Суббота, 16.02.2019, 06:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОСТРОЕНИИ ПРОФИЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАДЕТСКИХ УЧИЛИЩ

Боброва Г. В.

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПОСТРОЕНИИ ПРОФИЛЬНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАДЕТСКИХ УЧИЛИЩ

Аннотация. В статье автор дает характеристику средствам физического воспитания, направленным на профильно-ориентированное обучение по подготовки кадет к поступлению в военные вузы страны. Система физической подготовки воспитанников Оренбургского президентского училища построена с привлечением военно-прикладных видов спорта, начиная с пятого класса. Результаты исследования показали отношения к профильно-ориентированному образованию кадет всех возрастных групп.

 

Положением о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и кадетских корпусах, утвержденном распоряжением Президента Российской Федерации от 3 апреля 1995 года, регламентируется деятельность государственных образовательных учреждений основного общего, среднего (полного) общего образования с дополнительными образовательными программами, направленными на проведение военной подготовки несовершеннолетних граждан мужского пола. Целью образовательной деятельности средних учебных заведений Министерства Обороны является - обеспечить подготовку несовершеннолетних граждан мужского пола к поступлению в образовательные учреждения, реализующие военные профессиональные образовательные программы. Согласно положения, одной из основных задач является удовлетворение потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии, получении ими среднего (полного) общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, первичных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии и продолжения дальнейшего обучения [4].

В связи с поставленными задачами перед преподавателями Оренбургского президентского кадетского училища, встает задача интеграции образовательного процесса с дополнительным образованием, где повышается роль физической подготовки кадет в свете профильно-ориентированного образования.

Особенностью образовательной области «Физическая культура» в президентском кадетском училище при профильно-ориентированном обучении является ее отнесенность к подразделу - «Общая профессионально-прикладная физическая подготовка» и собственно «Профилированный подраздел образования». Содержание первого подраздела ориентировано на овладение физической культурой на базовом уровне в старших классах. Содержание второго вытекает из ведущей функции профильной подготовки воспитанников и направлено на достижение следующих целей:

- формирование интереса к практическим видам и формам процесса физического воспитания;

- углубленное изучение физической культуры, ее связи с физическим воспитанием и спортивной подготовленностью, ее роли в профильно- ориентированной подготовке;

- повышение функциональных возможностей организма и уровня технической и физической подготовленности, совершенствование технико-тактических действий в избранном виде спорта;

- расширение возможности социализации воспитанников, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием и более эффективная подготовка воспитанников к следующей ступени образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении или области специализации [1, с. 4; 3, с. 59].

Профилированный блок дисциплин (инновационный потенциал) представлен перечнем сформированных учебных дисциплин и интегрированными курсами в виде блока дополнительного образования.

Набор дополнительных дисциплин позволяет составить индивидуальную образовательную траекторию для каждого кадета. Дисциплины могут отбираться по нескольким признакам:

- дополнять содержание профильного уровня;

- развивать содержание одного из базовых курсов (учебных предметов);

- удовлетворять разнообразные познавательные интересы воспитанников, выходящие за рамки выбранного профиля.

При этом эффективная интеграция основного и дополнительного образования в училище возможна, если:
будет создано единое интегративное пространство, обеспечивающее реализацию внутренних потенциалов основного и дополнительного образования;

- через новое образовательное пространство с целевым, содержательным, технологическим компонентами формировать новую личность воспитанника, адекватно реагирующую на социальный заказ и социальную среду.

При этом обучение и воспитание эффективны в условиях, способствующих индивидуальному развитию каждого ребенка при сочетании лучших традиций с современным технологическим развитием. Образовательный процесс необходимо выстраивать на основе технологии и видов деятельности учащихся, позволяющих реализовать им свой творческий потенциал [1, с. 19].

Оренбургское президентское кадетское училище на практике внедряет профильно-ориентированное обучение, направленное на подготовку кадет к поступлению в высшие учебные заведения Министерства Обороны. А так как, одним из условий поступления в данные учебные заведения является высокое требование к физической форме и спортивной подготовке абитуриента, в училище повышается значимость подготовки воспитанников по физической культуре в рамках профильного обучения. В то же время, следует отметить, что при выборе форм занятий последнее слово остается за воспитанником, проявлением его заинтересованности к тому или иному виду занятий, поэтому вид деятельности дополнительного образования воспитанник выбирает сам.

На 2015 - 2016 учебный год в Оренбургском президентском кадетском училище представлен блок дополнительного образования: 19 секций по 17 видам спорта - это оборонно-спортивный профиль дополнительного образования и 15 классов художественно-эстетического профиля дополнительных дисциплин. Кроме того воспитанникам училища предлагаются дополнительные занятия по естественно-математическим наукам и информационно-технологическому профилю. Столь большой выбор обусловлен тем, что каждому виду деятельности отводиться 6 часов занятий три дня в неделю, поэтому воспитанник вправе выбрать два вида деятельности дополнительных дисциплин.

Опрос воспитанников и изучения статистических данных по посещаемости дисциплин дополнительного образования показал, что воспитанники младших классов (5-6 класс) выбирают в основном виды дополнительной деятельности спортивной направленности (88%), тогда как кадеты 7-9 классов предпочитают совмещать спортивную деятельность с занятиями по информационно- технологическому профилю (64%). При этом отмечено, что воспитанники младших классов в своих предпочтениях на первое место ставят игровые виды спорта (54 %), затем плавание, гимнастику, пулевую стрельбу и только не значительная часть (22 % от занимающихся) увлекаются единоборствами. Среди старшеклассников занятия в дополнительном образовании оборонно-спортивного профиля распределились следующим образом: на первом месте - единоборства (58 %), на втором месте занятия в бассейне, пулевая стрельба, легкая атлетика, и только 16 % воспитанников увлекаются игровыми видами спорта. Опрос воспитанников показал что, в младших классах учащиеся при выборе вида занятий в дополнительном образовании руководствуются в первую очередь на личный интерес к виду спорта (нравиться или не нравиться), и на ранее приобретенный опыт (занимался ли видом спорта до поступления в президентское кадетское училище). Старшеклассники же в первую очередь выбирают вид дополнительного образования, ориентируясь на значимость приобретенных навыков в избранном виде спорта для получения дальнейшего образования, то есть личностный профильно-ориентируемый выбор. Так, например, предпочтения оказывается единоборствам с целью получения разряда, что, по мнению воспитанников училища, поможет при поступлении в профилированное высшее учебное заведение, а также повышается интерес к занятиям по легкой атлетике, атлетической гимнастики (в частности силовое подтягивание) и плаванию, так как эти вида спорта включены в вступительные экзамены высших учебных заведений Министерства Обороны.

Таким образом, исследования показали, что профильно-ориентированное обучение по физической культуре становиться продуктивным в старших классах, тогда когда кадеты осознано выбирают вид дополнительного образования в рамках значимости для поступления в высшее учебное заведения. В тоже время следует отметить, что более эффективное обучение двигательным навыкам происходит при раннем начале занятий в избранном виде спорта. Поэтому следует проектировать профильно-ориентированное обучение по физической культуре с младших - 5 - 6 классов. При этом главное условие эффективности профильно-ориентированного образования - включение в него диагностического блока, предоставляющего воспитанникам возможность не только выяснить своё отношение к тому или иному виду физкультурной деятельности, но и познать свои способности, физические качества и потенциал их развития. Таким образом, профильно-ориентированное образование по физической культуре по сути должно быть личностно ориентированным. Такая форма организации образовательного процесса адекватна стремлению кадет к пробно-поисковым действиям в решении собственных учебно-познавательных задач и обеспечивает самореализацию в области физической культуры, что способствует наиболее эффективной профильно-ориентированной подготовке воспитанников училища.

Литература

1. Дорохина Л. А. Интеграция основного и дополнительного образования в образовательном учреждении гимназического типа.автореф. дис. ... канд. пед. наук/Л.А. Дорохина;Майкоп. - 2006. - 24 с.
2. Лернер П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы/ П.С. Лернер //Школьные технологии. - 2003. -№ 4. - С 50-62.
3. Мясникова Н. Профильное обучение по физической культуре на старшей ступени общеобразовательной щколы//Теория и практика физической культуры. - 2007,-№7. - С. 59-60.
4. Постановление правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 696 (Д) «Об утверждении положения о суворовских военных, нахимовских военно-морских училищах и музыкальных кадетских корпусах»// Правовые акты Российской Федерации. Сайт zaki.ru - Законы и право. URL: http:// www.zaki.ru/pagesnew.php7icN3104&page=l.

Физическая культура, спорт, наука и образование: материалы I всероссийской научной конференции с международным участием, 29 марта 2017 года / под ред. С.С. Гуляевой, А.Ф. Сыроватской. - Чурапча: ЧГИФКиС, 2017 - 418 с.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (22.01.2019)
Просмотров: 20 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь