Вторник, 24.10.2017, 10:50
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РЕСПИРАТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ ДИСФУНКЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

И.М.Белоусова, Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Россия

РЕСПИРАТОРНАЯ ТРЕНИРОВКА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ВЕНТИЛЯЦИОННЫХ ДИСФУНКЦИЙ У СТУДЕНТОВ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Проведённый курс респираторных воздействий обеспечил расширение функциональных резервов дыхательной системы, оптимизацию кислородного режима организма, а также способствовал формированию более рационального паттерна дыхания у студентов подготовительной медицинской группы.

Ключевые слова: респираторная тренировка, студенты подготовительной медицинской группы, вентиляционные типы.

 
Актуальность. Проблема состояния здоровья студентов привлекает внимание всё большего числа исследователей. Для сохранения здоровья и высоких резервных возможностей организма необходимо поддерживать на должном уровне процесс вентиляции и газообмена, а также высокие резервные возможности дыхательной системы [1; 3; 5].

Ослабление вентиляторной функции, формирующееся в результате снижения функциональных резервов респираторной системы, может проявиться болезнями органов дыхания, приводящими к потере трудоспособности. Так, для физически хорошо подготовленных людей характерен нормокапнический тип вентиляции. При низких функциональных резервах, в условиях психоэмоционального напряжения, при наличии морфо-функциональных изменений в бронхо-лёгочной системе формируются гипокапнический или гиперкапнический вентиляционные типы, определяемые как проявления дисфункциональности системы внешнего дыхания [4].

Поддержание и сохранение резервных возможностей системы внешнего дыхания являются наиболее важной проблемой профилактической работы, решение которой возможно благодаря использованию специальных средств, способствующих нормализации парциального давления углекислого газа в крови (рСО2) в альвеолах лёгких и снижению вентиляторной реактивности. К числу таких средств можно отнести респираторную тренировку [6].

Целью исследования явилась оценка эффективности направленной респираторной тренировки как средства коррекции вентиляционных дисфункций у студентов подготовительной медицинской группы.

Материалы и методы исследования. Нами было обследовано 50 студентов в возрасте 1820 лет основного учебного отделения подготовительной медицинской группы.

В качестве средства коррекции являлся респираторный тренинг, который осуществлялся при помощи специального устройства, основанного на использовании дополнительного резистивно- го сопротивления и строился в соответствии с основными принципами тренировки дыхания1.

1.Пристрiй для тренування дiафрагмального подиху : декларатив. патент на полез. модель № 23628 от 11 июня 2007 г. Авторы: А. В. Алпеева, Ю. А. Буков, И. М. Белоусова. Бюл. № 8; Устройство для коррекции гипокапнического и гиперкапнического типов вентиляции лёгких : декларатив. патент на полез. модель № 155090 от 26 авг. 2015 г. Авторы: И. М. Белоусова, Е. Н. Минина, Ю. А. Буков. Бюл. № 26.

Курс респираторной тренировки проходил каждый день в течение двух недель. Продолжительность респираторного воздействия составляла от 5 до 20 мин.

В качестве критериев, позволяющих оценить уровень функционального состояния системы внешнего дыхания, использовали показатели капнограммы, по данным которой определяли тип вентиляции [2]. Регистрировали следующие показатели: долю мёртвого пространства в общей вентиляции (ДМП, %), конечно-экспираторное парциальное давление СО2, (РЕТСО2, мм рт. ст.), показатель полезного цикла (TE/Ti, отн. ед.). Расчётным методом определяли адаптационный потенциал по Р. М. Баевскому (АП, баллы).

Статистическая обработка полученных результатов исследований проводилась с использованием параметрических критериев.

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам капнографического исследования обследуемые студенты были разделены по типам вентиляции. У студентов 1-й группы (n = 21) диагностировали нормокапнический тип вентиляции с показателями РЕТС02 в пределах 41,8±0,4 мм рт. ст., у 2-й группы (n = 17) — гипокапнический тип вентиляции со значениями РЕТС02, равными 34,0±2,3 мм рт. ст., у студентов 3-й группы (n = 12) выявлен гиперкапнический тип вентиляции, который характеризовался повышением уровня РЕТС02 до 46,3±1,3 мм рт. ст. Каждому типу вентиляции соответствовали определённые параметры капнограммы.

Проведённые занятия респираторной тренировки способствовали увеличению значений показателя полезного цикла на 33 % (р 0,05) во 2-й группе и на 7 % (р 0,05) в 3-й группе обследуемых студентов, что говорит об экономичности вентиляторной функции системы дыхания.

Доля мёртвого пространства в альвеолярной вентиляции в обеих группах снизилась на 20 % (р 0,05), что свидетельствует о равномерном распределении воздуха лёгких. После курса респираторного тренинга показатель РЕТС02 во 2-й группе повысился на 14 % (р 0,05), а в 3-й группе в результате ликвидации явления гиповентиляции снизился на 6 % (р 0,05). Расширение функциональных резервов кардиореспираторной системы способствовало росту адаптационных возможностей организма, на что указывает снижение показателя АП на 2 % (р < 0,05) во 2-й и на 9 % (р 0,05) в 3-й группе после тренировки.

Таким образом, проведённое корригирующее респираторное воздействие позволило значительно расширить адаптационные возможности дыхательной системы, перевести её на более эффективный путь функционирования, сбалансировать газовый гомеостаз организма, ликвидировать проявления дисфункционального дыхания.

Список литературы

1. Агаджанян, Н. А. Проблемы адаптации и учение о здоровье / Н. А. Агаджанян, Р. М. Баевский, А. П. Берсенёва.- М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2006.- 284 с.
2. Бяловский, Ю. Ю. Капнография в общеврачебной практике / Ю. Ю. Бяловский, В. Н. Абросимов.- Рязань : Дело, 2007.- 142 с.
3. Волков, В. Н. Теория и практика валеологического воспитания личности учащихся в образовательных учреждениях нового типа : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В. Н. Волков.- Коломна, 2000.- 54 с.
4. Колчинская, А. З. Спорт и гипоксия загрузки / А. З. Колчинская // Кислородные режимы организма, работоспособность, утомление при напряжённой мышечной деятельности : расширен. материалы рабочего совещания.- Вильнюс, 1989.- С. 67-76.
5. Круцевич, Т. Ю. Методы исследования индивидуального здоровья детей и подростков в процессе физического воспитания / Т. Ю. Круцевич.- Киев : Олимп. лит., 1999.- 232 с.
6. Низовцев, В. П. Дыхательная недостаточность и кислородный обмен / В. П. Низовцев // Дыхательная недостаточность. Гиперкапния, гипероксия, гипоксия.- Куйбышев, 2007.- 142 с.

Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2016. Т.1, № 3

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (14.06.2017)
Просмотров: 48 | Теги: респираторная тренировка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь