Четверг, 23.11.2017, 10:37
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ КАК СЕГМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА

Г.Н.Гужина, доктор экономических наук, профессор, А.А.Гужин, кандидат экономических наук, доцент
Государственный гуманитарно-технологический университет, Орехово-Зуево, Россия

РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ КАК СЕГМЕНТ СОВРЕМЕННОГО ТУРИСТСКОГО РЫНКА

Делается акцент на том, что в настоящее время назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и познания. Вместе с тем в статье раскрываются понятия «паломничество» и «религиозный туризм», определяются их различия. Приводятся методические основы организации религиозного туризма.

Ключевые слова: туризм, религиозный туризм, паломничество, специализированные туры, религии.

 
В последние годы усилилось значение туризма в жизни современного общества. Сегодня туризм активно развивается, люди стали путешествовать осмысленно — в образовательных, религиозных, оздоровительных целях. Туризм стал играть такую роль в жизни общества, что превратился в уникальную крупномасштабную мировую индустрию, а туристические ресурсы становятся важнейшей частью национального богатства многих стран.

В настоящее время в мире всё большее развитие получают различные виды познавательного, в том числе и религиозного туризма.

Религиозный туризм совсем недавно был включён в список существующих видов туризма, принятый Всемирной туристской организацией. Туристские вузы практической подготовкой специалистов по этому направлению не занимаются. Вместе с тем древние традиции поклонения святым местам сегодня активно возрождаются путём развития религиозного туризма. Паломнические поездки и путешествия в последние годы становятся необычайно популярными.

Религиозный туризм — это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: паломнический туризм и религиозный туризм экскурсионной направленности.

Паломничество, или путешествие с религиозными целями — одна из старейших форм туризма, имеющая глубокие исторические корни. Одними из первых туристов были средневековые паломники.

Туристом, путешествующим с религиозными целями, является человек, выезжающий за пределы обычной среды на срок не более года для посещения святых мест и центров религий. Под религиозным туризмом следует понимать виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Довольно обширный массив религиозного туризма должен быть подразделён прежде всего в соответствии с четырьмя наиболее распространёнными в сегодняшней России концессиями: христианством, исламом, иудаизмом и буддизмом [1. С. 124].

Религиозный туризм имеет три формы:
а) паломничество;
б) экскурсионные туры по религиозной тематике;
в) специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты.

География паломнических туров достаточно обширна и зависит от веры исповедания — Тибет, Израиль, Италия, Индия, Китай, Непал, Греция, Святой Афон и многие другие. Обычно тур длится от 5 до 10 дней, во время которых паломники по программе посещают главные религиозные места, праздники, совершают церковные мероприятия.

Религиозное путешествие преследует три основные цели.

Первая — и самая распространённая — посещение знаковых мест для данной религии. Верующие люди идут или едут в места, где происходили или происходят легендарные, значимые события: очень много паломников с незапамятных времён приезжают в Мекку, Иерусалим, на Голгофу, в православные церкви, Ватикан, крупные буддийские храмы.

Ещё в средние века люди верили, что в подобных «центрах веры» их молитвы имеют особенную действенность. Связанные с именем пророка, святого или с божественным знамением, эти места всегда аккумулировали множество паломников. Например, на сегодняшний день главным центром паломничества во Франции является Лурд (Lourdes). В середине XIX в. этот город в самом сердце Пиреней был осенён явлением Девы Марии Бернадетте Субиру в гроте Массабьель.

Но не только мировые религии обладают подобными центрами. Возродившийся интерес к древним, языческим религиям побуждает людей искать и древние капища — славянские, кельтские. Безусловно, они также являются местами силы, памяти и паломничества.

Вторая цель — исцеление. Неистовая вера в то, что мощи святых, иконы, алтари, менгиры, прикосновение папской руки обладают целительной силой, неугасимо живёт в людях. Сложно сказать наверняка, что именно исцеляло и исцеляет людей: неукротимая вера (она же — эффект плацебо) или воздействие неземных сил. Но факты остаются фактами: калеки вставали на ноги, слепые прозревали, а прокажённые избавлялись от болезни.

Более важное исцеление, невидимое глазу, — исцеление духовное. Искупить грех — или постигнуть истины под руководством мудрого учителя — на Востоке и Западе религиозные путешествия в этом плане были схожи. Чтобы стать лучше, мудрее, искупить грехи, человек должен пройти испытание. Средневековые духовники нередко налагали епитимью, требуя совершить паломничество, и иногда приказывали пройти путь босиком или в одной рубашке.

Третья цель — очень земная и человеческая: любопытство. Будучи православным, католиком или атеистом, человек всё равно может отправиться в Мекку — наблюдать за религиозным действом. Люди стараются не просто посетить храм, но попасть на службу.

Даже если это чуждая религия — но природное любопытство, тяга к познанию ведут человека в мечеть или буддийский храм, католический монастырь или православную церковь. Многие епархиальные управления ввели в структуру внешнеэкономические отделы, которые регулируют вопросы паломничества.

Религиозный туризм — один из самых возвышенных видов туризма. Конечно, сейчас уже редко встретишь паломников, босиком преодолевающих границы Шенгенской зоны. Но всё равно интерес к божественному, неземному — познать, увидеть, причаститься — очень велик.

Можно выделить различные виды паломничества. По числу участников и признаку семейной принадлежности различают индивидуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжительности можно обозначить паломничества длительные и короткие.

Религиозный туризм и его разновидности представлены различными формами. По особенностям организации поездок религиозный туризм может быть организованным или неорганизованным. Одни туристы предпочитают организованные поездки, которые строго регламентированы и обычно осуществляются на условиях предварительной оплаты. Продавец и клиент заранее обсуждают маршрут поездки, сроки пребывания, набор предоставляемых услуг (полный пакет или лишь ряд услуг). В зависимости от числа участников путешествия выделяют туры индивидуальные и групповые. Число участников индивидуального тура 1-5 чел., группового — от 6 и более. Некоторые туристские фирмы считают групповым путешествие, в которое отправляются 2 чел. и более. Частным случаем индивидуального тура может быть поездка одного человека.

Часто это можно наблюдать в паломнических поездках, которые в отличие от экскурсионных могут длиться по нескольку месяцев. Человек имеет огромное желание уединиться для молитвенного общения, размышлений о своих внутренних проблемах, сложных жизненных ситуациях. И он отправляется один в паломническую поездку в монастырь или другое место.

В зависимости от продолжительности поездки можно выделить поездки однодневные, длящиеся несколько дней, и многодневные. Однодневные поездки можно подразделить на длящиеся: менее 3 ч, 3-5 ч, 6-8 ч, 9-11 ч, более 12 часов (однодневные). Путешествия с ночёвкой бывают продолжительностью 1-3, 4-7, 8-28, 29-91, 92-365 ночей.

Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря [2. С. 38].

В рамках религиозного туризма экскурсион- но-познавательной направленности предполагается посещение религиозных центров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиозные объекты — действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. В экскурсионно-познавательных турах туристы используют имеющиеся элементы туристской инфраструктуры — селятся в гостиницах и т. д. Экскурсионно-познавательные туры, в отличие от паломнических, более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы могут посещать и во время комбинированных туров, в которых экскурсионная составляющая является лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определённым культовым действиям. Тем не менее в некоторых турах могут участвовать как паломники, так и экскурсанты.

Экскурсионным группам необходим опытный, хорошо знающий тему экскурсовод, а по прибытии на место их должен сопровождать и представитель религиозной организации.

Для российских паломников лидерами среди центров паломничества являются Россия и Израиль.
По географическому признаку паломнические поездки можно подразделить на следующие направления:
- монастыри и святыни ближнего зарубежья (главным образом, Украины);
- дальнего зарубежья (святыни Болгарии, Греции — в первую очередь, горы Афон, Италии — мощи Николая Мирликийского, Израиля).

«Ближние», например, для Москвы — это монастыри города, места, связанные с пребыванием царской семьи, а также монастыри Подмосковья (Троице-Сергиева лавра, Иосифо-Волоцкий монастырь, Высоцкий монастырь в Серпухове, Давидова пустынь и др.) [3. С. 12].

Весьма популярны у паломников 2-3-дневные поездки в монастыри: в первую очередь в Оптину пустынь, к мощам Серафима Саровского в Дивеевский монастырь, в Нилову пустынь на озере Селигер, в Псково-Печёрский монастырь.

Паломнический тур в отличие от религиозно-экскурсионного включает в себя не только посещение и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест (источников и т. д.), но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещения богослужения. Религиозно- познавательные и паломнические туры объединяют прежде всего маршруты экскурсионной поездки и объекты показа, что часто приводит к смещению данных категорий, когда любая поездка в монастырь именуется паломничеством. В то же время эти туры преследуют различные цели: паломнический тур прежде всего мотивирован религиозно, экскурсионный тур мотивирован познавательно. Различие целей обусловливает различие выбора и использования методических приёмов показа и рассказа, стиля общения с группой, использования специальной лексики и т. д.

Пребывание в монастырях действует благотворно. На человека оказывает эмоциональное влияние всё окружающее: архитектура, живопись, иконопись, церковное песнопение, люди, произносящие молитвы. Всё это создаёт иллюзию ухода в иной мир, более чистый и прекрасный, чем окружающая действительность, более доверчивый и открытый, так как люди в церковной общине испытывают чувство сплочённости, свойственное русскому менталитету. Здесь люди приобщаются к новому образу жизни, монашество для них служит примером предпочтений духовного начала материальному. Поэтому исторические монастыри на Руси стали центром притяжения паломников и верующих.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о настоятельной необходимости вдумчивой разработки соответствующих религиозных туристских маршрутов, составления путеводителей для посетителей, паломников, туристов по историческим и святым местам, профессионального обучения и соответствующей подготовки необходимых кадров экскурсоводов по указанной проблематике.

Список литературы

1. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма : учеб. пособие для студентов вузов / А. В. Бабкин. - М. : Совет. спорт, 2008. - 206 с.
2. Брандт, И. Г. Паломничество, религиозный туризм с точки зрения туриндустрии / И. Г. Брандт // Православное паломничество: традиции и современность : сб. материалов Второй общецерков. конф., 28-29 нояб. 2005 г. - М. : Паломн. центр Моск. патриархата, 2009. - С. 37-41.
3. Прокопенко, Т. А. Экономико-географический и исторический аспекты развития религиозного туризма на примере Русской православной церкви : ав- тореф. дис. . канд. геогр. наук / Т. А. Прокопенко. - Краснодар, 2007.

Для цитирования: Гужина, А. А. Религиозный туризм как сегмент современного туристского рынка / Г. Н. Гужина, А. А. Гужин // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2016. - Т. 1, № 2. - С. 25-28.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443x (29.08.2017)
Просмотров: 70 | Теги: религиозный туризм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь