Суббота, 14.12.2019, 15:49
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

РОЛЬ И ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ТЬЮТОРА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

М.М.Новик, О.Е.Сахновская

РОЛЬ И ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ТЬЮТОРА В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью преподавателя тьютора, как особой педагогической профессии - менеджера образовательного процесса. Дается краткая история возникновения тьюторства и проведен анализ его функций в развитии профессии.

Ключевые слова: тьютор, тьюториал, функции менеджмента, информационно- коммуникационные технологии.


В настоящее время к тьюторству как к особой форме педагогической деятельности проявляется большое внимание, потому что широкое развитие информационно-коммуникационных технологий кардинально изменяет не только процесс получения знаний, но и весь образовательный процесс: обучение, воспитание и развитие будущего специалиста.

В 2014 году Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Московская школа управления СКОЛКОВО представили «Атлас новых профессий», созданный в результате глубокого и очень важного для России исследования «Форсайт компетенций 2030» [1].

В нем обозначены перспективные отрасли народного хозяйства и профессии ближайших десятилетий, т.е. дан ориентир - каких специалистов потребует будущее.

В разделе «Образование» было отмечено, что с широким внедрением информационных и коммуникационных технологий, в нем происходят серьезные изменения: появляются новые инструменты обучения, возможности индивидуализации процесса обучения, внедряются активные методы обучения, особенно игровое социальное имитационное моделирование, образование становится более практико-ориентированным и непрерывным на протяжении всей жизни.

Поэтому наличие в образовании будущего таких профессий как модератор, разработчик образовательных траекторий, тьютор, организатор проектного обучения, координатор образовательной платформы, игропедагог и т.д. определяет педагогическую роль как управление образовательного процесса [1].

Если внимательно вникнуть в определения этих профессий, то можно заметить, что все они в той или иной степени отражают одну или несколько функций менеджмента, как специалиста по управлению учебным процессом, а именно таких функций:

• планирование;

• организация;

• координация;

• учет;

• контроль;

• регулирование;

• анализ.

В наибольшей степени эти функции относятся к преподавателю-тьютору. Поэтому именно ему стоит уделить особое внимание [2].

Тьютор (англ. tutor - наставник) - исторически сложившаяся особая педагогическая должность. В России должностные обязанности тьютора и должностные требования к нему регулируются приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»» от 02.08.2010 №761н [3].

С исторической точки зрения тьюторство как явление сформировалось примерно в XIV веке в классических английских университетах - Оксфорде и чуть позднее в Кембридже. С того времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества. Правила предусматривали для студентов возможность свободного посещения лекций. Они выбирали те дисциплины и тех преподавателей, чьи лекции они хотели слушать. И это не зависело от того, в каком колледже университета они числились. Студенты сами решали, каким образом получить необходимые для сдачи экзамена знания, как выстроить свою учебную траекторию. В этом процессе самообразования тьютор был главным помощником и в составлении плана учебной работы, и в подготовке к сдаче экзаменов. Таким образом, он осуществлял функцию посредничества между преподавателем и студентом.

В старейших университетах Англии тьюторская система продолжает существовать и сейчас, причем очень часто на ведущих позициях, а лекционная система лишь ее дополняет.

В настоящее время постепенно начинает стираться грань между очной и заочной формой обучения. Элементы той и другой проникают друг в друга. Особенно этому способствует новая технология заочной формы - дистанционное обучение (ДО). Ведь в настоящее время подавляющее большинство студентов, специалистов, получающих второе и третье образование или повышающих свою квалификацию, занимаются практической деятельностью.

В этих условиях, когда значительная часть времени в учебном процессе отводится на самостоятельную работу, особым образом должна меняться роль преподавателя. Он становится преподавателем-тьютором, который поможет организовать траекторию учащегося. Именно развитие дистанционного обучения официально закрепило в системе образования России преподавателя-тьютора, т.к. в этом была прямая необходимость. Ведь педагогической моделью учебного процесса здесь является самостоятельное изучение учебно-методического материала в сочетании с сопровождением преподавателя-тьютора.

Таким образом, тьютор - это преподаватель-консультант, ведущий учебный процесс в дистанционной форме и выполняющий одновременно функции преподавателя, консультанта и организатора (менеджера) учебного процесса.

Тьюториал - живое общение преподавателя-тьютора в индивидуальной или групповой форме со слушателями, основанное и связанное с вопросами изучения учебно-методических материалов [5]. Именно эта функция является основной в новой роли преподавателя. Он должен оказывать помощь слушателям в части:

• отбора и логического упорядочивания полезной информации, заложенной в учебно-методических материалах;

• распознавания в ней рационального, перспективного и выявления возможности его применения в своей профессиональной деятельности.

В данном случае учить прежде всего означает организовывать и управлять учебным процессом студента [4].

Преподаватель-тьютор не должен излагать материал (он есть в источниках информации), его задача - пояснять, как лучше этот материал изучать, то есть консультировать. Ему необходимо знать все модули учебного плана, их взаимосвязь между собой, четко прослеживать все междисциплинарные связи.

Только в этом случае преподаватель-тьютор становится действительно куратором-консультантом и способен:

• оказывать индивидуальную научно-методическую помощь на всех этапах самостоятельной работы;

• корректировать преподаваемый курс в зависимости от уровня подготовки обучаемого;

• помогать слушателям в их профессиональном самоопределении.

Как организатор учебного процесса тьютор:

• составляет индивидуальный график учебного процесса (занятия, консультации по учебному курсу, по которому он работает с группой);

• организовывает проведение групповых (коммуникативных) занятий слушателей;

• осуществляет текущую аттестацию слушателей (промежуточные тесты, итоговый экзамен).

В подаче материала должна прослеживаться линейная последовательность - учебный маршрут через составные части учебного плана.

К тьюторам предъявляются очень высокие профессиональные требования:

• высшее образование;

• опыт педагогической, научной и по возможности практической управленческой деятельности;

• практические представления о тех конкретных областях предпринимательской деятельности, которые имеют прямое отношение к изучаемому учебному курсу [4].

Прямая и обратная связь между преподавателем и студентом может быть организована в форме тьюториала, модель его представлена в табл. 1.

Во многом от личности тьютора-преподавателя зависит успешность и эффективность всего образовательного процесса. Ведь обучающиеся очень разнородны по своему социальному и интеллектуальному развитию.

Тьютор должен учитывать эти особенности и использовать их для достижения высоких результатов. Это особый талант, которым он должен обладать или этому учиться. Таким образом, тьютор - это особая педагогическая профессия и в то же время высокая социальная миссия.

Таблица 1
Предлагаемая модель тьюториала

Список литературы

1. http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SKOLKOVO_SEDeC _Atlas.pdf.
2. Межрегиональная тьюторская ассоциация. Библиотека тьютора. http://www.thetutor.ru/ob-assotsiatsii/dokumenty/resheniya-pravleniya-mta.html.
3. Профессия - тьютор: Информационно-методический бюллетень. №2. М.: Институт проблем инклюзивного образования МТППУ, 2013.
4. Новик М.М. Педагогическая модель дистанционного обучения. Преподаватель-тьютор // Новые знания. 2000. №2. С. 21-24.
5. Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. М.: Оперант, 2015.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (28.11.2019)
Просмотров: 12 | Теги: тьютор, тьюториал | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь