Суббота, 03.12.2016, 07:34
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Гражданское право

Решение ЕСПЧ от 06.07.2010 "По вопросу приемлемости жалобы N 65389/09 дело "Франс Корнелис Адрианус Ван Анраат (Часть 4)

36. В делах "Военная и полувоенная деятельности в Никарагуа и против нее" (Military and Paramilitary Activities in and against Nicaragua) и "Никарагуа против Соединенных Штатов Америки" (Nicaragua v. United States of America) (рассмотрение по существу, постановление, I.C.J. Reports 1986, стр. 14) суд постановил следующее:

"...186. Не следует ожидать, что в практике государств применение рассматриваемых правил должно быть безупречным в том смысле, что государствам следует воздержаться при абсолютной согласованности от применения силы или от вмешательства во внутренние дела друг друга. Суд не считает, что для установления правила в качестве обычного соответствующая практика должна находиться в абсолютно строгом соответствии с этим правилом. Для того, чтобы сделать вывод о наличии норм обычного права, суд считает достаточным, чтобы действия государств в целом соответствовали таким правилом, и в тех случаях, когда действия государств не соответствуют такому правилу, следует рассматривать как нарушение правила, а не как свидетельство признания нового правила. Если действия государства изначально несовместимы с признанным правилом, но государство защищает свои действия, ссылаясь на оговорки или оправдания, содержащиеся в самом правиле, тогда независимо от того, являлись или нет фактические действия государства оправданными на этом основании, значимость этого отношения заключается, скорее, в том, чтобы подтвердить, а не ослабить правило...".

(g) Конвенция о биологическом оружии

37. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (Конвенция о биологическом оружии) была открыта для подписания одновременно в городах Москве, Вашингтоне и Лондоне 10 апреля 1972 г. К концу 1972 года ее подписали более 100 государств.

38. Конвенция о биологическом оружии вступила в силу 26 марта 1975 г., когда 22 государства передали на хранение свои документы о ратификации. Она была ратифицирована 91 признанным государством и одним непризнанным государством к концу 1980 года. С 1981 года до конца 1988 года еще 19 государств ратифицировали Конвенцию или присоединились к ней или объявили о преемственности после обретения независимости (среди них Королевство Нидерландов, которое ратифицировало ее 22 июня 1981 г.). В настоящее время ее участниками являются 163 государств (в том числе все государства - члены Совета Европы), и 13 государств подписали ее. Ирак ратифицировал Конвенцию 19 июня 1991 г.

39. В соответствующей части Конвенции установлено следующее:

"Государства - участники настоящей Конвенции,

преисполненные решимости действовать в целях достижения эффективного прогресса на пути всеобщего и полного разоружения, включающего запрещение и ликвидацию всех видов оружия массового уничтожения, и уверенные в том, что запрещение разработки, производства и накопления запасов химического и бактериологического (биологического) оружия и их уничтожение путем эффективных мер будут способствовать достижению всеобщего и полного разоружения под строгим и эффективным международным контролем,

признавая важное значение Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, подписанного в Женеве 17 июня 1925 г., а также тот вклад, который указанный Протокол уже внес и продолжает вносить в дело уменьшения ужасов войны,

подтверждая свою верность принципам и целям упомянутого Протокола и призывая все государства к их строгому соблюдению,

напоминая о том, что Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций неоднократно осуждала все действия, противоречащие принципам и целям Женевского протокола от 17 июня 1925 г.,

желая способствовать углублению доверия между народами и общему оздоровлению международной атмосферы,

стремясь также способствовать осуществлению целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций,

будучи убеждены в важности и неотложности исключения из арсеналов государств путем эффективных мер такого опасного оружия массового уничтожения, каким является оружие с использованием химических и бактериологических (биологических) агентов,

признавая, что соглашение о запрещении бактериологического (биологического) и токсинного оружия является первым возможным шагом в направлении достижения соглашения об эффективных мерах также по запрещению разработки, производства и накопления химического оружия, и преисполненные решимости продолжать переговоры с этой целью,

преисполненные решимости ради всего человечества полностью исключить возможность использовать бактериологических (биологических) агентов или токсинов в качестве оружия,

будучи убеждены, что такое использование противоречило бы совести человечества и что не следует жалеть никаких усилий для уменьшения этой опасности,

согласились о нижеследующем...

Статья VIII

Никакое положение, содержащееся в настоящей Конвенции, не должно толковаться как каким-либо образом ограничивающее или умаляющее обязательства, принятые любым государством в соответствии с Протоколом о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, подписанным в Женеве 17 июня 1925 г.

Статья IX

Каждое государство - участник настоящей Конвенции подтверждает признанную цель эффективного запрещения химического оружия и с этой целью обязуется в духе доброй воли продолжать переговоры для достижения в ближайшем будущем соглашения об эффективных мерах по запрещению его разработки, производства и накопления запасов и его уничтожению и о соответствующих мерах в отношении оборудования и средств доставки, специально предназначенных для производства либо использования химических агентов в качестве оружия...".

(h) Инструкции для вооруженных сил

40. К началу ирано-иракской войны ряд государств официально проинструктировали свои вооруженные силы воздержаться от применения химического оружия. Также поступило Соединенное Королевство, военный устав которого (Military Manual) (1958 год) предусматривал, что "запрещены удушливые, ядовитые или другие газы и любые подобные жидкости, материалы или средства", и Бельгия, чей Закон о военном уставе (1983 год) устанавливал, что не допускалось применение первыми удушливых, токсичных и аналогичных газов <10>. Соединенные Штаты Америки в Полевом уставе FM 27-10 (Закон о ведении боевых действий на суше) (1956 год, изменен в 1976 году) запретили своим сухопутным войскам первыми использовать "летальные и выводящие из строя химические агенты", ссылаясь на Женевский газовый протокол и оговорку, сделанную Соединенными Штатами Америки о неприменении оружия первыми.

--------------------------------

<10> Оба процитированы Международным комитетом Красного Креста, Обычное международное гуманитарное право (Customary International Humanitarian Law), Жан-Мари Хенкерц (Jean-Marie Henckaerts) и Луиза Досвальд-Бек (Louise Doswald-Beck) (ред.) (Кембриджский университет, издание 2005 года), vol. II, pp. 16631668) (примеч. Секретариата Европейского Суда).

 

(i) Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие

41. Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, была открыта для подписания 10 октября 1980 г. и вступила в силу 2 декабря 1983 г. Она включает в себя пять протоколов. Один из них (Протокол III о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия) запрещает применение зажигательного оружия против гражданского населения и запрещает при любых обстоятельствах подвергать военные объекты, расположенные в районе сосредоточения гражданского населения, нападению с применением доставляемого по воздуху зажигательного оружия, а также запрещает подвергать военные объекты, расположенные в районе сосредоточения гражданского населения, нападению с применением зажигательного оружия, не доставляемого по воздуху, кроме тех случаев, когда гражданское население защищено (статья 2).

(j) Документы Организации Объединенных Наций

(i) Документы Генеральной Ассамблеи, относящиеся к ирано-иракской войне

42. Каждый год во время войны между Ираном и Ираком, то есть в период с 1980 по 1988 год, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций принимала Резолюции о химическом и бактериологическом оружии (от 12 декабря 1980 г. N 35/144, от 9 декабря 1981 г. N 36/96, от 13 декабря 1982 г. N 37/98, от 20 декабря 1983 г. N 38/187, от 12 декабря 1984 г. N 39/188, от 12 декабря 1985 г. N 40/92, от 3 декабря 1986 г. N 41/58, от 30 ноября 1987 г. N 42/37 и от 7 декабря 1988 г. N 43/74). В каждой из них Генеральная Ассамблея ООН подтверждала "необходимость строгого соблюдения принципов и целей" всеми государствами Женевского газового протокола 1925 года и соблюдения всеми государствами Конвенции о биологическом оружии.

43. В Резолюции 1980 года N 35/144C Генеральная Ассамблея ООН выразила убеждение в том:

"...что продолжающий действовать Протокол и соответствующие нормы обычного международного права [требуют] уделять полное и должное внимание всем сообщениям, касающимся возможного применения химического оружия и его вредного воздействия как в краткосрочном, так и в долгосрочном плане на людей и окружающую среду пострадавших стран...".

44. В Резолюции 1982 года N 37/98D о временных процедурах по поддержанию авторитета Женевского протокола 1925 года Генеральная Ассамблея просила Генерального Секретаря Организации Объединенных Наций о следующем:

"...разработать процедуры для своевременного и эффективного расследования информации о действиях, которые могут представлять собой нарушение Женевского протокола или соответствующих норм обычного международного права, а также собирать и систематически классифицировать документацию, касающуюся определения признаков и симптомов, связанных с применением таких агентов в качестве средства содействия таким расследованиям и лечению, которое может потребоваться...".

В другом документе (в Резолюции 37/98E по химическому и бактериологическому (биологическому) оружию) Генеральная Ассамблея ООН напомнила:

"...что использование химического и биологического оружия было провозглашено несовместимым с общепринятыми нормами цивилизации...".

45. Генеральный Секретарь ООН опубликовал доклад 2 октября 1984 г. (UN Doc. A/39/488). Он был дополнен докладом группы экспертов-консультантов, переданным Генеральному Секретарю 24 августа 1984 г., в котором приведены процедуры расследования заявлений о применении химического и биологического оружия. В дополнительном приложении к докладу экспертов-консультантов приведен список (приложение IX) потенциальных химических и биологических агентов, "сернистый иприт" был одним из тех, которые упоминались. Генеральная Ассамблея ООН приняла к сведению доклад Генерального Секретаря в своей резолюции 39/65E 1984 года.

46. В Резолюции 42/37C 1987 года Генеральная Ассамблея ООН напомнила:

"...положения Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, подписанного в г. Женеве 17 июня 1925 г., и другие соответствующие нормы международного обычного права."

В следующем году в Резолюции 43/74A Генеральная Ассамблея ООН выразила:

"...глубокую тревогу в связи с применением химического оружия в нарушение Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, подписанного в г. Женеве 17 июня 1925 г., и других соответствующих норм международного обычного права...".

(ii) Документы Совета Безопасности

47. 30 марта 1984 г. Председатель Совета Безопасности ООН зачитал следующее заявление:

"От имени членов Совета Безопасности я уполномочен сделать следующее заявление:

Совет Безопасности,

рассмотрев вновь вопрос, озаглавленный "Ситуация в отношениях между Ираном и Ираком",

будучи крайне обеспокоенным конфликтом между Ираном и Ираком, который создает угрозу международному миру и безопасности в регионе,

принимая к сведению доклад специалистов, назначенных Генеральным Секретарем для расследования утверждений Исламской Республики Иран о применении химического оружия (S/16433),

отмечая с особой озабоченностью единодушные выводы специалистов, что химическое оружие применялось,

выражая глубокую озабоченность по поводу всех сообщений о нарушениях норм международного права, а также принципов и норм международного поведения, принятых мировым сообществом для предотвращения или уменьшения страданий жертв войны,

решительно поддерживая вывод Генерального Секретаря о том, что эти гуманитарные соображения можно полностью удовлетворить лишь путем прекращения трагического конфликта, который продолжает истощать драгоценные людские ресурсы Ирана и Ирака,

1) решительно осуждает применение химического оружия, о чем сообщается миссией специалистов;

2) вновь подтверждает необходимость строгого соблюдения Женевского протокола 1925 г. о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других газов и бактериологических средств;

3) призывает соответствующие государства неукоснительно соблюдать обязательства, вытекающие из их присоединения к Женевскому протоколу 1925 года;

4) осуждает все нарушения международного гуманитарного права и настоятельно призывает обе стороны соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного гуманитарного права, применимые к вооруженным конфликтам, и свои обязательства в отношении международных конвенций, направленных на предотвращение или облегчение страданий людей во время войны;

5) напоминает о соответствующих резолюциях Совета Безопасности, вновь обращается с настоятельным призывом к строгому соблюдению прекращения огня и мирному разрешению конфликта и призывает все соответствующие правительства полностью сотрудничать с Советом в его усилиях по созданию условий, ведущих к мирному урегулированию конфликта в соответствии с принципами справедливости и международного права;

6) с признательностью отмечает посреднические усилия Генерального Секретаря и просит его продолжать свои усилия с соответствующими сторонами с целью достижения всеобъемлющего, справедливого и достойного урегулирования, приемлемого для сторон;

7) решает внимательно следить за ситуацией в отношениях между Ираном и Ираком".

48. 24 февраля 1986 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял Резолюцию 582 (1986), в соответствующей части которой говорится следующее:

"Совет Безопасности,

рассмотрев вопрос, озаглавленный "Ситуация в отношениях между Ираном и Ираком",

напоминая, что Совет Безопасности рассматривал вопрос о ситуации в отношениях между Ираном и Ираком на протяжении почти шести лет и что по нему принимались решения...

Отмечая, что как Исламская Республика Иран, так и Ирак являются участниками Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, подписанного в г. Женеве 17 июня 1925 г.

...2. Выражает также сожаление по поводу эскалации конфликта, в особенности вторжений на территорию, бомбардировок сугубо гражданских населенных пунктов, нападений на нейтральные суда и гражданские самолеты, нарушения норм международного гуманитарного права и других правил ведения военных действий и, в частности, применения химического оружия вопреки обязательствам по Женевскому протоколу 1925 года...".

49. 9 мая 1988 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял Резолюцию 612 (1988), в которой говорится следующее:

"Совет Безопасности,

рассмотрев доклад миссии, направленной Генеральным Секретарем с целью расследования утверждений о применении химического оружия в ходе конфликта между Исламской Республикой Иран и Ираком, от 25 апреля 1988 г.,

будучи глубоко встревожен выводами миссии о том, что химическое оружие продолжает применяться в ходе конфликта и что случаи его применения даже участились по сравнению с тем, что было раньше,

1. Подтверждает настоятельную необходимость строгого соблюдения Протокола о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, подписанного в г. Женеве 17 июня 1925 г.

2. Решительно осуждает продолжающееся применение химического оружия в конфликте между Исламской Республикой Иран и Ираком вопреки обязательствам по Женевскому протоколу.

3. Ожидает, что в соответствии со своими обязательствами по Женевскому протоколу обе стороны в будущем будут воздерживаться от применения химического оружия.

4. Призывает все государства продолжать осуществлять или установить контроль за экспортом в страны, являющиеся сторонами в этом конфликте, химических веществ, используемых для производства химического оружия.

5. Постановляет держать этот вопрос в поле зрения и выражает свое твердое намерение рассмотреть вопрос о ходе осуществления настоящей Резолюции".

50. 26 августа 1988 г. Совет Безопасности ООН единогласно принял Резолюцию 620 (1988), в соответствующих частях которой указано следующее:

"Совет Безопасности,

напоминая о своей Резолюции 612 (1988) от 9 мая 1988 г.,

рассмотрев доклады миссий от 20 и 25 июля и от 2 и 19 августа 1988 г., направленных Генеральным Секретарем с целью расследования утверждений о применении химического оружия в ходе конфликта между Исламской Республикой Иран и Ираком,

будучи глубоко встревожен выводами миссий о том, что применение химического оружия продолжалось в ходе конфликта между Исламской Республикой Иран и Ираком и что такое применение против иранцев стало более интенсивным и частым,

будучи глубоко обеспокоен угрозой возможного применения химического оружия в будущем,

принимая во внимание ведущиеся ныне переговоры на Конференции по разоружению о полном и эффективном запрещении разработки, производства и накопления запасов химического оружия и его уничтожении,

преисполненный решимости интенсифицировать свои усилия с тем, чтобы положить конец любому применению химического оружия в нарушение международных обязательств в настоящем и будущем,

1. Решительно осуждает применение химического оружия в конфликте между Исламской Республикой Иран и Ираком в нарушении обязательств по Протоколу о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств, подписанному в г. Женеве 17 июня 1925 г., а также в нарушение Резолюции 612 (1988).

2. Призывает Генерального Секретаря безотлагательно проводить расследования в связи с доведенными до его сведения любым государством-членом утверждениями в отношении возможного применения химического, бактериологического (биологического) или токсинного оружия, которое может представлять собой нарушение Женевского протокола 1925 года или других соответствующих норм международного обычного права, чтобы установить относящиеся к делу факты, а также докладывать о результатах.

3. Призывает все государства продолжать осуществлять, установить или усилить строгий контроль за экспортом химических веществ, используемых для производства химического оружия, в особенности в страны, являющиеся сторонами в конфликте, когда установлено или имеются серьезные основания полагать, что они применили химическое оружие в нарушение международных обязательств.

4. Постановляет незамедлительно рассмотреть возможность применения, принимая во внимание расследование Генерального Секретаря, соответствующих и эффективных мер в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, если когда-либо в будущем химическое оружие будет применено в нарушение международного права где бы то ни было и кем бы то ни было".

(k) Конвенция о химическом оружии

51. Предложения о договоре, призванном дополнить Женевский газовый протокол 1925 года путем установления запрета на разработку, производство или хранение химического оружия в дополнение к его использованию, были включены в повестку дня заседания Комитета 18 государств по разоружению в 1968 году. В 1980 году этот Комитет (за год до этого переименованный в Конференцию по разоружению) создал специальную рабочую группу, которой было поручено определить вопросы, которые должны были рассматриваться в подготавливаемом для этой цели многостороннем договоре. Вплотную составлением документа занялись в 1984 году, после того, как Генеральный Секретарь Организации Объединенных Наций объявил, что химическое оружие было применено Ираком в войне против Ирана. Начиная с 1986 года представители всех отраслей химической промышленности активно участвовали в переговорах. Новая Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления или применения химического оружия и его уничтожении (или Конвенция о химическом оружии) была открыта для подписания в Париже 13 января 1993 г. Сто тридцать государств подписали ее в течение первых двух дней. Она вступила в силу 29 апреля 1997 г., через 180 дней после даты сдачи на хранение 65-й ратификационной грамоты. В настоящее время она связывает 188 государств.

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5   Часть 6

Категория: Гражданское право | Добавил: x5443x (27.11.2015)
Просмотров: 114 | Теги: ЕСПЧ, европейский суд, права человека | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016