Пятница, 20.07.2018, 05:53
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Региональные факторы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта

О.Е.Винокурова

Региональные факторы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта

Аннотация. В статье затронуты вопросы развития физической культуры и спорта как ключевого правления социальной политики. В работе раскрываются основополагающие тенденции и система мер реализации приоритетных направлений стратегического и социального сотрудничества (партнерства) в сфере физической культуры и спорта РС (Я).

Ключевые слова: физическая культура и спорт, социальная защита, социальное партнерство физкультурно-оздоровительная и спортивная работа.

 

Современная ситуация реформирования высшего образования на макроуровне, характеризуется, вхождением России в Болонский процесс. Одной из движущих сил данного процесса является расширение коммуникационного пространства и формирование социальных установок у студентов, обеспечивающих готовность к новаторству. Одной из основных задач коммуникационного портала является ведение баз данных лучших выпускников образовательных учреждений, одаренных учащихся школ, студентов, профессорско-преподавательского состава, научных разработок и трудов.

Специфические социально-экономические, природные, климато-географические условия Республики Саха (Якутия) определяют необходимость внесения существенных изменений в процесс подготовки специалиста по физической культуре с учетом региональных потребностей. Регионализация профессионального физкультурного образования состоит в модернизации сети и структурно-содержательной системы физкультурных профессиональных учебных заведений в условиях региона; внедрения многоуровневой структуры представляемых образовательных услуг в целях создания целостной физкультурной системы. Новые перспективы развития региона формируют социальный заказ на подготовку конкурентоспособных специалистов во всех сферах жизнедеятельности, природно-географическая специфика определяет пути решения организационных и технологических проблем в сфере профессионального образования. Региональные факторы являются базовой основой для прогнозирования, планирования модели выпускника, в том числе и в сфере физической культуры и спорта

Одним из значимых направлений развития ИФКиС СВФУ является ориентирование на учет потребностей инновационного развития своего региона. В основе практико-ориентированного подхода является оценка деятельности института как социально ответственного партнера, играющего одну из важных ролей социального развития территории. Государство рассматривает физическую культуру и спорт как одно из основных средств профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины. В России в настоящее время возникает новый социальный феномен, выражающийся в острой экономической заинтересованности граждан в сохранении здоровья как основы материального благополучия. Растет численность людей, понимающих значение физической культуры и спорта. Тенденция повышения социальной роли физической культуры и спорта в СВФУ проявляется:
• в повышении коммуникативной политики, позволяющей наращивать партнерскую сеть, привлекать число студентов, магистрантов преподавателей из других регионов России и мира;
• наиболее ключевыми особенностями, его кон- курентноспособными преимуществами являются необходимость развивать не только ключевые профессионально-педагогические компетенции, творческие способности, но и через традиционные и современные национальные виды спорта приобретение профессиональных навыков и их совершенствование в традиционных промыслах. Воспитательный потенциал этнопедагогики при ее творческой разработке на базе новейших методик и образовательных технологий с применением тренажерных систем, компьютеризации позволит привлечь с раннего возраста, формирования спортивного мастерства.
• инновация в спортивно — оздоровительном туризме и сохранении культурного наследия является основой построения маршрутов в аутдор фитнесе и программ командообразования (тимбилдинг), методологии научного анализа, сбора и оформления исследовательских данных.
• ключевым достоинством является система непрерывного образования, отвечающая потребностям развития территории, в том числе налаженная регулярная работа с общеобразовательными учебными заведениями и эффективный сектор дополнительного образования по физической культуре и спорту.

Многоуровневое образование предполагает взаимодействие высших учебных заведений со средними специальными учебными заведениями. Модель инновационного многоступенчатого образования — концепция «пожизненного образования».

1) На I-м уровне идет подготовка специалистов среднего звена, владеющих узким специализированным набором профессиональных знаний и умений;

2) На II-м готовятся бакалавры, сфера компетенций которых расширена кругом проблем, впоследствии решаемых благодаря самостоятельному привлечению перечня известных ему методик и технологий;

3) На III-м — магистерском уровне специалист овладевает навыками самостоятельной постановки, разработки и практического внедрения новых технологических элементов;

4) На IV-м уровне постдипломном специалист привлекает научно-исследовательские изыскания с целью поиска наиболее эффективных теоретико-методологических способов решения проблем;

5) Последующая научно-исследовательская деятельность несет проблемно-прогнозный и поисковый характер и связана с кругом научных изысканий сложных проблем;

6) Существует и отдельное многоплановое обучение дифференцированного состава слушателей (по возрасту, стажу, социальному положению, материальной обеспеченности), учитывающего многоступенчатость, гибкость, открытость и вариативность образовательных программ, сочетающая поликультурный характер и эт- норегиональную специфику.

Отметим, что с позиций организации региональной системы непрерывного физкультурного образования, в качестве ведущих принципов следует выделить:

1) целостности — физкультурное образование рассматривается как единая целостная педагогическая система, обладающая собственной структурой и регуляцией;

2) системности — физкультурное образование включается в систему с постепенным переходом на более высокий уровень;

3) иерархического упорядочивания элементов и их взаимосвязей — на уровне вертикального и горизонтального распределения деятельности (координации и субординации) и взаимосвязи;

4) целесообразности — приоритетности целей физкультурного учреждения в соответствии с образовательными запросами и потребностями личности, общества и государства. управления -как особого способа;

5) опережающего характера обучения с учетом перспектив развития физической культуры и спорта;

6) соответствие обучения, полученных знаний и умений квалификационным требованиям к должностям специалистов физической культуры и спорта;

7) децентрализация обучения и приближение обучения к конкретным сферам деятельности, оптимальное и гибкое сочетание всех форм, видов и методов обучения.

Таким образом, предлагаемая уровневая система охватывает все стороны кадрового обеспечения от общей, так и специальной подготовки по профилю специальности, до подготовки ученого-исследователя сферы физической культуры и спорта. Таким образом, уровневое обучение, повышение квалификации и переподготовка должны проводиться без возрастных ограничений и по любой форме обучения — очно, заочно, дистанционно.

Можно выделить следующую систему мер по реализации приоритетных направлений стратегического и социального сотрудничества (партнерства) в сфере физической культуры и спорта в РС (Я)

1. Взаимодействие с Федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта и иными федеральными органами исполнительной власти, участвующими в физическом воспитании и оздоровлении населения, развитии спорта и подготовке спортивного резерва.

2. Организация стратегического партнерства с ведущими зарубежными, российскими спортивными научными центрами и международными образовательными организациями для расширения академической мобильности студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников в области физической культуры и спорта

3. Привлечение инвестиционных ресурсов стратегических партнеров — крупных компаний как АК «Алро- са», ГУП «Комдрамет», ОАО ХК «Якутуголь», ОАО «Ниж- не-Ленское», АК «Якутсэнерго» и др.

4. Организация социального партнерства с другими органами исполнительной власти РС (Я), муниципальными органами власти, общественными физкультурно- спортивными объединениями и организациями.

а) проводятся совместные заседания коллегии с министерствами образования, здравоохранения, сельского хозяйства, на которых рассмотрены и приняты меры по вопросам развития детского спорта, спорта в сельской местности и по организации проведения мониторинга физического состояния и физического развития населения.

б) проводится методическая и практическая помощь населенным пунктам рабочими группами, состоящими из спортивных руководителей, ведущих специалистов в области физической культуры и спорта, высококвалифицированных учителей физической культуры и тренеров по видам спорта, ученых и медицинских работников.

в) проводится массовое привлечение населения к занятиям физической культурой и спортом, развития спорта посредством проведения соревнований, мероприятий различного уровня согласно Календарного плана.

г) осуществляется тесное сотрудничество с научными кадрами ВУЗов с целью разработки и реализации программ оздоровительной и спортивной направленности в образовательных учреждениях и по месту жительства.

В этих условиях важное значение приобретают вопросы актуализации деятельности университетов в качестве академических партнеров в вопросах подготовки многофункциональных трудовых ресурсов в контексте непрерывности образования, образования в течение всей жизни и «аккумулирования человеческого капитала» в целях стратегического развития региона. С точки зрения реализации стратегии Северо-Восточного федерального университета (СВФУ), отмеченной в программных документах университета, целесообразно отметить специфику целей его предоставления и получения, раскрытые в материалах ЮНЕСКО, которые, на наш взгляд, совпадают с целевыми ориентирами региональной системы непрерывного профессионального образования. К ним можно отнести социализацию подрастающего поколения; приобщение к профессии (профессиональная ориентация); расширение профессиональных навыков и знаний (повышение квалификации); достижение определенного социального статуса (ученая степень и ученое звание); общее развитие личности, т.е. определение и реализация жизненных целей и ценностей. Стратегическая программа развития региона должна ориентироваться на подготовку, переподготовку, взращивание современных квалифицированных, адаптированных к местным условиям специалистов по востребованным в стратегической перспективе специальностям

Вопросы формирования физической культуры личности должны быть органически вплетены в контекст ценностного развития личности и стать основополагающими в системе образования. Для этого нужно, отмечает В. П. Лукьяненко, насыщение культурологическим содержанием в плане модернизации содержания общего физкультурного образования. Особое внимание институт уделяет формированию знаний студентов в области самобытных игр и национальных видов спорта Северо- востока России, развитию инновационного мышления у студентов по использованию социально — культурного потенциала зтнопедагогических традиций физического воспитания и здорового образа жизни.

Гуманистическая направленность педагогической системы и ее технологичность требуют от высшей школы внесения существенных изменений в содержание и структуру. В целях подготовки профессионала-педагога должна быть сформирована общественная направленность у студентов. В настоящее время особое место в среде народов Севера, по мнению В. И. Прокопенко, отводится коммуникативно-культурологической функции современных национальных видов спорта. В системе физкультурно-спортивного образования в вузе, отмечает Загревская А. И., важно создавать условия для успешного освоения студентами ценностей спорта и физической культуры, физкультурно-спортивного самоопределения, саморазвития и самосовершенствования личности. Процесс духовно-нравственного развития и воспитания студентов обязывает преподавателей не только осуществить отбор материала для этико-куль- турологического просвещения, но и избрать наиболее эффективные для каждой образовательной организации способы передачи его студентам.

Литература:

1. Абрамова М. А., Неустроев Н. Д. Гуманистические представления в культуре народов Якутии. М.: Academia, 2003.216с.
2. Винокурова О. Е., Васильева М. И., Гурьева А. В.. О роли обеспечения гуманитарной напр; сти физической культуры в современном ВУЗе // Актуальные вопросы физической ку спорта: материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции с междун участием (г. Томск, 28-29 апреля 2014 г.).— Томск: Изд-во «КИТ», 2014.— С. 35-38.
3. Гуляев, М. Д. Модернизация управления системой развития физической культуры и с новых социально-экономических условиях на региональном уровне (на примере Peer Саха (Якутия): монография {Текст} М. Д. Гуляев; Чурапчинский государственный инст- нтут физической культуры и спорта. — : Советский спорт, 2012.— 352
4. Загревская А. И. Культурологический подход к физ- культурно-спортивному образованию студентов // Феномен спортивной культуры в аспекте философского, исторического и социально-педагогического анализа. М.2014.—72 с.
5. Лукьяненко В. П. Терминологическое обеспечение развития физической культуры в современном обществе. М., 2008.—168 с.
6. Прокопенко В. И. Место и роль национального спорта в жизнедеятельности народов Севера Российской Федерации//Теория и практика физической культу- ры.07.2012 С.12-16
7. Университет и регион. Выбор институциональной стратегии развития Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова с учетом потребностей территории Дальнего Востока: колл.моногр./ под ред. М. В. Ларионовой, Е. И. Михайловой, О. В. Перфильевой.— М.: Логос, 2013.—308 с.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (27.06.2018)
Просмотров: 14 | Теги: физическая культура, спорт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь