Четверг, 13.12.2018, 22:58
Высшее образование
Приветствую Вас Гость | RSS
Поиск по сайту



Главная » Статьи » Физкультура и спорт. Здоровье

Реализация программы «спортивная борьба в школы» в школах Российской Федерации

Подливаев Б.А., Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (Москва, Россия);
Цандыков В. Э., Федерация спортивной борьбы России (ФСБР) (Москва, Россия)

Реализация программы «спортивная борьба в школы» в школах Российской Федерации

Аннотация. Исключение из школьных программ элементов спортивной борьбы в конце 80-х годов способствовало практически прекращению разработки методических материалов по использованию элементов борьбы на уроках физической культуры в общеобразовательных школах, что повлекло за собой целый ряд негативных тенденций, сказывающихся на подрастающих поколениях уже десяток лет.

Все это и побудило Федерацию спортивной борьбы России обратить особое внимание на данные проблемы и разработать стратегию и комплекс мер для их решения.

Ключевые слова: Программа элементов спортивной борьбы в школе; концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина; нравственные, интеллектуальные, духовные и поведенческие ценности, проекта «Спортивная борьба в школы»

 

Спортивная борьба (греко-римской, женской и вольной) является олимпийским видом спорта и пользуется большой популярностью у многих народов России. Поэтому возвращение элементов борьбы в школу, включение их в Программу физического воспитания в общеобразовательных школах повлечет за собой решение целого ряда негативных тенденций, сказывающихся на подрастающих поколениях уже десяток лет. Обозначим лишь некоторые из них:

  •  слабая информированность обучающейся молодежи об истории спортивной борьбы, ее месте и роли, традициях и значении, как в современном мире, так и в жизни каждого молодого человека;
  •  ограничение двигательного багажа и его вариативности вследствие неиспользования в уроках физической культуры средств и методов спортивной борьбы, включая общие и специализированные физические упражнения и игры с элементами различных единоборств;
  •  снижение уровня физической, функциональной подготовленности и общей двигательной активности, а также психической неустойчивости молодых людей к различным негативным и стрессовым жизненным ситуациям.

Такие тенденцииоказывают существенное влияние на все стороны работы различных организаций и обществ, культивирующих спортивную борьбу, в числе которых первой состоит Федерация спортивной борьбы России (ФСБР), основными задачами которой являются:

  •  популяризация спортивной борьбы, расширение ее географии и распространения, как в стране, так и в регионах Российской Федерации;
  •  увеличение выборки участников спортивного отбора для сборных команд различного уровня;
  •  увеличение общего числа спортивного резерва;
  •  увеличение числа борцов, в составе сборных команд, имеющих многолетний спортивный стаж и т.д.

Все это в целом побудило Федерацию спортивной борьбы России обратить особое внимание на данные проблемы и разработать стратегию и комплекс мер для их решения.

Одним из первых своих шагов ФСБР было написание авторским коллективом специалистов учебной программы «Спортивная борьба как третий час урока физической культуры в школе и методического обеспечения для учителей физической культуры».

Далее, Программа была рассмотрена на заседании экспертного совета Министерства образования и науки Российской Федерации по совершенствованию системы физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации и рекомендована им для апробации в образовательном процессе общеобразовательных организаций в течение первого полугодия 2014-2015 учебного года (письмо Минобрнауки России в адрес органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования от 12 мая 2014 г. № 09-889).

Программа для обучающихся общеобразовательных учреждений на основе спортивной борьбы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (приказ № 1089 Минобразования Российской Федерации от 5 марта 2004 г.), отвечает положениям Закона «Об образовании», основным положениям Концепции содержания образования обучающихся в области физической культуры (2001 г.), Федерального закона «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ, в котором отмечается, что организация физического воспитания в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ (гл. 3 ст. 28. п. 2.).

Содержание программы основано на положениях следующих нормативных правовых актов Российской Федерации:
- требования к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре» основного общего образования (ГОС и ФГОС);
- концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;
- стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;
- поручение Президента Российской Федерации от 02 октября 2007 г. № ПР-1766 «О развитии физической культуры и спорта в образовательных учреждениях России»;
- стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года в отношении модернизации системы физического воспитания детей, подростков, молодежи, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 г. № 1101-ф;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Учебная программа по физической культуре, с использованием спортивной борьбы, разработана на основе предъявляемых требований к результатам освоения основной образовательной программы по данному предмету. При её составлении учитывалась главная цель развития системы школьного образования — формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры и отвечающей потребностям современного общества.

Целью разработанной учебной программы на основе спортивной борьбы для обучающихся является — формирование разносторонней, гармонической и физически развитой личности, способной совершенствовать свойственные каждому человеку физические способности в единстве с воспитанием духовных и нравственных качеств, а также активно использующей средства физической культуры в организации здорового образа жизни и укреплении собственного здоровья, развивающей чувства толерантности и уважения к культурным наследиям не только своего народа, но и многочисленных народов России.

Реализации основной цели программы способствует решение следующих задач:

1. Укрепление физического здоровья, развитие и совершенствование основных физических качеств, закаливание организма.
2. Освоение знаний о физической культуре и спорте, разнообразии национальных видов спорта народов России, их роли в формировании здорового образа жизни, привития интереса к культурным наследиям многочисленных народов нашей Родины.

3. Обучение базовым физическим упражнениям спортивной борьбы (греко-римской и вольной).

4. Формирование здорового образа жизни.

5. Формирование у обучающихся заинтересованности в уроке физической культуры и занятиях спортивной борьбой.
6. Развитие у обучающихся способностей коллективного взаимодействия с другими обучающимися, толерантного отношения друг к другу, а также общения со старшим поколением, в процессе занятий физической культурой.
7. Формирование умения развивать свою личность в культурном плане, путём приобретения знаний относительно национальных и местных традиций.
8. Привитие культуры поведения и общения.

Помимо теоретического и практического материала в программе представлены — урочное и календарно-те- матическое планирование, примерные ориентиры показателей уровня развития физических качеств школьников различных возрастных групп по годам обучения, минимальный перечень инвентаря и оборудования необходимого для проведения занятий по спортивной борьбе, правила безопасности при проведении уроков и многое, многое другое, что в совокупности значительно облегчает практическую работу учителя физической культуры по непосредственному проведению третьего урока — «Спортивная борьба».

Современная школа ищет пути для создания комфортной среды для обучения и воспитания современных школьников, где одной из главных задач сегодняшнего дня является — воспитание толерантности по отношению друг к другу.

Целый подраздел главы II «Классификация некоторых спортивных и национальных видов борьбы» специально написан авторами не только с целью оказания методической помощи учителям физической культуры для повышения эффективности преподавания учащимся теоретического раздела знаний по спортивным и национальным видам борьбы многочисленных народов России и мира, но и для знакомства с традициями и обычаям в данных видах единоборств, а также особенностями правил проведения соревнований.

Авторы надеются, что полученные знания, донесенные учителем, позволят сформировать у учащихся нравственные, интеллектуальные, духовные и поведенческие ценности, раскрыть для детей идеалы национальной, физической и спортивной культуры, а также способствовать дальнейшему развитию чувства толерантности по отношению друг к другу и, в целом, глубже познать и понять неповторимость и красоту культур многочисленных народов России.

Наряду со специальными упражнениями борца в программе представлены «Игры с элементами калмыцкой национальной борьбы». Данные игры прошли апробацию не только в образовательных организациях Республики Калмыкия, но и в общеобразовательных школах Юго-Восточного окружного управления образования города Москвы и включены в рекомендованную экспертным советом Министерства образования и науки Российской Федерации «Модульную программу третьего урока физической культуры для 1-11 классов общеобразовательных учреждений», которая уже используется учителями физической культуры в различных регионах Российской Федерации.

Следует отметить, что включенные в программу «Игры с элементами калмыцкой национальной борьбы» окажут не только методическую и практическую помощь при подготовке и проведении школьного урока по спортивной борьбе, но и послужат примером и толчком для разработки и использовании учителем физической культуры собственных авторских вариативных разделов программ — игры с элементами единоборств.

Для профессионального самосовершенствования учителей физической культуры, желающих работать по данной программе, авторами предусмотрен значительный список литературных источников, включающий 108 наименований, освещающих многие вопросы организации и проведения занятий по спортивной борьбе.

В приложениях к программе размещены правила по охране труда при проведении занятий на основе спортивной борьбы.

Многие разделы программы были представлены на II-м и III-м Международном конгрессе учителей физической культуры, пропагандирующих здоровый образ жизни в городе Петрозаводске, Республика Карелия в 2010 и 2012 годах.

Для проведения апробации ФСБР разработала пакет констатирующих документов куда вошли: «Памятка для куратора регионального Минобра», «Памятка для куратора от региональной федерации борьбы» и «Памятка для учителя ФК или тренера». Специалистами ФСБР проведены консультации по механизму проведения апробации со всеми участниками, задействованными в данном процессе.

На сегодняшний день от более ста образовательных организаций из 14 регионов Российской Федерации получены официальные письма подтверждающие желание общеобразовательных школ участвовать в апробации учебной программы «Спортивная борьба как третий час урока физической культуры в школе и методического обеспечения для учителей физической культуры».

Придав программе «Спортивная борьба как третий час урока физической культуры в школе и методического обеспечения для учителей физической культуры» официальный статус Минобра РФ, ФСБР заключило Соглашение о взаимодействии между Министерством образования и науки Российской Федерации и Федерацией спортивной борьбы России (от 10 апреля 2014 года № СОГ-4/09).

В соответствии с данным соглашением о взаимодействии Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) разработал программу курсов повышения квалификации для учителей физической культуры, использующих в своих уроках элементы спортивной борьбы. Предложенная программа курсов (72 часа) стала «базовой» и легла в основу работы региональных институтов или ФПК по повышению квалификации учителей физической культуры. В проведении практической части занятий для учителей задействованы региональные федерации спортивной борьбы РФ, направившие своих ведущих специалистов-практиков.

Совместная работа региональных институтов повышения квалификации и региональной федерации спортивной борьбы позволит учителям физической культуры качественно повысить свою профессиональную компетентность и получить аттестационный сертификат государственного образца.

Помимо аттестации учителей физической культуры, согласно вышеуказанного соглашения о взаимодействии, ФСБР на взаимовыгодных условиях оказывает содействие в переоборудовании и оснащении школьных спортивных залов или приспособленных помещений для проведения уроков физической культуры с элементами спортивной борьбы. Данное оборудование поставляется официальным поставщиком Объединенного мира борьбы (UWW) и уже успешно используется в ряде общеобразовательных школ города Москвы и других регионах Российской Федерации.

Данные залы универсальны и могут использоваться образовательными школами для прохождения многих разделов, как стандартной программы по физической культуре, так и в дополнительном образовании — гимнастика, акробатика, подвижные игры, фитнес, аэробика, художественная гимнастика и т.д.

На данном этапе реализации программы Федерацией спортивной борьбы России ведется работа по написанию и изданию целого ряда учебной и учебно-методической литературы, как для учащихся образовательных организаций, так и учителей физической культуры.

В ряде специализированных изданиях уже опубликованы статьи о программе и проведении уроков с элементами борьбы в образовательных организациях (1-14). Часть из этих материалов размещена в интернете на сайте ФСБР.

Используя современные электронные ресурсы Федерация спортивной борьбы России создала на своем сайте страницу — «Борьба в школы», где любой желающий может ознакомиться, либо скачать электронные версии учебной программы «Спортивная борьба как третий час урока физической культуры в школе и методического обеспечения для учителей физической культуры», документы, статьи, учебно-методические и методические пособия и рекомендации.

Следующим фундаментальным шагом по развитию школьной спортивной борьбы стало участие ФСБР в конкурсном отборе проектов, направленных на содействие созданию и развитию школьных спортивных клубов Общероссийского союза общественных объединений «Олимпийский комитет России» (ОКР).

Основной нитью разработанного федерацией проекта — «Спортивная борьба в школы» стал системный подход в решении выше обозначенных проблем. Схема реализации данного проекта представлена ниже.

В представленном проекте предусмотрены следующие направления работы:
- создание специализированных школьных спортивных залов или приспособленных помещений и оснащение их оборудованием и инвентарем;
- написание и издание учебных, учебно-методических и методических пособий и рекомендаций по спортивным и национальным видам борьбы для школьников 1-11 классов, а также учителей ФК, тренеров, специалистов в области физической культуры и спорта и сотрудников школьного спортивного клуба;
- разработка, написание, издание программ курсов повышения квалификации, лекционного и раздаточного материала, а также их проведение;
- организация и проведение семинаров, тренингов, конференций и круглых столов;
- проведение мастер-классов, «олимпийских уроков» и встреч с выдающимися борцами и тренерами;
- поведение школьных теоретических олимпиад и конкурсов;
- пропаганда школьной спортивной борьбы в специализированных изданиях и СМИ.

Олимпийский комитет России отметил программу Федерации спортивной борьбы России «Борьбу — в школу!» как одну из наиболее эффективных форм работы по созданию и развитию школьных спортивных клубов с целью дополнительного привлечения населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Осенью прошлого года комиссия «Спорт для всех» была сформирована и в структуре Объединенного мира борьбы (UWW). Возглавил её первый вице-президент ФСБР Георгий Брюсов.

Комиссия UWW «Спорт для всех», опираясь на российские ноу-хау и уникальный национальный опыт в реализации этого проекта, планирует этот качественно новый подход к продвижению борьбы на массовом уровне распространить в странах, членах UWW.

Международная презентация российской программы «Борьбу — в школу!» состоится 12 июня в Лос-Анжелесе в рамках Кубка мира по вольной борьбе.

Литература

  1.  Соглашение о взаимодействии между Министерством образования и науки Российской Федерации и Федерацией спортивной борьбы России. Журнал Вестник образования России (сборник приказов и документов Минобрнауки РФ № 10 май, 2014 г.
  2.  Цандыков В. Э. Планирование учебного материала для проведения третьего урока физической культуры на основе спортивной борьбы // сборник статей по материалам IV Международного конгресса учителей физической культуры и специалистов. 25-29 июня 2014, г. Петрозаводск.
  3.  Цандыков В. Э. «Спортивная борьба в школу» // Вестник образования России (сборник приказов и документов Минобрнауки РФ), № 15 август, 2014.
  4.  Цандыков В. Э. Бороться и искать // Спорт в школе. Методический журнал для учителей физкультуры и тренеров.— № 1 (547), 2015.— С34-37.
  5.  Карелин А. А. Спортивная борьба в школе // Журнал «Культура физическая и здоровье». ВГПУ, Воронеж, № 1 (52) 2015.
  6.  Цандыков В. Э. Учебная программа «Спортивная борьба как третий урок физической культуры» и механизмы ее реализации // Спортивно ориентированное физическое воспитание и олимпийское образование — новые педагогические технологии XXI века: сборник статей X-й Всероссийской научно-практической конференции (3 апреля 2015 г.) / под ред. Чумакова В. Н., Т. В. Кугушевой, Д. В. Фонарева, К. В. Чедова. — ФГБОУ ВПО ЧГИФК, Чайковский: ФГБОУ ВПО ЧГИФК, 2015.— С.97-102.
  7.  Цандыков В. Э., Бесполов Д. В. Урок общения. Методические рекомендации к планированию третьего часа физической культуры или учебного раздела программы «Спортивная борьба» общеобразовательных организаций: Часть V / под общ. ред. И. В. Ященко.— М.: УЦ «Перспектива», 2015.— 132 с.
  8.  Подливаев Б. А., Григорьев А. В. Уроки вольной борьбы. М.: Советский спорт, 2012.— 528 с.: ил.
  9.  Игуменов В. М., Подливаев Б. А., Киселев Б. И., Моисеев А. Б., Сорокина Т. П. Методические рекомендации по разработке учебных программ по предмету «Физическая культура» для общеобразовательных учреждений.— М., 2014.
  10.  Игуменов В. М., Подливаев Б. А., Киселев Б. И., Моисеев А. Б., Сорокина Т. П. Учебная Программа по физической культуре на основе спортивной борьбы. — М., 2014.
  11.  Игуменов В. М., Подливаев Б. А., Киселев Б. И., Моисеев А. Б., Сорокина Т. П. Методическое обеспечение по реализации Программы на основе спортивной борьбы.— М., 2014.
  12.  Игуменов В. М., Подливаев Б. А., Киселев Б. И., Моисеев А. Б., Сорокина Т. П. Физическая культура. Элементы спортивной борьбы. 1-4 классы. Рабочая программа (для учителей общеобразовательных учреждений).— М., 2014.
  13.  Игуменов В. М., Подливаев Б. А., Киселев Б. И., Моисеев А. Б., Сорокина Т. П., Вовк С. И., Шалманов А. А., Захарьева Н. Н. Учебная программа по дисциплине «Физическая культура. Элементы спортивной борьбы в 1-4 классах для слушателей ИПК и ППК.— М., 2014.

Международные спортивные игры «Дети Азии» -- фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва: материалы международной научной конференции, 7-8 июля 2016 г. / под общ. ред. М.Д. Гуляева. - Якутск, 2016.

Категория: Физкультура и спорт. Здоровье | Добавил: x5443 (28.11.2018)
Просмотров: 16 | Теги: спортивная борьба | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
...




Copyright MyCorp © 2018 Обратная связь