Среда, 24.05.2017, 03:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ВОБЛИКОВ В.Ю.,
аспирант кафедры менеджмента БФУ им. И.Канта

 

РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ
РЕГИОНАЛЬНОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

 


Российская  Федерация  является  са-
мым  большим  по  территории  многонацио-
нальным  государством,  административно
поделенным на 8 федеральных округов, име-
ющих в своем составе 89 регионов. Масшта-
бы территории страны и ее многоукладность
значительно  сказываются  на  уровне  разви-
тия регионов, которые на сегодняшний день
в значительной степени дифференцированы
по социально-экономическим признакам.
Для того чтобы наглядно увидеть сте-
пень  дифференциации  регионов  России
между собой, различными рейтинговыми ор-
ганизациями  составляются  рейтинги  соци-
ально-экономического  положения  регионов.
Один из таких рейтингов, базирующихся на
данных Минфина и Росстата и агрегирующих
ключевые показатели регионального разви-
тия по итогам 2011 года, был составлен Рей-
тинговым агентством «РИА Рейтинг».
Верхние  шесть  строк  в  нем  занима-
ют Москва (агрегированный рейтинг 82.16),
Санкт-Петербург  (73.84),  Ханты-Мансийский
АО  (72.63),  Тюменская  область  (72.63),  Мо-
сковская область (64.85) и Ямало-Ненецкий АО
(62.59).  Худшие  показатели  социально-эконо-
мического  развития  демонстрируют  располо-
жившиеся в нижней части рейтинга Рязанская
область  (27.71),  Республика  Карелия  (27.58),
Смоленская (23.18) и Ивановская (16.44) обла-
сти, Республика Хакасия (14.85) и Костромская
область (11.99) [1, с.9]. Отсюда наглядно вид-
но, что показатели социально-экономического
развития между наиболее (Москва) и наименее
(Костромская область) развитым регионами от-
личаются почти в 7 раз.
Учитывая  описанные  различия  в  со-
циально-экономическом развитии, нетрудно
понять,  что  любые  внешние  по  отношению
к  регионам  факторы  неоднозначно  сказы-
ваются на каждом из регионов страны. Учет
влияния этих факторов в целях сохранения
единства  национального  пространства  яв-
ляется  одной  из  главных  проблем  государ-
ственной региональной политики в России.
Причины  регионального  неравенства
впервые  исследовал  американский  эконо-
мист Вильямсон. Основными из них он счи-
тал  распределение  природных  ресурсов,
миграцию трудовых ресурсов, движение ка-
питала и политику правительства [2, с.299].
Относительно шести наиболее развитых
регионов  составители  рейтинга  указывают,
что  «на  эти  регионы  приходится  почти  поло-
вина  отечественного  ВВП,  здесь  формирует-
ся большая часть потребительского спроса и
отсюда  исходит  основной  экспортный  поток
страны. В этих же регионах работает или бази-
руется  большинство  крупнейших  корпораций
страны, в том числе все основные российские
монополисты»  [1,  с.7].  Кроме  того,  Москва,
Московская область и Санкт-Петербург явля-
ются крупными финансовыми центрами стра-
ны, а Тюменская область, Ханты-Мансийский
и  Ямало-Ненецкий  автономные  округа  явля-
ются источниками тех финансовых ресурсов,
которые затем аккумулируются в финансовых
центрах страны. Таким образом, первые шесть
мест в данном рейтинге обусловлены наличи-
ем достаточного количества природных и фи-
нансовых ресурсов регионов. Это определяет
их высокие макроэкономические показатели,
и,  как  следствие,  высокие  показатели  соци-
ально-экономического развития.
В  средней  части  рейтинга  благопо-
лучие  регионов  зависит  от  обеспеченности
природными  ресурсами  и  инвестиционной
привлекательности регионов, зависящей от
политики правительства регионов.
Таким образом, причины дифференци-
ации регионов, описанные Вильямсоном, име-
ют место и в российской действительности.
Среди  причин  неравномерного  разви-
тия российских регионов исследователи также
выделяют  климатические  условия,  историче-
ские и культурные особенности, сложившееся
разделение  труда,  состояние  промышленно-
транспортного комплекса, финансовой и бан-
ковской  систем,  экологическую  обстановку,
высокие транспортные издержки [3, с.34].
Рассмотрим для примера влияние транс-
портных  издержек  на  уровень  экономико-со-
циального  развития  региона.  Высокие  транс-
портные  издержки  присущи  территориям,
находящимся на значительном удалении от цен-
тра. Данный вид издержек удорожает стоимость
конечного  продукта  и,  как  следствие,  снижает
уровень и качество жизни местного населения,
которые,  в  свою  очередь,  оказываются  значи-
тельно  ниже  соответствующих  показателей
жизни населения в центральных регионах стра-
ны. Это, в свою очередь, провоцирует отток на-
селения из удаленных регионов в направлении
центра, а также стимулирует рост преступности
в целом по стране, снижая тем самым качество
жизни  основной  массы  ее  населения.  Можно
уверенно говорить о том, что любая из перечис-
ленных причин влияет не только на жизнь кон-
кретных регионов, но и опосредованно на каче-
ство жизни всего населения страны. В связи с
этим можно отметить, что «залогом успешного
и  поступательного  развития  страны  является
равномерное  развитие  ее  регионов»  [4,  с.41].
Однако регионы не могут достичь одинакового
уровня развития, полагаясь только на собствен-
ные силы, т.е. при помощи саморегулирования.
Это  связано  с  ограниченностью  механизма
саморегулирования  на  макроэкономическом
уровне.  Поскольку  социально-экономические
блага между различными регионами распреде-
лены неравномерно, существует необходимость
перераспределения  социально-экономических
благ между различными слоями общества, ко-
торую любой отдельно взятый регион не может
восполнить  собственными  силами.  В  данном
случае  единственным  действенным  способом
решения указанных проблем является государ-
ственное регулирование регионального и муни-
ципального развития.
В настоящее время под региональным и
муниципальным развитием понимают действия,
направленные  на  достижение  заранее  постав-
ленных целей, среди которых преобладают цели
повышения  уровней  образования,  культуры,
здравоохранения,  социальной  обеспеченности,
а также уменьшения нищеты населения региона
или муниципалитета. Сюда же относят улучше-
ние  экологической  обстановки  на  территории,
расширение личной свободы каждого прожива-
ющего на территории данного региона челове-
ка, качественное обогащение его культурной и
духовной жизни. Таким образом, основной це-
лью регионального (муниципального) развития
является  улучшение  качества  жизни  его  насе-
ления до заранее запланированных пределов в
конкретно определенные сроки.
В  соответствии  с  периодом  планиро-
вания,  все  цели  развития  подразделяются  на
краткосрочные и долгосрочные. Горизонт пла-
нирования определяет и критерии экономиче-
ского развития региона или муниципалитета. В
качестве критериев достижения краткосрочных
целей чаще всего используются конкретные ве-
личины (к примеру, увеличение ВРП в следую-
щем месяце, квартале, году). Среди долгосроч-
ных  целей  регионального  и  муниципального
развития выделяют создание рабочих мест для
будущих поколений, повышение уровня жизни
населения региона, включая уровень образова-
ния, здравоохранения и культуры и другие.
С целью снижения негативного и увели-
чения позитивного влияния факторов, влияю-
щих на достижение конечной цели, - улучше-
ния качества жизни населения - используются
различные  методы  регулирования  террито-
риального развития. Согласно определению,
данному  Э.В.  Алехиным,  «Регулирование
территориального развития - это специально
организуемые  системные  действия  по  обе-
спечению  устойчивого  и  сбалансированного
функционирования  региональных  систем,
главной  целью  которых  является  улучше-
ние качества и уровня жизни населения» [5,
с.117]. Поскольку имеет место система мер,
то,  как  и  в  любой  экономической  системе,
в  ней  можно  выделить  субъекты  и  объекты
воздействия.  Субъектами  государственного
регулирования регионального и муниципаль-
ного развития выступают:
-  «республики,  края,  области,  города
федерального значения, которые реализуют
свои интересы через высшие законодатель-
ные органы и через принятие соответствую-
щих федеральных законов;
-  Президент  и  его  нормативно-право-
вые акты в виде указов;
-  Правительство  и  его  министерства,
которые принимают решения и постановле-
ния,  подкрепляемые  денежными  средства-
ми, реализуют федеральные законы и указы
Президента» [5, с.117].
Объектами  государственного  воздей-
ствия с целью регулирования регионального
и муниципального развития являются непо-
средственно  регионы  и  муниципальные  об-
разования РФ.
По способу воздействия на объект вы-
деляют следующие методы государственно-
го регулирования:
1. Экономические - оказывают стиму-
лирующее  и  ограничивающее  воздействие
на  проблемы  территорий.  В  свою  очередь,
они делятся на:
- прямые (государственные закупки, целе-
вое финансирование, предоставление субсидий);
- косвенные (меры налоговой, кредит-
но-денежной,  бюджетной,  институциональ-
ной, инвестиционной, социальной политики);
- административные (прямые запреты,
которые реализуются через систему норма-
тивно-правовых актов).
2. Системный метод, заключающийся
в  разработке  и  принятии  государственных
региональных  программ  для  территорий,
однородных по какому-либо отрицательному
воздействию, оказывающему значимое вли-
яние на их развитие.
3. Льготный метод, состоящий в создании
специальных экономических зон на территории
с целью использования ее ранее недостаточно
использованного потенциала [5, с.117-119].
В последнее время особая роль в до-
стижении социально-экономических целей в
процессе  регионального  и  муниципального
развития отводится инновационному харак-
теру  выстраиваемой  экономики,  который
предполагает:
-  развитие  научно-технического,  об-
разовательного  и  других  видов  потенциала
крупных городов региона;
-  создание  сети  территориально-про-
изводственных кластеров, направленных на
развитие  высокотехнологичного  производ-
ства и глубокую переработку сырья;
- развитие крупных транспортно-логи-
стических и производственных узлов;
-  использование  механизма  создания
особых экономических зон [2, с.299].
По  мнению  С.В.  Хрипко,  «роль  госу-
дарства  как  регулирующего  органа  должна
состоять в формировании системы мер, под-
держивающих  конкурентоспособность  на
рынке, стимулирующих деловую активность
хозяйствующих  субъектов,  сдерживающих
негативное влияние конкурентоспособности
на жизнедеятельность общества» [5, с.62].
Таким образом, можно сделать вывод,
что главенствующая роль государственного
регулирования  в  процессе  регионального  и
муниципального  развития  состоит  в  попыт-
ке  выравнивания  социально-экономическо-
го положения регионов с целью сохранения
единства  территории  Российской  Федера-
ции; в создании правовых, экономических и
других механизмов и возможностей, исполь-
зуя  которые  регионы  смогут  повысить  уро-
вень и качества жизни населения до заранее
определенных параметров.
ДИСКУССИОННАЯ ТРИБУНА
Библиографический список:
1. Рейтинг социально-экономического положения субъектов РФ. Итоги 2011 года. М.: РИА
Рейтинг (группа РИА Новости), 2012. 64 с.
2.  Троцковский  А.Я.,  Щетинин  М.П.  Концептуальные  основы  регулирования  территори-
ального развития на мезоуровне // Известия Алтайского государственного университета. 2010.
№2-2. С.298-308.
3. Горшенина Е.В. Проблемы типологии регионов - субъектов РФ // Экономические ис-
следования. 2011. №3. С.34-46.
4. Пройдакова В.Е. Механизм выявления проблемных сфер экономики в регионах - субъ-
ектах РФ // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2011. №2. С.41-46.
5. Алехин Э.В. Государственное регулирование региональной экономики: Уч. пос. Пенза:
ПГУ, 2011. 133 с.







 

 

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443x (13.12.2012)
Просмотров: 482 | Теги: государственное регулирование, дифференциация регионов, региональное развитие, муниципальное развитие, развитие территории | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь