Вторник, 20.08.2019, 04:14
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Трудовые отношения

РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ И РЫНОК ТРУДА

Ю.К.БАРАНОВА
А.К.ЛЫСИКОВА

РЕГУЛИРОВАНИЕ МИГРАЦИОННЫХ ПОТОКОВ И РЫНОК ТРУДА

В статье рассмотрены вопросы трудовой миграции в Российской Федерации. Речь идет о необходимости устанавливать тесные связи между странами, поставщиками мигрантов и странами потребителями миграционной рабочей силы. Говорится о необходимости оттачивать умения и методы привлечения иностранной рабочей силы, а также о проблемах и угрозах сопутствующих этому явлению. Рассматривается миграционное законодательство, регулирующее вопросы учета и визово-разрешительной работы с мигрантами. Эти вопросы рассмотрены опираясь на такие законы, как № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; Концепция государственной миграционной политики, утвержденная до 2025 Президентом РФ; закон 2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»; новая редакция закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан». Кроме того в статье затрагиваются вопросы экономической и национальной безопасности страны, в контексте визовой работы. Говорится о положительной динамике в решении задач по совершенствованию механизма осуществления трудовой деятельности на основании патентов. В статье рассматриваются категории граждан, которые имеют право осуществлять трудовую деятельность на основании разрешения на работу. Пребывание в стране таких категорий граждан регламентируется федеральным законом № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Обозначены правовые механизмы визовой работы по выдаче высококвалифицированным специалистам (ВКС) разрешения на работу, а также оформления приглашения на въезд в Российскую Федерацию. Отмечается приоритетность направления по работе с ВКС. Рассматриваются причины привлечения иностранных работников на российские предприятия, такие как нехватка рабочих отдельных специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Освещены вопросы применения информационно- аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России», которая работает на основе межгосударственного Соглашения об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан. Также затрагивается проблема совершенствования нормативно-правовой базы, что позволит снизить нелегальный миграционный поток.

Ключевые слова: трудовая миграция, разрешение на работу, патент, высококвалифицированный иностранный специалист

 
Крупным городам не хватает собственного экономически активного населения. Кроме того, постиндустриальная экономика требует высокой занятости в сервисном секторе. Таким образом, существует потребность крупных городов в мигрантах, а мигрантов в крупных городах. И при продуманной политике государства, поддержке нормативно правовой базы и институтов реализация на практике, такой взаимной потребности может привести к хорошим результатам.

На рынках труда крупных российских городов, как и городов других принимающих стран, основание пирамиды занятости строится на массовом неквалифицированном труде мигрантов. Например, Москва давно уже привлекает для уборки города труд таджикских дворников.
Однако, такой показатель складывается не только на основе легальной трудовой миграции. Наплыв неформальных мигрантов, конечно, отрицательно влияет не только на них самих мигрантов, ущемляет их права и достоинство, но, что важно для принимающей стороны, и на наполняемость бюджетов.

Безусловно, глобализация влечет за собой интеграцию рынков продукции и капитала, и создание глобального рынка труда в этих условиях не только неизбежность, но и необходимость. Если раньше перемещение рабочей силы было ограничено только транспортными издержками, то в современном мире на первый план выступают административные барьеры. Экономические исследования показывают, что миграционные потоки оказывают незначительное влияние на положение рабочих принимающей страны, при условии грамотной политики в этой сфере. И, конечно, важен точный рабочий механизм учета.

Во всех странах мира учет мигрантов не совершенен. В нашей стране существует, также ряд трудностей миграционного учета. Фиксируемые статистикой данные о прибытии в Россию и о выбытии из страны, только приблизительно отражают реальную миграционную картину.

Конечно, соотношение легальной и нелегальной миграции меняется, и, в первую очередь, эти изменения связаны с совершенствованием законодательства. Так, например, либерализация законодательства в 2006 г., сделала миграционный учет не разрешительным, а уведомительным. Речь идет о законе от 18.06.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [1] и о новой редакции закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» [2]. Согласно этим изменениям, разрешение на работу стало выдаваться самому мигранту, а не его работодателю, как это было ранее. Кроме того, эти законы создали условия для беспрепятственного оформления мигрантов и дали положительные плоды в борьбе с нелегальной трудовой миграцией.

В июне 2012 г. Президент РФ утвердил Концепцию государственной миграционной политики до 2025 г. [3]. Целями данной концепции стали: обеспечение экономической и национальной безопасности в стране; снижение убыли и увеличение численности постоянно проживающего населения на территории РФ; обеспечение потребности экономики трудовыми ресурсами, модернизация экономики и повышении конкурентоспособности ее отраслей. Задачи политики государства в этой области были определены как: разработка дифференцированных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы; содействие развитию внутренней миграции; содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности; содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом, противодействие незаконной миграции [3].

К настоящему моменту, полностью реализована задача совершенствования механизма осуществления трудовой деятельности на основании патентов. Патент - это документ, подтверждающий в соответствии законодательством [2] право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное осуществление на территории субъекта Российской Федерации трудовой деятельности. Так, например, за 12 месяцев 2017 г. на территорию Липецкой области прибыло для осуществления трудовой деятельности 16090 человек, из них было оформлено 6742 патента. По сферам деятельности это домашнее хозяйство - 52,7 %, строительство - 24,4 %, обрабатывающее производство - 6,4 %, сельское хозяйство - 5,1 %, оптовая и розничная торговля - 4,4 % , сфера услуг - 3,1 %, и прочее [4].

В отношении иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и граждан стран-членов ЕАЭС без разрешительных документов за 2016 г. поступило 3774 уведомления о заключении трудовых договоров, 1942 - о расторжении; за 2017 г. - 5205 уведомлений о заключении трудовых договоров, 2505 - о расторжении [4]. Речь идет об иностранных гражданах, обучающихся в Российской Федерации по очной форме в профессиональной образовательной организации, которые имеют право осуществлять трудовую деятельность на основании разрешения на работу. Разрешение на работу иностранному гражданину выдается на срок действия заключенного с ним трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) не более, чем на один год. Действие разрешения не может превышать срока обучения данного иностранного гражданина в образовательном учреждении, но может быть продлено. В 2017 г. учебные визы в Липецкой области оформлялись гражданам: Туркменистана - 96, Ирака - 39, Египта - 25, Алжира - 13, Йемена - 12, Монголии - 9, Нигерии - 7, Республики Конго- 8, Китая - 5, Вьетнама - 4, Замбии, Мали, Сирийской Арабской Республики и Сомали по 3, Ганы, Гвинеи, Кении, Ливана, Нигера, Марокко, Палестины и Туниса по 2, Германии, Грузии, Италии, Камеруна, Латвии по одному [4].

На территорию Липецкой области иностранных граждан и лиц без гражданства с целью обучения, приглашают и оформляют им визы Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Липецкий государственный педагогический университет им. Семенова-Тян-Шанского», Липецкий Государственный технический университет, Елецкий Государственный университет им. И. А. Бунина, Липецкий институт кооперации, ООО «Школа иностранных языков «Вита Нова». Приглашения оформляются на основании направления Министерства образования и науки РФ или на коммерческой основе, по договору на оказание образовательных услуг, заключенным между студентом и образовательным учреждением.

Надо отметить, что приоритетным, конечно же, является направление высококвалифицированной иностранной рабочей силы. Не случайно ВКС иностранцам разрешение на работу дается на три года, а ФМС рассматривает их ходатайство в течение 14 дней. При этом высококвалифицированным признается такой иностранный гражданин, который имеет опыт работы, специальные навыки, достижения в конкретной области деятельности. Для выдачи высококвалифицированному специалисту разрешения на работу, а также для оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию, в целях осуществления трудовой деятельности, работодатель или заказчик работ предоставляет ходатайство о привлечении высококвалифицированного специалиста и трудовой договор с этим специалистом. Так в 2017 г. в Липецкой области было оформлено - 11 виз высококвалифицированным специалистам, на срок действия заключенного с ними трудового (гражданско-правового) договора, но не более, чем на три года. Всего в 2016 г. 94 юридических лица состояли на учете в качестве приглашающих организаций, работающих в производственной сфере - 29, торговой и сельскохозяйственной - 12, строительной - 14, общественного питания - 11, образовательной - 6, культуры и искусства, бытового обслуживания, спортивной, здравоохранения - по 2, иной - 20. В 2017 г. встали на учет в качестве приглашающих организаций еще 15 юридических лиц [4].

Исполнительные органы государственной власти субъекта РФ ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании выданной визы. Субъект оценивает эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, в его социально-экономическое развитие [2].

Кроме того, к концу 2017 г. ратифицировано первое межгосударственное Соглашение об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации [5]. В Соглашении установлены правила применения информационно-аналитической системы - Общероссийская база вакансий «Работа в России» (портал) для целей его реализации. В соответствии со статьей 6 Соглашения, работодатель размещает на портале информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, в том числе о заработной плате, режиме работы, квалификационных требованиях, требованиях к образованию и прочую информацию. А работодатель, для привлечения граждан Республики Узбекистан, заключает договор об организованном наборе и привлечении с отправляющей организацией.

Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия, являются нехватка рабочих отдельных специальностей, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситуация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства. Продуманная миграционная политика государства способствует синхронизации миграционного потока и экономической потребности в мигрантах. А совершенствование нормативно правовой базы, в свою очередь дает возможность снизить нелегальный миграционный поток.

 

Литература

1. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Федер. закон от 18.06.2006 г. № 109-ФЗ // Доступ из справочно- правовой системы «КонсультантПлюс»
2. О правовом положении иностранных граждан: Федер. закон от 25.07.2002 г. (редакция от 31.12.2017 г.) № 115-ФЗ // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»
3. Концепция государственной миграционной политики до 2025: утв. Президентом РФ 12.06.2012 г. // Доступ из справочно-правовой системы «Консультант-Плюс»
4. Официальный сайт Управления МВД России по Липецкой области. URL: https://48.мвд.рф
5. О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан об организованном наборе и привлечении граждан Республики Узбекистан для осуществления временной трудовой деятельности на территории Российской Федерации: Федер. закон от 5 декабря 2017 г. № 366-ФЗ // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»

Источник: Международный научно-теоретический и прикладной журнал «Социально-экономические явления и процессы». Тамбов, 2019. Т. 14. № 105


Категория: Трудовые отношения | Добавил: x5443 (17.07.2019)
Просмотров: 32 | Теги: патент, рынок труда | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2019 Обратная связь