Воскресенье, 04.12.2016, 04:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

О.А.Исупова, О.В.Власова, Кемеровский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета

Освещены роль и значение рейтинговой оценки деятельности образовательного учреждения в условиях модернизации образования. Рассмотрен опыт применения рейтинговой оценки деятельности Кемеровского института (филиала) РГТЭУ, специфика, порядок применения, а также методика расчёта рейтинговых оценок и их связь с процессом принятия управленческих решений в организации.

Ключевые слова: рейтинг, показатели рейтинговой оценки, мониторинг, процессный подход.

 

1. Сущность и цели рейтинговой оценки

Признанным механизмом обеспечения результативности и эффективности деятельности структурных подразделений образовательной организации и, как следствие, повышение качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями государства, работодателей и обучающихся, является рейтинговая оценка. Применение данных технологий, как при внешней оценке деятельности вузов, так и при формировании внутренних гарантий качества образовательных услуг само по себе не ново. Однако в настоящих условиях модернизации российского образования, когда осуществлён перенос ответственности за качество и оценку качества на уровень образовательной организации, что в свою очередь приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы, рейтинговая оценка деятельности структурных подразделений вуза приобретает особую значимость. Целью такой оценки является повышение качества выполнения отдельных видов работ в рамках закреплённой ответственности и полномочий персонала. Рейтинг структурных подразделений позволяет систематизировать результаты их деятельности по управляющим, основным и обеспечивающим процессам; определять уровень выполнения показателей деятельности и проводить анализ их динамики, выявлять лидирующие подразделения и лучшие практики.

Формирование рейтинговой модели должно строиться на системе показателей, адекватно отражающих качественные характеристики организации и её продукции или услуги. Необходимо правильно выбрать метод трансформации отдельных показателей в обобщающую рейтинговую оценку, кроме того, рейтинговый анализ должен строиться на использовании полной и достаточной информации [1, с. 87; 4, с. 75].

В Кемеровском институте (филиале) РГТЭУ разработана рейтинговая модель оценки деятельности подразделений, основу которой составляют результаты мониторинга процессов, реализуемых в рамках подразделения, результаты внутренних и внешних аудитов системы менеджмента качества (СМК), а также оценка уровня исполнительской дисциплины.

Общий рейтинг демонстрирует уровень выполнения структурным подразделением всех показателей рейтинговой оценки и показывает уровень выполнения порогового рейтинг-балла, который определяется для каждого вида структурного подразделения при условии полного соответствия всех рейтинг-показателей пороговым значениям. Таким образом, общий рейтинг структурного подразделения - это отношение итогового рейтинг-балла к пороговому рейтинг-баллу.
Кроме того, рейтинговая модель предполагает определение целевого рейтинга, который демонстрирует достижение структурными подразделениями стратегических приоритетов, целей в области качества, выполнение финансовых показателей, а также выполнение ключевых показателей, характеризующих результативность работы подразделения в отчётный период. Данной группе показателей рейтинговой оценки присваивается максимальный весовой коэффициент.
Порядок проведения рейтинговой оценки ежегодно рассматривается на заседании Совета по качеству. Основные этапы формирования рейтинговой оценки представлены в таблице.

Этапы формирования рейтинговой оценки

2. Структура показателей рейтинговой оценки

В практике многих зарубежных и российских компаний применение ключевых показателей эффективности, по которым оцениваются результативность и эффективность деятельность персонала, процессов и функций управления, давно стало привычной реальностью [2, 25]. В последние годы эту положительную практику активно используют вузы при формировании рейтинговых моделей.

Структура показателей рейтинговой модели Кемеровского института (филиала) РГТЭУ представлена на рисунке. По качественным характеристикам выделяются следующие группы показателей:
- целевые показатели - показатели, характеризующие выполнение целей в области качества на планируемый период;
- показатели роста - показатели, фактическое значение которых превышает пороговое значение, установленное для конкретного подразделения на этапе планирования;
- показатели исполнительской дисциплины - экспертная оценка работы структурного подразделения по предварительно согласованным направлениям: целевая и текущая деятельность, исполнение приказов высшего руководства, соблюдение правил внутреннего распорядка, финансовая дисциплина, подготовка плановой и отчётной документации.


Рис. Структура показателей рейтинговой оценки

Количественный состав показателей характеризует большая доля показателей мониторинга, именно им присуща большая объективность, так как все показатели данной группы имеют чётко выраженные количественные значения. Так как показатели мониторинга имеют более сложную структуру и содержат пороговые значения, то расчёт значения показателя рейтинговой оценки производится по формуле, где х - фактический показатель по k-му критерию мониторинга; ю - показатель порогового значения по соответствующему критерию.
 

Данная форма расчёта позволяет начислять дополнительные баллы за превышение порогового значения, при этом итоговое значение показателя рейтинговой оценки не будет превышать 100 баллов.

3. Специфика процесса мониторинга деятельности структурных подразделений

Как отмечалось ранее, основу рейтинговой модели составляет система мониторинга. Полученные результаты мониторинга и измерения используются для анализа деятельности как отдельных структурных подразделений, так и института в целом, а также применяются в процессах стратегического и оперативного планирования.

Проведение систематического мониторинга процессов структурных подразделений института позволяет решать следующие задачи:
- формирование механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии управляющих, основных и обеспечивающих процессов вуза, а также структурных подразделений, участвующих в реализации данных процессов;
- целевые показатели;
- показатели роста;
- показатели исполнительской дисциплины
структура показателей рейтинговой оценки
по качественным характеристикам
по количеству показателей
- получение объективной информации о состоянии результативности процессов, тенденциях их изменений и причинах, влияющих на достижение результатов;
- выявление наиболее значимых показателей процессов, а также показателей деятельности структурных подразделений, позволяющих реализовывать основные цели в области качества;
- принятие обоснованных и своевременных управленческих решений администрацией института.

Мониторинг процессов, реализуемых в структурных подразделений, проводится ежегодно на основе утверждённых показателей. В основу системы показателей мониторинга структурных подразделений положена следующая логическая модель: декомпозиция принципов Политики и целей в области качества на планируемый период на уровень целей в области качества и показателей их оценки для каждого процесса, реализуемого в структурном подразделении.

Направления мониторинга процессов включают:
- показатели, характеризующие достижение целей структурных подразделений;
- аккредиционные показатели;
- характеристики процессов, реализуемых в деятельности структурного подразделения;
- характеристики результатов деятельности структурного подразделения;
- удовлетворённость потребителей;
- взаимодействие с внешней средой;
- финансовые показатели деятельности структурного подразделения (по возможности).

Информационный фонд мониторинга включает отчёты структурных подразделений, а также документы и записи, полученные в ходе выполнения и анализа деятельности структурных подразделений и позволяющие провести оценку показателей мониторинга [3, с. 8].

Руководители структурных подразделений, организуя процесс мониторинга и измерения процессов и результатов деятельности на уровне подразделений, несут персональную ответственность за достоверность и объективность представляемых результатов мониторинга.

Периодичность мониторинга, процессы и показатели их оценки, а также весовые коэффициенты для каждой группы показателей рассматриваются на Совете по качеству и утверждаются директором института.

Формирование показателей мониторинга структурных подразделений осуществляется с учётом процессов, в реализации которых участвует данное структурное подразделение. При этом в особую группу выделяются основные процессы в деятельности структурного подразделения. Показателям мониторинга, определяющим результативность основных процессов, присваивается весовой коэффициент, который повышает значимость данных процессов. Кроме того, весовые коэффициенты устанавливаются для каждого показателя внутри процесса, что позволяет выделять аккредитационные показатели, показатели, отражающие достижение целей в области качества в отчётный период.

Показатели мониторинга и весовые коэффициенты согласуются с владельцами процессов. Для каждого показателя мониторинга устанавливается его пороговый уровень на основе внешних нормативных требований, утверждённых целей в области качества, ретроспективного анализа результатов деятельности структурного подразделения, а также на основе экспертных оценок, что исключает завышение или занижение пороговых значений. При формировании показателей мониторинга и пороговых значений учитывается число сотрудников структурного подразделения, а также возможность индивидуального исключения показателей среди однотипных структурных подразделений (факультеты и кафедры), выполнение которых невозможно по объективным причинам. При этом обеспечивается равномерность распределения числа показателей между оцениваемыми процессами.

Показатели мониторинга структурного подразделения являются составной частью плана работы структурного подразделения, который должен содержать мероприятия по достижению установленных показателей мониторинга. Руководитель структурного подразделения устанавливает плановый уровень по каждому показателю мониторинга, определяет ответственного за выполнение каждого показателя и источники информации для оценки каждого показателя.
Мониторинг деятельности структурных подразделений рассчитывается на основании данных, представленных в отчётах. Результаты мониторинга позволяют оценить все основные направления деятельности структурного подразделения и его вклад в достижение целей в области качества института в целом. Данные, представленные в отчётах структурных подразделений, подвергаются верификации на точность и полноту посредством проверки должностными лицами, отвечающих за реализацию соответствующих процессов.

Анализ результатов мониторинга структурных подразделений осуществляется по следующим направлениям:
- динамика выполнения показателей мониторинга в разрезе структурных подразделений;
- анализ выполнения аккредитационных показателей, а также показателей, получивших высокий коэффициент значимости в деятельности структурных подразделений;
- динамика среднего уровня реализации процессов в целом по институту;
- динамика реализации процессов отдельно по каждому структурному подразделению Сравнение с лучшими достижениями отдельных процессов необходимо использовать как средство улучшения результативности и эффективности процессов СМК института.

На основе анализа результатов мониторинга руководители структурных подразделений формируют предложения по изменению показателей мониторинга, их пороговых значений, а также предложения по совершенствованию процедуры мониторинга.

По результатам мониторинга для тех направлений, по которым не достигнут пороговый уровень, разрабатываются корректирующие и предупреждающие мероприятия в соответствии с документированной процедурой «Корректирующие и предупреждающие действия». При проведении внутреннего аудита осуществляется проверка направлений работ структурных подразделений, по которым выявлены существенные несоответствия пороговым значениям показателей мониторинга.

На основании результатов мониторинга процессов с учётом весовых коэффициентов значимости как процессов, так и отдельных показателей мониторинга определяется перечень показателей мониторинга, которые будут включены в рейтинг-показатели структурного подразделения.

Представленная рейтинговая модель, на наш взгляд, позволяет обеспечить объективность оценки деятельности подразделений, а также даёт возможность сравнивать разные по направленности и функционалу структурные подразделения. Анализ результатов рейтинга служит основой для анализа существующей системы управления и позволяет формировать план инновационного развития вуза.

Список литературы

1. Архипова Е.Н., Крюков В.В., Шахгельдян К.И. Автоматизация рейтинговой оценки деятельности учебного подразделения вуза // Университетское управление. - 2012. - № 1. - С. 80-91.
2. Дюжева М.Б. Ключевые показатели рейтинговой системы оценки деятельности подразделений коммерческо-предпринимательских структур в условиях рыночной экономики // Сибирский торгово-экономический журнал. - 2010. - № 10. - С. 25-30.
3. Менеджмент качества и инновации в образовании: региональный аспект: коллективная монография. В 2 т.; под общ. ред. С.Н. Бабурина, Ю.Н. Клещевского. - М.: Издательство РГТЭУ, 2010. - Т. 2. - С. 5-14. О.Д. Шоркина,
доцент кафедры иностранных языков Кемеровского института (филиала) РГТЭУ, Л.А. Филиппович, преподаватель кафедры иностранных языков Кемеровского института (филиала) РГТЭУ
4. Симионов Р.Ю. Рейтинговая оценка строительных организаций: проблемы методологии // Аудит и финансовый анализ. - 2007. - № 1. - С. 73-82.
 

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(13). 2014

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (26.02.2016)
Просмотров: 482 | Теги: образование, рейтинг | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2016