Четверг, 18.10.2018, 08:48
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ФОРМИРУЕМЫЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Л.С.Давыдова, профессор кафедры дошкольного и начального образования педагогического факультета СВГУ; кандидат педагогических наук, доцент

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ КАК ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ФОРМИРУЕМЫЙ УЧАСТНИКАМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Регионализация дошкольного образования, отражающая совместный опыт теоретических и практических работников, оказывает существенное влияние на образовательную деятельность: социализацию субъектов образовательного процесса, поддержку разнообразия детства, индивидуализацию каждого ребенка в соответствии с его возрастными особенностями.

Ключевые слова: региональный компонент, Стандарт дошкольного образования, интеграция образовательных областей. 

 
Трансформация России в постиндустриальное общество, широкий диапазон информационных и образовательных ресурсов открывают новые возможности для развития личности ребенка, требуют переосмысления роли и задач образования в период дошкольного детства, которое, согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ), наряду с начальным, основным и средним общим уровнями образования, имеет определенное значение для стабилизации общества и экономики в будущем.

Реально нарастающая сегодня скорость социально-экономических перемен, расширяющих границы информационно-коммуникационных технологий, порождает новую социальную ситуацию, несущую определенные риски для детей дошкольного возраста: игнорирование их возрастных особенностей, специфики эмоционального состояния (в т. ч. проживающих в разных климатических условиях), перенос учебно-дисциплинарной модели в практику педагогической работы (за счет вытеснения типично детских видов деятельности), недостаточное развитие жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества с другими детьми и т. д.

Задача приобщения ребенка к жизни в современном социальном пространстве в связи с изменением условий взросления, обобщаемых в понятии «новая социокультурная ситуация развития детства», а также новейшими данными многочисленных исследований в области возрастной психологии, семьи и др., предполагает обновление не только содержания дошкольного образования, но и «обеспечение вариативности и разнообразия Программ, возможности формирования различной их направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей» [1, п. 1.7].

Созданные в последние годы инновационные программы дошкольного образования, соответствующие современному уровню развития педагогической науки и практики, учитывающие и интегрирующие лучшие образцы отечественного и зарубежного опыта, направлены на поддержку разнообразия детства, укрепления физического и психического здоровья детей, в т. ч. их эмоционального благополучия. Их вариативность, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - Стандарт), может быть достигнута только через сохранение уже существующих в российском образовательном пространстве и новых, разрабатываемых в настоящий момент на основе прописанных в Стандарте принципов, которые являются ориентиром для педагогов, реализующих любую программу, в т. ч. на региональном уровне:
- поддержка инициативы детей, формирование познавательных интересов в различных видах деятельности;
- сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей и др. [1, п. 1.4].

В соответствии с требованиями Стандарта, кроме обязательной части Программы дошкольного образования, существует и определенная доля, формируемая участниками образовательных отношений. Самостоятельно разработанная или выбранная из числа парциальных образовательных программ часть может быть направлена на «развитие детей в одной или нескольких образовательных областях», должна «учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, ориентироваться на специфику национально-культурных, климатических условий в которых осуществляется образовательная деятельность» [1, п. 2.9-2.11].

Из пяти взаимодополняющих образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие), с учетом их содержания и условий жизни детей дошкольного возраста на обширной территории России, считаем, что необходимо, в первую очередь, обеспечить становление эстетического отношения к окружающему миру, развитие познавательных интересов к малой родине, особенностям природы родного края, ценностей здорового образа жизни.

Воспитание ответственности, неравнодушия ко всему, что происходит вокруг, философом П.А. Флоренским, великим воспитателем В.А. Сухомлинским и другими классиками педагогики всегда рассматривалось как «патриотическое воспитание», как особая деятельность человека «по освоению социальной среды, начиная с близкого окружения и заканчивая культурой и историей страны». Это утверждение ученых всегда подтверждала практика: нет и не может быть настоящего человека без любви к родному краю!

Под воздействием ближайшего окружения, с которого начинается Родина, для маленького человека уже в дошкольном возрасте открывается смысл этого понятия, формируется элементарная система ценностей по отношению к истории и культуре региона, города.

Таким образом, влияние среды, обстоятельств бытия на становление личности (как общеизвестная аксиома философии и педагогики) - бесспорно. Она определяет и формирует людей, проживающих в разных условиях, в т. ч. - условиях экстремального климата, дефицита взаимоотношений, приводящих к росту психофизического напряжения, дискомфорту, эмоциональному стрессу. Этот факт отмечали и отмечают многие знаменитые на Севере Дальнего Востока психологи и физиологи (А.П. Авцын, Ф.Б. Березин, Ж.Ж. Рапопорт, В.П. Серкин, Э.Е. Шуберт и др.).

Доказательство быстрой утомляемости юных северян, проявления ими спокойного равнодушия к окружающему миру, низкого уровня представлений, эстетического восприятия явлений природы, произведений искусства, представленных в трудах известных на Северо-Востоке России писателей и художников, фольклоре и декоративно- прикладном искусстве автохтонных народов, подтверждается педагогическими исследованиями Н.Г. Волобуевой, И.О. Гариповой, Л.С. Давыдовой, Л.А. Труфановой, Е.А. Шкатовой и других [2; 3].

Однако жизнь на Севере, несмотря на ее суровость и однообразие, тоже дает обширный материал для познания действительности, эстетических переживаний и творческой деятельности.

Одним из направлений модернизации образования в 90-х гг. XX в. стало создание системы изучения национального-регионального компонента Базисного учебного плана образовательных учреждений страны. Сторонники подобной модели образования закономерно видели в нем способ сохранения (возрождения) национальной культуры российских регионов, уклада жизнедеятельности местного населения, его природного окружения. В Концепции совершенствования патриотического воспитания детей, проживающих на территории Северо- Востока России, «краеведение» рассматривалось «как совокупность знаний о крае, его природе, истории и быта местного населения...» [4, с. 4].

Изучение регионального материала в дошкольных образовательных учреждениях края сегодня осуществляется с учетом Федерального государственного образовательного стандарта и научной Концепции дошкольного воспитания (В.В. Давыдов, В.А. Петровский) о признании самоценности данного периода детства и способствует становлению личности ребенка, его индивидуальных особенностей независимо от окружающей среды.

Содержание региональной (парциальной) программы «Северячок» (авт.-сост. Л.А. Труфанова, Л.С. Давыдова, Г.В. Гончарук), где определены ведущие направления образовательной деятельности: РОДНОЙ КРАЙ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - вполне отвечает настоящим требованиям Стандарта и содействует формированию личности ребенка- северянина, его мотивации, развитию способностей в различных видах деятельности [5; 6].

Специально организованное обучение в форме занятий, где педагог каждый раз занимает разную позицию: учителя, который ставит перед детьми определенные задачи и оценивает правильность действий, равного партнера, включенного в совместную с детьми деятельность или создателя развивающей среды, позволяющей действовать им свободно и самостоятельно, обеспечивать при этом их эмоциональное, сенсо- моторное, социальное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие, способствует их познавательно-речевому, художественно-эстетическому и физическому развитию.

Гармоничное сочетание в программе «Северячок» трех подходов дает возможность, с одной стороны, направлять и обогащать развитие детей, а с другой стороны - организовывать для них культурное пространство свободного действия, необходимое для процесса индивидуализации.

Главным достоинством региональной программы стала разработанная авторами методика тематического планирования (интеграция), повышающая эффективность воспитания и развития детей, способствующая формированию обобщенных представлений, умений и навыков, наиболее полно отвечающая современным требованиям к построению образовательного процесса в ДОО.

Тематика дней (недели) самая разнообразная. Связанная с социально-значимыми для общества, семьи и региона праздниками и традициями коренных народов Севера, климатическими особенностями, она вызывает личностный интерес детей, обеспечивает мотивацию образовательного процесса «здесь и сейчас»: «Твои люди - Север!», «Магадан - столица колымского края»,«Наши соседи: эвены, якуты, чукчи, эскимосы», «Искусство, связанное с жизнью» и др.

Наиболее увлекательными для детей, как показала практика, являются тематические дни природоведческого характера: «Кто в море студеном живет?», «Что с природой бывает, когда солнце остывает?», «Чем лесные жители занимаются, когда почки распускаются?», «Что в лесу происходит, когда щедрое лето приходит?» и др. Наполненные разнообразными занятиями (наблюдениями, поисковой деятельностью, опытами, трудом, играми-путешествиями, пластическими этюдами, элементами психогимнастики, разгадыванием и придумыванием загадок, чтением познавательных сказок и рассказов о природе Севера, играми с природным материалом, творческой деятельностью и т. п.) или присутствием какого-либо игрового персонажа (Северячка, девочки Хейро, бабушки Тынет и др.), дни и недели имеют четкую последовательность событий. Их логика, которая мотивирует детей на деятельность, делает ее наиболее привлекательной и целесообразной. Сценарий позволяет логично включиться второму воспитателю в цепь событий во второй половине дня (на второй день, в течение целой недели), организовать работу даже с детьми в разновозрастной (смешанной) группе.

Погружение в тему дает возможность не только интегративно решать воспитательно- образовательные задачи из определенных образовательных областей, но и использовать все виды детской деятельности, максимально интересные и полезные для детей: игровую, художественно-эстетическую, познавательно-речевую и др.

Материал программы, который используется педагогами полностью или выборочно в соответствии с уровнем знаний детей, собственной системой работы в образовательных учреждениях Магаданской области, на протяжении ряда лет способствует систематизации знаний о родном крае, активизации умственной деятельности детей, совершенствованию их нравственно- эстетического и физического воспитания.

Многократные выступления педагогов на научно-практических конференциях, конкурсах разного уровня подтверждают целесообразность данной работы, доказывают ее успешное внедрение. Так, один из соавторов региональной программы «Северячок» Г. В. Гончарук, представляя свой опыт на Всероссийском конкурсе «Учитель года 1994», вошла в число лучших пятнадцати педагогов России. Проведенный в декабре 2008 г. дошкольным отделом образования мэрии г. Магадана мониторинг «Реализация национально-регионального компонента в образовательном процессе» показал вполне убедительные результаты:

По разделу «Родной край»:
- находят на карте РФ город Магадан, знают названия главных улиц - от 80 до 100 % воспитанников МБ ДОУ;
- знают и называют достопримечательности города - от 90 до 100 % детей;
- узнают и называют представителей северной флоры и фауны от 79 до 100 % детей;
- знают о жизни коренных жителей Севера - от 80 до 96 % детей и др.

По разделу «Художественно-эстетическое развитие»:
- узнают отдельные произведения местных авторов - от 78 до 100 % детей;
- могут рассказать стихотворения, пересказать сказки и рассказы коренных народов Севера - от 76 до 94 % воспитанников ДОУ;
- могут составить и объяснить особенности северного орнамента - от 55 до 97 % детей;
- придумывают содержание иллюстраций к сказкам, рассказам авторов Северо- Востока России от 56 до 95 % детей и др.

По разделу «Физическая культура»:
- имитируют движения северных животных от 60 до 100 % детей;

- проявляют самостоятельность и творчество в организации подвижных игр коренных жителей Крайнего Севера от 70 до 97 % детей, и др. [7, с 137].

Однако, ввиду ослабления внимания органов образования и собственно самих дошкольных организаций к проблеме воспитания детей с учетом конкретных климатических условий, в последние годы достигнутые результаты могут быть утрачены, и мы получим на выходе из дошкольного детства ребенка не видящего, не понимающего и не любящего свой родной край - малую родину.

Библиографический список

1. Приказ Министерства образования и науки России № 1155 от 17.10.2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
2. Волобуева Н.Г. О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем (Северо-Восток России) / Н.Г. Волобуева // Педагогика: традиции и инновации : материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь, 2011 г.) ; под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - Челябинск, 2011. - Т. 1. - С. 68-71.
3. Давыдова Л.С. Северо-Восток России и особенности его эстетического воспитания детей дошкольного возраста / Л.С. Давыдова. - Магадан : Охотник, 2017. - 166 с.
4. Концепция регионального содержания образования в Магаданской области / Н.С. Цепляева, Г.П. Баранов, Э.Д. Шантина. - 2-е изд., доп. - Магадан : СМУ, 2004. - 42 с.
5. Северячок: региональная программа воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста : учеб.-метод. комплект / авт.-сост. Л.А. Труфа- нова, Л.С. Давыдова, Г.В. Гончарук. - 2-е изд., испр. и доп. - Магадан : СВГУ, 2008. - 286 с.
6. Северячок. Лето : учеб.-метод. пособие по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста : учеб.-метод. комплект / авт.-сост. Л.С. Давыдова, Л.А. Труфанова. - Магадан : Охотник, 2009. - 136 с.
7. Реализация Концепции регионального содержания образования: опыт и проблемы : материалы науч.-практ. конф. (г. Магадан, 24 марта 2009 г.) / гл. ред. В.В. Каранова. - Магадан : Новая полиграфия, 2009. - 208 с.

Вестник Северо-Восточного государственного университета / Сев.-Вост. гос. ун-т. ; [редкол.: Р.П. Корсун (гл. ред.) и др.]. - Магадан, 2017. - Вып. 28. - 131 с.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (17.01.2018)
Просмотров: 252 | Теги: Региональный | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь