Понедельник, 25.09.2017, 12:46
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Законодательство. Государство и право

РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ

К.В.Востриков. Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(16). 2016

РЕФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИИ И БЕЛОРУССИИ

Даётся сравнительный анализ опыта реформ государственного управления в Российской Федерации и республики Беларусь. Описывается становление системы государственной службы двух стран через характеристику органов исполнительной власти, а также структур Администраций Президента России и Беларуси.

Ключевые слова: государственная служба, государственное управление, Российская Федерация, Республика Беларусь.

 

Эффективность работы института государственной службы напрямую связана с необходимостью построения модели эффективного государственного управления, своевременного оказания основных услуг населению, выстраивания действенной обратной связи между государственными ведомствами и населением.

Первые годы своего независимого существования Россия и Беларусь грезили теми же мечтаниями, что и все постсоветские республики. Казалось, что с прошлым покончено и что можно будет очень быстро построить государство с собственной независимой системой государственного управления, рыночной экономикой и демократическими принципами. Были надежды и на то, что западные кредиты и инвестиции позволят относительно легко пройти процесс трансформации. Однако достаточно скоро стало очевидно, что чудес не бывает и для реальных перемен потребуется достаточно длительный период и обоснованная стратегия реформирования.

Таким образом, после распада СССР перед руководством обеих стран встала задача создать такую систему государственного управления, которая отвечала бы всем необходимым современным требованиям, и при этом при проведении данных мероприятий не утратить доверие граждан, поэтому руководство должно было принимать во внимание мнение всех социальных групп населения.

Для проведения реформ одного желания, которого, как отмечают исследователи в области государственного управления Л.М. Рябцев, Т.В. Телятицкая, А.Н. Шкляревский, у белорусского руководства даже не было, - недостаточно. Необходимы грамотные кадры, которые смогут регулировать процесс реформирования и построения новой системы государственного управления. Именно с проблемой кадров и столкнулись два постсоветских государства. К таким стремительным переменам и абсолютно новой реальности руководство обеих стран не было готово. Если прежде все трудности различного характера можно было объяснять населению «диктатом центра», то после распада СССР белорусская номенклатура этих аргументов лишилась.

После распада Советского Союза в России отраслевая структура органов исполнительной власти перестала соответствовать требованиям новой действительности, именно поэтому число министерств и ведомств радикально урезалось, произошёл отход от отраслевого принципа управления. В Республике Беларусь и сегодня система государственного управления построена по отраслевому принципу, которая включает в себя множество структурных элементов, тесно связанных друг с другом. Количество министерств в республике насчитывается 24, в РФ, учитывая масштабы и размеры страны, их всего 22. Такое количество белорусских министерств является причиной бюрократизации государственного управления, так как численность государственных служащих для обслуживания такого количества министерств является высокой. Вместе с тем это не приводит к должной эффективности, потому как многие министерства выполняют похожие функции и имеют похожие полномочия.

Отход от отраслевого принципа можно объяснить масштабами территории в РФ и отсутствием идеологии, т.е. конституции некоторых республик, уставы краев и областей часто отличались от некоторых норм федерального законодательства, деятельность органов и учреждений федеральной власти не всегда была скоординирована. Институт уполномоченных Президента в регионах России не мог справиться с этой задачей.

Наиболее весомую роль в системе государственного управления, в том числе и регулирования института государственной службы, играют Президенты РФ и Республики Беларусь. Несмотря на то, что президент не относится ни к одной из ветвей власти, в силу своего статуса он имеет право и возможность непосредственно участвовать в формировании органов исполнительной власти и осуществлять контроль за их деятельностью. Он как глава государства находится выше всех органов государственного правления и наделён наиболее значимыми полномочиями в сфере государственного управления и соответственно в сфере государственной службы.

Говоря о роли президента в системе государственного управления необходимо сказать о таком виде его полномочий, как организация и реорганизация такой важной структуры, как Администрации Президента. Администрация Президента является государственным органом, обеспечивающим деятельность президента, где анализируются: информация о социально-экономических, политических и правовых процессах в стране и мире, обращения граждан, предложения общественных объединений и органов местного самоуправления. На основе обрабатываемых материалов готовятся доклады президенту. В Республике Беларусь в задачи Администрации

Президента, помимо перечисленного, входит проведение государственной идеологии [3].

Президенты РФ и Республики Беларусь совместно с администрациями проводят государственную кадровую политику, в том числе контролируют президентский резерв. Президентский кадровый резерв необходим в связи с тем, что успешное проведение программы реформ нереально без привлечения качественных кадров, мыслящих как лидеры, а не исполнители указаний или распоряжений. Это специалисты, которые не боятся проявлять инициативу, они целеустремлены, прагматичны и коммуникабельны, способны мыслить нестандартно; они умеют быстро и качественно оценивать ситуацию, могут самостоятельно принимать необходимые решения и мотивировать людей [3].

Также стоит сказать о введении в РФ должности Полномочного представителя Президента. Должность Полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе была введена для обеспечения осуществления основных направлений внутренней и внешней политики в пределах округа. В обязанности полномочного представителя входит координация деятельности федеральных органов власти, обеспечение реализации кадровой политики президента в округе; предоставление регулярных докладов президенту о политическом, социальном и экономическом положении округа; обеспечение контроля за исполнением решений федеральных органов власти.
Отсутствие такой должности в Белоруссии объясняется не только меньшей территорией в сравнении с РФ, но и самим принципом государственного управления. В связи с тем, что в республике система местного самоуправления входит в систему государственной службы и, следовательно, принцип отраслевого управления предполагает подчинение группы подведомственных организаций каждому структурному органу - необходимость в дополнительном контроле отпадает [6].

Абсолютно разнородный национальный состав России и особенности некоторых территорий требует более внимательного подбора управленческих кадров для результативного государственного управления. Целостность в идеях и целях содействует точному исполнению указов и постановлений, эффективному выполнению реформ. В масштабах большой страны, для исполнения всех замыслов, понадобится довольно продолжительный срок для подбора управленческих кадров для регионов. Поэтому важно, чтобы в каждом регионе был опытный руководитель, знающий возможности и особенности региона, местное население, традиции и, что немаловажно, имеющий доверие населения [2].

Государственное управление, претерпевая изменения в связи с отходом от отраслевого принципа государственного управления, испытывая постоянную замену комитетов и ведомств, перестало быть эффективным и отвечать требованиям времени. Естественно, это не могло не отразиться на кадрах - государственным служащим необходимо было быстро переучиваться и вникать в курс дела всё новых и новых ведомств, которые то утрачивали свои функции, то приобретали новые, в таких условиях не приходится говорить о высокой компетентности и эффективности государственной службы и управления в целом.

В РФ в 2004 г. стартовала реформа административного управления, целью которой стало повышение эффективности управления, рационализация центрального аппарата, снижение численности чиновников, а также уменьшение коррупции.

Суть реформы заключалась в образовании трехуровневой системы центрального аппарата - министерства, федеральные агентства и федеральные службы. Министерства должны были определять общую отраслевую политику, федеральные агентства - следить и контролировать её выполнение, а федеральные службы оказывать соответствующие профилю государственные услуги [5].

Однако результаты реформы оказались абсолютно противоречащими задуманным, так как на практике некоторые министерства подчиняли себе аналогичные по профилю агентства и службы, что в свою очередь, естественно, поставило под вопрос независимость агентств и служб. В результате, по словам одного из разработчиков реформы Я. Кузьминова: «Появились старшие министерства и младшие, им подчинённые, а учитывая то, что младшие имели у себя все деньги, то старшие министерства захотели перетянуть все решения на себя. Из этого получились затяжные бюрократические войны...». В. Путин неоднократно говорил в своих выступлениях о том, что министры стали перетягивать на себя «административное одеяло». Таким образом, количество министерств не только не сократилось, но практически удвоилось, вместо 58 реформированных министерств получилось 81. Количество чиновников практически осталось неизменным, так как вместо планируемых 500 тыс. сократили лишь 24 тыс., т.е. чиновники просто меняли кресло одного ведомства на кресло другого [5]. Помимо этого, система управления ещё более бюрократизировалась, так как теперь представителям регионов для решения своего вопроса приходится обращаться не на напрямую в министерство, а обходить три уровня. Такая система только увеличивает коррупцию и произвол власти.

Косвенным признанием провала реформы стало решение об увеличении количества вице-премьеров в правительстве, принятое в конце 2005 года. Вице- премьеры не могут издавать собственные нормативные акты, но они дают обязательные для исполнения поручения федеральным органам исполнительной власти и курируют их деятельность.

В Республике Беларусь также проводилась административная реформа, однако она имела меньшие масштабы, чем российская, потому как система государственного управления республики не «перекраивалась» полностью, а просто реформировалась. В результате проделанной работы было исключено ведомственное и существенно ограничено местное нормотворчество в отношении административных процедур. Теперь порядок работы с гражданами должен регулироваться законодательными актами или постановлениями Правительства Республики Беларусь и лишь в редких случаях актами местных органов власти. Работа государственных органов осуществляется по заявительному принципу одного окна, суть которого сводится к тому, что основное бремя по сбору различных документов и справок перекладывается с граждан на самих чиновников. Граждане теперь представляют только те документы, которые не могут запросить государственные органы самостоятельно.

Несмотря на это, в республике остро встаёт вопрос о проведении масштабной административной реформы. Одна из основных целей такой административной реформы - создание такого административного деления Беларуси, при котором переход к местному самоуправлению и другие реформы приведут к наилучшим результатам. Для этого важно ликвидировать лишний уровень управления. Сегодня таких уровней три: область, район и город (или сельсоветы - в случае деревень). Возможно, три уровня и оправданы в огромной России, но однозначно один из них лишний в девятимиллионной Беларуси.

При новой административной реформе один из уровней ликвидируется. Вместо шести областей и ста восемнадцати районов вводятся 17 областей (поветов). Следующий уровень - это базовый уровень самоуправления, уровень города или увеличенного по площади сельсовета. Вместо трёх уровней управления остаётся два. Всё предельно просто и понятно, нет путаницы, кто за что отвечает [1]. Такая реформа автоматически приведёт к сокращению аппарата, прежде всего на районном уровне и уровне современных областных городов.

Таким образом, можно говорить о том, что государственное управление в России по-прежнему строится на основе поиска, а в Республике Беларусь назревают проблемы, с решением которых не стоит затягивать. Решением такого рода проблем явилась административная реформа, которая в каждом государстве имела свою цель: снижение численности государственного аппарата и рационализацию министерств и ведомств и регулирование работы государственных служащих в вопросах, связанных с обращениями граждан. В обеих странах создаются новые, обновляются и реформируются старые органы управления, пересматриваются и вносятся изменения в существующее законодательство, полномочия одних государственных ведомств перекладываются на другие. Значение государственной службы при этом достаточно высокое, так как невозможно осуществлять такого рода перемены без грамотного кадрового обеспечения.

Так как институт государственной службы в обеих странах модернизируется под действующие реалии, можно говорить о том, что на данном этапе он достаточно эффективен. Пусть реформы, которые проводятся в странах, не приводят к должному результату, но попытки реформ - это уже начало успеха. Учитывая достаточно тяжёлую преемственность в виде провалов и неудач функционирования самого института государственной службы в 90-е гг., его попыток законодательного закрепления, сейчас государственная служба находится на приемлемом уровне.

Список литературы

1. Алесь Михалевич. Векторы. Административная реформа - обязанность первого демократического правительства [Электронный ресурс] / Михалевич А. // Онлайн-журнал «Мнение». URL: http://naviny.by/mbrics/opinion/- 2011/07/12/ic_articles_410_174347/ (дата обращения: 12.12.2014).
2. Зачем нужно было увеличивать президентский срок [Электронный ресурс] // Онлайн-журнал «Newsland». URL: http://newsland.com/news/- detail/id/899983 (дата обращения 25.11.2014).
3. Кадровый резерв Президента России [Электронный ресурс] / Кадровый резерв Президента России 2009-2010 // Справ.-информ. Портал. URL: http://www.re-serve.ru/ (дата обращения: 17.03.2015).
 4. Краснов М.А. История попыток административной реформы (19912001) // Эффективность осуществления государственного управления в России. Рабочие материалы. М., 2002.
5. Трошкова Е.А. История государственного управления. Челябинск: Изд- во Челяб. госун-та, 2013.
6. Соловьёв А.И. Политика и администрирование в структуре государственного управления // Управление государством: Проблемы и тенденции развития. Политическая наука: Ежегодник 2007 / Российская ассоциация политической науки; гл. ред. А.И. Соловьев. М.: РОССПЭН, 2008.

Социогуманитарный вестник Кемеровского института (филиала) РГТЭУ № 1(16). 2016

Категория: Законодательство. Государство и право | Добавил: x5443 (20.04.2017)
Просмотров: 247 | Теги: государственная служба | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017 Обратная связь