационным пространством. Государство, возникшее при развитии социума, в целях своего самосохранения было заинтересованно в устойчивости коммуникаций в рамках определенной территории, в создании и успешном функционировании единого информационного пространства. Долгое время основной формой государственного управления общественным сознанием подданных была религия. Церковь – это часть информационного пространства социума и один из его управленцев. Дифференциация сфер деятельности, развитие демократии со временем потеснили церковь, и в настоящее время управленческими компонентами информационного пространства являются отраслевые, ведомственные оргструктуры и институты гражданского общества. Со временем информационное пространство становится зоной интересов отдельных сообществ, общественных формирований, государства, как особой целостности, и разных государств. Относительная самостоятельность и активный характер общественного сознания, обратное его воздействие на бытие обусловливают геополитический аспект феномена «информационное пространство». Для решения различных государственных вопросов требуется, во-первых, последовательное развитие информационной составляющей общности людей, созданной по месту их проживания, и, во-вторых, нужна определенная унификация их сознания, как основы формирования объединяющих блоков общественного сознания, консолидирующих нацию. Государство-конструктор информационного пространства, при его создании главным образом преследует экономические и идеологические цели, т.к. это "работает” на консолидацию нации, на сохранение и развитие самого государства.

Информационное пространство четко ассоциируется с единой системой общественных отношений. Оно создается в любом социуме, но наиболее успешно развивается в демократическом государстве, где снимается значительная часть информационных барьеров, ограничивающих движение информации, тормозящих взаимосвязи между разными структурами информационного пространства. Сегодня «единое информационное пространство» входит в систему ценностей, признанных демократическим государством, обеспечивающим конституционное право человека на информацию, потому, что, с аксиологической точки зрения, оно – обязательный его атрибут. Через единое информационное пространство» возможно искоренение информационного неравенства и предоставление свободного доступа к информационным ресурсам. Это обеспечивает равные возможности для развития личности и ее адаптации к меняющимся социальным условиям. Через общедоступность информации, реально гарантированную экономически и обеспеченную материально-технически, сегодня измеряют степень демократичности государств. Деятельность общественных организаций и неформальных объединений, которые также выступают в качестве конструкторов соответствующих сегментов информационного пространства социума, получает большое распространение. В результате государство теряет единоличное право на информационную политику, в качестве субъектов и объектов в ней участвуют и коммерческие, и общественные институты. Однако информационные пространства таких субъектов как государство и общество отождествлять нельзя. В России из-за небольшого опыта демократизации не всегда точно понимаются границы и реалий гражданского общества. А опыт стран с многовековыми демократическими традициями показывает, что «современная практика создания культурной (и информационной – добавим – Т.Б.) политики обычно находится где-то между информированием граждан, консультированием с ними и их активным участием»[4]. «Формирование информационно открытой власти и гражданского общества, находящихся в постоянном информационном взаимодействии, для чего власть должна активно использовать механизмы связи с общественностью и представления информационных услуг населению, а общество – воздействовать на власть посредством механизмов публичного выражения общественного мнения», [5] – важнейшее политическое условие становления информационного общества. Поэтому информационные учреждения используются государством как инструменты связи властных структур и различных групп социума, на них же возлагается ответственность за организацию информационного сервиса граждан РФ.

И при демократии социальное информационное пространство моделирует жизнедеятельность общества. В условиях информационного общества, когда каждый субъект создает свое информационное пространство, и когда необходимо обеспечить равные возможности доступа к информации всем, информационное пространство социума начинает существовать в виде распределенных «плоских» информационных сетей. Взаимодействие между ними объективно необходимо, так возникают многосторонние связи. Однако приходится признать, что зачастую эти связи разнонаправлены и даже противоречивы. При отсутствии управления информационные пространства разных субъектов представляют из себя материально-духовные конструкты, плохо взаимодействующие между собой. В этом случае о единстве и целостности территориального или ведомственно-отраслевого информационного пространства говорить не приходится. Информационное пространство современного социума складывается из национальных, региональных и локальных информационных пространств территорий, ведомств, включает электронные и печатные СМИ, информационные сети отдельных предприятий и учреждений. Многосубъектность информационного пространства социума объективно ведет к его мозаичности, фрагментарности, раздробленности и задает противоречия в его развитии. Этому способствует неоднородность частей информационного пространства социума по уровню развития инфраструктуры и других элементов, их разноцелевая и иная направленность. Однако, если между разновеликими и разнонаправленными частями информационного пространства социума существуют достаточно надежные и прочные связи, оно функционирует успешно. В силу сложности связей, существующих между разнородными информационными сетями, требуются специальные меры и забота управленческих структур, направленных на обеспечение единства информационного пространства. Обеспечение целостности и единства информационного пространства – это управленческая задача. Она решается за счет непосредственного регулирования информационных процессов (текущего управления), и опосредованно за счет создания законодательства в сфере информации.

Для реального обеспечения прав и интересов личности и общественных формирований необходимо сильное государство. Только оно сможет создать современную инфраструктуру и единые правовые основания функционирования материально-духовных конструктов, порожденных разными субъектами. Только деятельность государства позволит разным, плохо взаимодействующим информационным системам образовать самоорганизующееся информационное пространство демократического социума, которое необходимо для формирования гражданского и информационного общества, так, именно, государство становится основным субъектом, управляющим созданием и функционированием территориального информационного пространства. Единство этого вида пространства обеспечить наиболее сложно, т.к. оно характеризуется чрезвычайной сложностью интегративных связей между его субъектами и объектами. Связано это с универсумом человеческой деятельности, который фактически представлен сегодня на любой территории. Разнородный социум, теперь уже организованный и на основе общего места проживания индивидов и на основе общей деятельности его членов, постоянно порождает противоречия внутри себя, которые могут привезти к его распаду. В этих условиях единое информационное пространство, созданное по территориальному признаку, становится важнейшим условием сохранения существующей формы социума. Современный уровень развития информационных коммуникаций снимает территориальные ограничения, связанные со скоростью прохождения информации. Однако геополитические подходы к информационному пространству возвращают его в территориальные государственные границы. Возникает парадокс: современные технологии покорили пространство, но не сняли его зависимость от территориальных границ. В качестве основания стабильности, надежности устойчивости государства выступает территория. Государства не могут существовать вне физических территорий. Государи всегда стремилось закрепить своих подданных на определенной территории. Современной цивилизованной формой закрепления подданных в государстве является гражданство. Такие изменчивые характеристики, как национальность, вероисповедание, классовая или идеологическая приверженность людей не могут быть организационной основой современного государства. Территория, как принадлежность физического мира, меньше подвержена изменениям и потому до сих пор является надежным способом организации социума. Административно-территориальное деление и сегодня – основа государственного управления социумом и основа структурирования информационного пространства. Для удовлетворения информационных потребностей населения информационное пространство той или иной территории создается как особая целостность. Конструкторами и управленцами территориального информационного пространства, в настоящее время являются органы федеральной и/или местной власти, что соответствует общему принципу разделения уровней власти российского государства. Процессы регионализации, становление новых структур власти в виде областных (республиканских) правительств и муниципалитетов ведут к новому дроблению общероссийского информационного пространства, и обостряют проблему обеспечения его единства.

Проблема единства информационного пространства – это, прежде всего, проблема управляющего субъекта, который берет на себя ответственность за жизнедеятельность социума. Управленцы используют в своей деятельности экономические, административные и др. методы, важнейшим способом управления информационным пространством выступает право. Адекватность информационного законодательства реалиям современной российской ситуации – один из факторов единства информационного пространства страны. «Развитие информационной инфраструктуры и информационной среды... должно происходить под строгим государственным контролем. Но не путем запретительных актов, а путем гибкого регулирования... Проблему информационного пространства и его законодательного обеспечения целесообразно обсуждать по отдельным секторам, элементам и формам информационного взаимодействия: право, окружающая среда, здравоохранение, экономика, наука, культура и т.д.» [6]. Инструмент обеспечения единства территориального информационного пространства – государственная информационная политика. Она фокусирует целенаправленные действия государства для усиления взаимосвязей субъектов информационного пространства при создании, сохранении, передаче и потреблении информационных ресурсов. Через разработку и реализацию ее положений решение проблемы единого информационного пространства страны переходит на уровень практических управленческих, экономических, организационно-методических и технико-технологических решений. Государственная информационная политика РФ сформулирована в официальных документах[7], она уточняется и конкретизируется в федеративных, региональных, муниципальных, ведомственно-отраслевых, учрежденческих концепциях и программах. В 2000 г. была создана «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», в ней сказано, что создание единого федеративного информационного пространства России, основанного на интеграции, является условием обеспечения государственной и территориальной целостности России. Информационное пространство РФ должно быть защищено от агрессоров аналогично физическому пространству (территориальному, воздушному, водному)[8]. Процессы глобализации снижают зависимость информационного пространства от территориальных границ государства. Это наиболее ярко демонстрирует Интернет. Для минимизации отрицательных проявлений бесконтрольного распространения информации современные государства используют разные методы, например, закрытие ряда сегментов Интернет или внедрение интернет-агентов в интернет-сообщества.

Единство нации обеспечивается и государственным (общим) языком, через него реализуются связи между всеми элементами информационного пространства, идет трансляция достижений и ценностей нации в мировую культуру. Создание условий для развития государственного языка – один методов управления процессами инфообмена. Государство должно осуществлять властную и финансовую поддержку структурам, способствующим языковой коммуникации, например, развитию русскоязычного сектора Интернет, что расширяет информационное пространство русскоязычного населения за пределы территории РФ. Властные структуры любого государства вынуждены осуществлять расширение информационного пространства из-за необходимости включения своей страны в экономические, военные и другие международные объединения. Это нельзя осуществить без изучения иностранных языков. Сегодня приходится преодолевать негативные последствия существования России в условиях изоляции от мирового информационного пространства.

Наряду с развитием общегосударственного языка, важно уделять внимание совершенствованию профессиональных и искусственных языков. Профессиональные языки обеспечивают коммуникацию внутри отраслевого, ведомственного, корпоративного информационного пространства. Государственное федеральное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт классификации, терминологии и информации по стандартизации и качеству (ВНИИКИ) курирует развитие профессиональной терминологии и отвечает за ее закрепление в виде терминологических стандартов. Искусственные языки осуществляют связь между элементами документального уровня информационного пространства, так только при использовании информационно-поисковых языков возможно эффективное функционирование документов. Среди них и сегодня основным является язык библиографического описания, он прокладывает навигацию документов, обеспечивает коммуникацию всех субъектов и объектов вербального и документального пространства. Разработка искусственных языков, и в частности информационно-поисковых языков, – это общегосударственная задача. Но пока ее важность осознается плохо, что отрицательно сказывается на обеспечении единства информационного пространства.

Цель государственной информационной политики РФ – это «создание условий и механизмов формирования, развития и эффективного использования информационных ресурсов во всех областях деятельности»[9], их единство и взаимосвязанность является необходимым условием обеспечения целостности национального информационного пространства. К важнейшим информационным ресурсам относятся Библиотечная сеть России, Архивный фонд РФ, Государственная система статистики и Государственная система научно-технической информации (ГСНТИ). Вместе они организуют функционирование традиционных и электронных документов, в том числе и отдельных баз данных и российских сайтов Интернет. Но, кроме того, различные Министерства, предприятия, учреждения решающие разные народно-хозяйственные задачи, создают уникальную информацию. В сфере подготовки информационных ресурсов задействованы научные, образовательные, художественно-творческие учреждения, редакции и издательства. Создание и функционирование документных ресурсов более успешно происходит на основе рыночных законов. Полноценный информационный рынок нельзя создать в условиях жестких идеологических ограничений. Предприятия и организации, производящие информационные продукты и услуги, в развитых капиталистических странах действуют на основе разных видов собственности и стремятся к получению наибольшей прибыли. Однако абсолютизация рыночных подходов в информационной сфере ведет к диспропорции в развитии ее отдельных сегментов, что может выражаться в преимущественном обеспечении информацией наиболее платежеспособных отраслей и позволяет собственникам информационной продукции вводить на нее высокие цены. Для демонополизации информационного рынка усилия государства должны быть направлены на обеспечение равномерности развития его разных организационных структур. Однако, решить эту задачу сложно, потому что информационный рынок жестко (а иногда и узко) специализирован. В связи с этим для обеспечения равномерности развития сегментов информационного пространства, государство вынуждено брать на себя финансирование таких направлений, как создание информационных ресурсов в научной и художественно-творческой сфере, как хранение документных ресурсов и их трансляция (передача пользователям) через архивы, библиотеки, музеи и мн. др.

Обеспечение единства информационного пространства по мере возникновения все новых и новых его компонентов, количественного увеличения его субъектов становится непростой задачей. Ее достижение возможно при согласовании множества разнопорядковых связей вертикальных и горизонтальных, вербальных и документальных уровней информационного пространства, при обеспечении территориальных и/или профессионально-производственных и иных деятельностных уз. Суть действий сводится к созданию механизма, обеспечивающего на всех уровнях, во всех секторах и частях информационного пространства равные возможности и единые условия для их развития и функционирования. Сегодня единство информационного пространства понимается не как унификация его компонентов, а как признанное их разнообразие.

Проблема создания единого информационного пространства осложняется и тем, что сейчас идет переход на финансирование владения части документных ресурсов из местных бюджетов. Для оптимизации хранения и использования информационных ресурсов нужны особые программы. Важнейшими из них являются ФЦНТП «Электронная Россия» и Концепция распределенного библиотечно-информационного фонда (РБИФ). Программа «Электронная Россия» преимущественно нацелена на решение проблем бизнеса. Концепция РБИФ решает проблемы формирования документального уровня информационного пространства, который сейчас существует одновременно в традиционной печатной и в новой электронной формах и пронизывает все сферы человеческой деятельности. В названии Концепции отражена ситуация перераспределения властных полномочий между центральными федеративными государственными органами, субъектами федерации и муниципальными образованиями по управлению документными ресурсами. Свойство распределенности у документных фондов проявляется объективно в силу системности этого явления, оно генетически наследуется документным фондом из своего первоэлемента, из информации и ее свойств рассеяния/концентрации и организационности (упорядочения) и существует, независимо от форм общественно-экономической организации жизнедеятельности социума. В РБИФ есть четыре уровня: федеральный (центральные хранилища), межрегиональный (депозитарии/репозитарии), региональный (документохранилища субъектов Федерации) и муниципальный (хранилища, находящиеся в ведении местных органов самоуправления). Основа РБИФ – бесплатный федеративный и местный обязательный экземпляр документов, собираемый в федеральных и региональных книгохранилищах. Территориальный принцип структуризации РБИФ обеспечивает высокий уровень управляемости. Управляемость, одно из обязательных условий обеспечения единства информационного пространства. На каждом уровне РБИФ в силу действия закона соответствия возникают условия для документационного обеспечения задач, стоящих перед территориальными органами управления. Внутри рамок административно-территориальных образований РБИФ решаются вопросы отраслевого и ведомственного информационного обеспечения деятельности предприятий и учреждений данной территории.

В Концепции РБИФ находят отражение две тенденции развития документального пространства: тенденция концентрации документов в документохранилищах и тенденция рассеяния документов по разным  учреждениям. Важно то, что рассеяние документов осуществляется в виде управляемого процесса, направленного на формирование распределенного документного фонда с планомерным определением точек концентрации документов на разных носителях, на разных языках, разных по способу создания и воспроизведения. И в современных условиях при организации РБИФ генетически первичный признак территории – в силу его действия в макросистеме (в социуме), – оказался более предпочтительным, а отраслевой принцип действует, как подчиненный ему. Отраслевой принцип нельзя использовать в качестве основного, потому что он не стабилен. Замечено, что любая специальная структура стремится к универсальности, к расширению своего профиля. В основе этого явления лежит подвижность знаний, их неизбежная и постоянная интеграция, «перетекание» из одной отрасли в другую. Кроме того, на каждой территории воспроизводится почти весь универсум человеческой деятельности, который требует многоотраслевых, универсальных региональных документных фондов, его обеспечивающих, поэтому универсальность – одно из свойств и условий оптимального формирования и наиболее эффективного использования РБИФ.

В административно-территориальных единицах РФ, в национальных образованиях и на территориях компактного проживания людей, общающихся на национальных языках, существуют национальные и региональные издательские центры и книгохранилища. Благодаря территориальному структурированию РБИФ, обеспечивается возможность сохранения документов на языках народов России и четко определяется ответственность за краеведческие фонды и фонды экстериорики (совокупности публикаций, имеющих отношение к определенной стране по содержательным или внешним (авторство, язык) признакам и изданными за ее пределами). Функционирование РБИФ обязано соответствовать принципу доступности документальной информации, т. к. это общий принцип организации информационного пространства современного российского государства. Обеспечить это можно при опоре на различные виды документов с точки зрения содержательных, языковых, целевых и иных характеристик, при развитии и унификации профессиональной терминологии субъектов инфопроцесса, при использовании специальных информационно-поисковых языков, внедрении современных технологий создания и передачи информации и функционировании разных средств связи на единой правовой основе. Решение проблемы оптимизации хранения фондов и их использования осуществляется за счет книгообмена, который является формой взаимодействия фондодержателей. Основой организации книгообмена должны стать депозитарии, созданные за счет получения обязательных экземпляров документов, и репозитарии, призванные обеспечить хранение и предоставление малоиспользуемой литературы. И в их организации действует принцип территориального расположения, который дополняется разделением и взаимодействием разных учреждений специализированных на хранении документов, различающихся по содержательно-отраслевым и видовым признакам[10]. Через вечное хранение репертуара документов в депозитариях реализуется одно из основных концептуальных положений РБИФ – обеспечение полноты единого фонда документов РФ. Исчерпывающую полноту по всему спектру информационных потребностей россиян должен обеспечить весь РБИФ, и особенно его федеративный уровень. На уровне территории РФ такая полнота обязательна для региональных и регионоведческих документов, на муниципальном уровне она необходима для фондов официальных документов местных властных структур. В ведомственно-отраслевых структурах и в случае специализации фондодержателя на том или ином виде документа исчерпывающая полнота возможна в рамках объявленного профиля. Во всех остальных случаях формируются фонды с относительной полнотой комплектования.

Цель создания РБИФ – наиболее полное удовлетворение потребностей россиян в документальной информации. Реальная возможность доступа к информации обеспечивается новыми способами ее трансляции, появлением электронных документов. Стремительный рост объема электронных документов неизбежно и остро ставит вопрос об их учете. С 1996 года Научно-технический центр «Информрегистр» формирует фонд обязательного экземпляра электронных изданий, ведет государственную регистрацию баз данных, осуществляет библиографическое информирование о них. Отраслевая и ведомственная специализация библиографического информирования о документах РБИФ воспроизводится на федеративном уровне деятельностью многоотраслевых и отраслевых центров ГСНТИ, а также за счет электронной централизованной каталогизации. Эти меры позволяют эффективно функционировать единому библиографическому пространству. Создание сводного электронного каталога документных фондов библиотек России – цель программы «ЛИБНЕТ». Сводный электронный каталог  необходим для скоординированного комплектования и распределения фондов, электронной доставки документа (ЭДД) по всей территории страны, для обслуживания пользователей на основе новых технологий, т.е. для обеспечения всеобщей реальной доступности информации[11]. Технологии внутригосударственного книгообмена и его библиографического сопровождения, могут быть реализованы через централизованную систему, куда «ссыпаются» и перераспределяются библиографические описания документов или распределенную систему, где никто ничем не управляет, но идет двусторонний обмен»[12]. Первая система предполагает большие затраты, но дает более четкие и надежные результаты, вторая менее затратна, но и менее надежна. Оба варианта возможны только при разработке и реализации специального общегосударственного проекта. Для обеспечения единства информационного пространства язык библиографического описания унифицируется с помощью ГОСТов и единых правил описания. Планируется разработка методов описания всех видов документов, в том числе и тех, для которых характерно быстрое обновление и изменение части текста. Внедрение новых Российских правил каталогизации сможет снять многие информационные барьеры, уменьшить «текучесть» информационного пространства, его неоднородность, сегодня чаще всего связанную с отсутствием единых подходов и форматов в представлении документов через их библиографические или иные модели (описания). Использование разных форматов держателями и создателями документов усложняет и без того непростую ситуацию в организации взаимодействия субъектов информационного пространства. На повестке дня стоят вопросы совмещения программного обеспечения и единых протоколов, которые задают общие технико-технологические основы информационного взаимодействия.

В настоящее время единства информационного пространства можно достичь только при создании и согласования комплекса информационно-поисковых языков. Современные технические и технологические возможности, пришедшие вместе с новой компьютерной техникой и доступностью Интернет, не могут снять проблемы лингвистического обеспечения информационно-документальной технологии. Среди них: выбор информационно-поискового языка или комплекса языков в связи с особенностями типо-видовой структуры входного потока документов и запросов потребителей, в соответствии с родом, видом или типом документального учреждения их бытования; разработка лингвистических средств по отношению к документам, несущим визуальную информацию; создание специального поискового языка структурирующего факты для описания и представления фактографических баз данных[13]. Непонимание базовой роли информационно-поисковых языков для всех технологических процессов и операций, отсутствие научно обоснованных методических рекомендаций по их использованию, недооценка лингвистического ресурса, слабость подготовки кадров в вопросах лингвистического обеспечения информационных технологий – таковы особенности современного этапа развития информационной пространства России. Эти проблемы могут быть решены при ликвидации отставания теории и практики лингвистического обеспечения, но для их решения нужна поддержка государства, которая пока явно недостаточна.

В «Концепции государственной информационной политики» средства, обеспечивающие передачу информации на расстояния, получили название технологий информатизации и связи[14]. Важнейшим элементом современного сектора связи являются телекоммуникации. «Развитость информационно-телекоммуникационных систем и сетевых информационных технологий является важнейшей характеристикой информационного потенциала той или иной страны... и определяет сегодня не только реальные возможности эффективного использования внутренних информационных ресурсов страны, но также и степень ее вхождения в мировое информационное пространство...»[15]. Еще одной проблемой, мешающей реализации Концепции единого информационного пространства РФ, являются различия в качественных характеристиках информационного пространства разных регионов страны. Следствие неравномерности информационного пространства – это диспропорции в развитии центра и регионов буквально по всем сферам жизнедеятельности. Поэтому проблема «выравнивания» распределения информационных ресурсов и средств автоматизации и телекоммуникаций по регионам РФ стоит остро. Сейчас «в России все более увеличивается влияние региональных органов управления, которое начинает положительно сказываться на процессах информатизации регионов»[16]. Государственная информационная политика, в первую очередь, направлена на достижение необходимого уровня информационного обеспечения для органов государственного управления, работников оборонной и бюджетной сферы, а затем уже для субъектов рыночной экономики[17]. Сегодня информатизация успешно осуществляется за счет собственных средств в сфере бизнеса, промышленности, коммерции. Здесь есть организационные структуры (центры научно-технической информации, библиотеки), обеспеченные современной технической инфраструктурой. В меньшей степени процессы информатизации освоены в быту среднего россиянина, в социальной сфере, в сферах образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты. Библиотеки, музеи, архивы и некоторые сегменты печатных и электронных СМИ для этих сфер до сих пор – основные информационные структуры. Техническое переоснащение всех частей информационного пространства по возможности должно осуществляться равномерно. Иначе диспропорции в развитии приводят к снижению эффективности системы в целом. Усилия государства направлены на постепенную ликвидацию диспропорций, и это – еще одна задача государственной информационной политики.

Создание единого информационного пространства – сложнейший интегративный процесс. По-видимому, полное единение всех субъектов информационного пространства, всех его сложных компонентов – труднодостижимый идеал, приближение к которому должно быть целенаправленным, последовательным и достаточно длительным. Длительность процесса связана с неразработанностью законодательства в области информации и телекоммуникаций, с отсутствием четко определенных целевых групп, представляющих конкретные интересы (будь то интересы государственных органов или коммерческих структур)»[18]. Решение вопросов правового обеспечения функционирования информационного пространства в РФ имеет особенности. Так, например, существует необходимость в демонополизации рынка телекоммуникаций в целях ускоренного развития информационных технологий, для создания приемлемых цен и расширения использования ресурсов Интернет бюджетными организациями и индивидами. Демонополизация сетей связи – одна из целей Федеральной целевой научно-технической программы «Электронная Россия»[19].

Создателем и управленцем информационного пространства является субъект, это – индивид, предприятие, учреждение или их объединения. Субъективность корпоративного, ведомственного пространства, его подчиненность информационным потребностям работников отдельной социально-ориентированной или производственной отрасли обостряет вопрос об интеграции (синтезе) различных видов пространств в единое информационное пространство территории. На это надо направить усилия всех субъектов территориального информационного пространства, и кто-то из них должен стать его генеральным конструктором. В рамках государства или территории в качестве конструктора информационного пространства выступает власть, которой общество делегировало функции по управлению социумом. Генеральный конструктор обеспечивает единые условия функционирования информационного пространства на разных территориях страны, всех его структурных частей, компонентов и элементов. Механизм конструирования информационного пространства – это информационная политика государства.

Читать дальше

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (05.02.2016)
Просмотров: 283 | Теги: социум, индивид | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016