Понедельник, 05.12.2016, 11:32
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Т.Ю. Рубцова

Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ПЕРСПЕКТИВ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В ситуации социальной неопределённости, неустойчивости решающее зна-чение приобретает не внешняя, а внутренняя детерминация социального по-ведения человека. Она может выливаться в различные жизненные стратегии. Переходный период - это особое временное состояние общества в силу своей жёсткости, даже беспощадности, оно закладывает основы и частично формиру-ет очень долговременные жизненные установки и человеческие ориентации.

Формирование жизненных стратегий как предмет научного исследования приобретает особую актуальность, прежде всего, благодаря смене эпох, всегда сопровождающимися динамичными процессами в глубинных жизненных структурах, отказом от устаревших форм, основ и способов жизни. Поскольку темпы социальных изменений начинают опережать темпы смены поколений, молодёжь вынуждена чаще, чем их отцы и деды, менять свои жизненные цели и нравственные ориентиры, намечать новые перспективы. Поэтому возрастает необходимость в осмыслении таких понятий, как «жизненная перспектива», «жизненные планы», «жизненная цель» и в более глубоком осмыслении и раз-ностороннем рассмотрении среди них жизненной перспективы выпускника общеобразовательного учреждения.

Наша задача - представить ретроспективный анализ исследования про-блемы жизненных перспектив будущих абитуриентов вуза. Понятие «перспек-тива», «жизненная перспектива» имеет методологическое значение для всех без исключения наук, как общественных, так и естественных. Сложность ис­следования жизненных перспектив в том, что это достаточно многоплановое явление, характеризующее отношения «человек - мир», «Я и другие», «человек и общество». Таким образом, понятие «жизненные перспективы» предполагает различные контексты:

- в акмеологии - целостная картина будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых, по мнению индивида, зависит его социальная ценность и смысл жизни;

 

-   в социальном плане - это определённый способ понимания социальной реальности, угол зрения на устройство социальной вселенной. Перспективы личности раскрываются через тождественные понятия «жизненный план», «жизненная программа». Жизненный план понимается как: способ достижения конечного результата; промежуточное событие определённого этапа жизни относительно событий более значимых; способ соотнесения частных целей от-носительно целей более обобщённого характера ради её достижения; конкре-тизация обобщённых жизненных целей. Жизненная программа - это расши-ренный вариант жизненного плана, который охватывает не только близкие це-ли, а направлен на планирование всей жизни человека;

-   в педагогической сфере - это цели, способные вовлечь воспитанников в совместную деятельность. Перспективы подразделяются на ближние (не тре-бующие от коллектива, воспитанников значительных усилий и времени для достижения, «завтрашняя радость»; средние (требующие больших усилий и времени) и дальние (сложные цели, достижение которых требует от всего кол-лектива много сил и времени). Понятие в таком значении введено в педагогику А.С. Макаренко.

А.С. Макаренко [9] и его последователи с позиции диалектического мате-риализма подчеркивали, что стремление к цели является одним из свойств че-ловеческой психики, важнейшим условием всей деятельности человека. Устрем­лённость в будущее для старшеклассников приобретает особую эмоциональную значимость, имеет огромное педагогическое значение, которое находит своё выражение в следующем:

- в стремлении к достижению перспектив, что даёт возможность наполнить
детскую жизнь педагогически целесообразным содержанием;

– в том, что совместная деятельность детей и взрослых на приближение перспективы, её реализацию сплачивает коллектив, наполняет индивидуаль­ный социальный опыт каждого человека соответствующим процессуальным соде–жанием;

 в том, что переведённая из чисто внешнего во внутренний стимул по­ведения каждого ребенка перспектива способствует достижению более высо­ких результатов социализации, обеспечивает редукцию общественных целей в личную, формирование целеустремленности как важнейшей черты личности, её социально значимого качества.

А.С. Макаренко утверждал, что сила человеческой личности и её красота определяется тем, какой перспективой она руководствуется в своей жизни, а воспитать человека - значит сформировать у него перспективные пути, по ко-торым будут достигаться цели становления и развития:

-   в культурологическом значении - это один из трёх (наряду с настоящим и прошлым) модусов времени, концептуальное содержание которого может быть осмыслено через его отношение к вечности универсума, историческому ста-новлению родовой (социокультурной) жизни людей и опыт духовного само-сознания индивидов;

-   в философском понимании - это жизнь как особая форма существова­ния, характеризуемая целостностью и способностью к самоорганизации. Цель - идеальный образ и предвосхищающая модель жизненных ситуаций человека; специфический способ детерминации человеческой деятельности.

Философское понимание бытия, существования являлось основным опре-делением жизни. Жизнь телесная и стремление к её сохранению, материальному

 

поддержанию, жизнь нравственная как стремление к благу и счастью, жизнь духовная как возвышающаяся над обыденной - все эти стороны жизни неиз-менно оказывались в центре внимания философской мысли различных эпох. Конечно, эти аспекты интерпретировались по-разному, им приписывалась раз-ная ценность. Например, эпикурейцы видели смысл жизни в наслаждении её благами, в достижении счастья; сторонники аскетизма выступали за подавле-ние плоти, чувств; стоики переносили цель жизни в область логических построе-ний, оторванных от жизненных страстей. Таковы самые ранние философские толкования жизни, её смысла, цели, которые весьма разнообразны и подчас противоположны.

Особенность этих философских интерпретаций жизни состоит в том, что при обсуждении позиций человека в жизни (пассивной - как слияния с приро-дой, активной - как стремления к благу, аскетизма - как отказа от жизненных благ и т.д.) роль человека как строящего и определяющего свою жизнь суще-ства не осознается, не учитывается.

Осознание того, что жизнь может быть определена соотносительно с чело-веком, а конкретнее - с личностью, пришло в конце XIX - начале XX века. Это осознание в известной степени связано с капитализмом, породившим дух и философию индивидуализма. Именно капитализм впервые в истории вывел личность как действующее лицо на сцену и социальной действительности, и художественной литературы, и философско-психологической теории, породил и юридически закрепил понятие частной жизни.

Попытку дать научное, а потому более конкретное и содержательное, определение жизни в 30-е гг. XX-го столетия предприняли психологи. Первой из них была Ш. Бюлер. Индивидуальную, или личную, жизнь в её динамике она назвала жизненным путём личности. Бюлер выделила ряд сторон, или аспектов, жизни, чтобы проследить их в динамике. Её понимание жизненного пути содержало главное: жизнь конкретной личности не случайна, а зако­номерна, она поддаётся не только описанию, но и объяснению. П. Жане стре-мился определить жизненный путь как эволюцию самой личности, как после-довательность возрастных этапов её развития, этапов её биографии.

К идее жизненного пути личности вслед за Бюлер в советской психологии обратился крупнейший советский психолог С.Л. Рубинштейн [7]. В книге «Основы общей психологии», анализируя работу Бюлер, он пришёл к выводу, что жизненный путь нельзя понять только как сумму жизненных событий, отдельных действий, продуктов творчества. Его необходимо представлять как целое, хотя в каждый данный момент человек включён в отдельные ситуации, связан с отдельными людьми, совершает отдельные поступки. Для раскрытия целостности, непрерывности жизненного пути Рубинштейн предложил не просто выделить его отдельные этапы (например, разные возрастные этапы -детство, юность, зрелость и т.д., как это делал П. Жане), но и выяснить, как каждый этап подготавливает и влияет на следующий.

Если Бюлер стремилась выделить в качестве структур жизни и единиц анализа жизненного пути события, то С.Л. Рубинштейн предложил понятие жизненных отношений личности, назвав среди них три: отношение к пред-метному миру, к другим людям, к самому себе.

Рубинштейном намечается концепция личности как субъекта жизни. Понятие субъекта жизни дало возможность Рубинштейну раскрыть деятельную сущность личности, преодолеть созерцательный подход и к личности, и к её

 

 

жизни. В идее изменения жизни, понимании её условий как задач, требующих от человека определённых решений, - вот в чём состояла новизна его подхода.

С. Л. Рубинштейн подчёркивал не только зависимость личности от жизни, от различных обстоятельств, но и зависимость жизни от личности. Этапы жиз-ни, их содержание, жизненные события рассматриваются им как зависимые от человека. Он определяет последовательность жизненных этапов. Личность ор­ганизует свою жизнь, регулирует её ход, выби–ает и осуществляет избранное направление. Высшие личностные образования сознание, активность, зрелость и т.д. - выполняют функции организации, регуляции, обеспечения целостно-сти жизненного пути, субъектом которого человек становится по мере своего развития.

Субъект своим ответственным отношением к жизни придаёт ей направ­ление и движение; преодолевая обстоятельства, ситуации, борясь, он отстаива-ет её высший смысл, не давая растворить себя в потоке ситуаций, мелких чувств, ежесекундных желаний. Способность возвыситься, самоопределиться по отно-шению к её целостному ходу и есть проявление субъекта жизни.

Для Рубинштейна жизненный путь - это не только движение человека вперёд, но и движение вверх, к высшим, более совершенным формам, к лучшим проявлениям человеческой сущности. И если движение вперёд по жизни многими понималось лишь как движение от расцвета к закату, от рождения к смерти, то рубинштейновское понимание жизненного пути как движения вверх, к человеческому - этическому, социальному, психологическому - совершенству позволяло по-иному понять завершение жизни: достижение не старости, упадка и смерти, а достижение личностного совершенства.

В русле разработки идей С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульханова-Славская [1], связывая понятие жизненной перспективы с концепцией жизненного пути личности, определяет её как потенциал, возможности личности, объективно складывающиеся в настоящем, которые должны проявляться в будущем.

В 60-х гг. XX в. конкретными исследованиями жизненного пути занялся советский психолог Б.Г. Ананьев [2]. Для него основным в характеристике жиз-ни является возраст человека. Возраст, по Ананьеву, соединяет социальное и биологическое в особые «кванты» – периоды жизненного пути. В жизненном пути он выделяет познание, деятельность и общение, через которые проявляет-ся и изучается личность. Ананьев ввёл понятие социальных достижений лично-сти и выделил несколько периодов её жизни: детство (воспитание, обучение и развитие), юность (обучение, образование и общение), зрелость (профессио-нальное и социальное самоопределение личности, создание семьи и осуществ­ление общественно полезной деятельности). На период зрелости приходится пик карьеры. Последний период - старость, т.е. уход из общественно полезной и профессиональной деятельности при сохранении активности в сфере семьи.

В современной психолого-педагогической науке в связи с теоретической и практической разработкой проблемы жизненного пути личности понятие жизненной перспективы становится предметом особенно активного изучения. «Отношение к будущему» можно считать понятием, объединяющим сле-дующие конструкты: «жизненная перспектива», «жизненная стратегия лич­ности», «жизненные планы», «личные проекты», «жизненные задачи», «личные стремления», «жизненная программа», «целеполагание». Представим суще­ственные различия и объединяющее начало в трактовке индивидуальных кон­структов будущего.

 

Данное понятие разрабатывалось в рамках событийного подхода (С.Л. Ру-бинштейн, К.А. Абульханова-Славская и др.), причинно-целевой концепции психологического времени личности (Е.И. Головаха, А.А. Кроник), с точки зре-ния планирования целей (И.А. Ральникова, В.Ф. Серенкова, Г.С. Шляхтин и др.). Среди зарубежных авторов, рассматривающих данный вопрос, можно на-звать Р. Кастенбаума, Т. Коттле, К. Левина, Ж. Нюттена, Л. Франка и др.

Исследователи, занимающиеся проблемой выстраивания жизненного пути и идентичности человека, предлагают различные понятия для описания инди-видуальных конструктов будущего. Анализ понятий, характеризующий пред-ставление человека о будущем, показывает, что не существует общепринятого единого определения этого феномена.

Представляется целесообразным использовать понятие, которое может вы­полнить интегративную функцию, характеризуя основные содержательные и структурные моменты, связанные с представлением человека о своем будущем.

Жизненную перспективу мы будем рассматривать как целостную картину будущего в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожи-даемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и инди-видуальный смысл своей жизни.

Согласно И.С. Кону [5] и другим исследователям, образы будущего в юности ориентированы, прежде всего, на результат, а не на средства его дости-жения, т.е. жизненные цели не подкрепляются в должной мере конкретными жизненными планами. Старшеклассники размышляют о будущем и строят всевозможные планы, но лишь немногие отдают себе отчёт в том, что реальное будущее - это не будущее вообще, но будущее определённым образом постро­енного настоящего, и что насыщение будущего целями есть лишь предпосылка для насыщения настоящего соответствующей практикой. Юношеское жизне-творчество обнаруживает себя, прежде всего, как страстное желание что-то начать. Человек в эти годы «всё приготавливается к чему-то, хотя и не знает к чему - об этом мало заботится, как будто уверен, что само найдётся» (Ф.М. Дос­тоевский). Ж. Нюттен отмечает, что потребности, которые на когнитивном уров­не не перерабатываются в более или менее конкретную цель или план, обречены так и остаться неудовлетворёнными [6, с. 446-487]. Главное противоречие жиз­ненной перспективы старшеклассников, как отмечает Е.И. Головаха, - это не­достаточная самостоятельность или готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Отдалённая перспектива будущего видится старшеклассниками более ясно и отчётливо, чем ближайшее будущее, завися-щее от них [4, с. 199-215].

Жизненный план (перспектива) возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, которым человек намерен следовать, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план - это план деятельности.

Таким образом, понятие «жизненная перспектива» пересекается с фило-софскими, психологическими, социологическими категориями, обозначающи-ми различные аспекты этого явления. Жизненные перспективы личности, их дальность, надёжность и т.д. определяются профессиональным, семейным и возрастным самоопределением в жизни, которое зависит от личности, от её социально-психологической и социальной зрелости и активности. Профессио-

нальные, семейные и возрастные отношения должны быть нацелены на помощь каждому человеку в поисках оптимальных жизненных позиций, открывающих жизненные перспективы, дающих возможность личности направить на них свою активность. Актуальной задачей является психолого-педагогическая поддержка в самоопределении современных юношей и девушек, помощь в выборе цен-ностных ориентиров, выборе путей своего собственного личностного и профес-сионального развития, в целом – в формировании жизненной перспективы.

Список литературы

1.       Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни. М.: Мысль, 2001. 299 с.

2.       Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 228 с.

3.       Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2009. 400 с.

4.       Головаха Е.И., Кроник А.А. Понятие психологического времени // Кате-гории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анцыфе-ровой. М.: Наука, 1988. С. 244.

5.       Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. 176 с.

6.       Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 607 с.

7.       Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

8.       Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. 554 с.

9.       [Электронный ресурс]: makarenko.edu.ru.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (03.01.2013)
Просмотров: 1005 | Теги: проблемы, выпускников, старшеклассник, анализ, ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, перспектив, ЖИЗНЕННЫХ, РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ, формирования, исследования | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016