Воскресенье, 26.02.2017, 20:16
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту


Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

Реформирование высшего образования: кластерный подход

РЕФОРМИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД

Л.Ю.Грудцына, А.В.Лагуткин

Перед отечественными вузами остро стоит проблема внедрения инноваций в условиях зарождающегося инновационного типа экономики, которые способны сделать вузы более конкурентоспособными и сформировать положительную национальную конкурентоспособность. Современная система образования находится в последние годы в постоянном реформировании и обновлении. По крайней мере, об этом много говорят и пишут. На повестке дня разрушение не только технического образования, но и гуманитарного. Кризис очевиден. Поступательная, временами скачкообразная реформа высшего образования в стране в конечном счете должна привести к позитивным результатам. Однако непродуманность, отсутствие экспертной базы в случае слияния зачастую разнородных вузов для создания федеральных, национальных или исследовательских университетов, т.е. градация, на мой взгляд, покоящаяся на весьма зыбких основаниях, вряд ли приведет к конструктивным результатам. В ходе проведения научного исследования проблемы создания кластерной системы высшего образования в современной России авторами статьи использовались современные общенаучные и специальные методы познания, в частности: анализ, синтез, системный, социологический, историко-юридический, аксиоматический, метод сравнительного правоведения, анализа документов и т.д. Их применение в сочетании с последними достижениями юридической, философской, политологической и социологической мысли позволило выявить и проанализировать социально-правовую природу института образования как части культуры, а также выявить основные направления модернизации системы высшего образования в Российской Федерации. Суть предлагаемой реформы заключается в следующем - создание кластерной системы высшего технического образования в стране. В целом следует одобрить укрупнение отраслевых вузов, однако данный процесс нуждается в корректировке: необходимо не просто укрупнять, но продуманно создавать кластерные системы, в которых укрупненные отраслевые вузы не будут сами по себе, но станут в условиях инновационной экономики России неотъемлемой частью единого технологического проекта, цель которого - логично объединить все этапы научного знания и производства, например: а) наращивание базы знаний и обеспечение мирового уровня научных исследований и разработок в сфере прорывных технологий путем развития университета как исследовательского центра, осуществляющего эффективную интеграцию образования и научных исследований; б) написание конкретных образовательных программ, по которым будет проходить обучение будущих специалистов, кроме того, диалог с основными работодателями, включая анкетирование, проведение семинаров, конференций и заседаний экспертных групп; в) воспроизводство высокопрофессиональных кадров (под конкретные виды деятельности производства, на конкретные рабочие места), которые займутся созданием и распространением конкурентоспособных технологий. Представляется, что аналогичную систему кластерных вузов вполне возможно применить для подготовки специалистов в агропромышленном комплексе. Например: сельскохозяйственный вуз - специализация "растениеводство" - вуз по подготовке специалистов пищевой промышленности; сельскохозяйственный вуз - специализация "растениеводство" - текстильный вуз - вуз по подготовке специалистов в области швейной промышленности; сельскохозяйственный вуз - специализация в области животноводства - вуз по подготовке специалистов мясомолочной промышленности; сельскохозяйственный вуз - специализация в области животноводства - вуз по подготовке специалистов кожевенной, обувной и кожгалантерейной промышленности. Все перечисленные вузы создаются с той же целью, что и в геолого-горно-металлургической академии. Вместе с тем, удастся сохранить бесценные составляющие вузов: их учебный и научный потенциал, т.е. школы, которые сложились на протяжении многих лет, в том числе поэтому эффективно работающие.

 

Авторы статьи, не претендуя на истину в последней инстанции, предлагают свое видение проблем современного образования и, главное, комплексные варианты выхода из сложившейся ситуации. Главное - не замыкаться только на проблемах образования как части культуры, которое, как и любой другой институт социума, гражданского общества, является лишь частью сложной системы функционирования государства и общества.

Кластерное обучение является сравнительно новым направлением в профессиональной педагогике, его внедрение в процесс подготовки требует определения педагогических условий и экспериментальной проверки эффективности формирования компетентного специалиста <1>. Иными словами, сначала нужно подготовить профессионального педагога, который будет обучать студентов - будущих специалистов. Роль вуза в кластере сводится к тому, чтобы производить инновационный товар. Что это значит на практике? Научно-исследовательские институты и производственные учреждения региона становятся базой практик и получают возможность участвовать в формировании специалиста на собственной научно-учебной базе, в соответствии со своими потребностями и перспективами развития <2>.

--------------------------------

<1> См.: Гаврилова О.Е., Шагеева Ф.Т., Никитина Л.Л. К вопросу о подготовке специалистов-конструкторов швейного производства в условиях образовательного кластера. URL: http://conference.kemsu.ru/GetDocsFile?id=13537&table=papers_file&type=0&conn=confDB (дата обращения 02.01.2010).

<2> См.: Трушников Д.Ю., Трушникова В.И. Воспитание в условиях университетского кластера и ценностные ориентации студенчества. URL: http://conference.tsogu.ru/static/articles/2009/01/.doc (дата обращения 04.01.2010).

 

Российская сфера образования не может порождать новые виды деятельности и быть инновационной, поскольку привязана к старым организационным структурам и государственным институтам (которые были сформированы еще в 1960-е гг. и согласно которым осуществлялась подготовка кадров в отрасли экономики). Сегодня очевидно, что российские вузы не охватывают этап подготовки кадров и не способны конкурировать на глобальном рынке, в отличие от западных университетов, которые, помимо того, что оказывают образовательные услуги, в том числе в сфере бизнес-процесса, являются еще крупными научными центрами, занимающимися исследованиями как теоретического, так и прикладного характера. Несмотря на предоставленную несколько лет назад возможность вузам заниматься предпринимательской деятельностью, в силу существующих правовых и организационных лакун в институциональной системе и неотлаженного механизма оптимизации налогообложения в сфере образования, на данный момент довольно затруднительно говорить о четкой схеме коммерциализации вузовской науки, что также влияет на степень конкурентоспособности отечественного университета.

Суть предлагаемой реформы заключается в следующем - создание кластерной системы высшего технического образования в стране.

Известно, что кластером называют систему, объединяющую ее компоненты по тем или иным признакам (однородную по отдельным признакам). Именно так и была создана в 1918 году Московская горная академия, имевшая в своем составе геологоразведочный, горный, металлургический и др. факультеты. Возврат к истокам высшего образования в СССР позволит охватить единой цепью систему всех трех базовых отраслей народного хозяйства России.

Не секрет, что экономика страны покоится на собственной минерально-сырьевой базе, мы обладаем широчайшим спектром видов полезных ископаемых и их несопоставимыми объемами по сравнению с другими странами. Поэтому объединение этих отраслей в единый народно-хозяйственный комплекс целесообразно и оптимально для нашей экономики. Частично это учитывалось и в советское время при создании отраслей черной и цветной металлургии, в которых успешно функционировали добывающие и металлургические предприятия, за исключением первой фазы предлагаемой цепочки - геологии.

Тенденция создания сложных интегрированных образовательных систем (образовательных кластеров) путем укрупнения отраслевых государственных вузов с помощью реорганизации (в форме присоединения) в последние два года приобрела системный характер. Например, к Национальному исследовательскому технологическому университету "МИСиС" были присоединены Российский государственный геологоразведочный университет имени С. Орджоникидзе и Московский государственный горный университет (в настоящее время заканчивается процедура реорганизации в форме присоединения) <3>. Тремя годами ранее распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2009 г. N 1073-р была утверждена Программа создания и развития ФГОУ ВПО "МИСиС" на 2009 - 2017 гг., целью которой является формирование современного образовательного учреждения высшего профессионального образования, которое подготавливает специалистов с высшим образованием всех уровней, а также осуществляет научные исследования и разработки мирового класса и вносит, таким образом, значительный вклад в развитие системообразующих отраслей экономики, науки и образования России <4>.

--------------------------------

<3> Согласно Приказу Минобразования России от 14 мая 2012 г. N 398.

<4> См.: Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Российский университет дружбы народов (РУДН). М., 2009.

 

Слияние вузов, полностью охватывающих тот или иной цикл производства, действительно, назрело давно. В условиях послеперестроечного развала российского производства (заводов, фабрик) и переживаемого в последние годы (вполне предсказуемого) демографического кризиса (в том числе рабочей силы, профессиональных кадров) институт образования и выпуск профессиональных и востребованных кадров становится сейчас едва ли не единственным спасительным сценарием для современной России. Кадры, действительно, решают все.

Что же такое образовательный кластер? Кластер (англ. cluster - скопление) - это объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами <5>. Кластер - это группа соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга <6>. Понятие кластера в западной литературе было введено в экономическую теорию М. Портером: "Кластер - это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций" <7>. Таким образом, для того чтобы быть кластером, группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должна действовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности и взаимодополнять друг друга.

--------------------------------

<5> Википедия: Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%.

<6> См.: Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? // Альманах "Восток". 2007. Вып. 1. URL: http://www.situation.ru/app/j_artp_1178.htm.

<7> См.: Портер М. Конкуренция. М.: Издат. дом "Вильяме", 2003.

 

Образовательный кластер - это совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерским отношениям с предприятиями отрасли; это система обучения, взаимообучения и инструментов самообучения в инновационной цепочке "наука - технологии - бизнес", основанная преимущественно на горизонтальных связях внутри цепочки <8>. Наполнение модели образовательного кластера должно происходить через социальное партнерство, которое в условиях образовательного кластера будет эффективным, если: <9> все уровни образования одной отрасли находятся в преемственном соподчинении на основе сквозных образовательных программ; образовательные программы создаются с учетом требований профессиональных стандартов, разработанных представителями отрасли; коллективы учебного заведения (учебных заведений) и предприятий взаимодействуют на основе принципа корпоративности <10>. В целом различаются три широких определения кластеров, каждое из которых подчеркивает основную черту их функционирования:

--------------------------------

<8> Нанотехнологический словарь РОСНАНО. URL: http://www.rusnano.com/Term.aspx/Show/15134.

<9> См.: Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2008. 253 с.

<10> См.: Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография. Казань: РИЦ "Школа", 2010. С. 5 - 6.

 

а) регионально ограниченные формы экономической активности внутри родственных секторов, обычно привязанные к тем или иным научным учреждениям (НИИ, университетам и т.д.);

б) вертикальные производственные цепочки, узкоопределенные секторы, в которых смежные этапы производственного процесса образуют ядро кластера (например, цепочка "поставщик - производитель - сбытовик - клиент"). В эту же категорию попадают сети, формирующиеся вокруг головных фирм;

в) отрасли промышленности, определенные на высоком уровне агрегации (например, "химический кластер") или совокупности секторов на еще более высоком уровне агрегации (например, "агропромышленный кластер") <11>.

--------------------------------

<11> См.: Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. N 5.

 

Опираясь на изложенное, предлагается создать супервуз на основе геологоразведочного, горного и металлургического университетов, в котором общеобразовательные кафедры можно будет объединить. Такой вуз, например академия, будет осуществлять инженерно-кадровое обеспечение народно-хозяйственного комплекса, на котором, повторюсь, зиждется экономическое благополучие России и, в первую очередь, ее национальная безопасность.

И в самом деле, геологи отыскивают и осуществляют нормативно-правовое оформление разведанного месторождения. Горняки принимают это месторождение от геологов и осуществляют комплекс горных работ, включая выемку породы, проходку горных и вспомогательных выработок, их крепление и выдачу добытого сырья на поверхность. После нескольких стадий обогащения, в зависимости от типа сырья и содержания полезного ископаемого, продукция подвергается металлургической переработке, которая, на мой взгляд, является окончательным переделом процесса обогащения.

Учебно-научный фундамент этих трех вузов позволит создать надструктурное управляющее звено, предназначенное для изучения конъюнктуры рынка, прогнозирования и планирования на соответствующие периоды времени, подготовку инженерных кадров по всем трем направлениям, а также координации научных работ в интересах указанных отраслей. Таким образом, мы можем определить потребность внешнего и внутреннего рынков в тех или иных видах продукции, что позволит количественно и качественно спланировать подготовку специалистов этих отраслей.

Представляется, что аналогичную систему кластерных вузов вполне возможно применить для подготовки специалистов в агропромышленном комплексе. Например:

сельскохозяйственный вуз - специализация "растениеводство" - вуз по подготовке специалистов пищевой промышленности;

сельскохозяйственный вуз - специализация "растениеводство" - текстильный ВУЗ - ВУЗ по подготовке специалистов в области швейной промышленности;

сельскохозяйственный вуз - специализация в области животноводства - вуз по подготовке специалистов мясомолочной промышленности;

сельскохозяйственный вуз - специализация в области животноводства - вуз по подготовке специалистов кожевенной, обувной и кожгалантерейной промышленности.

Все перечисленные вузы создаются с той же целью, что и в геолого-горно-металлургической академии. Вместе с тем, удастся сохранить бесценные составляющие вузов: их учебный и научный потенциал, т.е. школы, которые сложились на протяжении многих лет, в том числе поэтому эффективно работающие.

Кластер как механизм инновационного управления развитием системы общего образования позволяет обеспечить эффективность деятельности каждого образовательного учреждения, входящего в него, в том числе развитие социального партнерства, привлечение внебюджетных средств в сферу образования, появление ресурсов для инновационной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, качественно новые результаты образования, основанные на непрерывном развитии ребенка, позволяет улучшить внешний облик учреждений.

На наш взгляд, создание какой-либо инновации влечет за собой, по меньшей мере, три проблемы: во-первых, кадровую проблему (нет специалистов, которые на должном уровне смогут заниматься дальнейшим развитием инновационного продукта), во-вторых, нет рынков сбыта инновационной продукции (не проработаны механизмы, куда и кому сбывать товар, идеи и т.д.), в-третьих, сразу после создания инноваций в конкретной отрасли экономики нет еще самой технологии (она не отработана), технологической базы, необходимой для поддержания дальнейшего развития инноваций. Более того, при формировании образовательного кластера решается ряд вопросов, относящихся к сфере взаимодействия рынка образования и рынка труда. Во-первых, выстраивается механизм заказа, т.е. происходит четкое формулирование требований, которые появляются у общества, включая бизнес. Бизнес осознает важность вложений инвестиций в человеческий капитал, что отражается в позитивных тенденциях как на макро-, так и на микроуровнях. Запускается механизм "социального лифта", т.е. возрастает социальная мобильность студента как субъекта образовательного кластера. Происходит регулирование рынка труда отрасли в рамках которой создан образовательный кластер в соответствий с существующими потребностями. При недостатке четких механизмов взаимодействия государства, работодателя и выпускника наблюдается отсутствие централизованного распределения рабочей силы по отраслям и сферам занятости, а выпускнику практически полностью отдано право и возможности поисков работы. Причем участие работодателя в процессе подготовки кадров на уровне высшего образования практически отсутствует, если не принимать во внимание создание и функционирование образовательного кластера не только как формы социального партнерства, но и перспективной формы интеграции науки, бизнеса и государства.

Итак, в целом следует одобрить укрупнение отраслевых вузов, однако данный процесс нуждается в корректировке - необходимо не просто укрупнять, но продуманно создавать кластерные системы, в которых укрупненные отраслевые вузы будут не сами по себе, но станут в условиях инновационной экономики России неотъемлемой частью единого технологического проекта, цель которого - логично объединить все этапы научного знания и производства, например:

а) наращивание базы знаний и обеспечение мирового уровня научных исследований и разработок в сфере прорывных технологий путем развития университета как исследовательского центра, осуществляющего эффективную интеграцию образования и научных исследований;

б) написание конкретных образовательных программ, по которым будет проходить обучение будущих специалистов, кроме того, диалог с основными работодателями, включая анкетирование, проведение семинаров, конференций и заседаний экспертных групп;

в) воспроизводство высокопрофессиональных кадров (под конкретные виды деятельности производства, на конкретные рабочие места), которые займутся созданием и распространением конкурентоспособных технологий.

Очевидно, что в рамках формирования новых стандартов образования в сфере высоких технологий необходимо проводить широкомасштабное изучение опыта ведущих технологических университетов мира по формированию компетентностей своих выпускников, формировать образовательные программы и системы показателей качества, позволяющие обеспечить выпускникам требуемый уровень подготовки с учетом прогнозирования перспектив развития высокотехнологичных производств.

Приведем пример логически выверенной и замкнутой цепочки производства, размещаемой, например, в горном кластере. Геологи разведывают, находят и регистрируют месторождение в установленном законодательством порядке. Затем зарегистрированное месторождение, определенное по его объемам и горно-геологическим условиям, передается горнякам, которые решают, каким способом добывать данное полезное ископаемое, строят шахту или карьер (если речь идет об угле, то разрез), ведут процесс добычи и несколько стадий обогащения. Львиную долю полезных ископаемых, добываемых в недрах, составляют металлы - черные, цветные и т.п. Поэтому продолжением данной кластерной цепочки станет переработка металлов: добытые и обогащенные в несколько фаз полезные ископаемые передаются металлургам <12>. Аналогичная цепочка, как верно отмечает А.В. Лагуткин, может быть и в области сельского хозяйства: например, растениеводство - текстильный институт и швейный. Или животноводство и последующие направления: мясомолочное - кожевенное - кожгалантерейное, обувное или швейное <13>. Подобных вариантов много. Все логично и просто.

--------------------------------

<12> См.: Лагуткин А.В. Вузы экстра-кластера // Московский комсомолец. 2012. 28 декабря. N 26130.

<13> См.: Лагуткин А.В. Там же.

 

На примере гуманитарного образования, в частности, юридического и экономического, также можно привести несколько примеров: получение студентами общетеоретических знаний - специализация - производственная практика в органах государственной власти или коммерческих структурах - получение практических профессиональных отраслевых навыков - устройство на работу по специальности. Скорее, следует отталкиваться от обратного, а именно: переосмыслить существовавший в СССР положительный опыт распределения на рабочие места выпускников вузов (по желанию самих выпускников) и исходить из экономического анализа и математического прогноза потребностей в специалистах в отраслях экономики. В соответствии с прогнозами ведущие отраслевые вузы страны будут готовить специалистов, уменьшая, таким образом, риск переизбытка на рынке ненужных профессий. У юристов, например, координирующей структурой можно сделать Ассоциацию юристов России или Союз ректоров России - данные организации могли бы стать структурно определяющей, центральной информационной средой в образовательном кластере в сфере юриспруденции.

Попробуем провести другую аналогию - спроецировать созданную Г. Фордом систему производительности труда, гениально примененную им в автопромышленности, на образовательные кластеры. Итак, в основе фордовской системы лежала определенная концепция, сформированная из следующих положений:

1) неправильно начинать производство, пока не усовершенствован сам фабрикат (конструкция изделия). Применительно к образовательной сфере этот тезис звучит так: прежде чем набирать студентов на конкретные специальности, необходимо провести анализ и прогнозирование, понять, сколько специалистов в конкретной отрасли экономики требуется сейчас, как этот показатель изменится через 5 лет, через 10 лет и т.д. Важны здесь и сами образовательные программы (как и чему учить). В данном случае уместна аналогия студента - будущего специалиста с конкретной маркой автомобиля "Форд", а в качестве фабриката (конструкции изделия) выступают образовательные программы, по которым учат студента (пройденный им образовательный цикл и на выходе - контроль качества - уровня полученной квалификации и знаний, диплом). Когда готов фабрикат (образовательный цикл), можно запускать производство (специалистов);

2) производство должно происходить из самого продукта. Методики обучения должны "подстраиваться" под конечную цель - получаемую обучаемым профессию и возможности с ней реализоваться. Образованного человека условно можно сравнить с хорошей машиной: если есть хорошие знания и профессионализм, при их востребованности современным обществом и экономикой человек всегда находит себе достойную работу и приносит экономическую пользу себе и государству. Если машина собрана некачественно и ломается (человек недостаточно образован и мотивирован, чтобы выполнять свою работу хорошо), она не поедет. Прохождение ТО автомобилем (аналогия - повышение специалистом своей квалификации, уровня знаний и т.д.) продлевает его срок службы;

3) фабрика, организация, сбыт и финансовые соображения сами приспосабливаются к фабрикату. В данном случае Г. Форд применил революционную идею, когда в процессе сборки автомобиль (его кузов) перемещался на конвейере, а обслуживающие его рабочие (вместо того, чтобы приносить к неподвижному объекту сборки детали, как это было принято), находясь каждый на своем месте, монтировали конкретную деталь, не теряя времени, по мере приближения к ним объекта сборки на конвейере (конвейерная сборка). В образовании начинать нужно с необходимых и востребованных экономикой результатов, с запросов работодателей и постановки государственных целей и задач восстановления отраслей экономики (запроса специалистов конкретных специальностей);

4) остриями в фабричном предприятии являются человек и машина, вместе выполняющие работу. Если человек не подходящий, то и машина не в состоянии выполнять работу правильно, и наоборот. Если человек не обучен качественно или его обучение прошло в невостребованном для отрасли экономики ключе, то как специалист он будет непригоден либо пригоден частично к выполнению работы;

5) экономия на издержках производства. По Г. Форду, снижение издержек производства осуществляется по нескольким направлениям. Первым из них может быть признано сбережение материалов в двух аспектах: как собственно сбережение материала и как сбережение труда (по К. Марксу), который в нем овеществлен. Второе направление снижения издержек производства - механизация трудовых процессов. Повторимся, высшим достижением на заводах Г. Форда было внедрение конвейерной сборки, принципиально изменившее характер выполнения сборочных операций. Третье направление снижения себестоимости - это упрощение перевозок. Четвертым направлением удешевления производства являлась стандартизация как сочетание наилучших способов производства, позволяющих производить товар в достаточном количестве и по наименьшей цене для потребителя, что дает производителю огромные прибыли.

Если обратиться к истории, то можно отметить, что система подготовки рабочей силы в социалистической экономике базировалась на концепции государственной собственности на рабочую силу. В границах этой концепции предполагалось, что государство, во-первых, финансирует подготовку рабочей силы в нужном объеме и нужного качества; во-вторых, централизованно распределяет ее по отраслям и сферам занятости <14>. Конечной целью государства явилось присвоение прибавочной стоимости. Созданную в результате систему профессионального образования, которая осуществляла подготовку кадров в рамках начального (ПТУ), среднего (техникумы) и высшего образования (отраслевые институты), отличали, с одной стороны, направленность на профессионально-техническое обучение и подготовку квалифицированной рабочей силы для отраслей материального производства, а с другой - преимущественная ориентация на узкие профессионально-специализированные области, что приводило к формированию узкоспециализированной рабочей силы, привязанности работника к своему рабочему месту и к специальности <15>. Такая система формального образования обеспечивала достаточно высокий общий уровень образования и подготовки работника. Именно это достоинство советского образования способствовало успешному ходу процесса всеобщего переобучения работников в начале 1990-х гг. - в период, когда системная трансформация экономики России сопровождалась обесценением человеческого капитала, накопленного в предыдущую эпоху. Несоответствие структуры имеющегося образовательного потенциала как по объему, так и по качеству, структуре спроса, предъявляемого рынком труда, заставило работников предпринимать активные усилия, направленные на оптимизацию запасов человеческого капитала.

--------------------------------

<14> См.: Квадрициус Н.В. Двухуровневая система высшего образования: Оценка с позиций теории человеческого капитала // Вестник СПбГУ. Сер. 5. 2006. Вып. 4. С. 151 - 156.

<15> См.: Капелюшников Р.И. Ценится ли на российском рынке человеческий капитал? (http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0193/tema01.php).

 

В современной России начинать создание образовательного кластера, на наш взгляд, нужно с унификации образовательных программ, по которым будут обучаться студенты - будущие специалисты отрасли, делая уклон в сторону приближения теории и практики обучения к конкретным производственным условиям. Механизация трудовых процессов применительно к образованию может выражаться в создании программ и курсов электронного (дистанционного)обучения;

6) повышение качества, формирование цен и прибыли. В компании Г. Форда велась постоянная борьба за простоту, надежность и дешевизну производимых автомобилей. Каждая отдельная часть автомашины должна быть сменной, чтобы в будущем, если понадобится, ее можно было заменить усовершенствованной частью, машина же в целом должна служить неограниченное время.

Аналогия в образовании - назревшая потребность общества в формировании нового университета, а именно университета инновационного типа, деятельность которого вполне отвечала бы сегодняшним реалиям. Достоинство вузовского образования нового времени - это не только его качество, не только его способность интегрироваться в национальную инновационную систему путем развития вузовской науки, но и ориентация на рынок труда. Образовательный рынок и рынок труда в значительной степени рассогласованы: наблюдается отставание предложений образовательных услуг от потребностей рынка труда, плохо сопряжены сферы труда и образования с точки зрения соответствия классификации профессии и специальностей. Все это отражается и на состоянии образовательной системы, находящейся на пути модернизации, и на состоянии рынка труда, который при наличии огромного числа лиц, получивших высшее образование, не может удовлетворить свои потребности в нужных специалистах. По причине полной структурной перестройки экономики в нашей стране рынок труда полностью трансформировался. Он столкнулся с таким явлением, как "инфляция квалификаций", когда специальность работника, зафиксированная в дипломе, не соответствует занимаемой должности. Вопреки ожиданию, что включится механизм саморегуляции, эта ситуация на рынке труда не привела к существенным преобразованиям на рынке образовательных услуг. Напротив, с каждым годом обнаруживается все больший разрыв между количеством выпускаемых специалистов и реально требуемыми работодателем специальностями. Кризис в этой сфере очевиден.

Построение образовательного кластера связано с необходимостью объединить в рамках одной (территориальной, функциональной) зоны бизнес-проекты в конкретной образовательной области, фундаментальные разработки и современные системы проектирования новых технологий, методик, интеллектуальных продуктов и подготовку производства этих продуктов <16>. Для работодателя-заказчика образовательных услуг образовательный кластер является фабрикой комплексного практико-ориентированного знания, позволяющего определить зоны приоритетных инвестиционных вложений <17>. Интеграция в образовательном кластере понимается не только как формальное объединение различных структур известной триады "образование - наука - производство", а как нахождение новой формы сопряжения их потенциалов с целью достижения сверх эффекта в решении поставленных задач <18>.

--------------------------------

<16> См.: Лапыгин Д.Ю., Корецкий Г.А. Контуры регионального образовательного кластера // Экономика региона. 2007. N 18. С. 25.

<17> См., напр.: Карамурзов Б.С. Непрерывное профессиональное образование в университетском комплексе // Высшее образование в России. 2009. N 5. С. 27 - 41; Зернов В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России // Высшее образование в России. 2008. N 1. С. 12 - 22.

<18> См.: Асадуллин Р.М. Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе // Аккредитация в образовании. 2009. N 32. С. 16 - 18.

 

В целях активизации развития кластеров в полной мере должен быть использован потенциал особых экономических зон, связанный с финансированием развития инфраструктуры, осуществляемым из бюджетных источников, а также льготным налоговым режимом <19> и обеспечиваемым привлечением "якорных" резидентов - крупных компаний, конкурентоспособных на отечественном и мировом рынках, выступающих в качестве ядра развивающихся кластеров <20>. Также дополнительная поддержка финансирования инфраструктуры инновационных кластеров из средств федерального бюджета может быть обеспечена в результате предоставления муниципальному образованию территории его базирования статуса наукограда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации" <21>.

--------------------------------

<19> См.: Филиппов П. Кластеры конкурентоспособности // Эксперт Северо-Запад. 17 ноября 2003 года. N 43 (152).

<20> См.: Лагуткин А.В., Грудцына Л.Ю. Гражданское общество в современной России: проблемы роста // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. N 2 - 3. С. 6 - 10.

<21> См.: Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Высшее образование в профессиональных траекториях молодых рабочих // Вопросы образования. 2012. N 4. С. 40 - 41.

 

Библиография

1. Асадуллин Р.М. Интеграция как новая форма сопряжения образования, науки и практики в регионе // Аккредитация в образовании. 2009. N 32. С. 16 - 18.

2. Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Высшее образование в профессиональных траекториях молодых рабочих // Вопросы образования. 2012. N 4. С. 40 - 41.

3. Гаврилова О.Е., Шагеева Ф.Т., Никитина Л.Л. К вопросу о подготовке специалистов-конструкторов швейного производства в условиях образовательного кластера. URL: http://conference.kemsu.ru/GetDocsFile?id=13537&table=papers_ffle&type=0&conn=confDB (дата обращения 02.01.2010).

4. Громыко Ю.В. Что такое кластеры и как их создавать? // Альманах "Восток". 2007. Вып. 1. URL: http://www.situation.ru/app/j_artp_1178.htm.

5. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / Российский университет дружбы народов (РУДН). М., 2009.

6. Грудцына Л.Ю. Реформирование системы аттестации научных и научно-педагогических кадров: некоторые предложения // Государство и право. 2013. N 3. С. 5 - 19.

7. Зернов В. Высшее образование как ресурс инновационного развития России // Высшее образование в России. 2008. N 1. С. 12 - 22.

8. Капелюшников Р.И. Ценится ли на российском рынке человеческий капитал? (http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0193/tema01.php).

9. Карамурзов Б.С. Непрерывное профессиональное образование в университетском комплексе // Высшее образование в России. 2009. N 5. С. 27 - 41.

10. Квадрициус Н.В. Двухуровневая система высшего образования: Оценка с позиций теории человеческого капитала // Вестник СПбГУ Сер. 5. 2006. Вып. 4. С. 151 - 156.

11. Лагуткин А.В. Вузы экстра-кластера // Московский комсомолец. 2012. 28 декабря. N 26130.

12. Лагуткин А.В., Грудцына Л.Ю. Гражданское общество в современной России: проблемы роста // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2013. N 2 - 3. С. 6 - 10.

13. Лапыгин Д.Ю., Корецкий Г.А. Контуры регионального образовательного кластера // Экономика региона. 2007. N 18. С. 25.

14. Портер М. Конкуренция. М.: Издат. дом "Вильяме", 2003.

15. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе: Монография. Казань: РИЦ "Школа", 2010. С. 5 - 6.

16. Трушников Д.Ю., Трушникова В.И. Воспитание в условиях университетского кластера и ценностные ориентации студенчества. URL: http://conference.tsogu.ru/static/articles/2009/01/__.doc (дата обращения 04.01.2010).

17. Филиппов П. Кластеры конкурентоспособности // Эксперт Северо-Запад. 17 ноября 2003 года. N 43 (152).

18. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теория и практика управления. 2003. N 5.

19. Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнерства техникума и предприятий газовой отрасли: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2008. 253 с.

20. Човган И.В. Анализ влияния процесса глобализации на обеспечение национальной безопасности государства в сфере высшего образования // NB: Вопросы права и политики. 2013. 5. С. 135 - 149. URL: http://www.e-notabene.ru/lr/article_739.html.

21. Е.Н. Щербак Правовые проблемы государственного управления в области высшего образования в России в контексте развития образовательного рынка и глобализации // Политика и Общество. 2011. 12. С. 45 - 49.

Источник: Административное и муниципальное право, 2014, N 7

Ключевые слова: образовательный кластер, высшее образование, кластерная система, исследовательский университет, высшее техническое образование, реформа образования, национальный университет, горный университет, сельскохозяйственный вуз, инновации в образовании.

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443 (30.05.2015)
Просмотров: 1174 | Теги: реформа образования, Высшее образование, образовательный кластер | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2017