Среда, 22.01.2020, 11:43
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕСУРСНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

А.П.Антропов
В.З.Кантор

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: РЕСУРСНЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР КАК ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ

Аннотация. В статье в контексте идеи преемственности довузовского, вузовского и послевузовского этапов профессионально-образовательной карьеры лиц с инвалидностью характеризуется такой формат институционального обеспечения становления и функционирования региональных систем инклюзивного высшего образования, как ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, создаваемый в регионе на базе вуза, обладающего передовым опытом и высоким научно-методическим, педагогическим и технологическим потенциалом в области образования лиц с проблемами в развитии.
С учетом данных проведенных мониторингов представляются и осмысливаются результаты деятельности такого центра, созданного в РГПУ им. А.И. Герцена, по профориентации школьников с инвалидностью, по комплексной поддержке вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ведущих инклюзивное обучение студентов-инвалидов, а также по координации взаимодействия вузов с работодателями и службами занятости населения в части трудоустройства выпускников-инвалидов.

Ключевые слова: инклюзивное высшее образование, лица с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, ресурсный учебно-методический центр, профориентация, трудоустройство выпускников.


Современные установки политики в области высшего образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) связаны с обеспечением - в инклюзивном контексте - преемственности довузовского, собственно вузовского и послевузовского этапов их профессионально- образовательной карьеры. В управленческом плане это необходимо предполагает выстраивание организационно-педагогической вертикали: школа и проф- ориентационная работа в ней - успешное обучение в вузе общего назначения - выход на открытый рынок труда через сопровождение трудоустройства - постдипломная поддержка инвалида на месте работы.

Именно такая логика и должна определять формирование и функционирование региональных систем инклюзивного высшего образования.

В этой связи отчетливо обнаруживается потребность в реализации соответствующих институциональных решений, способных обеспечить учет не только особенностей вузовской сети на той или иной территории - ее разветв- ленности, профилизации и т.п., но и специфики местной структуры и инфраструктуры школьного образования детей с инвалидностью и ОВЗ, с одной стороны, и своеобразия регионального рынка труда - с другой.

Одним из таких решений и явилось создание на базе ведущих вузов страны, отобранных на конкурсной основе и распределенных по географическому принципу, ресурсных учебно-методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ (РУМЦ): приказ Министерства образования и науки РФ от 20 октября 2017 г. №1021 санкционировал становление институциональной системы, объединяющей 16 РУМЦ, каждый из которых призван стать на закрепленной за ним территории и субъектом методической, ресурсно-технологической, консультационной и т.д. поддержки деятельности вузов в области инклюзивного обучения, и координатором (оператором) их взаимодействия как с учреждениями общего и среднего профессионального образования лиц с инвалидностью и ОВЗ, так и - в части трудоустройства выпускников-инвалидов - с работодателями и службами занятости населения.

Перспективность данного институционального подхода убедительно подтверждается и первыми результатами работы РУМЦ, созданного на базе РГПУ им. А.И. Герцена, ибо они свидетельствуют о значительном потенциале подобных центров в плане устранения разрывов между школьной, вузовской и послевузовской подсистемами, обеспечивающими профессионально-образовательную и социально-трудовую интеграцию лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Эти разрывы, однако, в настоящее время весьма ощутимы даже в таких регионах с развитой инфраструктурой образования и трудоустройства лиц с инвалидностью и ОВЗ, как Санкт-Петербург и Ленинградская область, которые и были определены в качестве «зоны ответственности» РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена.

Что касается довузовского звена, то материалы мониторингового обследования, проведенного по линии РУМЦ на базе школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области и охватившего 90 учащихся 10-12 классов с глубокими нарушениями зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата, свидетельствуют о необходимости существенного повышения эффективности работы с абитуриентами из числа лиц с инвалидностью и ОВЗ в регионе.

Речь идет о крайней нечеткости представлений старшеклассников с инвалидностью и ОВЗ о своем дальнейшем профессионально-образовательном маршруте, что они в рамках мониторинга продемонстрировали, в частности, при определении вуза, где они намерены продолжать обучение по окончании школы: только 17,8% опрошенных в данном контексте были названы те или иные вузы, причем в общей сложности упомянутыми оказались всего 7 вузов.

В подобной ситуации перед РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена со всей очевидностью встала задача установления взаимодействия между школами и вузами Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сфере профориентации и сопровождения профессионального выбора учащихся.

При ее реализации установка состояла в том, чтобы внедрить ту форму искомого взаимодействия, которая бы комплексно удовлетворяла таким основным требованиям, как:

  •  универсальность и применимость по отношению к различным категориям школьников с инвалидностью и ОВЗ;
  •  интерактивность и диалогический характер коммуникации между школьниками с инвалидностью и ОВЗ и представителями вузов;
  •  информационная насыщенность и возможность привлечения разных субъектов информации;
  •  удобство локализации и территориальная доступность для школьников с инвалидностью и ОВЗ.

С учетом данных требований был избран путь, связанный с проведением «Университетских дней» в школах-интернатах Санкт-Петербурга и Ленинградской области для детей с нарушениями в развитии как профориентационных мероприятий, направленных на содействие осмысленному выбору выпускниками этих школ профессионально-образовательного маршрута.

«Университетский день» подразумевает выезд группы представителей вузов непосредственно в школы для участия во встречах со старшеклассниками и в качестве своих основных структурно-содержательных компонентов предполагает:

  •  информирование старшеклассников о правилах и порядке поступления в вузы и обучения в них лиц с инвалидностью и ОВЗ;
  •  презентацию образовательных программ, реализуемых в вузах, в аспекте доступности их освоения различными категориями лиц с инвалидностью и ОВЗ;
  •  групповые и индивидуальные беседы и консультации старшеклассников с представителями вузов, ответы на вопросы.

В русле этой логики были проведены два мероприятия: в Санкт- Петербурге, в школе «Динамика» для детей с нарушением опорно- двигательного аппарата, куда были также приглашены старшие школьники с нарушением опорно-двигательного аппарата из школы «Озерки», и в Ленинградской области, на базе Юкковской школы-интерната для детей с нарушением слуха - с привлечением глухих и слабослышащих старшеклассников, обучающихся в Сясьстройской школе-интернате.

В результате свыше 100 учащихся с инвалидностью и ОВЗ в непосредственном контакте с представителями вузов получили актуальную для них информацию, важную для выбора оптимального профессионально-образовательного маршрута.

Между тем адекватный профессиональный выбор по окончании школы знаменует собой реализацию хотя и принципиально важного, но лишь исходного условия получения лицами с инвалидностью и ОВЗ высшего образования в инклюзивном формате, ибо этот выбор со всей очевидностью опосредуется уровнем готовности конкретного вуза к удовлетворению специфических социально-образовательных потребностей студентов с инвалидизирующими нарушениями сенсорной или двигательной сферы.

Значимость этого аспекта дополнительно подтверждается результатами мониторинга состояния высшего инклюзивного образования, проведенного по линии РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена на базе 12 разнопрофильных государственных и негосударственных вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Данный мониторинг зафиксировал неравномерность в темпах развития инклюзивных процессов в вузах, когда достигнутый в них уровень обеспечения доступности ресурсов для лиц с инвалидностью и ОВЗ далеко не одинаков. При этом качество работы в соответствующем направлении ощутимо зависит от качества администрирования инклюзивных проектов в конкретном вузе, однако отнюдь не во всех вузах функционируют специальные подразделения, ответственные за работу со студентами-инвалидами и лицами с ОВЗ.

Тем важнее для развития региональной системы инклюзивного высшего образования, - и соответствующую функцию на закрепленной за ним территории призван реализовывать РУМЦ, - становится в такой ситуации совершенствование кадрового, методического и ресурсно-технологического обеспечения обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ в вузах общего назначения.

Что касается РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена, то свою деятельность в этом плане он осуществлял в нескольких форматах.

Во-первых, на базе созданного в его структуре call-центра велся консалтинг вузов по различным вопросам инклюзивного высшего образования.

Во-вторых, методическая работа РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена с вузами Санкт-Петербурга и Ленинградской области реализовывалась и в формате, связанном с проведением вебинаров.

Общий замысел здесь состоял в том, чтобы содержанием этих вебинаров охватить основные сектора проблемного поля инклюзивной вузовской практики, адресуясь при этом к различным субъектам профессионально-образовательного процесса и его сопровождения с целью распространения среди них соответствующего передового опыта.

Такая логика и определила проведение цикла из трех вебинаров с опорой на опыт РГПУ им. А.И. Герцена:«Волонтерские проекты в системе поддержки инклюзивного вузовского образования»,«Инклюзивное высшее образование: технические средства и человеческий фактор» и «Незрячие работники интеллектуального труда как ресурс развития инклюзивного образования».

В свою очередь, еще одним форматом работы РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена по повышению готовности вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области к инклюзивному обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ, а именно - кадровой готовности, явилась реализация курсов повышения квалификации для различных категорий их сотрудников: по спроектированной в РУМЦ программе повышения квалификации «Психолого-педагогическое обеспечение инклюзивного высшего образования» прошли обучение свыше 240 представителей административно-управленческого, профессорско-преподавательского и иного персонала 8 вузов города и области.

Наконец, в аспекте совершенствования ресурсно-технологической базы инклюзивного высшего образования в Санкт-Петербурге и Ленинградской области значительным потенциалом характеризуется такой формат деятельности РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена на закрепленной за ним территории, как предоставление студентам-инвалидам услуг созданного в его структуре центра коллективного пользования специальными техническими средствами обучения, где оборудованы специальные рабочие места для студентов-инвалидов по зрению и студентов с инвалидизирующими нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Следовательно, РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена выступил в регионе в качестве институционального субъекта комплексной поддержки вузов в их деятельности по инклюзивному обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ.

Вместе с тем благоприятные кадровые, методические, ресурсно- технологические условия такого обучения, созданные в вузе, являясь фактором успешной профессионально-образовательной деятельности студентов с инвалидностью и ОВЗ, отнюдь не обеспечивают их эффективное трудоустройство по окончании вуза.

Напротив, как показали проведенные по линии РУМЦ мониторинг трудоустройства выпускников вузов из числа инвалидов и лиц с ОВЗ и мониторинг рынка труда в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, здесь обнаруживается ощутимый разрыв.

Полученные материалы свидетельствуют о том, что трудоустройству препятствуют не только ограничения, прямо или косвенно связанные с фактором инвалидности, будь то состояние здоровья, особенности семейного статуса или уровень мобильности, но и неблагоприятная для выпускников-инвалидов ситуация на рынке труда, что выражается в отсутствии вакансий или их заведомой непривлекательности в профессионально-квалификационном и финансовом отношении, а также в неоснащенности потенциальных рабочих мест специальным оборудованием, необходимым для инвалидов, и др.

Все это указывает на необходимость осуществления системной деятельности как в направлении комплексной, в том числе социально-реабилитационной, поддержки самих выпускников с инвалидностью, так и в направлении, связанном с мотивированием работодателей к трудоустройству инвалидов с высшим образованием, а также с повышением уровня компетентности работодателей и сотрудников служб занятости населения в вопросах делового взаимодействия с инвалидами.

В данном контексте РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена спроектировал и провел два интерактивных мероприятия регионального уровня.

Целевыми группами первого мероприятия - интерактивной площадки «Профессионально-трудовая реабилитация и интеграция инвалидов» - выступили представители работодателей и служб Санкт-Петербурга и Ленинградской области, связанных с решением задач трудоустройства инвалидов из числа выпускников вузов. Это мероприятие имело прежде всего информационно-просветительскую направленность, предполагая формирование у сотрудников государственных органов, специалистов в области трудоустройства, работников реабилитационных учреждений, а также социальных предпринимателей и др. базовых знаний об особенностях и условиях развития и реализации профессионально-трудового потенциала выпускников вузов с инвалидизирующими нарушениями здоровья.

Второе мероприятие - вечер вопросов и ответов «Карьера без барьеров» - имело практико-коммуникативную направленность, и его целевыми группами явились студенты-инвалиды, сотрудники вузов, в которых они обучаются, и представители служб занятости и организаций-работодателей Санкт- Петербурга и Ленинградской области. Содержательно-тематическим ядром мероприятия был опыт реализации специальных проектов и программ по комплексному сопровождению выпускников вузов из числа инвалидов различных категорий на этапах поиска и подбора места работы, а также содействия их адаптации в трудовом коллективе.

Тем самым проведение этих мероприятий позволило на региональном уровне интегрировать в едином информационном пространстве и пространстве партнерского взаимодействия:

  •  студентов-инвалидов как потенциальных соискателей рабочих мест;
  •  вузы как социальные институты, отвечающие за качественную профессиональную подготовку специалистов из числа лиц с инвалидностью и их постдипломное сопровождение;
  •  потенциальных работодателей как субъектов обеспечения трудовой занятости инвалидов с высшим образованием;
  •  службы, организации и т.п., функционирующие в сфере содействия занятости инвалидов, как структуры, выступающие в качестве посредников в трудоустройстве выпускников вузов из числа инвалидов.

Таким образом, создание на базе вузов, которые обладают высоким педагогическим, методическим и технологическим потенциалом, ресурсных учебно- методических центров по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ, выступает как эффективное институциональное решение в сфере развития региональных систем инклюзивного высшего образования.

Источник: Научный журнал «Вестник факультета управления СПбГЭУ». 2018. Выпуск 3 (ч.2)


Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (10.12.2019)
Просмотров: 36 | Теги: Инклюзивное образование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2020 Обратная связь