Пятница, 20.09.2019, 21:09
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Культура. Общество. Психология

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ БАРОККО В СОВРЕМЕННОМ ЗАРУБЕЖНОМ И ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИСКУССТВЕ

А. А. Белобров, Московский государственный институт культуры

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРИНЦИПОВ БАРОККО В СОВРЕМЕННОМ ЗАРУБЕЖНОМ И ОТЕЧЕСТВЕННОМ ИСКУССТВЕ

Статья посвящена выявлению причин интереса к барокко в современной культуре, анализу его отдельных проявлений через формы трансляции в современном российском и зарубежном изобразительном искусстве и кинематографе. Автор выделяет наиболее актуальные интерпретации сюжетных мотивов барокко в кинематографе, в котором присутствует явление иллюстрационной декорированности, ориентированное на познание реального мира посредством восприятия иллюзий. Анализируется жанр фэнтези, в котором присутствует приём градации атрибутики пышных и роскошных внешних элементов. Автор рассматривает основные предпосылки интереса к культуре барокко в современном искусстве через массовую трансляцию и продвижение его на различных выставках на территории России, где данное явление за последние несколько лет актуализируется и устойчиво репрезентируется в социокультурном пространстве. Раскрывается эстетический потенциал барокко, заложенный в предметных и изобразительных экспонатах, связанных с современной модой, фотографией и кинематографом.

Ключевые слова: культурология, культура барокко, современный кинематограф, изобразительное искусство, формы барокко.


Устойчивый интерес современных россиян к культуре барокко связан с тем, что сегодня во всё большее число произведений искусства включают элементы барочной культуры. Более того, данный процесс проникает и в область мировоззрения и наполняет философские идеи современности, воспроизводит новые обозначения в трактовке настоящей красоты и «магически фантазийной красивости», что, несомненно, приводит к реализации деятельности, направленной на достижение иллюзорного идеала в формах воспроизведения визуального искусства.

Такими идеалами могут служить образы стилизации в деталях культуры барокко на примере современного кинематографа, изобразительного и фотоискусства, которые фиксируются в сознании человека, отображают мифическое восприятие реальности окружающего мира, порождают культурный интерес. Они же являются инструментом искусства, для которого в большинстве случаев важна не сущность и внутреннее содержание, а лишь внешние особенности оформления в мельчайших изобразительных чертах, которые оказывают визуальное влияние на человека, тем самым побуждая и вызывая у него интерес.

Современному культурному интересу к барокко в России в области кинематографа способствует его широкое распространение в творчестве зарубежных режиссёров, которые на протяжении нескольких последних десятилетий транслируют культуру барокко массовому зрителю, создают большое количество кинохроник о данном стиле искусства.

Одной из последних уникальных работ, снятой в 2009 году компанией BBC, является одноимённый фильм «Барокко. От собора св. Петра до собора св. Павла» ("Baroque. From St. Peter's to St. Paul's"). В этом фильме искусствовед Вольдемар Янушчак путешествует по Италии, Англии и Испании в поисках лучших образцов барочного искусства и рассказывает удивительные истории их создания. Важно отметить и ряд других работ: «Король танцует» (фр. "Le Roi danse"), «Все утра мира» (фр. "Tous les matins du monde"), фильм «Сестра Моцарта» ("Nannerl, la soeur de Mozart"), «Последний шанс Генделя» ("Handel's Last Chance"), «Хроника Анны Магдалены Бах» ("Chronik der Anna Magdalena Bach"), документальный фильм «По следам Вивальди». Эти фильмы позволяют более точно составить представление об уникальной культуре барокко, с максимальной достоверностью донести до современного зрителя энциклопедическую информацию, созданную с помощью видеопроецирования. Произведения эпохи барокко тяготеют к тому, чтобы создавать сакральный смысл. Так, в основу фильма (видеофрагмента) может быть положен известный числовой расчёт или некоторый содержательный принцип. Поэтика самого барокко обращена не к зрителю, а к онтологии самого произведения, которое может создавать глубинный слой [2, с. 357].

Активное развитие современных компьютерных технологий открывает возможности трансляции зрителю более реалистичной картинки с сюжетами древности, мистико-фантастическим, историко- философским аспектом восприятия мира в «новой» реальности, в связи с чем обществу предлагаются образцы эстетического вкуса современности, объединяющие между собой стилистические черты барокко в единое целое. Это особенно проявляется в градации художественных элементов, каждый объект из которых показан в максимальной концентри- рованности всех характерных ему черт, что особенно заметно в жанре фэнтези, а также в приключениях и детских мультипликационных работах (анимации). Связь барокко с жанром фэнтези заключается в диалогичности фантазийных магических форм с формами реальности. Сюжеты фильмов в жанре фэнтези приводят человека к достаточно выраженной социокультурной адаптации к проблемам реальной жизни через философское понимание мифологии сюжета, анализ его сущности через восприятие магии и волшебства. Этот приём был масштабно использован в эпоху классического барокко, когда все формы искусства, начиная с музыки и заканчивая изобразительным искусством, были наделены смыслом нестандартности сказочно-мифического образа. Приукрашались, гиперболизировались истории героев и их жизненных ситуаций посредством пышных, сказочных, мифологических трактовок.

Ставшая нормой в последние десятилетия жизнь на эмоциональных контрастах корректирует траекторию направленности человека к вере в волшебство, которое способно дать душевное спокойствие и умиротворение через познание философии жизни и через её восприятие. Однако норма веры в сверхъестественное XVII века отличается от принципов и моделей, стиля жизни в XXI веке. Магия в XVII веке каралась инквизицией, магия, воплощённая в фэнтези в интерпретации XXI века, привлекает помпезной атрибутикой, действиями напоказ, с использованием нестандартных методов и практик, превращаясь из форм ритуального действия в форму искусства, наделённого противоречиями барочного мировосприятия.

На сегодняшний день жанр фэнтези стал одним из самых популярных. Особая занимательность фэнтези связана с возможностью заглянуть в малоизвестный зрителю мир прошлого, особенно мистического Средневековья, либо в альтернативную реальность, которая даёт возможность проанализировать мир в различных его сюжетных параллелях. Это позволяет увидеть последствия тех либо иных принятых решений. Ярким примером фэнтези являются «Хроники Нар- нии» Клайва Льюиса, где «Нарния» — это адаптация библейской истории, повествующая о природе добра и зла с глубоким внутренним философским дискурсом. В произведениях Дж. Толкина, к примеру, отражены глубокие идеи гуманистических, духовно-религиозных взглядов, делающие далёкие эпохи ближе, доступнее читателю, видоизменяя их, перенося в них современные формы мышления и поведения. Автор произвольно обращается с историческими реалиями, создавая особую атмосферу «времени во времени».

В современной детской мультипликации стилистика барокко ярко проявляется в работах кинокомпаний "Disney" и "Pixar", которые на протяжении трёх десятилетий экспериментируют с графикой и анимацией, вследствие чего появились новые истории и герои. Происходила постепенная трансформация художественной иллюстративности, приведшая в итоге к формам барокко, которые проявились в ярком воплощении детских сказок в жанре фэнтези. Интерес к формам барокко заложен в основе сюжета, позволяет нестандартно оценивать, понимать и принимать те или иные испытания, происходящие с героями. Эта форма барочного восприятия позволяет оценивать нестандартные визуальные формы объекта, вызывающую роскошь, яркую экстравагантность как устойчивые формы современной культуры.

В начале двухтысячных годов компании "Disney" и "Pixar" выпустили целую серию детских мультфильмов: «Корпорация монстров», «Красавица и чудовище», «Белоснежка и семь гномов», «Аленький цветочек» и т.д. Бесспорно, в сегодняшних сказках акцент делается не на глубокий смысл философского характера, а на художественно-изобразительные формы сюжета и образы героев, богатство графики.

Восприятие философских иррацио- налистических теорий барочного миропонимания, как правило, доступно наиболее искушенному, образованному зрителю. Актуализация сказки, мифа, притчи, а также появление и расцвет фэнтези позволили публике погрузиться в мир таинственного, поиграть с ним, приобщиться к его сотворению. Это сделало фэнте- зи одним из самых распространённых на сегодня жанров, пользующихся массовой популярностью. По сути, это переписанные сказки братьев Гримм, Шарля Перро и других, воплощённые в реальную действительность, созданные как установка образа жизни многих людей.

Российский кинематограф перешёл от стадии канонических, консервативных принципов, характерных для советского периода к стадии экспериментов и поиска новых форм. Культурный интерес современных режиссёров выражается в нацеленности на тематику «глянцевой фантастики» и сверхъестественных сил. Сам по себе факт перехода российского кинематографа в фазу экспериментов означает изменение в потребностях общества, в котором присутствует большой набор культурных интересов. Соотношение жизни реальной с принципами барочной, преувеличенной красоты во всем даёт возможность размышлять над многими аспектами, в частности, стимулирует человека к процессу самопознания, наделяет его верой в самого себя в достижении своих целей. Сюжеты современных российских фильмов и детских сказок в жанре фэнтези с применением барочных элементов только начинают развиваться: российский фильм Вадима Соколовского «Книга мастеров» — яркое тому подтверждение. Сюжет фильма построен на основе мотивов древнерусских былин и сказаний, но наделённых излишними элементами пафоса и контрастностью декоративных элементов с совмещением реальности и барочной магии иллюзий. Ещё одним повествованием в киноиндустрии является работа (сериал) Евгения Бедаре- ва «Пока цветёт папоротник» 2012 года. Эта инверсия позволяет обычному человеку (журналисту) стать супергероем, где заданная реальность наделила его особыми волшебными способностями; сюжетная линия построена на объединении сказки и настоящей реальности, в развитии сюжета применяется эксцентричность в многообразии изобразительных форм, что подчёркивает пышность, совершенную красоту, многогранность и изящность всех компонентов, отражающих стилистику культуры барокко.

Культура барокко репрезентируется и в современном изобразительном искусстве и его производных формах в фотоискусстве, отчасти связанных с культурой кино и модной индустрией. В последние годы число созданных выставочных павильонов, посвящённых стилю барокко и его композициям, колоссально увеличилось. Актуализация барокко существенно проявляется в кругах культурной элиты, в связи с чем стилю барокко посвящено немало выставок во всех регионах России: в Московском музее современного искусства состоялась выставка «Барокко. Симптоматика Большого стиля» (2007), на которой были представлены работы современных художников, работающих в стиле барокко. Организаторы выставки отметили большой интерес людей к барочному искусству. В Омском областном музее изобразительных искусств имени М. А. Врубеля в 2017 году была представлена экспозиция «Стиль в зеркале эпохи» (Исторические стили в русском интерьере. Декоративно-прикладное искусство XVI — начала XX века), на которой особое внимание было уделено экспонатам стиля барокко. В ноябре 2014 годы в Московском ГМИИ имени А. С. Пушкина состоялась выставка «Рубенс, Лихтенштейн и прекрасная печаль барокко». В 2017 году во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы имени М. И. Рудомино состоялась книжная иллюстративная выставка к 440-летию со дня рождения Питера Пауля Рубенса «Торжествующее барокко». На выставке были представлены альбомы, музейные каталоги, монографии из фондов БИЛ, посвящённые архитектуре, скульптуре, живописи, декоративно-прикладному искусству барокко. Центральное место на выставке заняли издания, посвящённые творчеству великого нидерландского живописца Питера Пауля Рубенса (1577—1640), одного из выдающихся мастеров барокко, в чьих произведениях этот стиль достиг наивысшего выражения.

Современному изобразительному искусству, как и кинематографу, свойственен приём магического изображения художественного действия. Образцы современной культуры в отображении реальности, основанной на формах магии, взаимодействуя друг с другом, создали целое направление в изобразительном искусстве в виде магического барочного реализма, в котором работает мексиканский художник Хосе Парра. Он участвовал в персональных и коллективных выставках в Мексике на международном уровне: в выставке "Inernational Carre- four" в Нью-Йорке, "New Great Masters" (Новые великие мастера) в Центанарио музее в Монтеррее и в выставке "Феникс и драконы" в Шомон и Фихтах (Германия). Фэнтезийно-исторические темы в современной культуре довольно распространены среди художников. Во-первых, потому, что это очень интересная тема, которую до конца ещё не раскрыли. Во- вторых, работы в стиле барокко с применением магического реализма очень востребованы обществом и вызывают огромный интерес у представителей российской и зарубежной элиты. Данные произведения транслируют превосходную красоту, неподдельное изящество и тонкую грациозность письма. В серии картин под названием «История потерянного континента» персонажи живут на грани времён, помпезности добавляет обилие вспомогательных элементов второго плана. Его персональные выставки увидели такие страны, как Мексика, США, Канада, Дания, Нидерланды, Франция и другие.

Ещё одним современным художником, работающим в стиле магического барокко, является американский художник Тед Пим. Являясь «уличным» художником», он пишет свои работы (граффити и фрески) с использованием визуального лексикона Рембрандта и Караваджо. Его работы наделены элементами богатого тона в избытке монументальности. Сам Пим говорит о своем творчестве: «Я всегда обращаюсь к старым мастерам, они из того времени, когда искусство говорило о красоте, каждая картина, каждая скульптура, каждое музыкальное произведение - всё стремилось быть совершенным [3]».

Интерес к культуре барокко виден и в работах современных графиков-художников Франса Хойтина и Герарда Тринья- ка, в чьих работах изображены фантастические реконструкции и проекции. По профессии Франс Хойтин обычный садовник, а Герард Триньяк - архитектор. Работы Герарда Триньяка максимально приближены к стилистическим приёмам классического барокко с элементами магической фантастики и неправдоподобности в изображениях городской панорамы. В его картинах реальные формы объектов сочетаются с фантазийной приукра- шенностью, что придаёт эффект сказки, монументальности и совершено новой, необычной красоты. Во многих работах изображены здания с декоративными мостами и помпезными колоннами с применением большого числа деталей, таких как шарообразные облака, парящие дворцы и пустынные города. Многие художники и критики сравнивают эти работы с картинами итальянского художника Ка- налетто (Canaletto, 1697-1768), мастера городских пейзажей в стиле барокко. Работы Франса Хойтина наполнены игрой света и тени, художник изображает мир своеобразных диковинных растений и сказочных мифических беседок и садов. Его мир - это мир совершенной иллюзии, в которой нет связи с реальностью. Именно благодаря новому взгляду на реальный мир картины приобрели мировую известность.

Видение реальности через призму магии заметно и в работах канадского художника Роба Гонсалвеса - представителя магического реализма в живописи. В его картинах магические элементы тесно переплетаются с реальной жизнью, где чудеса выступают контрастом с обыденностью. В его картинах всегда волшебное объединение миров, «незаметные метаморфозы, перетекание объектов из одной ипостаси в другую». В работах «Цветочное затмение», «Воздушные змеи», «Плавучие острова», «Феноменальное плавание» и других присутствуют черты бароч- ности по характеру цветовой гаммы, конструкции сюжета и абстракции идеи.

Изыски современной моды в устремлённости к сложным, экстравагантным образам становятся основой в отражении современного стиля «глянцевого барокко» и интереса к нему, в фактурах стилистических инверсий, которые отображаются в фотоискусстве при проецировании образов в глянцевых изданиях и популяризации стиля барокко в выставочных павильонах. Ведущие модные журналы — от популярных издательств «Эль» (Elle) и «Гламур» (Glamur) до альтернативного «глянца» «Лав» (Love) — применяют стилистику барокко и считают её актуальной современной культуре. Формы барокко в фотографии нашли выражение в яркой цветовой гамме, игре света и тени, изображении декоративных элементов, неординарности композиционных решений, свойственных данному стилю. «Глянцевые» издания, являясь «энциклопедиями гламурной жизни», призванные развлекать массового читателя, погружают его в мир иллюзии-сказки [1], где нередко прослеживаются выражения об изображаемом образе в виде сленга «икона моды», тем самым придавая им значение идола. Учитывая особенности модной индустрии, художники, фотографы и графические редакторы используют механизмы и приёмы, которыми пользовались фотомастера или художники прошлых десятилетий и эпох, в том числе и композиционными вариациями барокко. Изображениям «глянцевых» журналов нередко присущ элемент экстравагантности в отображении деталей представляемого объекта, и эта же особенность находит своё отражение и в ранних работах Рубенса, что позволяет провести параллели от барокко к современности. К примеру, для картин Веласкеса и Пуссена характерны резкие контрасты между светлыми и тёмными тонами с повышенной эмоциональностью сюжета, что было нововведением для культуры XVII столетия и стало возродившимся приёмом в работах современных фотомастеров.

В такой художественной системе, как барокко, абсолютная ясность затемняется даже в тех случаях, когда художник стремится к совершенной и прекрасной точности. А. В. Михайлов полагал, что барочная умозрительность немыслима без «темноты нерастворённой тайны» [2, с. 332]. Современным фотографиям свойственен художественный приём кокейн, который изображает всё в свете сказочной страны с изобилием и праздностью средневековых легенд. Нередко используются вызывающе эпатажные и «нелепые» композиционные вариации, в которых стираются рамки пропорций человеческого тела, манера поведения героя и многообразие декоративно-прикладных элементов, не свойственных сюжету. Современное искусство и его формы в разнообразии трансляционных форм тяготеют к культуре барокко. Формирование культурного интереса к данному стилю стало особой средой, в которой есть место творческой свободе, полёту фантазии. Именно поэтому барокко получило широкое применение в работах современных художников и заняло свою нишу в области культуры, образовав устойчивые и развитые формы интереса к культуре барокко.

В заключение можно отметить, что интерес к культуре барокко в России имеет достаточные основания, чтобы трактовать его как устойчивую репрезентацию современной культуры. В определённой степени этот интерес связан с мировыми тенденциями стилизации барокко в современном искусстве, именно поэтому сегодня репрезентации этого стиля в России проявляются в виде интереса выборочно, в более наглядных и экстравагантных формах.

 
Примечания

1. Буряковская В. А. Глянцевый журнал как феномен массовой культуры: речевое и прагматическое представление // Политическая лингвистика. 2012. № 1 (39). С. 169—172.
2. Жуковец О. Ю. Барокко как стиль и как тип культуры // Культурная жизнь юга России. 2008. № 2. С. 23—25.
3. Лобанова М. Западноевропейское музыкальное барокко: проблемы эстетики и поэтики. Москва : Музыка, 1994. 320 с.

Источник: Научный журнал "Вестник Московского государственного университета культуры и искусств". 2018. № 2 (82)


Категория: Культура. Общество. Психология | Добавил: x5443 (09.09.2019)
Просмотров: 13 | Теги: культура барокко, культурология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь