Суббота, 03.12.2016, 01:17
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ СЕМЕЙНЫМ СТАТУСОМ

Н.Н.Бахтина

РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ СЕМЕЙНЫМ СТАТУСОМ

В статье представлены результаты исследования по проблеме родительского отношения женщин с различным семейным статусом, на основе исследования предложены рекомендации по оптимизации родительского отношения.

Ключевые слова: родительское отношение, семейный статус, вахтовый метод работы.

 

В современной психологии проблема родительского отношения стоит достаточно остро, особое внимание уделяется изучению материнского отношения к ребенку. В настоящее время описаны типы и структура родительского отношения, влияние на психическое развитие.

А.Я. Варга определяет родительское отношение как «систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков» [1, с. 4]. «Родительское отношение включает в себя субъективно-оценочное, сознательно-избирательное представление о ребенке. Как правило, в структуре родительского отношения выделяют эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты» [2, с. 85-86].

В настоящее время выявлено, что тип родительского отношения и его структура связаны как с индивидуальными и социально- психологическими особенностями родителя, так и с возрастом ребенка [3]. Таким образом, специфику родительского отношения женщины необходимо изучать с учетом таких характеристик, как ее семейный статус (замужем она или нет), особенности временного графика работы ее и супруга, что представляется весьма актуальным в условиях Магаданской области, где большое количество населения работает вахтовым, сезонным, экспедиционным методом, включенность отца в систему воспитания ребенка, а также возрастные особенности ребенка. Под нашим руководством с ноября 2013 г. по февраль 2014-го было проведено исследование особенностей родительского отношения женщин с учетом данных характеристик [4]. В исследовании приняли участие 60 женщин в возрасте от 27 до 34 лет, воспитывающие одного ребенка дошкольного возраста от 3 до 6,5 лет. Выборка была разделена на 3 группы. Первую группу составили разведенные женщины (20 человек); вторую - замужние женщины (20); третью - замужние женщины, мужья которых работают вахтовым методом (20). Группы уравнены по возрастному признаку и уровню образования.

В качестве общей гипотезы исследования было выдвинуто предположение о существовании различий родительского отношения между группами разведенных, замужних женщин и замужних женщин, мужья которых работают вахтовым методом.

Рабочие гипотезы:

1. Существуют различия в отношении к семейной роли между группами разведенных, замужних женщин и замужних женщин, мужья которых работают вахтовым методом.

2. Существуют различия в родительском отношении между группами разведенных, замужних женщин и замужних женщин, мужья которых работают вахтовым методом.

В исследовании для изучения отношения матерей к различным сторонам семейной жизни (к роли и детям) была использована методика измерения родительских установок и реакций (PARI) Е.С. Шафера и Р. К. Белл в адаптации Т. В. Нещерет; для определения типа родительского отношения - опросник родительских отношений (ОРО) А.Я. Варги- В.В. Столина; для учета индивидуальных и социально-психологических особенностей родителей (возраст, образование, семейный статус, включенность отца в воспитание ребенка, график работы мужа и т. д.) и возрастных особенностей ребенка - самостоятельно составленная анкета.

Статистический анализ данных по методике PARI и анкете был проведен с помощью критерия f * угловое преобразование Фишера; по методике ОРО с помощью критерия U Манна-Уитни полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

I. Методика PARI.

1. Выявлены различия между всеми группами испытуемых:
1.1. Между группами замужних и разведенных женщин были выделены значимые различия по таким 6 параметрам, которые включены в оба блока методики (отношение к ребенку и отношение к семейной роли), как «безучастность мужа», «раздражительность и вспыльчивость», «уравнительные отношения между матерью и ребенком», «создание безопасности, опасение обидеть», «подавление агрессивности» и «подавление сексуальности».
1.2. Между группами замужних женщин и замужних женщин, мужья которых работают вахтовым методом были выделены значимые различия по таким 5 параметрам, которые включены в оба блока методики, как «семейные конфликты», «безучастность мужа», «несамостоятельность матери», «раздражительность и вспыльчивость», «подавление сексуальности».
1.3. Между группами разведенных женщин и женщин, мужья которых работают вахтовым методом были выделены значимые различия по таким 8 параметрам, которые включены в оба блока методики, как «зависимость и несамостоятельность матери», «развитие активности ребенка», «уравнительные отношения между матерью и ребенком», «чрезмерная забота, проявление отношений зависимости», «создание безопасности, опасение обидеть», «исключение внесемейных влияний», «подавление агрессивности» и «стремление ускорить развитие ребенка».

2. Количественно больше всего различий - 8 обнаружено между группами разведенных женщин и женщин, мужья которых работают вахтовым методом.

Таким образом, разведенные и замужние женщины, мужья которых работают вахтовым методом, чаще проявляют гиперопеку, склонны к симбиотическим проявлениям, подавляют нежелательные проявления ребенка, формируя тем самым несамостоятельность и инфантилизм. Женщины обеих групп указывают на безучастность мужа в воспитании. Замужние женщины отмечают, что их мужья не являются безучастными в семье, оказывают им помощь в реализации семейных функций, а также что в их семьях не наблюдаются семейные конфликты.

II. Методика ОРО.

1. Выявлены различия между всеми группами испытуемых:
1.1. Между группами замужних и разведенных женщин были выделены значимые различия по таким шкалам, как принятие/ отвержение, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация.
1.2. Между группами замужних женщин и замужних женщин, мужья которых работают вахтовым методом, были выделены значимые различия по таким шкалам, как кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник.
1.3. Между группами разведенных женщин и женщин, мужья которых работают вахтовым методом, были выделены значимые различия по такой шкале, как принятие/ отвержение.

Таким образом, разведенные женщины и женщины, мужья которых работают вахтовым методом, склонны к симбиотическим отношениям, проявляют авторитарную гиперсоциализацию, требуют от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, стараются навязать свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. Разведенные женщины воспринимают своего ребенка как плохого, неприспособленного, неудачливого, а женщины, мужья которых работают вахтовым методом, стремятся инфантилизиро- вать ребенка. Замужние женщины принимают ребенка таким, какой он есть, заинтересованы в делах ребенка, стараются ему помогать, сочувствуют ему, поощряют инициативу и самостоятельность ребенка.

III. Самостоятельно составленная анкета.

1. Выявлены различия:
1.1. Между группами замужних и разведенных женщин по вопросу «Принимает ли отец участие в воспитании ребенка?».
1.2. Между группами замужних женщин и женщин, мужья которых работают вахтовым методом; между группами разведенных женщин и женщин, чьи мужья работают вахтовым методом, по вопросам «Принимает ли отец участие в воспитании ребенка?» и «Есть родственники или друзья, которые участвуют в воспитании ребенка? Если есть, то укажите их».

Таким образом, разведенные женщины и женщины, мужья которых работают вахтовым методом, отмечают, что отец ребенка не принимает участия в его воспитании. Женщинам, мужья которых работают вахтовым методом, помогают другие (родственники и друзья) в воспитании детей. Женщины всех групп указывают, что проводят времени с ребенком не столько, сколько им хотелось бы.

В результате проведенного исследования общая и рабочие гипотезы подтвердились. Разведенные женщины и женщины, мужья которых работают вахтовым методом, чаще демонстрируют неэффективные типы родительского отношения, для них можно сформулировать ряд рекомендаций:

1) развивать способность к рефлексии по поводу типа собственного родительского отношения;

2) формировать готовность к поиску наиболее оптимального типа родительского отношения;

3) в случае необходимости обращаться за помощью к специалистам-психологам.

В заключение можно отметить, что родительское отношение - сложный и многоаспектный феномен, который требует тщательного изучения с учетом всех влияющих на него факторов и характеристик.

Библиографический список

1. Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения : дис. ... канд. психол. наук. - М, 1986. - 44 с.

2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под. ред. Е.Г. Силяевой. - М. : Издательский центр «Академия», 2005. - 192 с.

3. Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения / Е.О. Смирнова, М.В. Быкова // Вопросы психологии. - 2000. - № 3. - С. 3.

4. Чернышева М.В. Исследование родительского отношения женщин с различным семейным статусом : дипломная работа. - Магадан, СВГУ, 2014. - 66 с.

Вестник Северо-Восточного государственного университета
Магадан 2015. Выпуск 23

Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443x (04.04.2016)
Просмотров: 117 | Теги: родительское отношение, семейный статус | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016