Среда, 20.09.2017, 23:04
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Гражданское право

Решение ЕСПЧ от 06.07.2010 "По вопросу приемлемости жалобы N 65389/09 дело "Франс Корнелис Адрианус Ван Анраат (Часть 3)

2. Соответствующее международное право и правоприменительная практика

 

(a) Женевский протокол (газовый) 1925 года

23. Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств (подписанный в Женеве 17 июня 1925 г.), более известный как Женевский газовый протокол, вступил в силу 8 февраля 1928 г. В нем говорится следующее:

"Нижеподписавшиеся уполномоченные, от имени своих правительств:

считая, что применение на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов, равно как и всяких аналогичных жидкостей, веществ и процессов справедливо было осуждено общественным мнением цивилизованного мира;

считая, что запрещение этого применения было сформулировано в договорах, участниками которых является большинство держав мира;

в целях повсеместного признания вошедшим в международное право данного запрещения, равно обязательного для совести и практики народов,

заявляют:

что Высокие Договаривающиеся Стороны, поскольку они не состоят уже участниками договоров, запрещающих это применение, признают это запрещение на бактериологические средства ведения войны и договариваются считать себя связанными по отношению друг к другу условиями этой Декларации.

Высокие Договаривающиеся Стороны приложат все свои усилия к побуждению других государств присоединиться к настоящему Протоколу. Об этом присоединении будет уведомлено Правительство Французской Республики, а последним - все подписавшие и присоединившиеся державы. Он войдет в действие со дня уведомления, сделанного Правительством Французской Республики.

Настоящий Протокол, французский и английский тексты которого считаются аутентичными, будет ратифицирован в возможно кратчайший срок. Он будет датирован этим днем.

Ратификация настоящего Протокола будет направлена Правительству Французской Республики, которое уведомит каждую подписавшую или присоединившуюся державу о принятии таковой на хранение.

Ратификационные грамоты или документы о присоединении будут храниться в архивах Правительства Французской Республики.

Настоящий Протокол вступит в силу для каждой подписавшей державы со дня поступления ратификации, и с этого момента таковая держава будет связана в отношении других держав, уже произведших сдачу своих ратификаций...".

24. Среди стран, первыми признавшими положения настоящего Протокола, были Иран, который присоединился к нему (как Имперское Государство Персия) 5 ноября 1924 г., Ирак, который присоединился к нему (как Королевство Ирак) 8 сентября 1931 г., и Королевство Нидерландов, которое ратифицировало его 31 октября 1930 г. Все три государства по-прежнему являются сторонами - участницами Протокола.

25. Другие государства присоединились к Протоколу в течение второй половины XX в. и в более позднее время. Среди них Соединенные Штаты Америки (ратифицировали Протокол в 1975 году), Вьетнам (присоединился к нему в 1980 году), Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея (присоединились к нему в один день, 4 января 1989 г.). Совсем недавно к нему присоединились Украина (2003 год), Сербия и Хорватия (обе в 2006 году), Словения (2008 год) и Коста-Рика (2009 год). На сегодняшний день более 130 государств ратифицировали и присоединились или объявили о правопреемстве к настоящему Протоколу.

26. Королевство Нидерландов и Ирак являлись теми странами, которые при ратификации или присоединении к Протоколу сделали оговорки, обязывающие выполнять его положения во время войны только по отношению к государствам, которые его ратифицировали или к нему присоединились. Королевство Нидерландов сняло свою оговорку 17 июля 1995 г. Другими государствами, которые сделали аналогичные оговорки к Протоколу, но впоследствии сняли их, являются Ирландия (1972 год), Австралия (1986 год), Новая Зеландия (1989 год), Чехословакия (1990 год, обязывающая своих государств-преемников), Монголия (1990 год), Болгария (1991 год), Чили (1991 год), Румыния (1991 год), Испания (1992 год), Франция (1996 год), Южная Африка (1996 год), Канада (1999 год) и Российская Федерация (2001 год).

(b) Устав Международного военного трибунала

27. Устав Международного военного трибунала (более известного как Нюрнбергский трибуна") прилагался к Соглашению о преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси ("Лондонское соглашение") от 8 декабря 1945 г. В соответствующей части Устава говорится следующее:

"...Статья 6

Следующие действия или любые из них являются преступлениями, подлежащими юрисдикции Трибунала и влекущими за собой индивидуальную ответственность:

a) преступления против мира, а именно планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений или участие в общем плане или заговоре, направленных на осуществление какого-либо из вышеизложенных действий;

b) военные преступления, а именно нарушение законов и обычаев войны, в том числе, но не исключительно, убийство, жестокое обращение или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории, убийства или истязание военнопленных или лиц, находящихся в море, убийства заложников, разграбление государственного или частного имущества, бессмысленное разрушение городов или деревень, их разорение, не оправдываемое военной необходимостью;

c) преступления против человечества, именно убийства, истребление, порабощение, высылка и бесчеловечные акты, совершаемые в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследования по политическим, расовым или религиозным мотивам в целях осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции Трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутригосударственного законодательства страны, где они были совершены, или нет.

Руководители, организаторы, подстрекатели и пособники, участвовавшие в составлении или в осуществлении общего плана или заговора, направленного к совершению любых из вышеупомянутых преступлений, несут ответственность за все свои действия, совершенные любыми лицами в целях осуществления такого плана...".

(c) Нюрнбергские принципы

28. В своей Резолюции 177 (II), пункт "a", Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций предписала Комиссии международного права "сформулировать принципы международного права, признанные Уставом и решением Международного военного трибунала в г. Нюрнберге". Комиссия международного права приняла текст на своей второй сессии (ежегодник Комиссии международного права (Yearbook of the International Law Commission), 1950 год, том II, стр. 374 - 378).

29. Принципы, установленные Комиссией международного права (Нюрнбергские принципы), являются следующими:

"Принцип I

Всякое лицо, совершившее какое-либо действие, признаваемое согласно международному праву преступлением, несет за него ответственность и подлежит наказанию.

Принцип II

То обстоятельство, что по внутреннему праву не установлено наказания за какое-либо действие, признаваемое согласно международному праву преступлением, не освобождает лицо, совершившее это действие, от ответственности по международному праву.

Принцип III

То обстоятельство, что какое-либо лицо, совершившее действие, признаваемое согласно международному праву преступлением, действовало в качестве главы государства или ответственного должностного лица правительства, не освобождает такое лицо от ответственности по международному праву.

Принцип IV

То обстоятельство, что какое-либо лицо действовало во исполнение приказа своего правительства или руководителя, не освобождает это лицо от ответственности по международному праву, если сознательный выбор был фактически для него возможен.

Принцип V

Каждое лицо, обвиняемое в международно-правовом преступлении, имеет право на справедливое рассмотрение дела на основе фактов и права.

Принцип VI

Преступления, указанные ниже, наказываются как международно-правовые преступления.

a) Преступления против мира:

i) планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений;

ii) участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из действий, упомянутых в пункте (i).

(b) Военные преступления

Нарушение законов и обычаев войны и, в том числе, но не исключительно, убийства, жестокое обращение или увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории, убийства или жестокое обращение с военнопленными или лицами, находящимися в море, убийства заложников или разграбление государственного или частного имущества, бессмысленное разрушение городов и деревень или их разорение, не оправдываемое военной необходимостью.

(c) Преступления против человечества

Убийства, истребление, порабощение, высылка и другие бесчеловечные акты, совершаемые в отношении гражданского населения, или преследование по политическим, расовым или религиозным мотивам, если такие действия совершаются или такие преследования имеют место при выполнении какого-либо преступления против мира или какого-либо военного преступления, или в связи с таковыми.

Принцип VII

Соучастие в совершении преступления против мира, военного преступления или преступления против человечества, о которых говорит Принцип IV, есть международное преступление".

(d) Женевские конвенции 1949 года

30. Королевство Нидерландов ратифицировало Женевские конвенции 1949 года (Конвенция (I) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях, Конвенция (II) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, Конвенция (III) об обращении с военнопленными и Конвенция (IV) о защите гражданского населения во время войны) 3 августа 1954 года. Ирак ратифицировал Женевские конвенции (как Королевство Ирак) 14 февраля 1956 г. Ни одно из государств не заявило никаких оговорок.

31. Статья 3, общая для всех четырех Женевских конвенций, гласит следующее:

"В случае вооруженного конфликта, не носящего международного характера и возникающего на территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон, каждая из находящихся в конфликте сторон будет обязана применять как минимум следующие положения.

(1) Лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях, включая тех лиц из состава вооруженных сил, которые сложили оружие, а также тех, которые перестали принимать участие в военных действиях вследствие болезни, ранения, задержания или по любой другой причине, должны при всех обстоятельствах пользоваться гуманным обращением, без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения или любых других аналогичных критериев.

С этой целью запрещаются и всегда и всюду будут запрещаться следующие действия в отношении вышеуказанных лиц:

a) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности, всякие виды убийства, увечья, жестокое обращение, пытки и истязания;

b) взятие заложников;

c) посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбительное и унижающее обращение;

d) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом, при наличии судебных гарантий, признанных необходимыми цивилизованными нациями.

2. Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь.

Беспристрастная гуманитарная организация, такая как Международный комитет Красного Креста, может предложить свои услуги сторонам, находящимся в конфликте.

Кроме того, находящиеся в конфликте стороны будут стараться путем специальных соглашений ввести в действие все или часть остальных положений настоящей Конвенции.

Применение предшествующих положений не будет затрагивать юридического статуса находящихся в конфликте сторон".

32. В соответствующей части Конвенции (IV) о защите гражданского населения во время войны дополнительно предусматривается следующее:

"...Статья 146

"Высокие Договаривающиеся Стороны берут на себя обязательство ввести в действие законодательство, необходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний для лиц, совершивших или приказавших совершить те или иные серьезные нарушения настоящей Конвенции, указанные в следующей статье.

Каждая Высокая Договаривающаяся Сторона обязуется разыскивать лиц, обвиняемых в том, что они совершили или приказали совершить то или иное из упомянутых серьезных нарушений, и, каково бы ни было их гражданство, предавать их своему суду. Она сможет также, если она этого пожелает, передавать их в соответствии с положениями своего законодательства для суда другой заинтересованной Высокой Договаривающейся Стороне в том случае, если эта Договаривающаяся Сторона имеет доказательства, дающие основание для обвинения этих лиц.

Каждая Высокая Договаривающаяся Сторона примет меры, необходимые для пресечения всех иных действий, противоречащих положениям настоящей Конвенции, помимо серьезных нарушений, перечисленных в следующей статье.

При всех обстоятельствах обвиняемые лица будут пользоваться гарантиями надлежащей судебной процедуры и правом на защиту, которые не должны быть менее благоприятными, чем те, которые предусмотрены в статье 105 и последующих статьях Женевской конвенции от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными.

Статья 147

К серьезным нарушениям, упомянутым в предыдущей статье, относятся нарушения, связанные с тем или иным из указанных ниже действий, в тех случаях, когда эти действия направлены против лиц или имуществ, на которые распространяется покровительство настоящей Конвенции: преднамеренное убийство, пытки и бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты, преднамеренное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, нанесение ущерба здоровью, незаконная депортация, перемещение и арест покровительствуемого лица, принуждение покровительствуемого лица служить в вооруженных силах неприятельской державы или лишение его права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, предусмотренное настоящей Конвенцией, взятие заложников, незаконное произвольное и проводимое в большом масштабе разрушение и присвоение имущества, не вызываемые военной необходимостью...".

33. Более 140 государств к 1980 году ратифицировали или присоединились или объявили о правопреемстве в отношении Женевских конвенций 1949 года. Иран и Королевство Нидерландов, оба были в числе первых, подписавших эти Конвенции в 1957 и 1954 годах соответственно, Ирак сделал это в 1956 году. Женевские конвенции 1949 года в настоящее время объединяют все государства в мире.

(e) Договор о нераспространении ядерного оружия

34. Договор о нераспространении ядерного оружия был открыт для подписания 1 июля 1968 г. и вступил в силу 5 марта 1970 г. Среди прочего, он налагает обязательство на государства-участников, не обладающих ядерным оружием, не стремиться к обладанию или контролю над ядерным оружием и над ядерными взрывными устройствами и подчиняться мерам по контролю.

(f) Правоприменительная практика Международного Суда

35. В делах по континентальному шельфу Северного моря (North Sea Continental Shelf) (Постановление, Сборник постановлений Международного Суда (I.C.J. Reports) 1969, стр. 3) Международный Суд постановил следующее:

"...71. Поскольку данное утверждение основывается на представлении о том, что статья 6 Конвенции [Женевской конвенции 1958 года о континентальном шельфе] оказала влияние и произвела эффект, описанный выше, оно явно включает в себя понимание рассматриваемой статьи как нормообразующего положения, которое составило основу или создало правило, которое, несмотря на конвенционное или договорное происхождение, с тех пор стало нормой общего свода международного права и в настоящее время принимается в качестве такового в порядке opinio juris <7>, так что стало обязательным даже для стран, которые никогда не были и не являются государствами - участниками Конвенции. Нет сомнений, что этот процесс абсолютно возможен и происходит время от времени: безусловно, это является одним из общепризнанных методов, с помощью которых могут быть созданы новые нормы международного обычного права. В то же время этот результат не может расцениваться как легко достижимый.

--------------------------------

<7> Opinio juris (лат.) - в международном праве признание государством определенного правила в качестве нормы международного права (примеч. переводчика).

 

72. Прежде всего было бы необходимо, чтобы рассматриваемое положение носило бы в любом случае потенциально, изначально нормотворческий характер, который мог считаться формирующим основу общего верховенства права...

77. В связи с этим существенный момент - и представляется необходимым подчеркнуть его - заключается в том, что даже в случае, если примеры этих действий государств, не являющихся участниками Конвенции, были бы более многочисленны, чем в действительности, даже в совокупности они сами по себе не были бы достаточными для того, чтобы являться opinio juris, поскольку, чтобы добиться этого результата, должны быть выполнены два условия. Необходимо не только, чтобы соответствующие действия вошли в сложившуюся практику, но они также должны быть такими или осуществляться таким образом, чтобы служить доказательством убежденности в том, что эта практика становится необходимой в силу наличия принципа верховенства права, требующего ее. Необходимость такого убеждения, то есть наличие субъективного элемента, подразумевается в самом понятии opinio juris sive necessitates <8>. Заинтересованные государства должны поэтому сознавать, что они подчиняются тому, что представляет собой правовое обязательство. Повторение или привычный характер деяний сами по себе не являются достаточными. Существует множество международных актов, например, в области церемониала и протокола, которые практически всегда выполняются, но которые мотивированы только соображениями вежливости, удобства или традиции, а не сознанием правовой обязанности.

--------------------------------

<8> Opinio juris sive necessitatis (лат.) - в международном праве признание необходимости действия, поскольку оно является правовым обязательством, "убежденность в правомерности и необходимости" (прим. переводчика).

 

78. В этом отношении суд следует точке зрения, принятой Постоянной палатой международного правосудия по делу Лотос (Lotus), как указано в следующем отрывке, принцип которого, по аналогии, применим почти слово в слово, mutatis mutandis <9>, к настоящему делу (P.C.I.J., Series A, N 10, 1927, стр. 28):

--------------------------------

<9> Mutatis mutandis (лат.) - с соответствующими изменениями (примеч. переводчика).

 

"Даже если редкость судебных решений... была достаточной, чтобы доказать... предполагаемое обстоятельство... это бы просто продемонстрировало, что государства на практике часто воздерживаются от возбуждения уголовного дела, а не то, что они сами осознали обязанность поступать соответствующим образом; в случае, если такое воздержание основывалось на осознании ими обязанности воздерживаться, можно было бы говорить о международном обычае. Предполагаемый факт не позволяет сделать вывод, что государства сознавали наличие такой обязанности; с другой стороны, существуют и другие обстоятельства, способные продемонстрировать, что верно обратное...".

Часть 1   Часть 2   Часть 3   Часть 4   Часть 5   Часть 6

Категория: Гражданское право | Добавил: x5443x (27.11.2015)
Просмотров: 211 | Теги: ЕСПЧ, европейский суд, права человека | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь