Воскресенье, 19.11.2017, 22:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Р.Т.Хадиева, А.А.Кайдина

РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ

Рассмотрена роль физического воспитании в формировании здорового образа жизни студентов. Показаны основные задачи дисциплины «физическая культура», перечислены особенности и специфика предмета.

Ключевые слова: физическая культура, здоровье, студенческая молодёжь, физическая активность, здоровое питание, здоровый образ жизни.

 
Актуальность. Для любого государства молодёжь представляет особую группу населения, на обеспечение здоровья которой нацелены различные государственные и социальные программы.

Спорт как форма физической активности, необходимая для развития полноценной здоровой личности, в современном мире отходит на второй план, уступая место карьеризму и интеллектуальным видам деятельности.

Однако современный напряжённый ритм жизни, от которого в значительной степени страдают студенты, требует эмоциональных и физических разгрузок, роль которых в вузах и других учебных заведениях может выполнять физическое воспитание.

Таким образом, физическая культура как предмет нуждается в чётком определении своей роли в рамках учебного процесса.

Цель и задачи исследования. Соответственно, целью теоретического исследования является определение роли предмета физической культуры в системе высшего образования и его влияния на состояние здоровья и поведенческий стиль учащихся.

Задачами исследования являются:

1. Анализ теоретических источников и современных научно-практических работ для определения влияния предмета как на общее состояние студента, так и на его интеллектуальную деятельность.

2. Обобщение и структурирование полученного материала, подготовка выводов.

«Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности» [9]. Соответственно, задача вуза на данном поприще состоит в том, чтобы привить студенту интерес к спорту и потребность в физическом развитии [2-4].

Ценность предмета физической культуры в вузах обусловлена ещё и тем, что он мотивирует студента заниматься спортом и физическим самообразованием и после окончания учебного заведения [10; 11]. «Система образования вуза направлена на то, чтобы в последующие годы выпускники вузов продолжали постоянно самосовершенствоваться, заниматься в том числе и самообразованием, самовоспитанием, самообучением. Это касается и аспектов физического воспитания, спортивного совершенствования. Важным средством на пути к самосовершенствованию является <.. .> устойчивая мотивация быть здоровым» [5. С. 84].

В данный момент широкое распространение получило исследование влияния физической активности на здоровье студентов и отказ ими от вредных привычек. Так, Т. А. Фёдорова и О. Л. Рыбникова описывают инновационную физкультурно-профилактическую программу, которая заключается в использовании аэробных нагрузок по выбору студента. В исследовании приняли участие студентки 1-3-х курсов. Было выяснено, что «программа оказала влияние на физическую подготовленность учащихся, способствовала адаптации к реальной жизни, сформировала у них здоровый поведенческий стиль, повысила устойчивость к негативным социальным явлениям, увеличила число испытуемых с положительной динамикой в учебной деятельности [8].

Из этого следует, что при должном всестороннем подходе к проведению занятий по дисциплине «физическая культура», который учитывает как современные тенденции в сфере спорта в молодёжной среде, так и возрастные специфические характеристики студентов, предмет имеет большой образовательный потенциал. Так, очевидно влияние не только на общее самочувствие и социальную адаптацию учащихся, но и на их успехи в интеллектуальной деятельности.

Предмет физической культуры является довольно специфическим по сравнению с другими из-за особенностей его задач, формы преподнесения учебного материала, а также организации учебного процесса. Как и в любой дисциплине, очевидна направленность на достижение требуемого программой результата, однако базовым отличием является именно формирование мотивации студента, его интереса к собственному физическому воспитанию.

Заслуживает внимания и эмоциональная составляющая как занятий спортом вообще, так и физической культурой в частности. Так, «значимой для студента является эмоциональная сторона спортивной деятельности, проявляющаяся в переживании чувства удовлетворённости от осязаемого положительного эффекта от спортивной тренировки, будь то победа на соревновании или даже небольшая победа над собой» [1].

При условии наличия в учебном заведении спортивных секций, заменяющих или частично заменяющих часы дисциплины «физическая культура», возрастает положительный эмоциональный эффект. «Социологические исследования говорят о том, что подавляющее число студентов хотели бы заниматься избранным видом спорта, отвечающим их интересам и возможностям» [6. С. 157].

Многие исследователи заостряют внимание на необходимости наличия теоретического курса в дисциплине «физическая культура». Данный подход, на наш взгляд, имеет ряд преимуществ:

1. Возможность обмена мнениями между преподавателем и студентами в форме открытого диалога.

2. Адаптация студентов к социальной действительности (обсуждение новых спортивных явлений, алгоритмы поведения в непредвиденных сложных социальных ситуациях).

3. Теоретические основы построения правильного рациона, обеспечивающего наличие необходимых полезных веществ в организме.

Последнее является наиболее актуальным, так как в настоящее время происходит своеобразный расцвет различных диетологических школ и учений, которые не имеют научного обоснования и достаточной базы исследований, однако являются весьма популярными, особенно среди молодых девушек, которые преимущественно входят в социальную группу студенток.

С. Н. Талызов в своей работе затрагивает тему здорового образа жизни (ЗОЖ), ставшего «новой религией», и говорит о том, что группа молодёжи, «проповедующая» данный стиль жизни, не совсем способна адекватно оценить степень полезности некоторых аспектов питания. Например, он описывает популярность протеиновых коктейлей, которые затем заменяются биологически активными добавками к пище и, наконец, анаболическими средствами, забывая о том, что «потребление любого рода химических средств уже противоречит образу здорового человека» [7. С. 16].

Соответственно, студенты, находясь под мощным влиянием информационных потоков, обрушивающихся на них посредством СМИ, Интернета и псевдотренеров фитнес-клубов, нуждаются в квалифицированном и научно обоснованном взгляде на занятия спортом и питание, что вполне может обеспечить теоретический курс в рамках физической культуры в соответствующих учебных заведениях [8].

Результаты исследования. Вышеперечисленные аспекты как раз укладываются в составляющие здорового образа жизни, а именно:
1) успешная профессиональная деятельность, условием которой является способность отдыхать, в том числе посредством физической нагрузки;
2) здоровый режим дня, который должен быть осознаваем студентом и учитывать его личные особенности;
3) отсутствие вредных привычек, что присуще большинству спортсменов;
4) оптимальный двигательный режим, то есть обеспечение адекватной и достаточный физической нагрузки;
5) личная гигиена;
6) закаливание;
7) рациональное питание (теоретические основы);
8) психологическая саморегуляция, самостоятельное поддержание стабильного эмоционального фона.

Физическая культура нацелена на обеспечение всех вышеуказанных аспектов здоровой личности, а также на обучение им студента, который, в отличие от того же школьника, является в основном уже частично сформировавшейся личностью, которая нуждается в авторитетном и правдивом мнении.

Несмотря на все перечисленные составляющие предмета, необходимые любому учащемуся, физическая культура является наиболее часто игнорируемым предметом со стороны студентов. На наш взгляд, это происходит по ряду причин:
1) низкая популярность предмета;
2) неудобство расположения спортивных площадок и залов и пр.;
3) слабая техническая обеспеченность спортивных залов;
4) однотипность и монотонность занятий;
5) отсутствие вариативности физической активности в рамках предмета.

Итак, физическая культура является, несмотря на относительно низкую посещаемость в сравнении с другими предметами, уникальным и специфическим предметом в системе высшего образования. В сочетании с теоретическими моментами дисциплина может являться сильным формирующим фактором в развитии личности студента.

Социальная адаптация студентов и установление устойчивого эмоционального фона студента, несомненно, должны быть в числе первостепенных задач физической культуры.

Необходимо формировать положительный образ предмета для большей заинтересованности в нём студента, так как современный мир диктует всё более быстрый ритм жизни и не все студенты вузов осознают необходимость эмоциональной разгрузки и отдыха от напряжённой интеллектуальной деятельности, что может привести в отдельных случаях к сильному переутомлению и различным срывам.

На приведённых в работе примерах наглядно показано и влияние непосредственно на учебный процесс студентов. Положительная динамика в успеваемости зависит от общего состояния здоровья и относительной эмоциональной стабильности, что само по себе может являться проблемой для студенческой молодёжи. Физическая культура непосредственно влияет на оба вышеуказанных аспекта здоровья личности, что несомненно доказывает её значительную роль в системе высшего образования.

Однако, как любой аспект образования и мира вообще, физическая культура как предмет должна находиться в непрерывном процессе развития, совершенствования и обновления, чтобы поддерживать интерес и у преподавателей, и у студентов.

Список литературы

1. Загревская, А. И. Спорт и спортивная культура студентов в системе высшего образования / А. И. Загревская [Электронный ресурс] // Вестн. Томс. гос. ун-та. — 2012. — № 363. — URL: http://cyberleninka. ru/article/n/sport-i-sportivnaya-kultura-studentov-v- sisteme-vysshego-obrazovaniya
2. Иванов, В. Д. Формирование здоровьесберегающей компетентности студентов высших учебных образовательных учреждений / В. Д. Иванов,
A. Е. Трапезникова // Актуальные проблемы и перспективы теории и практики физической культуры, спорта, туризма и двигательной рекреации в современном мире : материалы Всерос. науч.- практ. конф. : в 2 ч. / под ред. С. А. Ярушина, B. Д. Иванова. — Челябинск, 2015. — Ч. 2. — C. 31-34.
3. Иванов, В. Д. Здоровьесберегающие технологии на занятиях по физическому воспитанию в вузе / В. Д. Иванов, Е. Г. Кокорева, З. И. Матина, Г. Г. Худяков // Paradigmata poznani. — 2014. — № 2. — С. 122-130.
4. Иванов, В. Д. Отношение студентов к занятиям по дисциплине «Физическая культура» в вузе / В. Д. Иванов, М. В. Козырин // Социосфера : сб. конф. НИЦ. — 2012. — № 41. — С. 161-163.
5. Кооль, М. В. Формирование ценностной ориентации студентов на здоровый образ жизни в процессе занятий по физической культуре / М. В. Кооль // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 3. — С. 83-86.
6. Лубышева, Л. И. Спортивная культура в старших классах общеобразовательной школы / Л. И. Лубышева, В. А. Романович. — М., 2001. — 240 с.
7. Талызов, С. Н. Основы здорового образа жизни студента / С. Н. Талызов // Физ. культура. Спорт. Туризм. Двигат. рекреация. — 2016. — Т. 1, № 3. — С. 16-21.
8. Фёдорова, Т. А. Концепция профилактики вредных привычек студентов средствами оздоровительной физической культуры / Т. А. Фёдорова, О. Л. Рыбникова // Соврем. исслед. социал. проблем. — 2012. — № 10. — С. 41.
9. Яковлева, В. Н. Физическое воспитание и физическая подготовленность студенческой молодёжи / В. Н. Яковлева // Science Time. — 2014. — № 9 (9). — С. 254-261.
10. Ярушин, С. А. Здоровьеобеспечивающая компетенция в структуре профессиональной компетентности студентов вузов / С. А. Ярушин // Безопасность и адаптация человека к экстремальным условиям среды и деятельности : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием / под ред. Е. В. Елисеева, Е. Г. Кокоревой,
B. Д. Иванова. — Челябинск, 2014. — С. 260-266. 11. Ярушин, С. А. Детерминанты и направления
активизации и персонализации здоровьеформирования студенческой молодёжи / С. А. Ярушин // Вестн. Челяб. гос. пед. ун-та. — 2010. — № 9. —
C. 122-136.

Для цитирования: Хадиева, Р. Т. Роль физического воспитания в обеспечении здоровья студенческой молодёжи / Р. Т. Хадиева, А. А. Кайдина // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2017. — Т. 2, № 1. — С. 104-108.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (24.10.2017)
Просмотров: 21 | Теги: физическая культура | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь