Пятница, 22.06.2018, 21:51
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РОЛЬ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Н.В.Геращенко, кандидат педагогических наук, И.Г.Геращенко, доктор философских наук

РОЛЬ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье обосновывается важная роль гуманистической психологии в физкультурном образовании. Проанализированы понятия «экзистенциальный вакуум», «продуктивная ориентация», «непродуктивная ориентация» применительно к спортивной педагогике. Доказывается, что гуманистическая психология способствует улучшению духовного здоровья подрастающего поколения.

Ключевые слова: гуманистическая психология; физкультурное образование; экзистенциальный вакуум; продуктивная ориентация; непродуктивная ориентация.

 

Идеи гуманистической психологии в лице их лучших представителей (А. Мас- лоу, К. Роджерс, В. Франкл, Э. Фромм, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов и др.) играют большую роль в современном физкультурном образовании. Гуманистическая психология совершенно справедливо исходит из понимания человека как целостного существа, превосходящего сумму своих составляющих. Эта концепция имеет давние традиции и рассматривает каждого человека в качестве неповторимого микрокосма (малого космоса), являющегося воспроизведением макрокосма (космоса большого). В области физической культуры и спорта данная идея реализуется в программе гармоничного развития личности на основе единства его физических, интеллектуальных и нравственных качеств.

Еще один принцип гуманистической психологии исходит из того, что человеческое бытие развертывается в контексте человеческих взаимоотношений, т.е. человека нельзя понять только из него самого, а лишь с учетом всего многообразия межличностных отношений. Это непосредственно касается физической культуры и спорта, где соревновательная конкуренция органически сочетается с умением работать в команде, что требует хорошо развитых навыков межличностного общения. Современное общение, однако, сопряжено с целым рядом сложностей объективного и субъективного характера. Наличие в современном обществе самых различных видов отчуждения ведет к возникновению такого социально опасного явления, как «экзистенциальный вакуум».

По учению В. Франкла, «экзистенциальный вакуум» у многих современных людей становится следствием фрустрации экзистенциальных потребностей. Человек не просто игнорирует духовные потребности, он боится их удовлетворять по целому ряду причин. Франкл связывает это с процессами релятивизма морали и совести в современном западном обществе. Он предлагает онтологизировать мораль и на основании этого воспитывать молодых людей таким образом, чтобы 10 заповедей, которые уже потеряли свою силу и были заменены постоянно увеличивающимся количеством других заповедей в соответствие с бесконечным числом жизненных ситуаций. Постоянный поиск различных смыслов в быстро меняющемся мире и должен стать панацеей от «экзистенциального вакуума» [5]. При этом высказывается мысль о том, что поиски смысла жизни не зависят от интеллекта, уровня образования, религиозности, профессии, пола и возраста.

В. Франкл справедливо критикует американскую систему образования за ее паническую боязнь авторитарности и директивности. Идеи плюрализма и толерантности зашли настолько далеко, что молодых людей вообще стараются не знакомить с какими- то идеалами и ценностями, воспринимая это, как посягательство на свободу выбора.

Франкл предлагает вернуть в образование систему нравственных идеалов и духовных ценностей, доказывая, что сильная ориентация на смысл способствует не только физическому, но и психическому здоровью и даже сохранению жизни [6]. Любой человек, независимо от образования, нуждается в самотрансценденции, которая позволяет ему выйти за узкие рамки материальных потребностей. Интенциональная направленность личности предполагает наличие хоть каких-то нравственных идеалов и ценностей. Однако современный западный человек вынужден, зачастую, конструировать эти идеалы самостоятельно.

В этой связи интересна концепция гуманистического психоанализа Эриха Фромма. Он дал классификацию типов характера в соответствие с непродуктивной и продуктивной ориентацией. К непродуктивным типам характера он отнес: рецептивную ориентацию, эксплуататорскую ориентацию, накопительную ориентацию и рыночную ориентацию. Все они широко распространены в настоящее время. Основой рыночной ориентации характера человека становится современный рынок.

Одним из видов рынка является рынок личностей, где присутствует свой спрос и предложение. Особую остроту приобретает проблема самоидентификации. Вместо того, чтобы говорить себе: «Я есть то, что я делаю», человек рыночной ориентации заявляет: «Я таков, каким вы хотите меня видеть» [7]. Исключительно ролевой подход к самому себе может привести к полной потере самоидентификации личности. В условиях рынка равенство зачастую приобретает форму безразличия.

Все это находит свое непосредственное отражение в образовании, которое все в большей степени прагматизируется. Целью образования становится не столько интеллектуальность, сколько информативность. При формировании способностей ребенка на первое место выходят быстрота реакции, смекалка, сообразительность, находчивость, т.е. те рассудочные качества, которые окажутся наиболее востребованными в практической деятельности в условиях рынка. Физкультурное образование также требует развития данных способностей, которые необходимы при занятии любым видом спорта.

Что касается прагматизации образования, то здесь также следует выделять гуманистические и антигуманные тенденции [11]. Нередко человек пытается все свои индивидуальные качества превратить в товар и избавиться от тех качеств, которые не могут быть проданы на рынке. Такому положению вещей Э. Фромм противопоставляет продуктивную ориентацию личности. К продуктивной ориентации способен каждый человек без эмоциональных и психических отклонений. В этом заключается подлинный демократизм при воспитании данной ориентации. Основополагающую роль здесь играет творческий подход к окружающему миру и к самому себе. Э. Фромм справедливо выделяет два основных вида активности человека: непродуктивную и продуктивную. Непродуктивная активность распространена очень широко и связана с внешней приспособительной деятельностью личности. Сюда относится: реакция тревоги, которая может быть острой или хронической; активность, основанная на подчинении или зависимости от авторитета; автоматическая активность, когда человек делает только то, что от него ждут; иррациональная активность личности, обуреваемой страстями.

Продуктивный или производящий человек, по мысли Эриха Фромма, это любящий и разумный человек. Но здесь возникает ряд сложностей, связанных с реализацией такой продуктивности в условиях современного постиндустриального общества. Уже было сказано о том, что нравственные и разумные ценности, при всей их привлекательности, сталкиваются с проблемой отторжения в условиях рыночной экономики. Э. Фромм это прекрасно понимал, поэтому в каждой непродуктивной ориентации характера он выделил позитивный и негативный аспект. К примеру, позитивный аспект рыночной ориентации: целеустремленность, способность к переменам, непредубежденность, предприимчивость, недогматичность, любознательность, терпимость; негативный аспект рыночной ориентации: приспособленчество, непоследовательность, аморальность, гиперактивность, беспринципность, бестактность, равнодушие. Кроме того, Э. Фромм писал о смешении различных ориентаций, когда продуктивную ориентацию в «чистом виде» выделить практически невозможно.

Э. Фромм следующим образом сформулировал основную проблему гуманистической психологии: стоит ли нам производить больных людей во имя здоровой экономики или же необходимо преобразовать саму экономику во имя здоровья людей; надо ли людям оставаться зависимыми и пассивными во имя сильной и хорошо отлаженной организации [8]? В условиях современной экономики возникает своеобразный парадокс: больных людей становится все больше при постоянном увеличении среднего возраста, т.е. человек живет значительно дольше, но, при этом, постоянно болеет. И речь идет не только о физических заболеваниях, но, прежде всего, о психических.

Как уже было сказано, нельзя обойти стороной и такую проблему гуманистической психологии, как прагматизация жизни. Прагматическая психология не случайно возникает в США в 19 веке: в классической стране капитализма в классический период его развития. Польза становится основополагающим понятием прагматической психологии и педагогики. У. Джемс в основополагающем труде «Принципы психологии» с самого начала формулирует свой главный принцип психологического исследования: «Психические явления нельзя изучать независимо от физических условий познаваемого мира» [4]. В дальнейшем это положение было дополнено известной прагматической максимой: предмет - есть совокупность практических действий, вытекающих из него. Прагматическая психология с самого начала позиционировала себя в качестве гуманистической, поскольку ставила своей целью дать объективный анализ психики человека и помочь ему в решении жизненно важных проблем.

Психология и педагогика прагматизма одной из важнейших своих целей считали, что важно сделать человека счастливым на том уровне развития, на котором он находится. Здесь уже отсутствует задача постоянного духовного и интеллектуального совершенствования, она подменяется приспособлением к постоянно меняющимся условиям окружающей среды. Упор делается на житейскую мудрость в виде здравого человеческого рассудка. Развитие теоретического мышления и других высших способностей человека считается оправданным только в том случае, если это не приходит в противоречие с требованиями физического мира и социальной действительности.

Прагматичный подход пустил глубокие корни в отечественном образовании и здесь вряд ли что-то можно изменить. Речь следует вести о гуманизации примитивного прагматизма, как его понимает большинство субъектов рыночного взаимодействия. Педагогика и психология Д. Дьюи как раз и имели своей целью такую гуманизацию. Важнейшим понятием здесь выступает эмпирическое исследование, которое является базисом психологии, педагогики и этики прагматизма. Д. Дьюи справедливо полагал, что цель человеческой жизни заключается в росте и развитии самого человека в соответствие с его природой. Однако какого-либо образца человеческой природы не существует, личность открыта миру и воспитывается под воздействием множества эмпирических факторов. Применительно к физкультурному образованию это означает, что физическое развитие человека должно приносить ему максимальную пользу при взаимодействии с окружающим миром. При этом гуманизм выступает тем ориентиром, который уравновешивает сугубо личные, эгоистические устремления человека.

Следует отметить, что психологию У. Джемса и Д. Дьюи высоко оценивал Л.С. Выготский. Советская психология изначально основывалась на гуманистических принципах, хотя в педагогике преобладали авторитарные методы обучения и воспитания. В отечественной психологии, как и в американской психологии прагматизма, изначально существовало противоречие между гуманистической сущностью теории и антигуманной действительностью. Это хорошо видно на примере такого основополагающего понятия в психологии Л.С. Выготского, как «зона ближайшего развития».

Зона ближайшего развития представляет собой «область созревающего развития», где ребенок не может еще действовать сам, поэтому нуждается в направляющем воздействии взрослого [1]. Этому понятию близко «совместно-разделенное действие» А.И. Мещерякова. Гуманизм здесь заключается в помощи ребенку со стороны взрослого. Но если взрослый изначально антигуманен, то область созревающего развития не может быть гуманной по определению. Совместно-разделенное действие в идеале предполагает со-творчество в системе «педагог-воспитанник», однако все зависит от того, насколько человечен сам педагог. Кроме того, зона ближайшего развития ребенка не сводится к влиянию одного лишь взрослого, а предполагает множество социальных воздействий, своеобразный «ансамбль общественных отношений». Все зависит от того, насколько гуманна вся социальная среда, а не отдельный воспитатель. Если общественные отношения пронизаны отчуждением и формализмом, то ребенок это поймет очень быстро и гуманистическая психология вряд ли здесь сможет помочь.

Современное развивающее обучение также основывается на принципах гуманистической психологии. Концепция ведения обучения на повышенном уровне сложности имеет много последователей среди ученых и педагогов-практиков. В.В. Давыдов справедливо полагал, что развитие ума требует серьезного напряжения уже в раннем возрасте. Содержательное обобщение, абстрагирование и рефлексия в учебной деятельности были призваны способствовать развитию теоретического мышления у школьников [3]. Концепция Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова применяется и в современной школе, что свидетельствует о ее актуальности. Однако фактом является и то, что среди выпускников школ и вузов наблюдается резкое снижение уровня теоретического мышления. Можно даже говорить об определенном отторжении абстрактного мышления в его различных формах (философской, экономической, математической, психологической и др.). Между тем в области физкультурного образования интеллектуальная подготовка традиционно занимает достойное место, что свидетельствует о важности развития мышления будущих спортсменов.

Трудно найти в настоящее время какую-то альтернативу гуманистической психологии, особенно в области ее применения в педагогике. Вместе с тем не менее сложно последовательно осуществлять гуманистические принципы в образовательной деятельности в условиях роста индивидуализма и отчуждения. В этой ситуации, по- видимому, необходимо стремиться к очеловечиванию позиции вульгарного прагматизма, в чем существенную помощь может оказать и гуманистическая психология. Физическое развитие молодежи должно сочетаться с гуманистическими ориентирами, что предостережет подрастающее поколение от смыслоутраты.

Литература

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
2. Геращенко И.Г., Геращенко Н.В. Прагматическая методология в социологии образования: поиск новых подходов // Социология образования. - 2018. - № 1. - С. 4-11.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986. - 240 с.
4. Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
5. Франкл В. Человек перед вопросом о смысле // Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - С. 24-44
6. Франкл В. Самотрансценденция как феномен человека // Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. / общ. ред. Л.Я. Гозмана, Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - С. 54-69.
7. Фромм Э. Человек для самого себя. Введение в психологию этики // Психоанализ и этика / сост. П.С. Гуревич, С.Я. Левит; пер. с англ. Е.А. Жуковой [и др.]. - М.: Республика, 1993. - С. 19-191.
8. Фромм Э. Революция надежды. Навстречу гуманизированной технологии // Психоанализ и этика / сост. П.С. Гуревич, С.Я. Левит; пер. с англ. Е.А. Жуковой и др. - М.: Республика, 1993. - С. 218-357.

Научно-методический журнал "Физическое воспитание и спортивная тренировка" № 1(23) - 2018

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (18.05.2018)
Просмотров: 32 | Теги: физкультура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь