Понедельник, 27.05.2019, 04:31
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ

М.В.Туберозова, кандидат педагогических наук

РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ ЕДИНОГО ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ИННОВАЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ КЛАСТЕРЕ

Аннотация. В статье представлен инновационный проект по проблеме развития единого правового образовательного пространства. Дана краткая характеристика ресурсов развития. Показано взаимодействие разных видов образовательных учреждений, объединенных в инновационный образовательный кластер.

Ключевые слова: правовое пространство, ресурсы развития, образовательное пространство, инновационный образовательный кластер, участники образовательных отношений.

 

Ресурсы развития единого правового образовательного пространства рассматриваются нами как система условий для реализации программы региональной инновационной площадки, которая так и называется «Развитие единого правового образовательного пространства в инновационном образовательном кластере» (приказ ГАУ ДПОС «СОИРО» от 12.12.2015 № 129).

Инновационная работа в образовательном кластере разнообразна и многогранна, поэтому трудно описать ее в полной мере так, как она действительно проводится в каждом образовательном учреждении. В данной статье будут представлены лишь некоторые аспекты этой исследовательской деятельности.

В целях выполнения задач инновационной программы мы опираемся на Федеральный государственный образовательный стандарт, который содержит требования, предъявляемые к кадровым, нормативно-правовым, психолого-педагогическим, информационно-методическим, материально-техническим, финансовым условиям.

Прежде чем характеризовать перечисленные условия в рамках нашего исследования, необходимо вспомнить проектируемую модель инновационного образовательного кластера и ответить на ряд вопросов.

Один из них: как в научной литературе определяется понятие «образовательный кластер»?

Образовательный кластер определяется как система взаимодействия нового типа социального диалога и социального партнерства. Ведущими функциями образовательного кластера являются: правовая (обеспечение разработки нормативно-правовой базы партнерских взаимоотношений; обеспечение субъектной позиции всех социальных партнеров) и педагогическая (совместное проектирование образовательной деятельности, обеспечение содержательной и технологической стороны социального партнерства между всеми участниками образовательного кластера).

В статье «Модель развития единого правового образовательного пространства» мы уже рассматривали ключевые понятия, определяющие содержание инновационной работы. Было отмечено, что общим принципом объединения отдельных концепций образовательного кластера стала «идея интеграции, основанная на методологии проектного подхода» [4; 61].

Второй вопрос: что представляет собой кластер образовательных учреждений в нашем инновационном проекте?

Согласно программе региональной инновационной площадки кластер образовательных учреждений - это объединение муниципальных бюджетных образовательных организаций города Смоленска: «Детский сад № 29 «Стриж», «Средняя школа № 14», «Средняя школа № 35», «Центр дополнительного образования», которые работают над проблемой развития единого правового образовательного пространства, воспитания правовой культуры участников образовательных отношений. Эти учреждения одновременно и взаимодействуют, и конкурируют между собой, решают общие тактические и частные задачи.

Однако назвать только перечисленные выше организации будет как недостаточно, так и не справедливо. Сама тема инновационного проекта актуализирует их взаимодействие с другими различного рода организациями: органами управления образования, социальной защиты, правоохранительными учреждениями (Департамент Смоленской области по социальному развитию, комитет по делам несовершеннолетних УМВД по Смоленской области, управление опеки и попечительства Смоленской области, Смоленский государственный университет, Смоленский филиал Международного юридического института и др.) Но самое главное - мы воплощаем свои идеи при поддержке аппарата Уполномоченного по правам человека в Смоленской области. Такой союз является надежной опорой в делах, профессиональным сопровождением образовательных проектов, основанием для привлечения внимания влиятельных структур к педагогическим проблемам и, в определенной мере, гарантией успеха в их разрешении.

Третий вопрос: что объединяет разные по типу организации в инновационный образовательный кластер?

Главными причинами взаимодействия стали любовь сотрудников к своей профессии, их стремление к исследовательской деятельности и повышению уровня правовой компетентности, желание жить и работать в гражданском обществе, правовом государстве.

Исходя из анализа различных исследований и на основе собственного опыта, считаем, что использование кластерного подхода для развития единого правового образовательного пространства должно обеспечить синергетический эффект проектируемой системы, так как потенциал образовательного кластера будет значительно выше суммы потенциалов организаций, входящих в его состав.

Система условий для развития правового образовательного пространства, как уже было сказано выше, представлена нормативно-правовым, кадровым, психолого-педагогическим, информационно-методическим, материально-техническим, финансовым обеспечением. Остановимся на некоторых из них отдельно.

Нормативно-правовое обеспечение в нашем исследовании включает следующие документы: приказ на открытие региональной инновационной площадки и сертификат, документы по результатам повышения квалификации педагогических работников, локальные акты, регламентирующие инновационную деятельность в каждом образовательном учреждении кластера. Необходимо отметить, что система нормативного правового обеспечения основывается на своевременном изучении и реализации требований меняющегося законодательства РФ в сфере образования.

Кадровое обеспечение представлено творческой группой региональной инновационной площадки, состав которой достаточно разнообразный. В нее входят руководители, заместители, педагогические работники, педагоги-психологи, социальные педагоги МБОУ «СШ № 14» и «СШ № 35», МБУДО «Центр дополнительного образования», МБДОУ «Детский сад «Стриж».

Участники проекта - это люди, которых объединяет многолетний опыт сотрудничества, инициатива и творчество, умение расширять и укреплять партнерские отношения, желание непрерывно учиться и делиться успехом. Профессиональное взаимодействие педагогических работников началось с того времени, когда Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи организовал эксперимент по реализации задач Концепции профильного обучения в школах Смоленской области. Опытно-экспериментальная площадка «Межшкольный учебный комбинат - ресурсный центр» объединила школы Промышленного района города Смоленска (МБОУ «СШ № 11», «СШ № 34», «СШ № 35», «СШ № 37») и Межшкольный учебный комбинат. Именно тогда выделилась инициативная группа педагогов, которые заинтересовались процессом разработки, внедрения и апробации новых учебных планов и программ по пред- профильной подготовке и профильному обучению школьников. Результатами исследования стали новые механизмы и технологии развития профильного образования, опыт работы педагогов обобщен и представлен на семинарах, научно-практических конференциях, в выступлениях и публикациях.

Сотрудничество продолжилось в муниципальном эксперименте при создании межшкольной системы по воспитанию правовой культуры участников образовательного процесса. Сетевое взаимодействие школ укрепило навык исследовательской работы, позволило приобрести новых союзников и расширить партнерские связи.

Говоря о кадровом обеспечении, следует отметить необходимость развития кадрового потенциала, так как без обучения и повышения квалификации участников инновационной площадки трудно говорить о научной апробации. На первом этапе основную роль сыграло самообразование, так как целенаправленная и осознанная самостоятельная работа с различными источниками информации - наиболее доступный способ для ее получения и анализа.

В поисках нового опыта, живого общения, сопоставления промежуточных результатов исследования мы откликаемся на все предложения коллег других образовательных организаций, активно участвуем в конкурсах, семинарах, конференциях по интересующим нас проблемам. Считаем большой удачей, если в процессе таких встреч знакомимся со специалистами, имеющими свою разработанную систему и оригинальный позитивный опыт. Именно так получилось при исследовании проблемы создания службы школьной медиации, миссия которой заключается в формировании благополучного, гуманного и безопасного пространства для полноценного развития и социализации детей и подростков.

С разработчиками системы школьной медиации, московскими специалистами А. Коноваловым, Р. Максудовым, Н. Прудниковой, участники нашей инновационной площадки познакомились на межведомственной конференции «Восстановительный подход: профилактика жестокого обращения с несовершеннолетними в семьях». Общение с московской командой определило задачи на ближайшую перспективу, так как выяснилось, что неотъемлемым условием для формирования служб школьной медиации и проведения медиативных практик является целенаправленная подготовка педагогов, их обучение и участие в тренингах. В связи с этим была организована учеба по таким программам, как: «Культура общения и медиация. Базовый курс» (в форме семинара на базе ОГБОУ ВО «Смоленский государственный институт искусств»); «Создание бесконфликтной образовательной среды: медиация в пространстве образовательной организации» (в форме семинара-практикума на базе ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»); «Развитие единого правового образовательного пространства» (в форме научно-практической конференции на базе НОУ ВПО Санкт-Петербургского университета управления и экономики).

Внедрение инновационных проектов актуализирует необходимость развития психолого-педагогических условий, которые включают следующее: сопровождение индивидуального педагогического опыта и инновационной деятельности; адаптация программ по проблеме, разработка диагностического инструментария, мониторинг, консультативная помощь, формирование системы школьной медиации.

Психолого-педагогические условия тесно связаны с информационно-методическим ресурсом, возможности которого позволяют использовать весь диапазон таланта творческого педагога, и, следовательно, являются наиболее благодатными. Информационно-методическое обеспечение - это разработка подпрограмм, проектирование, моделирование, мониторинговая деятельность, организация сотрудничества, социальное партнерство, трансляция и публикация опыта, формирование портфолио, оформление сайта, участие в тематических проектах других организаций и многое другое.

Реализация задач инновационной программы осуществляется в ходе мероприятий согласно утвержденному плану, так, например:

1. Формирование программно-методического обеспечения и психолого-педагогического сопровождения инновационной деятельности.

2. Создание инновационной модели кластера образовательных организаций на основе интеграции дошкольного, общего, профессионального и дополнительного образования.

3. Организация работы межшкольной службы медиации «Согласие».

4. Консультирование по темам: «Разрешение и предупреждение конфликтов между участниками образовательных отношений», «Строго конфиденциально!».

5. Участие в конкурсах: «Система международного права в сфере образования», «Союз школы и семьи».

6. Родительские собрания по темам: «Воспитание восстановительной культуры взаимоотношений», «Значение ученического самоуправления для развития правовой образовательной среды школы».

7. Научно-практическая конференция: «Роль социального партнерства в развитии единого правового образовательного пространства».

8. Семинар-практикум на тему: «Школа - правовая среда», «Мониторинг развития единого правового образовательного пространства».

9. Педагогический совет на тему: «Социальное партнерство как условие развития культурно-образовательной среды школы».

10. Заседания «круглого стола» на темы: «Взаимодействие школы и семьи как условие предупреждения жестокого обращения с несовершеннолетними».

11. Дискуссионная площадка на тему: «Гражданская идентичность - основа формирования правового государства».

12. Правовая неделя «Дети детям о правах».

13. Флеш-моб «Мы разные, но мы вместе!».

14. Квест для педагогов «Правовое регулирование образовательных отношение».

15. Серия публикаций по теме исследования.

Обобщение и пропаганда положительного опыта работы проведены участниками региональной инновационной площадки на открытых мероприятиях муниципального и регионального уровней (см. табл.).

Таблица
Информация об открытых мероприятиях региональной инновационной площадки «Развитие единого правового образовательного пространства в инновационном образовательном кластере»

Кроме того, как и определено планом инновационной работы, участниками проекта подготовлена серия статей:

И.П. Терлецкой, заслуженным учителем Российской Федерации, руководителем творческой группы, подготовлены следующие публикации: «Воспитание гражданской идентичности обучающихся: методы и пути решения задачи», «Формирование правовой образовательной среды как эффективный способ развития правовой культуры и гражданской активности»;

М.В. Туберозовой, научным руководителем исследования, опубликованы статьи по темам: «Кластер образовательных организаций как фактор развития единого правового образовательного пространства», «Модель развития единого правового образовательного пространства в кластере образовательных организаций», в соавторстве с учителем истории МБОУ «СШ № 14» И.П. Сучковой - «Система школьной медиации как механизм развития единого правового образовательного пространства».

Проблемой формирования единого правового образовательного пространства заинтересовались педагогические коллективы школ городов Вязьма, Десногорск, Дорогобуж, Калуга, и, как следствие, между ними и участниками инновационного кластера завязались дружеские отношения и деловые контакты.

Процесс создания единого правового образовательного пространства актуализирует поиск новых форм работы и механизмов его развития, в числе которых в настоящее время мы выделяем: кластерный подход, расширение и укрепление социального партнерства, разработку и реализацию модуля «Правовое обеспечение образовательной деятельности», разработку и внедрение системы школьной медиации,

Взаимодействие образовательных организаций, интеграция, реализация совместных проектов обеспечит еще более высокий синергетический эффект в создании единого правового образовательного пространства.

 

Библиографический список

1. Вахрушева Н.И. Образовательный кластер как фактор инновационного развития региона / Н.И. Вахрушева // Экономические науки. 2009. № 8.
2. Деменчук П.Ю. Образовательный кластер как институциональная система интеграции образования / П.Ю. Деменчук // Интеграция образования. 2013. № 4.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. http://www. ugsha.ru/DOC/nauka/concepcia-razvitie.pdf
4. Туберозова М.В. Модель развития единого правового образовательного пространства». Негосударственные неправительственные общественные организации в системе общественного контроля и антикоррупционной деятельности. Материалы научно-практической конференции. 17 апреля 2015 г. М.: Международный юридический институт, 2015.

Источник: Научно-информационный журнал "Вестник Международного юридического института" № 3 (58) 2016


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (15.05.2019)
Просмотров: 25 | Теги: образовательный кластер | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь