Понедельник, 27.05.2019, 04:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

РЕСУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

А.В. Райхлина, к.э.н., доцент, доцент кафедры менеджмента и о бщегуманитарных наук
Ярославский филиал Финансового университета при Правительстве РФ Ярославский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова

РЕСУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В сложных современных условиях стремительно изменяющейся внешней среды профессиональная деятельность преподавателя требует непрерывного совершенствования. В то же время ее высокая интенсивность зачастую обуславливает повышенные нагрузки, дефицит времени, неудовлетворенность результатами работы. В статье исследуются возможные направления поиска внутренних и внешних ресурсов профессионального роста преподавателя.

Ключевые слова: преподаватель, компетенции, профессиональный рост, высшее образование.

 

Профессиональное совершенствование или профессиональный рост на протяжение всего периода педагогической деятельности является безусловным условием функции преподавания. Остановка или незначительное ослабление активности педагога в этом процессе незамедлительно сказывается на результатах педагогического труда [1].

Этот тезис становится все более актуальным в связи с построением экономики нового типа, когда меняется роль вузов как центров образования - от генерации и трансфера академических знаний к достижению принципиально нового, соответствующего знаниевой экономике, качества образовательных процессов и их результатов [2].

Профессиональное совершенствование преподавателя подразумевает использование определенных ресурсов, внутренних и внешних. В широком смысле ресурсы - это средства, используемые для достижения поставленных целей. В педагогической деятельности ресурсы выступают активами, наращивая которые преподаватель оттачивает свое мастерство. К внутренним ресурсам профессионального роста преподавателя, по нашему мнению, следует отнести: физические, психологические и профессиональные ресурсы.

Физические ресурсы - это здоровье преподавателя (физическое, психическое, душевное или нравственное). Физические (телесные) ресурсы являются несомненной основой, базисом личных резервов преподавателя. Кроме первичных свойств индивида, таких как психофизиологические функции, они включают и структуру органических потребностей, которые проявляются в природоопределенных задатках, самочувствии и темпераменте личности [3]. Данный элемент внутренних ресурсов преподавателя вуза обуславливает индивидуальное восприятие им специфики научной, методической, инновационной деятельности и особенностей процесса профессионального саморазвития.

В качестве ключевых психологических ресурсов мы рассматриваем интеллект, творчество, позитивное мышление, силу воли и личную мотивацию.

Если физические возможности во многом предопределены наследственными признаками, психологические ресурсы отражают чувственную и эмоциональную составляющие и относятся к ресурсам человека как личности. Они наиболее ценны с точки зрения саморазвития преподавателя.

Интеллект в большинстве источников трактуется как способность познавать себя и окружающую действительность. Очевидно, что развитие этого ресурса усиливает возможности преподавателя в профессиональном росте. В совокупности с активным задействованием своих творческих способностей преподаватель как субъект образовательного процесса становится и субъектом инновационной деятельности, которая сегодня выступает детерминантой образовательного пространства [4].

Позитивное мышление зачастую выносится за рамки исследований внутренних ресурсов профессионализма. Оставляя накопленные в науке массивы данных о преимуществах позитивного восприятия реальности, отметим особенности, выявленные возрастной психологией. Для периода юности характерна известная идеализация своего будущего. И если преподаватель в стремлении к объективности рисует достаточно сложную и трудную для восприятия молодого человека картину, то в образовательном процессе может возникнуть некий коммуникационный барьер. С другой стороны, присутствие таких эмоциональных черт, как открытость, уверенность, жизнерадостность, чувство юмора, любовь к своему делу располагают к себе окружающих, и это отношение переносится на учебную дисциплину.

Профессионального преподавателя невозможно представить без наличия силы воли. Развитие таких волевых черт как самоконтроль, ответственность, целеустремленность, инициатива в аспекте профессионального саморазвития позволяет преподавателю формировать свое отношение к себе и к окружению, управлять им. Определенные волевые усилия постоянно требуются преподавателю в условиях перманентных преобразований учебно-методического сопровождения, когда привычная тактика усвоения материала учащимися заменяется стратегией поиска новшеств, обсуждения проблем, анализа, принятия решений. При этом ему необходимо использовать прогрессивные методы и средства обучения.

Напряженная душевная работа преподавателя зачастую обуславливает эффект эмоционального выгорания. И здесь остро встает вопрос личной мотивации как здоровьесберегающего ресурса. Не секрет, что материальные стимулы в силу объективных причин не могут рассматриваться в качестве ведущих мотивов педагога. Причастность к коллективу профессионалов, отдача студентов, включенность в новаторскую работу, высокие результаты научно- исследовательской деятельности - вот лишь небольшой перечень мотивов, к которым преподаватель обращается как к внутренним ресурсам профессионального роста.

В этом смысле более подробно следует остановиться на профессиональных компетенциях как внутренних ресурсах преподавателя. В научной литературе компетенция понимается как предметная область, в которой индивид хорошо осведомлен и проявляет готовность к выполнению данного рода деятельности [5]. В западной науке понятие профессиональных компетенций формулируется через концепцию KSAO - аббревиатуру, образованную из первых букв элементов компетенции на английском языке: знания (knowledge), умения (skills), способности (abilities), иные характеристики (other). Таким образом, усиливая элементы KSAO, преподаватель совершенствует свои профессиональные компетенции как основной внутренний ресурс.

Учреждения высшего образования, где трудятся научно-педагогические работники, являются в том числе хозяйствующими субъектами, действующими в условиях рынка. Соответственно, внешними ресурсами, стимулирующими профессиональный рост педагогов, выступают требования заказчиков образовательных услуг. В этом смысле определенный интерес представляют результаты исследования, инициированного в нескольких вузах г. Ярославля. Цель исследования заключалась в моделировании критериев учебного процесса, позволяющих наиболее полно адаптировать изучаемый материал на практике. В проекте принимали участие около двухсот студентов очного и заочного отделений, а также выпускники, часть из которых уже являются работодателями. По итогам исследования был сформулирован комплекс рекомендаций по разработке учебных курсов и тренингов, а также обозначены качества «идеального» преподавателя с точки зрения студентов. Эти характеристики можно условно разделить на три группы - профессиональные, методические и личные качества преподавателя (таблица 1).

Таблица 1
Характеристики преподавателя

С точки зрения профессионализма все участники исследования подчеркивали в качестве главного критерия компетентность преподавателя в той сфере, к которой относится его дисциплина, т.е. широкие теоретические и практические знания передового российского и зарубежного опыта. Кроме того, к профессиональным были отнесены такие качества как добросовестность при подготовке и проведении занятий, достоверность, рациональность преподносимого материала, личная заинтересованность в усвоении его студентами.

Открытость преподавателя трактовалась как способность принять отличную от его собственной, аргументированную точку зрения, предоставление возможности учащимся задавать разные, волнующие их вопросы. С этим связано пожелание по возможности включать в курс межпредметные связи, тем самым повышая общую эрудицию, развивая кругозор. Практикоориентированность
материала, использование различных форм проведения занятий особенно востребованы. И здесь мы затрагиваем методические аспекты процесса обучения.

Большинство опрошенных характеризовали их как «умение подать материал», т.е. педагогическое мастерство. Оно привлекает студентов в плане умения преподавателя проводить занятия интерактивно, т.е. осуществлять подачу информации с помощью наводящих вопросов, выстраивания диалога, в процессе которого тьютор и аудитория вместе приходят к нужным выводам. Этому способствует и прием работы в группах, который, кроме того, воспитывает компетенцию работы в команде, групповую солидарность. Также высоко оценивается предоставление возможности студентам самостоятельно разрабатывать отдельные темы, проблемы, проекты и выбирать формы презентации этого материала однокурсникам, тем самым развивать коммуникативные навыки, так востребованные сейчас работодателями. На формирование этой же компетенции направлен прием создания на занятиях неформальной обстановки, атмосферы свободного непринужденного общения, поощрения инициативы, равного и корректного отношения ко всем учащимся.

Интересно предложение о вариативности контента учебных курсов и их выстраивании с учетом взаимного сотрудничества, иначе говоря, подробное изложение тем, особенно актуальных с точки зрения студентов, и тезисное освещение остальных, а также об использовании различных вариантов итогового контроля (тест, творческая работа, сумма баллов за задания в семестре). Близки к вышесказанному и пожелания о более частом обращении преподавателей к индивидуальному подходу.

Очень востребован прием доступности информации без излишнего теоретизирования и зазубривания. Здесь уместно привести цитату из одной анкеты, в которой студент попросил преподавателей чаще «заставлять думать» своих учеников. Также опрашиваемые как позитивный момент отметили равномерное распределение материала по отведенным часам и четкие формулировки заданий.

Что касается личных качеств, «идеального» преподавателя, по мнению студентов, отличает любовь к своему делу и определенный набор внутренних ценностных установок, позволяющих реализовать и образовательные, и воспитательные цели учебного процесса.

В заключение отметим, что задача формирования и эффективного использования внутренних (физических, психологических, профессиональных) и внешних ресурсов профессионального роста преподавателя в современных условиях становится все более актуальной в связи с повышением значимости вопроса качества подготовки студентов, обеспечение которого требует устойчивого, непрерывного приращения личных активов преподавателей в их профессиональном саморазвитии.

 

Список литературы

1. Сергеева Н.И., Александрина Н.А. Профессиональное самосовершенствование и личностно-профессиональный рост преподавателя высшей школы как предмет педагогического исследования // Глобальный научный потенциал. - 2015. - №3 (48). - С.35-39.
2. Райхлина А.В. Развитие смарт-образования как элемента построения экономики знаний в регионе // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. Т.1. - №5. - С. 199-204.
3. Вековцева Т.А. Личные ресурсы преподавателя вуза как основа его профессионального саморазвития // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. педагогические науки. - 2013. - №4. - Т.5. - С. 73-77.
4. Конькова О.М. Формирование учебно-познавательной мотивации студентов // Академия педагогических идей «Новация». - 2018. - № 02 (февраль). - URL: http://akademnova.ru/page/875548
5. Серафимович, И.В. К вопросу о показателях интегрированности метакогнитивных процессов и социально-психологических особенностях профессионализации субъекта (на примере анализа видеоматериалов этапа кейса областного конкурса «Педагог-психолог года») / И.В. Серафимович // Психология обучения. - 2017. - № 4. - С. 91-105.

Источник: Научно-практический журнал «Социогуманитарный вестник» № 1(18). 2018.


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (05.05.2019)
Просмотров: 20 | Теги: компетенции, профессиональный рост, преподаватель | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь