Вторник, 23.07.2019, 10:15
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РОЛЬ И МЕСТО ТАКТИКИ РУКОПАШНОГО БОЯ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

ВОРОЖЕЙКИН А.В.

РОЛЬ И МЕСТО ТАКТИКИ РУКОПАШНОГО БОЯ В СТРУКТУРЕ ПОДГОТОВКИ ИНСТРУКТОРОВ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Сотрудники силовых структур, оперативно-боевая подготовка, инструктор, рукопашный бой, стратегия, тактика, технология.

В статье на базе анализа факторов, определяющих эффективность рукопашной схватки, обосновывается роль стратегии и тактики при выполнении задач оперативно- служебной деятельности сотрудниками силовых структур, связанных с применением силы и специальных средств. Предложены методические рекомендации по обучению стратегии и тактике в системе подготовки инструкторов по рукопашному бою.

 
В настоящее время в связи с нестабильной геополитической обстановкой возросла вероятность выполнения сотрудниками служебных задач в боевых условиях. Чаще приходится вести боевые действия в населенных пунктах, проводить задержание как отдельных нарушителей правопорядка, так и групп преступников, выполнять антитеррористические операции по освобождению заложников, действовать в местах проведения мероприятий с большим скоплением людей [1].

В связи с этим одним из основных факторов, определяющих компетентность сотрудника того или иного силового ведомства, является его способность осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений с учетом того обстоятельства, что использование для решения профессиональных задач огнестрельного оружия в подобных ситуациях нередко затруднено или полностью исключено. Этот факт подталкивает специалистов к разработке продуктивных технологий (комплекса средств, методов и форм) обучения сотрудников силовых структур приемам самозащиты без оружия и рукопашного боя [2].

В общей педагогической практике традиционно подготовка сотрудника по рукопашному бою осуществляется по следующим основным направлениям: техническая, тактическая, физическая и психологическая подготовленность (схема 1).

Важно, что ни один из факторов, определяющих исход боя, нельзя рассматривать изолированно, так как технические решения тесно взаимосвязаны с физическими, психическими и тактическими возможностями сотрудника, а также условиями оперативно-служебной деятельности, в которых ведется схватка.

Анализ программ подготовки сотрудников силовых структур позволил констатировать тот факт, что при обучении сотрудников приоритет отдается технической и физической подготовке, а посредством их идет формирование психологической подготовленности [4].

Целенаправленная работа по обучению сотрудников силовых структур стратегии и тактике проведения технических действий рукопашного боя осуществляется в редких случаях. Причинами тому являются, с одной стороны, недостаточно разработанная методика обучения, с другой, - неверие сотрудников и инструкторов в силу направленного обучения тактике рукопашного боя.

В рамках нашего исследования мы определили место и роль стратегии и тактики рукопашного боя в обучении сотрудников силовых структур, обосновали рациональность целенаправленной подготовки инструкторов по рукопашному бою по данному направлению.

Стратегия рукопашной схватки - это план действий, целью которого является победа в схватке, а средством достижения цели является искусство самозащиты и функциональная подготовка сотрудника. Успешное достижение стратегических целей возможно только при условии хорошо продуманной тактики.

Тактика рукопашной схватки - это тщательно выверенные, но при этом динамично изменяющиеся в зависимости от ситуации действия сотрудника, приводящие к безоговорочной победе над противником. В соответствии с общепринятым пониманием стратегия по отношению к тактике имеет подчиненное отношение.

Схема 1. Факторы, определяющие результативность рукопашной схватки.

В зависимости от задач, выполняемых силовым ведомством, боевые ситуации могут быть разными, в различных ситуациях ставятся разные цели, соответственно, и стратегия, и тактика проведения схватки тоже будут разными. Принято различать следующие виды стратегии и тактики: военные, силовых структур, антитеррористические, спортивные.

Традиционно специалисты рукопашного боя разделяют схватку на четыре этапа: оценка противника, завязка боя, кульминация и выход из боя. Каждый из этапов характеризуется специфическими особенностями и правилами проведения (схема 2) [3]. В своем исследовании мы в большей степени подвергли анализу первый этап, так как, по нашему мнению, в ситуациях, связанных с применением силы и специальных средств, с которыми сталкиваются сотрудники силовых структур, он является ключевым. На этапе оценки противника и окружающей ситуации принимается решение о плане боя, корректируется тактика, в этом и заключается подчиненность тактики по отношению к стратегии.

Стратегическое оценивание противника включает:

- оценку физических качеств: антропометрические данные (высокий, средний, маленький), биомеханика движений (резкий, медлительный, взрывной), состояние костно-мышечного аппарата и сердечно-сосудистой системы (толстый и рыхлый, худой и жилистый, атлет, громила), сенсомоторные качества (скорость реакции, координация движений, состояние вестибулярного аппарата);

- оценку нервно-психологического типа (меланхолик, флегматик, холерик, сангвиник) и, как следствие, поведения противника (агрессия, нервный срыв и т.д.);

- оценку тактико-технической подготовленности (арсенал приемов и действий, способность их рационально применять);

- оценку вооружения и способности им воспользоваться.

Стратегическое оценивание окружающей среды включает:

- оценку обстановки: освещенность, место для маневра (узкое, лестничный пролет и т.д.), напольное покрытие, что находится под ногами);

- оценку предметов обстановки: мебель, предметы (что может быть использовано в качестве оружия нападения или защиты), двери (какие пути нападения и отступления возможны), окна;

- оценку других окружающих людей, которые могут быть помощниками, противниками или оставаться нейтральными во время всей схватки.

Стратегическое оценивание окружающей среды и некоторые элементы оценивания противника необходимо проводить заблаговременно. Если сотрудник будет заранее представлять, что он должен делать в той или другой ситуации (иметь стратегию), ему будет значительно проще, понятнее, как себя вести во время схватки. Заранее выработанная стратегия позволит, кроме прочего, компенсировать технические недочеты подготовки сотрудника и в какой-то степени даст преимущество в психологическом воздействии на нарушителя, что может, как следствие, положительно отразиться на результате боя.

В качестве примера можно привести алгоритм действий сотрудников подразделения пограничного контроля пограничных органов ФСБ России, в обязанности которых входит осуществление пропуска через государственную границу [5]. При выполнении своих служебных обязанностей сотрудник пункта пропуска может заблаговременно сформировать стратегию предполагаемой рукопашной схватки либо задержания. Для этого необходимо:

- оценить обстановку, в которой он находится (пункт пропуска): размер комнаты, окружающую мебель и предметы, покрытие пола, освещение, расположение специальных и подручных средств, которые можно использовать, пути нападения и отступления;

- оценить других сотрудников, которые могут прийти на помощь, а также пути появления сообщников потенциального противника; актуальна также оценка положения гражданских лиц, находящихся в зоне конфликта, которые могут оставаться нейтральными во время всей схватки либо оказаться сообщниками противника и вступить в конфликт;

- оценить арсенал своих боевых навыков с учетом обстановки, определить, какие из них будут наиболее эффективны в предстоящей схватке;

- оценить предполагаемые намерения противника (провести контрабанду, пройти границу по поддельным документам), что позволит сформировать психологический его портрет и выбрать соответствующую тактику.

С учетом результатов проведенных аналитических исследований в целях повышения качества подготовки сотрудников силовых структур были разработаны методические рекомендации по формированию стратегического и тактического ведения рукопашной схватки (действия). Их основу составили положения стратегии и тактики рукопашного боя, принципы построения стратегии и тактических схем ведения схватки (действия), упражнения для специальных действий для формирования навыков ведения схватки (действия) [5].

Эксперимент, проведенный на базе одного из пунктов пропуска через государственную границу для обоснования эффективности разработанных методических рекомендаций, позволил констатировать, что целенаправленное формирование знаний и навыков стратегического оценивания боевой ситуации позволяет сотруднику решить ряд задач:

- быть постоянно готовым к решению профессиональных задач, связанных с применением силы и специальных средств, за счет заранее продуманных схем стратегических и тактических действий;

- добиться оптимального уровня психического состояния, от которого прямо зависит моментальная результативность сотрудника, за счет формирования навыков в выполнении упражнений для специальных действий, базирующихся на основах стратегии и тактики рукопашного боя;

- минимизировать ущерб своему здоровью и здоровью нарушителя за счет рационального ведения схватки (действия);

- компенсировать погрешности технической и физической подготовки за счет выбора (под заранее выработанную стратегию) оптимально удобных технических действий и приемов рукопашного боя.

Схема 2. Содержание стратегии и тактики рукопашного боя.

Подводя итог наших исследований, можно сделать ряд выводов:

1) в связи с изменениями требований к профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств возникла существенная необходимость кардинальным образом пересмотреть технологию подготовки инструкторского состава по рукопашному бою;

2) при разработке данной технологии, по мнению ряда специалистов, необходимо использовать упражнения для специальных действий, направленные на формирование и совершенствование навыков рационального ведения схватки (задержания), в основе которых лежат принципы стратегии и тактики рукопашного боя;

3) в педагогическую модель подготовки инструкторов по рукопашному бою необходимо включить отдельный учебный блок «Рациональное ведение рукопашной схватки (стратегия и тактика)» (схема 3) [3]. Цель блока - повысить уровень знаний инструктора в вопросах обучения сотрудников си- 104 ловых структур стратегии и тактике рукопашного боя. В содержание включить теоретические, методические и практические занятия, направленные на формирование у инструкторов знаний, умений и навыков по применению в процессе подготовки сотрудников упражнений для специальных действий.

Схема 3. Содержание блока «Рациональное ведение рукопашной схватки (стратегия и тактика)».

 

Библиографический список:

1. Бакаев В.В., Ворожейкин А.В. Обоснование факторов, определяющих необходимость совершенствования подготовки инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции «Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры». СПб, 2016. 284 с. С. 7-12.
2. Сущенко В.П., Ворожейкин А.В. Показатели, определяющие готовность инструкторов по рукопашному бою силовых структур к педагогической деятельности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 12 (142). С. 127-130.
3. Ворожейкин А.В., Зайцев А.А., Литасов П.П. Комплексная методика оценки инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2016. № 4 (46). С. 78-82.
4. Сущенко В.П., Аганов С.С., Ворожейкин А.В. Факторы, определяющие необходимость использования упражнений для освоения специальных действий при подготовке инструкторов по рукопашному бою силовых структур // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 3 (145). С. 192-194.
5. Стародубцев М.П., Плаксин А.П. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования профессиональной готовности у сотрудников органов внутренних дел к выполнению служебных обязанностей // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012. № 4 (86). С. 153-156.
6. Ворожейкин А.В., Семенов М.В. Роль физической подготовки в оперативно-служебной деятельности сотрудников подразделений пограничного контроля пограничных органов ФСБ России // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2012. № 3. С. 56-61.

Источник: Научно-теоретический журнал "Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России". № 2 (48) 2017.


Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (08.07.2019)
Просмотров: 14 | Теги: оперативно-боевая подготовка, Рукопашный бой | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь