Среда, 13.12.2017, 08:34
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

Н.А.Фомина, доктор педагогических наук, профессор. Волгоградская государственная академия физической культуры, г. Волгоград

К ВОПРОСУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ В ПРОЦЕССЕ АДАПТИВНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА

В статье представлены результаты педагогических наблюдений за психофизическим состоянием детей 5-12 лет с синдромом Дауна в процессе их занятий адаптивной физической культурой в научно-практическом центре «Без границ» ФГБОУ ВО «ВГАФК». На основании внедрения и адаптации программы для дошкольников «Сказочный театр ритмической гимнастики» даются организационно-методические рекомендации по проведению занятий сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой с особенными детьми. Практические рекомендации помогут корректировать педагогический процесс, вносить изменения в его содержание.

Ключевые слова: сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика, дети с синдромом Дауна, адаптивная физическая культура.

 

По последним данным в мире рождается все больше детей с синдромом Дауна. Этот факт еще не объясним наукой, до конца не понятно с какими факторами связаны генетические изменения, которые ведут к рождению особенного ребенка. Но факт остается фактом - даунят много и они нуждаются в своевременной помощи. На сегодняшний день кроме традиционных методик психолого-педагогического сопровождения таких детей предлагаются нетрадиционные - иппотерапия, музыкотерапия, канистерапия, дельфинотерапия, йога.

Развитие детей с синдромом Дауна характеризуется замедленными темпами, серьезными проблемами в физической, когнитивно-познавательной и социальной сферах. По некоторым данным их познавательное и социально-личностное развитие остается на уровне трёх - шестилетнего ребенка. А значит, привлечь интерес этой группы детей к какой либо деятельности можно, используя присущие дошкольникам игровые задания, эмоциональные ситуации, яркие выразительные движения. Специально организованные двигательные задания - наиболее вероятная возможность педагогического воздействия на физическую и психическую сферу ребенка. Поэтому занятия адаптивной физической культурой особенных детей необходимо строить на основе учета вышесказанного, используя педагогические технологии дошкольного физического и адаптивного физического воспитания.

Одна из таких разработок - сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика, которая является синтезом разнообразных движений под музыку с драматической игрой, предполагающей построение занятий по сюжету, чаще всего сказки.

Широкое использование этой формы организованных занятий физической культурой, особенно в дошкольных образовательных учреждениях, связано, прежде всего, с игровым характером деятельности, эмоциональностью восприятия детьми музыки и конечно разноплановым двигательным компонентом. Движения представлены не только упражнениями основной гимнастики (бег, прыжки, лазания, равновесия и др.), но и жестикуляцией, мимикой, необычным сочетанием двигательных действий, танцевальным характером упражнений их стилизацией, образностью выражения. Через высокий интерес к деятельности такого рода, обусловленной природой ребенка, у детей постепенно формируется стойкая мотивация к регулярным занятиям физической культурой, к двигательной активности. Ярко проявляются на занятиях сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой моторные качества ребенка, его эмоциональная сфера, когнитивные способности, умение взаимодействовать со сверстниками [5].

Многолетние исследования позволили выявить, что у детей дошкольного возраста под воздействием занятий сюжетно-ролевой ритмической гимнастикой происходит значительное улучшение показателей координации, быстроты, выносливости, гибкости, а в психологическом аспекте познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, без которых невозможна интеллектуальная деятельность человека [4].

Эти факты стали основанием для продолжения исследования с группой детей, имеющих нарушения интеллекта, в первую очередь детей с задержкой психического развития (ЗПР). Оказалось, что использование триады - движение, музыка, сюжет оказывает на детей с ЗПР коррекционное воздействие, способствует выравниваю темпов развития когнитивной сферы, произвольности поведения, организует и дисциплинирует их. Погружение в сюжет занятия, работа по правилам музыкально-двигательной постановки комплекса упражнений воспитывает у дошколят психическую и физическую выносливость, любознательность, способность к сосредоточению, адекватным эмоциональным проявлениям, формирует интерес к прочтению сказки - первому литературному произведению с которым ребенок сталкивается в своей жизни. В процессе занятий дети непроизвольно запоминают музыку, словесные диалоги, слова песен, лежащие в основе содержания музыкального сюжета, что, безусловно, способствует развитию у них памяти [1].

Выполнение каждого упражнения комплекса под определенную музыкальную фразу или предложение формирует логическое мышление. Музыка в данном случае выступает организатором двигательной деятельности.

Работа с детьми, имеющими фонетическое и общее недоразвитие речи, показала эффективность использования сюжетно-ролевой ритмической гимнастики для ее коррекции и развития. В данном случае в игровые музыкально-двигательные комплексы упражнений логически вплетаются речевые задания, пропевания звуков, слов, песен, специальные упражнения звуковой дыхательной гимнастики [2].

Все вышеперечисленные основания позволили предположить, что использование сюжетно-ролевой ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании детей с синдромом Дауна даст существенные коррекционные педагогические результаты.

В ходе внедрения программы по физическому воспитанию для детей массовых дошкольных образовательных учреждений «Сказочный театр ритмической гимнастики» в процесс адаптивного физического воспитания детей с синдромом Дауна возрастной категории дошкольники и младшие школьники (г.Москва, г.Нальчик, г.Волгоград, г.Волжский) педагогами отмечалось: улучшение психо-эмоционального состояния занимающихся, снижение тревожности, повышение интереса к двигательной деятельности, сказке, музыке, желания идти на занятия, выражаемое положительными эмоциями. Дети начали общаться друг с другом в доброжелательном ключе, хотя поначалу наблюдались признаки агрессии. Улучшилась работоспособность, что проявилось в возрастающей возможности выполнять двигательные задания на протяжении всего занятия (до 60 мин.).

В рамках научно-практического центра адаптивной физической культуры «Без границ», созданного на базе Волгоградской государственной академии физической культуры в течение пяти месяцев (февраль-июнь 2017 г.) шла апробация программного комплекса сюжетно-ролевой ритмической гимнастики «Волк и семеро козлят». В группе детей с нарушения интеллекта 6 человек имели диагноз «синдром Дауна». Кроме них в группе занимались дети с задержкой психического развития и аутическим синдромом. На основании педагогических наблюдений были выявлены особенности организации и содержания занятий по сюжетно-ролевой ритмической гимнастике с детьми даунятами и даны практические рекомендации:

- наполняемость групп должна быть не более 8-10 человек;

- в состав групп не желательно включение детей с аутизмом, а вот дети с ЗПР вполне могут заниматься с даунятами и даже помогать им осваивать программу;

- возможно инклюзивное обучение, но в состав группы должны входить дети с нормой развития более младшего возраста, чем основной состав особенных детей;

- возможен разновозрастной состав группы (от 5-6 лет до 12 лет);

- обучение проводить целостным методом;

- обучать облегченным по сложности вариантам комплексов;

- несмотря на возраст детей начинать обучение с простейших программ ритмической гимнастики сюжетно-ролевого характера («Волк и семеро козлят», «Три поросенка», «Про Веру и Анфису»);

- музыкальное сопровождение должно быть четким, понятным ребенку, оптимальным по громкости звучания;

- сроки обучения комплексам ритмической гимнастики значительно увеличены (если для детей с нормой развития это 24-30 занятий, то для особенных детей - в три раза дольше, т.е. до 90 занятий);

- необходимо использовать подражательную способность детей, четко и главное выразительно демонстрируя движения;

- при обучении программам акцент делать не на технику выполнения движений, а на их внутреннее образное содержание, тем самым погружая детей в сюжет сказки;

- чтобы дети быстрее осваивали содержание программы, использовать декорации и элементы костюма, привлекая к их изготовлению родителей;

- тесно взаимодействовать с родителями и семьями занимающихся, учитывая информацию от них об отставленных реакциях детей на занятия (ночной сон, настроение, работоспособность, уровень возбуждения и т.д.);

- присутствие родителей на занятиях в качестве зрителей не желательно, поскольку отвлекает детей от основной деятельности, а вот вариант непосредственного участия близкого взрослого в процессе занятий может идти на пользу.

Данные рекомендации позволяют корректировать содержание занятий, определять оптимальный состав групп, эффективно решать педагогические задачи.

Литература

1. Максимова С.Ю. Система адаптивного физического воспитания детей дошкольного возраста с задержкой психического развития на основе музыкально- двигательной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук.- Волгоград, 2014. - 450 с.
3. Прописнова Е.П. Методика сюжетно-ролевой логоритмической гимнастики для дошкольников с общим недоразвитием речи: дисс. ... канд. пед. наук. - Москва, 2003. -170 с.
4. Фомина Н.А. Интеграция двигательной и познавательной деятельности дошкольников средствами сюжетно-ролевой ритмической гимнастики // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 1. - С. 53-55.
5. Фомина Н.А., Максимова С.Ю., Прописнова Е.П. Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика в детском саду. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2007. - 244 с.

Физическое воспитание и спортивная тренировка № 2 (20) - 2017

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (31.07.2017)
Просмотров: 180 | Теги: ритмическая гимнастика | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь