Четверг, 26.04.2018, 22:27
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ АДАПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ К НАГРУЗКАМ У СТУДЕНТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

А.Н.Толстенков

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ АДАПТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ К НАГРУЗКАМ У СТУДЕНТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Аннотация: Статья посвящена роли и значению физической культуры в развитии адаптивных способностей к нагрузкам у студентов биологического факультета. При её составлении были проведены исследования среди студентов, для определения значения физической культуры в их жизни. На основе которых было сделано заключение о том, что физическая культура - неотъемлемая часть жизни студента. Она занимает достаточно важное место в учебе. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, студенты биологи, исследования среди студентов.

 

Введение: Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил и ведении здорового образа жизни есть возможность жить до 100 лет и более. [3]

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Последние годы в силу высокой нагрузки на работе, учёбе и других причин у большинства отмечается дефицит в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьёзных изменений в организме людей. [3]

Людям не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя. [3]

Малоподвижное положение отражается на функционировании многих систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. [3]

Организм человека - целостный механизм, в котором все органы тесно связаны друг с другом и находятся в сложном взаимодействии, представляющий собой саморегулирующую систему. Здоровье является основой жизнедеятельности человека, его материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов и долголетия. Оно отражает уровень жизни и благополучия страны, непосредственно влияет на производительность труда, экономику, обороноспособность, нравственные принципы общества, настроение. [3]

Роль и значение физической культуры. Физическая культура - это процесс, являющийся результатом человеческой деятельности, средством и способом физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей. Физическая культура объективно служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции. Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение - способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели.[1]

В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере
коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм. Среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих быть лидерами. Этой группе студентов в большей степени присуще чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, им легче удается самоконтроль. Эти данные подчеркивают положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов. [1] Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания. Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом так же способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают эффективность физического воспитания. Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов. [1]

Физическая культура в жизни студентов биологического факультета: Студентам ГГУ им. Франциско Скорины приходиться долго прибывать в сидячем положении, мышцы находятся в малоподвижном состоянии, что может привести к серьёзным последствиям. Так же помимо этого, у студентов биологов сильно устают глаза, так как они часто работают с микропрепаратами на микроскопах, тщательно следят за протекание химических опытов, так же работают за компьютерами и т.д.

На помощь им приходить физкультура. Она помогает поддерживать более ли менее подвижный образ жизни. Даёт возможность отдохнуть глазам. И активизировать работу мышц. Что не менее важно это хороший способ привести мысли в порядок, после большой умственной нагрузки.

В нашем университете, у студентов биологического факультета 1 курса, физкультура стоит первой парой, что позволяет лучше проснуться, и начать продуктивную работу.

В неделю у студентов 2 пары по 1,5 часа. Пара по физкультуре состоит из 3 этапов: подготовительного, основного и заключительного. Подготовительный занимает 15 минут, где идет подготовка организма к физической активности. Основное занятие занимает, около 1 часа где студенты могут сдавать нормативы, либо им предоставляется возможность заниматься в тренажёрном зале. Заключение, занимает 15 минут, где студенты приводят организм в порядок, проверяют своё самочувствие и завершают занятие.

Методы и организация исследования. Была выбрана группа студентов, состоящей из 7 человек, где 5 относятся к основной группе (группа А), а 2 человека к подготовительной (группа Б). Учащиеся сдавали нормативы подходящие обеим группам, такие как бег на 100 метров, подтягивания, прыжок в длину с разбега, также выяснялось средняя показания ЧСС и давление групп до и после нагрузок, и далее их показатели сравнивались.

Результаты исследования и их обсуждения. При сдаче нормативов были выявленные следующие средние показатели.

Бег на 100м:

Показатели до нагрузки.
ЧСС. Группа А 68 ударов в минуту, группа Б 76 ударов в минуту.
Давление. Группа А 119/81, группа Б 124/86.

Показатели после нагрузки.
ЧСС. Группа А 97 ударов в минуту, группа Б 116 ударов в минуту.
Давление. Группа А 127/87, группа Б 131/94.
Результаты: группа А- 14,3(мин, с), группа Б- 19,3(мин, с).

Подтягивания:

Показатели до нагрузки.
• ЧСС. Группа А 71 ударов в минуту, группа Б 74 ударов в минуту.
• Давление. Группа А 120/81, группа Б 126/88.

Показатели после нагрузки.
• ЧСС. Группа А 97 ударов в минуту, группа Б 116 ударов в минуту.
• Давление. Группа А 127/87, группа Б 129/88.
Результаты: группа А- 12(раз), группа Б- 2(раза).

Прыжок в длину с разбега:

Показатели до нагрузки.
• ЧСС. Группа А 68 ударов в минуту, группа Б 72 ударов в минуту.
• Давление. Группа А 118/17, группа Б 123/80.

Показатели после нагрузки.
• ЧСС. Группа А 88 ударов в минуту, группа Б 111 ударов в минуту.
• Давление. Группа А 129/87, группа Б 126/83.

Результаты: группа А- 380(см), группа Б- 182(см).

Выводы и рекомендации. Физическая культура - неотъемлемая часть жизни студента. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятие физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества.

Понимание того, что движения являются самым доступным и самым эффективным лекарством, сложилось в глубокой древности. Ещё в самые давние времена люди знали, что для того, чтобы лишить человека энергии, нужно лишить его двигательной активности.

Выполнение физических упражнений положительно влияет на все звенья двигательного аппарата, препятствуя развитию дегенеративных изменений, связанных с возрастом и гиподинамией. Повышается минерализация костной ткани и содержание кальция в организме, что препятствует развитию остеопороза. Увеличивается приток лимфы к суставным хрящам и межпозвонковым дискам, что является лучшим средством профилактики артроза и остеохондроза. Все эти данные свидетельствуют о неоценимом положительном влиянии занятий оздоровительной физической культурой на организм человека.

Здоровье - великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье - всему голова!». Физическая активность является одним из самых могучих средств предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство не поможет человеку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой.

Литература

1. Конспект лекций по дисциплине «Физическая культура». Ставропольский институт управления; сост. В.Е. Богданов. - Ставрополь, 2006. - 156 с.
2. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Высшая школа, 1985, 384 с.
3. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура и спортивная медицина. Учебник М. Медицина 1999, 304 с

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 335 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (12.04.2018)
Просмотров: 22 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь