Среда, 12.12.2018, 06:03
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Образование. Научная деятельность

РЕФЛЕКСИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Н.Н.Романова

РЕФЛЕКСИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В настоящее время система высшего профессионального образования призвана создавать условия для успешной реализации личности студента, раскрытия его ресурсного потенциала в полном объеме, сохранения устойчивой положительной мотивации к перманентному саморазвитию. В современных условиях компетентность выпускника вуза, его мобильность, адаптивность, способность быстро ориентироваться в интенсивном информационном потоке и умение применять нестандартный подход к решению проблемных ситуаций являются гарантией успеха на рынке труда. На данный момент востребован специалист, способный самостоятельно и корректно разрешать возникающие в профессиональной деятельности спорные обстоятельства, выстраивать позитивную стратегию поведения с окружающими, проявлять инициативу и нести ответственность за принятые решения.

Оптимизм, вера в собственные силы, положительная установка на восприятие происходящего в конкретный момент времени и на отдаленную перспективу во многом зависит от компетентности студента в области понимания эмоциональных состояний. Осознание причин возникающих эмоций, динамики настроения, саморегуляция, а также безоценочное и абсолютное принятие собственных индивидуальных особенностей составляет основу эффективного взаимодействия с коллегами и воспитанниками.

Рефлексия эмоциональных состояний, под которой мы понимаем способность осознавать актуальное эмоциональное состояние (как собственное, так и других людей), отслеживать латентные и прямые причины его появления, а также адекватно его выражать, соразмерно социальной ситуации, экологично для самой личности, позволяет оптимизировать сам процесс общения. Точное понимание источника возникновения эмоций и чувств позволяет конструктивно управлять поведением, не допускать проявления отрицательных функций защитных механизмов психики: замещения, контрпереноса, проекции, отрицания, компенсации, регрессии, реактивных образований и др. Для выпускника вуза физической культуры это имеет особое значение, поскольку физкультурно-спортивная сфера имеет ряд отличительных характеристик.

В общеобразовательной и спортивной школах будущему педагогу физической культуры необходимо постоянно управлять коллективом воспитанников в движении, при этом значительная часть занятий проводится на открытом воздухе, в различных температурных условиях, а повышенный шумовой фон предполагает постоянное напряжение голосовых связок. Сам тренировочный процесс имеет рутинный характер, монотонность и некоторое специфичное однообразие физических нагрузок. Все это нередко способствует созданию стрессовых, фрустрационных моментов. В этой связи возрастает потребность в четком, отлаженном механизме рефлексии эмоциональных состояний, позволяющем позитивно влиять на эмоциональный фон, процесс и результат общения.
Далее рассмотрим преимущества компетентностного подхода в русле нашего исследования.

Компетенция - (от лат. compete - добиваюсь, соответствую, подхожу) определяется «Большим энциклопедическим словарем» под редакциейА. М. Прохорова как круг полномочий, знания, опыт в той или иной области [1]. Д. С. Ермаков рассматривает компетенцию как нормативное требование к содержанию образования - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов [2].

В «Современном словаре-справочнике молодого исследователя» под редакцией А. Я. Найна и З. М. Уметбаева компетентность рассматривается как «уровень образованности, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности на базе теоретических знаний (на основе использования научных понятий, принципов, научных законов, теорий, методов науки)» [6].

Данные понятия взаимосвязаны и основываются на качествах личности, позволяющих успешно решать вопросы профессиональной деятельности.

Как отмечает А.В. Купавцев, в основе компетентностного подхода выстраиваются две системы образовательных результатов: знания, умения и навыки нормативной деятельности в типовых ситуациях, и опыт выполнения деятельности, социальные и общепрофессиональные компетенции, отраслевая профессиональная компетентность в нетипичных обстоятельствах и условиях [4].

Как указывают Д.С. Ермаков, В.И. Байденко и И.А. Зимняя, под компетентностным подходом понимается метод моделирования и описания результатов образования как норм его качества в виде признаков практической готовности человека к деятельности [2].

Компетентностный подход позволяет обучать студентов решать важные профессиональные задачи на практическом уровне посредством моделирования педагогических ситуаций. При этом студентам необходимо в минимальный временной промежуток найти конструктивный выход из сложившихся условий: эффективно разрешить создавшийся конфликт, выстроить речь таким образом, чтобы фразы положительно и результативно воздействовали на всех участников происходящего, найти действенное решение, максимально удовлетворяющее запросы каждой из сторон. Выполнение поставленных задач протекает на уровне повышенного эмоционального фона. Интенсивность и динамика эмоций в подобных ситуациях часто препятствует продуктивному выстраиванию линии поведения.

Оперативный анализ причин возникающих эмоциональных реакций и их безопасное отреагирование, позволит всем присутствующим компетентно принимать решения. В этом случае эмоции, поступки и речь являются однонаправленными.

Данный поход также допускает возможность осуществления междисциплинарных связей. Это способствует более глубокому осознанию студентами важности учебных предметов, предоставляет им возможность увидеть прикладное значение дисциплин и более осмысленно использовать полученную теоретическую информации в практической деятельности.

В рамках данной публикации представим процесс реализации педагогических условий нашего исследования на основе компетентностного подхода.

Первое педагогическое условие предполагает включение в образовательный процесс арт-технологий, имеющих творческое начало, способствующих социальной адаптации, являющихся простыми и безопасными для применения в работе с различными возрастными группами. Данные технологии неразрывно связаны с включением человека в творческую деятельность и позволяют выявить особенности личности, сознательно или неосознанно скрываемые в условиях формальной коммуникации, осознанием эмоционального состояния. Арт- технологии позволяют создать положительный психологический настрой в группе, предоставляют возможность на символическом уровне экспериментировать с различными эмоциональными состояниями, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме, повысить эффективность адаптационных способностей человека, снизить влияние негативных эмоциональных реакций и их проявления в процессе обучения и деятельности.

Таким образом, данное педагогическое условие, реализованное в русле компетентностного подхода, позволяет выявить индивидуальные особенности студентов, которые могут скрываться в условиях формальной коммуникации. Анализ данных особенностей, моделей поведения, работа с защитными механизмами психики, нестандартность учебного материала позволяют добиться положительной мотивации к занятиям, продуктивного взаимодействия на практическом уровне.

Второе педагогическое условие связано с разработкой содержания форм тренинговой работы, включающих в себя задания на узнавание, осознание, выражение эмоциональных состояний, а также поиск продуктивных стратегий в общении и взаимодействии. Отличительная особенность тренинговой группы, по мнению В. Э. Пахальяна, заключается в том, что все участники занимают активную позицию в процессе обучения, и при этом вовлечены в общий процесс взаимообучения. М. Кипнис рассматривает групповой тренинг как пример кумулятивного процесса, в котором личность раскрывается как отдельное, индивидуальное, уникальное и как элемент, фрагмент общего системного, целого [3;7].

На наш взгляд, тренинговая форма работы является наиболее подходящей для развития рефлексии эмоциональных состояний, поскольку позволяет проработать на практике полученную теоретическую информацию непосредственно каждым студентом. При этом будущие спортивные педагоги имеют возможность отследить множество моделей поведения. Также ценным является получение участниками обратной связи от группы, т.к. в этом случае предоставляется возможность увидеть себя со стороны посредством восприятия происходящего одногруппниками и преподавателем.

В тренинге происходит осознание и принятие личностного потенциала, и, как следствие, осуществление эффективного взаимодействия с обучаемыми, проявление эмоциональной поддержки по отношению к воспитанникам, сензитивности и более глубокое понимание их личностных особенностей. Это, в свою очередь, значительно повышает уровень компетентности выпускника вуза физической культуры, а, следовательно, и его конкурентоспособность на рынке труда.

Третьим педагогическим условием выступает готовность преподавателя к развитию рефлексии эмоциональных состояний; компетентность в области применения арт-технологий, форм тренинговой работы; поддержка безоценочной позиции по отношению к студенту в образовательном процессе. Поскольку значительная часть процесса развития рефлексивных способностей зависит от преподавателя, занимающегося данным вопросом, личностные характеристики и профессионализм, уровень компетентности, которыми он обладает, во многом определяют результат исследования.

С точки зрения Л.Д. Лебедевой, взаимодействие с людьми, оказание им психологической помощи и поддержки требуют от специалиста, в первую очередь, понимания себя: противоречий, осознания зоны эмоциональных проблем и позитивных сторон собственной личности [5].

Мы полагаем, что соблюдение данного условия должно быть реализовано на естественных ресурсах преподавателя, не должно являться простым соблюдением формальностей и, тем более, носить вынужденный характер.

Подводя итог, отметим, что в настоящее время востребован педагог, способный работать в команде на общий результат, принимать рациональные решения, понимать точку зрения партнеров, публично представлять результаты своей деятельности, учитывать содержательную критику. В данном контексте особую важность приобретает такая ключевая характеристика как профессиональная компетентность.

Компетентность рассматривается как интегративный показатель владения знаниями, умениями и навыками нормативной деятельности в стандартных ситуациях, и наличие опыта выполнения деятельности в нетипичных обстоятельствах и условиях.

Профессиональный цикл стандартов третьего поколения отмечает необходимость владения будущими педагогами физической культуры информацией относительно функций психики, основных потребностей человека, эмоций, чувств, мотивации поведения и деятельности, социально-психических особенностей людей различных возрастных групп, психолого-педагогических средств и способов организации и управления каждой личностью и коллективом в целом. Также в рамках данного цикла указывается важность умения использовать в профессиональной деятельности актуальных приемов обучения и воспитания с учетом гендерных и возрастных отличий, психологических особенностей занимающихся, методы педагогической и психологической диагностики.

Наиболее высокий уровень овладения профессиональными компетенциями предполагает практическое освоение психофизического самосовершенствования на основе научного представления о здоровом образе жизни, различных средств коммуникации в профессиональной деятельности, способов установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами деятельности в сфере физической культуры и спорта.

Детальное рассмотрение данных компетенций на трех уровнях («знать», «уметь», «владеть») позволяет сделать вывод об актуальности нашего исследования в рамках компетентностного подхода. Это объясняется тем, что процесс развития рефлексии эмоциональных состояний будущих педагогов физической культуры, на основе разработанного комплекса педагогических условий, позволяет постоянно осваивать теоретический материал, отвечающий требованиям новых образовательных стандартов на практическом уровне, в нестандартных, постоянно изменяющихся условиях непосредственно каждым студентом.

Список литературы

1. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : «Большая Российская энциклопедия»; СПб.: «Норинт», 1997. - 1456 с.
2. Ермаков, Д.С. Компетентностный подход в образовании / Д.С. Ермаков // Педагогика. - 2001. - № 4. - С. 8-15.
3. Кипнис, М. Тренинг межкультурных отношений. Часть 2 / М. Кипнис. - М.: Ось-89, 2006. - 144 с.
4. Купавцев, А. В. Теоретические основы и практика интенсивно- деятельностного обучения / А.В. Купавцев // Педагогика. - 2011. - № 8. - С. 69-76.
5. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. - СПб. : Речь, 2007. - 256 с.
6. Найн, А.Я. Современный словарь-справочник молодого исследователя / А.Я. Найн, З.М. Уметбаев. - Челябинск-Магнтогорск: УралГУФК; МаГУ, 2007. - 116 с.
7. Пахальян, В. Э. Групповой психологический тренинг: учеб. пособие / В.Э. Пахальян. - СПб. : Питер, 2006. - 224 с.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Сборник научных трудов участников X Международной научно-практической конференции, декабрь 2015 г., Тула

Категория: Образование. Научная деятельность | Добавил: x5443x (13.03.2018)
Просмотров: 88 | Теги: Компетенция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь